Дело № 2-6511/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 сентября 2012 года | город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.В.,
при секретаре Поповой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котласского транспортного прокурора о возложении обязанности на открытое акционерное общество «Аэросервис» устранить нарушения закона,
установил:
Котласский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Аэросервис» о возложении обязанности устранить препятствия между взлетно-посадочной полосой и контрольным диспетчерским пунктом аэропорта «Котлас» («вышка»), а именно очистить территорию вдоль взлетно-посадочной полосы от кустарника.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной транспортной прокуратурой проверки выявлены нарушения федерального законодательства о безопасности полетов в аэропорту «Котлас». Так, аэродромное обслуживание воздушного движения воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуального полета, в границах своей зоны ответственности (на аэродроме - взлет, посадка, маневрирование на летном поле) осуществляет диспетчер контрольного диспетчерского пункта аэродрома. Вместе с тем, между взлетно-посадочной полосой и контрольно-диспетчерским пунктом, где располагается рабочее место диспетчера, имеется препятствие в виде разросшегося кустарника, что препятствует диспетчеру визуально контролировать летное поле и взлет-посадку воздушных судов. Какие-либо меры по устранению естественного препятствия ответчиком не предпринимаются, что нарушает права граждан на охрану жизни и здоровья.
В судебном заседании помощник Архангельского транспортного прокурора Плугов О.А., действующий по поручению Котласского транспортного прокурора, требования поддержал. Указал, что добровольно убрать разросшийся на территории аэродрома кустарник ответчик не желает, до настоящего времени никаких мер для устранения выявленного нарушения не принял. Наличие визуального препятствия между рабочим местом диспетчера и взлетно-посадочной полосой угрожает жизни и здоровью людей, а также может привести к значительному материальному ущербу, поскольку в настоящее время аэропорт работает в обычном режиме.
Представитель третьего лица Архангельского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ФИО1 поддержал заявленные прокурором требования. Пояснил, что существующий на территории аэродрома кустарник препятствует диспетчеру наблюдать за летным полем. Вместе с тем, нарушение обзора с вышки контрольного диспетчерского пункта недопустимо, поскольку напрямую угрожает безопасности полетов. Возможность руководства воздушным движением в аэропорту со стартовых командных пунктов, расположенных в торцах взлетно-посадочной полосы, не предусмотрена технологией работы аэропорта. Нарушение обзора с вышки является одним из оснований для приостановления действия сертификата, выданного ОАО «Аэросервис», без которого аэропорт свою деятельность осуществлять будет не вправе.
Ответчик ОАО «Аэросервис», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил. Генеральный директор общества просил рассмотреть дело без своего участия в связи с производственной занятостью. В представленном отзыве пояснил, что препятствия в виде кустов расположены между стоянками воздушных судов и боковой полосой безопасности. Ссылается на наличие стартового диспетчерского пункта непосредственно у взлетно-посадочной полосы, на котором имеется возможность размещения рабочего места диспетчера. Указывает на тяжелое финансовое положение и отсутствие у общества необходимых для оплаты работ по вырубке кустарника денежных средств.
В ранее направленном в суд письме генеральный директор ОАО «Аэросервис» сообщал, что в стадии заключения находится договор с подрядчиком по вырубке кустов между взлетно-посадочной полосой и контрольным диспетчерским пунктом аэропорта «Котлас», начало вырубки - ДД.ММ.ГГГГ.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ОАО «Аэросервис» на праве собственности принадлежат: искусственная взлетно-посадочная полоса, места стоянки самолетов, здание аэровокзала, расположенные по адресу: Архангельская область, г. Котлас, Аэропорт.
09.07.2010 Архангельским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта ФАВТ выдан сертификат на право осуществления ОАО «Аэросервис» деятельности по аэродромному обеспечению полетов в аэропорту «Котлас».
В настоящее время в аэропорту «Котлас» воздушными судами осуществляются регулярные рейсы.
Между тем, ОАО «Аэросервис» не соблюдаются технические регламенты по обеспечению безопасного воздушного движения и должному контролю за совершением воздушными судами взлетов, посадок и маневрирования на территории аэропорта, что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
Из материалов дела следует, что на территории аэродрома «Котлас» между взлетно-посадочной полосой и контрольным диспетчерским пунктом, где располагается рабочее место диспетчера, имеется препятствие в виде разросшегося кустарника. Он препятствует диспетчеру, контролирующему полет по радиотехническим средствам, визуально контролировать заход на посадку, взлет, маневрирование на летном поле воздушных судов.
