ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-650/2014 от 19.02.2014 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

<данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

<данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г.о. Самара 19 февраля 2014 года

 Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Гороховик О. В., при секретаре Крусь Е. В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2№ по заявлению ФИО1 об оспаривании отказа Департамента строительства и архитектуры г. о. Самары,

УСТАНОВИЛ:

 Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Департамента строительства и архитектуры г. о. Самары, указав в обоснование своих требований, что он является собственником земельного участка и нежилого здания по адресу: <адрес>. Он обратился в Департамент с заявлением о внесении изменений в генеральный план г. о. Самары об исключении красных линий с его земельного участка. Письмом от 25.10.13 г. Департаментом было отказано в удовлетворении его заявления.

 Ссылаясь на незаконность отказа, просит признать решение Департамента строительства и архитектуры г. о. Самары об отказе в исключении красных линий с земельного участка по адресу: <адрес>, обязать Департамент строительства и архитектуры устранить указанное нарушение.

 В судебном заседании представитель заявителя свои требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

 Представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.

 Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к мнению, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно ч. 1 ст. 254, ст. 255, ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решению (действиям, бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

 Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

 В соответствии со ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит:

 1) положение о территориальном планировании;

 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

 4. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:

 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

 5. На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:

 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:

 а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;

 б) автомобильные дороги местного значения;

 в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;

 г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;

 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

 6. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

 7. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат:

 1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа;

 2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования;

 3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий;

 4) утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

 5) утвержденные документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

 6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 7) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

 8. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:

 1) границы поселения, городского округа;

 2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;

 3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;

 4) особые экономические зоны;

 5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

 6) территории объектов культурного наследия;

 7) зоны с особыми условиями использования территорий;

 8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.

 Согласно ст. 24 ГрК РФ внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25.

 В соответствии со ст. 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в следующих случаях:

 1) в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируется размещение объектов федерального значения на территориях поселения, городского округа;

 2) предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда;

 3) на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории федерального значения;

 4) предусматривается размещение в соответствии с указанным проектом объектов местного значения поселения, городского округа, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.

 2. Проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в следующих случаях:

 1) в соответствии с документами территориального планирования субъекта Российской Федерации планируется размещение объектов регионального значения на территориях поселения, городского округа;

 2) предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения;

 3) на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.

 (часть 2 в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

 2.1. В случае, если на территориях поселения, городского округа находятся исторические поселения федерального значения, исторические поселения регионального значения, проект генерального плана подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с настоящим Кодексом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 3. Проект генерального плана подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, подготовившими проект генерального плана, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов местного значения поселения, городского округа, при размещении объектов местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких муниципальных образований.

 4. Проект генерального плана поселения подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение, в следующих случаях:

 1) в соответствии с документами территориального планирования муниципального района планируется размещение объектов местного значения муниципального района на территории поселения;

 2) на территории поселения находятся особо охраняемые природные территории местного значения муниципального района.

 4.1. В случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 настоящей статьи, проект генерального плана подлежит согласованию в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района, и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения муниципального района. В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1, пунктом 3 части 2, пунктом 2 части 4 настоящей статьи, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на особо охраняемые природные территории федерального значения, особо охраняемые природные территории регионального значения, особо охраняемые природные территории местного значения муниципального района. В случаях, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи, проект генерального плана поселения, проект генерального плана городского округа подлежат согласованию в части соответствия указанных проектов предмету охраны исторического поселения, утвержденному в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

 5. Иные вопросы, кроме указанных в частях 1 - 4.1 настоящей статьи вопросов, не могут рассматриваться при согласовании проекта генерального плана.

 7. Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.

 8. В случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами.

 9. Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

 10. По результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа:

 1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями;

 2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.

 (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

 11. Указанные в части 10 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:

 1) предложения об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования);

 (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

 2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения генерального плана путем подготовки предложений о внесении в такой генеральный план соответствующих изменений.

 12. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.

 Согласно ст. 28 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

 Из материалов гражданского дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка и нежилого здания по адресу: <адрес>.

 16.10.13 г. заявитель обратился в Департамент строительства и архитектуры с заявлением о внесении изменений в генеральный план г. о. Самары путем исключения красных линий с земельного участка по адресу: <адрес>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>-0-1 в удовлетворении заявления ФИО1 было отказано.

 Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, расположен в красных линиях планируемой <адрес>.

 Указанные красные линии занесены в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности со Схемы № (Схемы инженерной и транспортной инфраструктуры) Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.08.08 г. № 539.

 При указанных обстоятельствах, учитывая, что красные линии на земельном участке ФИО1 нанесены на основании генерального плана, исключение указанных линий может быть осуществлено только путем внесения изменений в генеральный план. Внесении изменений в Генеральный план осуществляется с соблюдением процедуры, установленной ст. 25 ГРК РФ.

 В соответствии с Уставом г. о. Самары Департамент строительства и архитектуры выполняет техническую работу по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и не является лицом, на которого законом возложены полномочия по внесению в генеральный план.

 При указанных обстоятельствах учитывая, что красные линии могут быть исключены с земельного участка при соблюдении установленной законом процедуры внесения изменений в генеральный план, Департамент строительства и архитектуры не является надлежащим лицом по внесению указанных изменений.

 Учитывая, что в судебном заседании не установлено нарушение закона и прав заявителя Департаментом строительства и архитектуры г. о. Самары, суд приходит к выводу о том, что заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению.

 Ссылка представителя заявителя на то, что наличие красных линий нарушает его право на реконструкцию принадлежащего ему здания, несостоятельна, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами права кранные линии исключаются только при соблюдении установленной законом процедуры, которая в указанном случае не была соблюдена.

 Суд, исходя из конституционного принципа разделения властей, не вправе подменять органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления и разрешать вопросы, прямо отнесенные к их компетенции. Не вправе суд произвольно, вопреки прямо установленной законом норме расширять круг лиц, имеющих право вносить изменения в генеральный план.

 Доводы представителя заявителя о том, что обязанность Департамента по исключению и нанесению красных линий предусмотрена п. 4.7 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, несостоятельны, поскольку указанный документ возлагает на органы архитектуры и градостроительства обязанность по надлежащему ведению информационной базы.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявления ФИО1 отказать.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Решение изготовлено в окончательной форме 20.02.14 г.

Судья Гороховик О. В.