ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-650/2022 от 21.04.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело №2-650/2022

УИД 69RS0040-02-2022-000561-49

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 апреля 2022 года г. Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Стёпиной М.В.,

при секретаре Гиленковой И.А.,

с участием представителя прокурора Пролетарского района города Твери помощника прокурора Быстровой С.А., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на основании доверенности ФИО1,

представителя третьего лица Муниципального образования г.Тверь и Департамента ХКХ, жилищной политики строительства администрации города Твекри Солодкой Э.Н., действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Министерства строительства Тверской области ФИО2, действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Правительства Тверской области ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску прокурора Пролетарского района г.Твери в интересах неопределенного круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившиеся в невыполнении работ: по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту и утеплению фасада; ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установке, ремонту или замене в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения; установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания в многоквартирном доме 50 корпус 1 по улице Громова города Твери, запланированных к реализации в 2017-2019 гг., предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690-пп; по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения в многоквартирном доме 9 по улице Громова города Твери, запланированных к реализации в 2017-2019 гг., предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690-пп; обязатии в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ: по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту и утеплению фасада; ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установке, ремонту или замене в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения; установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания в многоквартирном доме 50 корпус 1 по улице Громова города Твери; по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения в многоквартирном доме 9 по улице Громова города Твери,

у с т а н о в и л:

Прокуратура Пролетарского района г.Твери в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском, в котором просила суд признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившиеся в невыполнении работ: по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту и утеплению фасада; ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установке, ремонту или замене в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения; установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания в многоквартирном доме 50 корпус 1 по улице Громова города Твери, запланированных к реализации в 2017-2019 гг., предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690-пп; по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения в многоквартирном доме 9 по улице Громова города Твери, запланированных к реализации в 2017-2019 гг., предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690-пп; обязатии в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ: по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту и утеплению фасада; ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установке, ремонту или замене в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения; установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания в многоквартирном доме 50 корпус 1 по улице Громова города Твери; по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения в многоквартирном доме 9 по улице Громова города Твери.

В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что прокуратурой Пролетарского района г.Твери на основании обращений граждан, поступивших с личного приема заместителя прокурора Тверской области, проанализировано исполнение требований жилищного законодательства Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в части проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Пролетарского района г. Твери. По результатам проведенной проверки установлено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. В соответствии с вышеуказанной Региональной программой, а также Краткосрочными планами реализации региональной программы в многоквартирном доме 9 по улице Громова города Твери должен быть проведен капитальный ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания. Согласно постановлению Правительства Тверской области от 10.03.2017 об утверждении регионального краткосрочного плана на 2017-2019 года многоквартирный дом 9 по улице Громова города Твери включен на 2018 год с видом работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения. В соответствии с вышеуказанной Региональной программой, а также Краткосрочными планами реализации региональной программы в многоквартирном доме 50 корпус 1 по улице Громова города Твери должен быть проведен капитальный ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; остановка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового (ирного телевизионного вещания. Согласно ответу фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, а также департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной-политики и строительства администрации города Твери капитальный ремонт в многоквартирных домах 9 и 50 корпус 1 по улице Громова по указанном видам работ не проведен. Таким образом, несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, Краткосрочным планом реализации в 2017 - 2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области должных мер по выполнению работ, предусмотренных региональной программой, не принято, в связи с чем бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в указанных многоквартирных домах, ибо находящихся в помещениях, входящих в состав многоквартирного дома по иным основаниям.

В судебном заседании представитель истца прокурора Пролетарского района города Твери помощника прокурора на основании доверенности Быстрова С.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просил суд заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на основании доверенности ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица Муниципального образования г.Тверь и Департамента ХКХ, жилищной политики строительства администрации города Твери ФИО4, действующей на основании доверенности, поддерживала заявленные требования и просила их удовлетворить по основаниям изложенных в отзыве.

Представитель третьего лица Министерства строительства Тверской области на основании доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

В судебном заседании представитель третьего лица Правительства Тверской области ФИО3 по доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представители третьих лиц ООО «Северо-Запад», УФК по Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций, Министерства финансов Тверской области, надлежащим образом извещённые о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

На основании положений ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав истца, представителя ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на основании доверенности ФИО1, представителя третьего лица Муниципального образования г.Тверь и Департамента ЖКХ, жилищной политики и строительства администрации г.Твери Солодкой Э.Н., на основании доверенности, представителя третьего лица Министерства строительства Тверской области на основании доверенности ФИО2, представителя третьего лица Правительства Тверской области ФИО3 на основании доверенности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, следует, что от жителей многоквартирного дома 9 по улице Громова города Твери первому заместителю прокурора Тверской области поступило заявление, согласно которому следует, что многоквартирный дом 9 по улице Громова города Твери вошел в краткосрочный план по капитальному ремонту еще в 2018 году, однако до сих пор дом не был отремонтирован, проблема капитального ремонта до сих пор не решилась. Также от жителей многоквартирного дома 50 корпус 1 по улице Громова города Твери первому заместителю прокурора Тверской области поступило заявление, согласно которому следует, что многоквартирный дом 50 корпус 1 по улице Громова города Твери вошел в краткосрочный план по капитальному ремонту на 2019 год, но до сих пор проблема капитального ремонта не решена, дом не отремонтирован.

Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества МКД на территории Тверской области с 2014 года по 2043 год.

Краткосрочный план реализации в 2017 - 2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы утвержден Постановлением Правительства Тверской области от 12.08.2014 N 394-пп.

В соответствии с Региональной программой в период 2017-2019 годов в многоквартирном доме 9 по улице Громова города Твери должен быть проведен капитальный ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания, а также капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с вышеуказанной Региональной программой в период 2017-2019 годов в многоквартирном доме 50 корпус 1 по улице Громова города Твери должен быть проведен капитальный ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; {"ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; остановка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового (ирного телевизионного вещания.

На основании решения комиссии, созданной постановлением администрации города Твери от 10.07.2014 №781 «О создании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования город Тверь», с учётом положений постановления Правительства Тверской области от 22.04.2014 №210-пп «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» постановлением администрации города Твери от 08.02.2017 №129 был утверждён Краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь.

В указанный краткосрочный план в период 2019-2019 годах включён многоквартирный дом 9 по улице Громова города Твери по видам работ: капитальный ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания, а также капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения. Однако многоквартирный дом 50 корпус 1 по улице Громова города Твери по видам работ: капитальный ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; остановка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового (ирного телевизионного вещания, не были включены в краткосрочный план (Т.1 л.д.197-180).

Согласно ч.1 ст.39, ч.2 ст.158 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок- подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (ч.1 ст.167 ЖК РФ).

Статьей 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).

Внесение в региональную программу, капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных в данной норме случаев (ч.4 ст.168 ЖК РФ).

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной, власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч.4.1 ст.168 ЖК РФ).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ).

Исходя из положений ст.ст.170, 175 и 178 ЖК РФ, формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещении в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете, в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда.

При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете владельцем счета по выбору собственников жилых помещений выступает: товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация, а также региональный оператор.

Согласно ч.1 ст.178 ЖК РФ, региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (ч.1 ст.182 ЖК РФ).

Согласно статье 16 Закона Тверской области от 28.06.2013 № 43-30 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» (далее — Закон) органы местного самоуправления в целях реализации региональной программы формируют краткосрочные планы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Распоряжением Правительства Тверской области от 28.06.2013 №306-рп «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области» была создана некоммерческая организация в форме фонда «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области», основной целью деятельности которой была определено осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального-ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно ч.4 ст.14 Закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО региональная программа по проведению капитального ремонта формируется на тридцать лет и утверждается Правительством Тверской области.

В соответствии с ч.1 ст.16 Закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Тверской области или уполномоченный орган и органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Согласно ч. 3 ст. 10 Закона №43-30 Региональный оператор в целях (обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту (общего имущества в многоквартирном доме: а) в порядке и сроки, предусмотренные статьей 18.1 Закона №43-30, (подготавливает и направляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об |объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; б) обеспечивает подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение (работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утверждает проектную документацию, несет ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; в) привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключает с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за гой счет и своими силами; г) контролирует качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; г-1) обеспечивает установление в порядке, установленном Правительством Тверской области, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе не допуска собственником, лицом, осуществляющим давление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по удержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ; д) осуществляет приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том после обеспечивает создание соответствующих комиссий согласно п.5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ; е) исполняет иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Тверской области.

Региональный оператор финансирует расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором

формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах Регионального оператора, пределах средств этого фонда капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из областного бюджета Тверской области и (или) местного бюджета (ч. 4 ст. 10 Закона №43-30).

В силу п.3 Порядка, краткосрочные планы реализации региональной программы утверждаются сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта.

Пунктом 5 Порядка, утверждённого постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп, определено, что муниципальные краткосрочные планы формируются органами местного самоуправления на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных, в частности, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее - региональный оператор), в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Предварительный сметный расчет составляется региональным оператором на основании: актов обследования технического состояния многоквартирных домов, составленных и подписанных лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами или оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; актов разграничения балансовой принадлежности в случае проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.

Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом первоочередности, установленной ч.2 ст.17 Закона Тверской области №43- ЗО, критериев для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.

Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями в части организации и проведения капитального ремонта на территории г.Твери. Разрабатывая и утверждая краткосрочные планы капитального ремонта, включая в него конкретные многоквартирные дома, муниципальное образование принимает на себя определенные обязательства и несет ответственность за своевременное проведение капитального ремонта перед жителями домов, ремонт общего имущества которых необходим в соответствии с критериями продолжительности эксплуатации технического состояния объектов общего имущества.

Как установлено при рассмотрении дела, Администрацией города Твери принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества в таких многоквартирных домах города Твери в сроки, установленные региональной программой (постановление Администрации города Твери от 28.09.2018 № 1144).