Воздушным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 48 Воздушного кодекса Российской Федерации требования, предъявляемые к гражданским аэродромам и аэропортам, устанавливаются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также гражданами и юридическими лицами, участвующими в проектировании, строительстве, приемке, эксплуатации и ремонте этих аэродромов и аэропортов.
Пунктом 1.4 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных приказом ФСВТ РФ от 24.04.2000 № 98, установлена обязанность аэропортов обеспечивать безопасность полетов, безопасность для жизни, здоровья и имущества населения. Пункт 1.5 устанавливает, что аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе, и аэродромное обеспечение - комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, и обеспечение обслуживания воздушного движения - комплекс мероприятий по полетно-информационному, консультативному, диспетчерскому обслуживанию (управлению) воздушного движения, а также аварийному оповещению.
Согласно п. 5.2 Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса РФ от 25.11.2011 № 293, при предоставлении аэродромного диспетчерского обслуживания диспетчеры предоставляют информацию и выдают разрешения находящимся под их управлением воздушным судам для обеспечения безопасного, упорядоченного и быстрого потока воздушного движения на аэродроме или вблизи аэродрома в целях предотвращения столкновения(ий) между:
а) воздушными судами, выполняющими полет в установленной зоне ответственности диспетчерского пункта, включая аэродромный круг;
б) воздушными судами, движущимися по площади маневрирования;
в) выполняющими посадку и взлетающими воздушными судами;
г) воздушными судами и транспортными средствами, движущимися по площади маневрирования;
д) воздушными судами на площади маневрирования и находящимися на этой площади препятствиями.
За полетами, выполняемыми в зоне ответственности органа аэродромного диспетчерского обслуживания, включая движение воздушных судов и транспортных средств на площади маневрирования, осуществляется контроль (п. 5.2.1).
В соответствии с п. 5.2.2 диспетчер, контролирующий движение воздушных судов визуальным наблюдением, должен обеспечиваться полным визуальным обзором контролируемого воздушного движения со своего рабочего места.
Необходимость достаточного визуального обзора контролируемого воздушного пространства и/или площади маневрирования с рабочего места диспетчера на объектах ОВД, персонал которых контролирует воздушное движение визуальным наблюдением, предусмотрена и п. 3.4 Федеральных авиационных правил «Сертификация объектов Единой системы организации воздушного движения», утвержденных приказом Росаэронавигации от 26.11.2007 № 116.
Наличие между взлетно-посадочной полосой и контрольным диспетчерским пунктом аэропорта «Котлас» препятствия в виде разросшегося кустарника, безусловно, препятствует диспетчеру визуально контролировать заход на посадку, взлет, маневрирование на летном поле воздушных судов.
Существование указанной преграды для визуального контроля за летным полем подтверждается материалами проведенной Котласской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства о безопасности полетов в аэропорту «Котлас», имеющейся в деле фототаблицей, по существу не опровергается ответчиком.
Между тем, такое препятствие создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан и организаций, т.е. неопределенного круга лиц.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При таких обстоятельствах требования прокурора, обратившегося в суд в рамках полномочий, предоставленных федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда, о возложении обязанности по устранению нарушений требований к эксплуатации аэропорта на общество, законны и обоснованны.
Ссылка ответчика на то, что препятствия в виде кустов расположены между стоянками воздушных судов и боковой полосой безопасности, противоречит имеющимся в деле документам, а также ранее представленным ответчиком объяснениям как в ходе проверки, так и в суде.
Довод о наличии стартового диспетчерского пункта непосредственно у взлетно-посадочной полосы, на котором имеется возможность размещения рабочего места диспетчера, также не свидетельствует об обеспечении ответчиком должного контроля со стороны диспетчера за летным полем.
Доказательства и обоснование возможности размещения диспетчера непосредственно на взлетно-посадочной полосе, принятия ответчиком соответствующих мер по увеличению штатной численности работников, схема расположения рабочего места диспетчера, равно как и доказательства обеспечения безопасности полетов иным способом, ответчиком в суд не представлены.
Отсутствие достаточных финансовых средств не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности исполнения требований законов и иных нормативных правовых актов.
С учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения допущенного нарушения, суд считает необходимым установить ответчику срок - в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Котласского транспортного прокурора о возложении обязанности на открытое акционерное общество «Аэросервис» устранить нарушения закона удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Аэросервис» устранить препятствия между взлетно-посадочной полосой и контрольным диспетчерским пунктом аэропорта «Котлас», а именно очистить территорию вдоль взлетно-посадочной полосы от кустарника в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий А.В. Калашникова
Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2012 года