Дело № 2-650/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Смидович 08 августа 2016 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Пешковой Е.В.
при секретаре Коряковцевой Л.Н.
с участием прокурора Лобода Н.А.
представителей ответчика ФИО1 ФИО7., ФИО2 ФИО8.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Смидовичского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к выполнению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
09.06.2016 г. прокурор Смидовичского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» о понуждении к совершению определенных действий. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Смидовичского района на основании поручения прокуратуры области проведена проверка соблюдения действующего законодательства в сфере ЖКХ в деятельности администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО, в ходе которой установлено, что в настоящее время в замене нуждается три участка сетей водоотведения Николаевского городского поселения: от пер. Комсомольский <адрес> до очистных прудов накопителей <адрес>, протяженностью 1251 м.; от канализационно-насосной станции <адрес>ной больницы по <адрес> до пер. Комсомольский <адрес>, протяженностью 3040 м.; от <адрес> до <адрес>, протяженностью 3500 м. Выполнение работ по замене первого участка сетей водоотведения планировалось в конце 2015 года- начале 2016 года, однако до настоящего времени работы не начаты. Сроки выполнения работ на втором и третьем участках сетей водоотведения не определены. В настоящее время администрацией Николаевского городского поселения действенные меры к ремонту указанной канализационной сети не предпринимаются, что ставит под угрозу функционирование всей системы водоотведения <адрес>. Канализационные воды, образованные в результате порыва канализационной сети, на протяжении длительного времени образуются на поверхности почвы вблизи индивидуальных жилищных строений. Прокурор просит обязать собственника муниципального имущества-администрацию муниципального образования «Николаевское городское поселение» обеспечить выполнение работ по замене сетей водоотведения на участке от пер. Комсомольский <адрес> до очистных прудов накопителей <адрес>, протяженностью 1251 м в срок до 01.12.2016 года; обязать обеспечить выполнение работ по замене сетей водоотведения на участке от канализационно-насосной станции <адрес>ной больницы по <адрес> до пер. Комсомольский <адрес>, протяженностью 3040 м в срок до 01.12.2017 года; обязать обеспечить выполнение работ по замене сетей водоотведения на участке от <адрес> до <адрес>, протяженностью 3500 м в срок до 01.12.2018 года.
В судебном заседании прокурор Лобода ФИО9 уточнила исковые требования, просила обязать администрацию муниципального образования «Николаевское городское поселение» обеспечить выполнение работ по модернизации путем реконструкции сетей водоотведения на участке от <адрес><адрес> до очистных прудов накопителей <адрес>; на участке от канализационно-насосной станции <адрес>ной больницы по <адрес> до <адрес><адрес>; на участке от <адрес> до <адрес> в срок до 01.12.2019 года. Суду пояснила, что сети водоотведения, находящиеся в собственности ответчика, требуют реконструкции, которую обязан проводить именно собственник на основании ст. 210 ГК РФ.
Представитель ответчика-администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» ФИО1 ФИО10 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился в связи с отсутствием в бюджете поселения денежных средств на исполнение решения. Суду пояснил, что сети водоотведения в <адрес> находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют значительный процент износа. Сети водоотведения действительно нуждаются в реконструкции, однако силами местного бюджета провести эти работы не представляется возможным. Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры всегда происходит при софинансировании расходов с участием средств как федерального, так и областного бюджета. При этом доля финансирования местного бюджета при модернизации не превышает 10%. На все три участка сетей водоотведения, указанных в иске, по заказу администрации Николаевского городского поселения была подготовлена сметная документация, которая направлялась для включения в государственную программу. Проектная документация предусматривала реконструкцию сетей водоотведения.
Представитель ответчика-администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» ФИО2 ФИО11. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что в обоснование иска прокурор ссылается на п. 2 постановления правительства ЕАО от 23.04.2015 г. №-пп «Об основных мероприятиях по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Еврейской автономной области к работе в осенне-зимний период 2015 -2016 годов», в то время как осенне-зимний период 2015-2016 годов уже прошел. Кроме того, согласно п. 4.1 договора аренды имущества от 25.01.2016 г., арендатор объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенных для оказания услуг водоотведения Николаевского городского поселения <адрес>, ООО «ТехСтройРесурс» обязано ежегодно проводить плановый капитальный и текущий ремонт оборудования. В соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» обязанность по проведению текущего и капитального ремонта возлагается на арендатора по договору аренды систем водоотведения. Данных о том, к каким видам работ отнесены работы по замене сетей водоотведения, прокурором не представлено. Ранее мероприятия по реконструкции системы водоотведения <адрес>, в частности прокладка канализационной сети протяженностью 1,5 км. были включены в государственную программу <адрес> «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в <адрес> на 2015-2018 годы». Однако постановлением правительства ЕАО от 31 мая 2016 г №-пп в указанную программу были внесены изменения и мероприятия по модернизации канализационных сетей <адрес> были исключены из государственной программы. Считает, что нет правовых оснований для возложения обязанности по реконструкции сетей водоотведения только на местный бюджет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – ООО «ТехСтройРесурс» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия их представителя. В отзыве на исковое заявление указал, что договор аренды сетей водоотведения не предусматривает инвестиционных вложений со стороны арендатора, а система водоотведения <адрес> нуждается в полной модернизации и восстановительных работах.