Указанное решение принято Администрацией города Твери и за собственников помещений многоквартирного дома № 50 корпус 1 на ул. Громова в Твери и многоквартирного дома № 9 на ул. Громова в г. Твери. 25.01.2019 Региональный оператор известил Департамент ЖКХ и строительства о невозможности согласования краткосрочного плана на 2019 год в представленном объеме и необходимости его формирования в пределах доведенных лимитов денежных средств. Исходя из доведенных Региональным оператором лимитов денежных средств, перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в 2019 году в рамках краткосрочного плана на 2017-2019 годы, включены только 43 многоквартирных дома (набравших максимальное количество баллов от 91,59388378 до 742,8060809), обеспеченных финансированием фонда капитального ремонта. Многоквартирный дом № 50 корпус 1 на ул. Громова в г. Твери набрал 48,6738193543327 баллов и включен в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в 2019 году. Многоквартирный дом № 9 на ул. Громова в г. Твери набрал 35,81791757 баллов и был включен в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в 2019 году, как дом, не обеспеченный финансированием фонда капитального ремонта в рамках краткосрочного плана на 1017-2019 годы.

Пунктами 15, 16 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области предусмотрено, что уполномоченный орган (Министерство строительства Тверской области) на основании муниципальных краткосрочных планов, представляемых органами местного самоуправления, в срок до 15 ноября года, предшествующего планируемому периоду, подготавливает региональный краткосрочный план.

Уполномоченный орган в течение двух недель с даты представления органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов проводит их анализ на включение в региональный краткосрочный план, а также (в случае предоставления государственной финансовой поддержки) прилагаемых к ним документов в соответствии с Постановлением Правительства Тверской области от 22.07.2014 №352-пп «Об утверждении Порядка и условий предоставления государственной финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области»; включает в региональный краткосрочный план многоквартирные дома, включенные в муниципальные краткосрочные планы, согласованные в соответствии с пунктом 13 раздела II настоящего Порядка с Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области и региональным оператором; в срок до 31 декабря года, предшествующего планируемому периоду, представляет на рассмотрение Правительства Тверской области проект нормативного правового акта об утверждении регионального краткосрочного плана.

Согласно краткосрочному плату в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, многоквартирный дом 9 по улице Громова города Твери вошел в перечень многоквартирных домов, которые подлежат капительному ремонту (Т.1 л.д.179), на основании чего были заключен договор ПС-023/18 между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и ООО «СтройАстрал» от 20.11.2018 года (Т.л. л.д.148-160).

30.11.2018 года между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и ООО «СтройАстрал» был заключен договор СК-054/18 на оказание услуг по строительному контролю за работами при выполнении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области, куда согласно перечню объектов капитального ремонта входит многоквартирный дом 9 по улице Громова города Твери (Т.1 л.д.161-168). Однако 10.12.2018 года Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и ООО «СтройАрсенал» подписали соглашение о расторжении (в части) договора подряда № ПС-023/18 (Т.1 л.д.169-172), после чего Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области направил претензию ООО «СтройАрсенал» о взыскании нейстойки по договору подряда № ПС-023/18, в связи с ненадлежащем исполнении договорных обязательств ( Т.1 л.д.173-174).

Как следует из представленных в суд материалов многоквартирный дом 9 по улице Громова города Твери включен в краткосрочный план реализации в 2020-2022 региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы (Т.1 л.д.181-182).

Факт отсутствия многоквартирного дома 50 корпус 1 по улице Громова города Твери в краткосрочном плане реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043, утвержденном постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 №62-пп, а также в краткосрочном плане реализации в 2020-2022 региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденном постановлением Правительства Тверской области от 14.08.2020 №360-пп, не оспаривается.

При этом, порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп, является действующим нормативным правовым актом, который никем не оспорен и не отменен в установленном порядке, а указанные в нём требования, являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.

При таких обстоятельствах, возложение на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта заявленного в иске многоквартирных жилых домом, с несоблюдением Порядка, утверждённого постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп, не отвечает требованиям действующего федерального и регионального законодательства.

В связи с изложенным, факт незаконного бездействие ответчика, выразившегося в невыполнении работ, запланированных к реализации в 2017-2019 годах региональной программой и муниципальным краткосрочным планом, в отношении заявленных в иске многоквартирных жилых домов, в ходе рассмотрения дела не установлен.

Таким образом, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объёме.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований истцу в соответствии со ст.98 ГПК РФ не подлежат возмещению понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований прокурора Пролетарского района г.Твери в интересах неопределенного круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившиеся в невыполнении работ: по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту и утеплению фасада; ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установке, ремонту или замене в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения; установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания в многоквартирном доме 50 корпус 1 по улице Громова города Твери, запланированных к реализации в 2017-2019 гг., предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690-пп; по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения в многоквартирном доме 9 по улице Громова города Твери, запланированных к реализации в 2017-2019 гг., предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690-пп; обязатии в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ: по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту и утеплению фасада; ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установке, ремонту или замене в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения; установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания в многоквартирном доме 50 корпус 1 по улице Громова города Твери; по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения в многоквартирном доме 9 по улице Громова города Твери – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.В.Стёпина

Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2022 года.

Дело №2-650/2022

УИД 69RS0040-02-2022-000561-49