ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-650/2013 от 16.07.2013 Ярцевского городского суда (Смоленская область)


Гражданское дело № 2-650/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ярцево 16 июля 2013 года

Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:

Председательствующего (судьи) Помельникова О.В.,

при секретаре Хрупиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты> межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению <данные изъяты> средней общеобразовательной школе о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты> межрайонный прокурор Смоленской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению <данные изъяты> средней общеобразовательной школе и просил обязать указанного ответчика произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за <нет данных> и первый квартал <нет данных>, а также предоставить расчеты в Управление Росприроднадзора по <данные изъяты> области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска прокурор указал, что ответчик осуществляет свою деятельность на территории <данные изъяты> района Смоленской области, в процессе своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, но в нарушение действующего законодательства не производит расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, не представляет указанные расчеты в управление Росприроднадзора, чем нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник <данные изъяты> межрайонного прокурора Смоленской области Крупенева Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО1 не возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица – Управления Росприроднадзора по <данные изъяты> области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.

Суд, выслушав мнение прокурора, доводы представителя ответчика, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с частью 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические лица и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствий с законодательством.

Согласно статье 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются данным Федеральным законом, иными федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В силу статьи 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который в соответствии с пунктом 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных, юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за виды вредного воздействия на окружающую природную среду.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 года №204 утверждены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок заполнения и представления формы расчета, платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Порядок).

Согласно пункта 1 Порядка, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об - утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Пунктом 2 Порядка определено, что расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

Пунктом 3 Порядка установлено, что расчет представляется плательщиком не позднее 20 числа месяца следующего за истекшим отчетным кварталом.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 года № 717 функции Ростехнадзора в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду, обращения с отходами и государственной экологической экспертизы с 01.10.2010 года передаются Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору).

Судом установлено, что ответчик осуществляет свою деятельность на территории <данные изъяты> района Смоленской области, в процессе своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду и в силу статьи 16 закона об охране окружающей среды обязан вносить обязательные публично-правовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Однако согласно сообщению от <нет данных> расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за <нет данных> и первый квартал <нет данных> ответчиком не производятся, в органы Росприроднадзора не предоставляются, платежи не осуществляются.

Таким образом, поскольку муниципальное бюджетное образовательное учреждение <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа не производит расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и не предоставляет их в органы Росприроднадзора, чем нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а обязанность по устранению указанных нарушений лежит на ответчике, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за <нет данных> и первый квартал <нет данных>, а также предоставить расчеты в Управление Росприроднадзора по <данные изъяты> области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Сторона, не согласная с принятым судебным актом, вправе его обжаловать в апелляционном порядке в Смоленский областной суд, в течение одного месяца со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Ярцевский городской суд Смоленской области.

Судья Помельников О.В.