Суд, заслушав прокурора, представителей ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоотведения относится к вопросам местного значения городского поселения.
В собственности муниципального образования «Николаевское городское поселение» находятся канализационные сети протяженностью 8843,8 км., расположенные в <адрес> ЕАО, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.10.2009 г.
Из технического паспорта на канализационные сети следует, что по состоянию на 25.07.2007 г. износ отдельных участков системы составлял от 42 % до 100 %.
В сообщении главы администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» от 30.12.2015 г. на имя прокурора <адрес> указано на необходимость ремонта трех участков канализационных сетей <адрес>: на участке от <адрес><адрес> до очистных прудов накопителей <адрес> (показатель износа 100%); на участке от канализационно-насосной станции <адрес>ной больницы по <адрес> до <адрес><адрес> (показатель износа 90%); на участке от <адрес> до <адрес> (показатель износа 70%).
По информации управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства <адрес> от 01.08.2016 г. № сети водоотведения <адрес> находятся в неудовлетворительном состоянии. Для объективной оценки состояния сетей необходимо проведение экспертизы специализированной организацией. Работы по замене сетей водоотведения <адрес> не включены в государственную программу «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в <адрес> на 2015-2018 годы» в связи с дефицитом областного бюджета.
Согласно сообщению управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства <адрес> от 01.08.2016 г. № система водоотведения <адрес> нуждается в реконструкции.
Градостроительный кодекс РФ к работам по реконструкции линейных объектов, к которым относятся сети водоотведения, относит работы по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которые влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Постановлением правительства Еврейской автономной области от 17.03.2015 №-пп была утверждена государственная программа Еврейской автономной области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Еврейской автономной области» на 2015 - 2018 годы. Данная программа в редакции от 23.10.2015 г. включала в себя работы по реконструкции системы водоотведения в пос. Николаевка. Вместе с тем, постановлением правительства ЕАО от 31.05.2016 г. мероприятия по реконструкции системы водоотведения <адрес> исключены из государственной программы в связи с дефицитом бюджета.
Таким образом, представленными материалами подтверждается необходимость реконструкции участков сетей водоотведения <адрес>. Доказательства необходимости реконструкции системы водоотведения опровергают доводы представителя ответчика ФИО2 ФИО12 о том, что работы по замене сетей водоотведения относятся к капитальному ремонту, который должен осуществлять арендатор муниципального имущества.
25.01.2016 г. между администрацией Николаевского городского поселения и ООО «ТехСтройРесурс» заключен договор аренды, согласно которому собственник передал арендатору на основании проведенного конкурса во временно пользование и владение объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для оказания услуг водоотведения Николаевского городского поселения <адрес>. Срок действия договора установлен на 5 лет, по 25 января 2021 года.
В силу п. 3.4.6 договора арендатор обязан проводить ежегодно плановый (капитальный, текущий) ремонт и наладку основного и вспомогательного технологического оборудования с целью обеспечения бесперебойной подачи коммунальной услуги.
На основании ст. 41.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» арендатор по договору аренды систем водоотведения обязан поддерживать системы и (или) объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
Однако ни Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», ни договор аренды от 25.01.2016 г. не предусматривают обязанности арендатора проводить реконструкцию сетей водоотведения.
Ненадлежащее состояние сетей водоотведения <адрес> приводит к порывам сетей, выбросу канализационных вод на поверхность почвы, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную и безопасную окружающую среду. При этом отсутствие денежных средств в местном бюджете не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку это не освобождает ответчика от исполнения обязанностей, отнесенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения и восстановления нарушенных прав граждан.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, установив факт неудовлетворительного состояния сетей водоотведения <адрес> и необходимость их реконструкции, суд приходит к выводу об обосновании исковых требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, районный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Смидовичского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к выполнению определенных действий, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района <адрес> обеспечить выполнение работ по реконструкции сетей водоотведения на участке от <адрес><адрес> до очистных прудов накопителей <адрес> протяженностью 1251 м; на участке от канализационно-насосной станции <адрес> больницы по <адрес> до <адрес><адрес> протяженностью 3040 м.; на участке от <адрес> до <адрес> протяженностью 3500 м. в срок до 01.12.2019 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Пешкова