ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6512/2022 от 07.09.2022 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2-6512/2022

УИД 28RS0004-01-2022-008598-67

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

При секретаре Рыжаковой Е.А.

С участием представителя процессуального истца АЕ

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Благовещенска, в интересах АА к ОПФР по Амурской области о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления по распоряжению средствами материнского капитала, понуждении произвести перечисление средств материнского капитала по обращению,

установил:

Прокурор г. Благовещенска действуя в интересах АА, обратился в суд с иском, в котором просит признать решение ОПФР по Амурской области об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 11 июля 2022 года № 5215 незаконным; обязать ОПФР по Амурской области перечислить индивидуальному предпринимателю СА средства материнского (семейного) капитала по заявлению АА о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 7 июля 2022 года в сумме 204000 рублей.

В обоснование иска указано, что 26 августа 2021 года АА получен государственный сертификат на материнский (семейный) капитал МК-Э-038-2021 1805326 в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». 7 июля 2022 года АА подано заявление № 2029566754 о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на получение образования несовершеннолетним МВ, а именно на оплату присмотра и ухода за ребенком в образовательной организации по договорам, заключенным с индивидуальным предпринимателем (физическим лицом). Решением ОПФР по Амурской области от 11 июля 2022 года № 5215 в удовлетворении заявления отказано поскольку в качестве стороны по договору, которая предоставляет платные образовательные услуги, выступает индивидуальный предприниматель, а не образовательное учреждение в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 256-ФЗ, ввиду нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении. 7 июля 2022 года между АА и ИП СА заключен договор б/н об образовании по образовательным программам дошкольного образования несовершеннолетнего МВ, 2021 года рождения на сумму 204000 рублей. Срок освоения образовательной программы – 12 месяцев с момента подписания договора. Проверкой также установлено, что ИП СА осуществляет деятельность в соответствии с действующим законодательством, основным видом деятельности является предоставление услуг по дневному уходу за детьми, дополнительным видом – дошкольное образование. Образовательные услуги оказываются на основании лицензии от 27 декабря 2016 года № ОД5532, выданной Министерством образования и науки Амурской области на осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ по подвиду дошкольное образование. Вместе с тем, к организациям, оказывающим платные образовательные услуги, на получение образования ребенком в которые могут быть направлены средства регионального материнского (семейного) капитала, относятся и оказывающие такие услуги индивидуальные предприниматели. Решение ответчика об отказе в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 11 июля 2022 года № 5215 является незаконным.

В судебном заседании представитель процессуального истца прокурора г. Благовещенска на требованиях настаивал, приведя доводы, аналогичные изложенным в заявлении.

В судебное заседание не явились истец АА, представитель ответчика ОПФР по Амурской области, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили, заявлений об отложении рассмотрения дела не поступало. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

В письменном отзыве на иск, представитель ответчика ОПФР по Амурской области требования не признал. Указав, что на время рассмотрения гражданского дела вопрос о направлении средств материнского капитала по договору об оказании платных образовательных услуг индивидуальным предпринимателем подлежит рассмотрению во внесудебном порядке, в короткие сроки, спор о праве отсутствует. С 15 августа 2022 года гражданам гарантируют право использовать материнский капитал для обучения детей у индивидуальных предпринимателей. Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» АА имеет право на дополнительные меры государственной поддержки, 26 августа 2021 года ей выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал МК-Э-038-2021 1805326.

7 июля 2022 года АА обратилась в ОПФР по Амурской области с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в размере 204000 на получение образования ребенком (детьми) на оплату присмотра и ухода за ребенком в образовательной организации, представив договор от 7 июля 2022 года, заключенный между образовательным учреждением и лицом, получившим сертификат.

Решением № 5215 от 11 июля 2022 года ОПФР по Амурской области по результатам рассмотрения заявления от 7 июля 2022 года принято решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ ввиду нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении (не предусмотрена оплата присмотра и ухода за ребенком по договорам на оказание платных образовательных услуг, заключенным с индивидуальными предпринимателями).

Не согласившись с данным отказом в удовлетворении заявления и направлении средств, истцом инициирован настоящий иск в суд.

Проверяя обоснованность заявленных требований о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 7 июля 2022 года между ИП СА, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (исполнитель услуги) и законным представителем ребенка МВ 2021 года рождения – АА (родитель) заключен договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования. Предметом договора является оказание образовательной организацией воспитаннику образовательных услуг в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования (образовательная программа) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, содержание воспитанника в образовательной организации, присмотр и уход за воспитанником. Форма обучения – очная. Наименование образовательной программы – Общеобразовательная программа дошкольного образования, составленная на основе примерной программы под редакцией НЕ «От рождения до школы». Срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) на момент подписания договора составляет 12 месяцев. Услуг присмотра и ухода осуществляется сопутствующей образовательной услуге, обусловлена получением воспитанником бесплатного дошкольного образования в ИП СА Размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за воспитанником (родительская плата) на день заключения договора составляет 17000 рублей в месяц, сумма по договору составляет 204000 рублей. Стоимость образовательных услуг за счет средств материнского (семейного) капитала – 204000 рублей.

Из материалов дела следует, что Индивидуальный предприниматель СА (ОГРН 31428011960040, ИНН280102796162) имеет лицензию на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования – общее образование, дошкольное (лицензия ОД 5532 от 27 декабря 2016 года на основании приказа Министерства образования и науки Амурской области от 27 декабря 2016 года № 195).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон N 256-ФЗ) (здесь и далее в редакции на дату обращения истца с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала) средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования ребенком.

Пунктом 1 части 2 статьи 11 Закона № 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг.

Дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе, и возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала), предусмотрены законодателем в целях создания условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, в частности, реализацию дополнительных возможностей для детей в сфере образования.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 926 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов (далее - Правила), которые устанавливают порядок и сроки направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала (далее - средства) на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющим право на оказание соответствующих образовательных услуг (далее - образовательное учреждение), а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы и определяют порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели.

Согласно пункту 2 Правил (в редакции на дату обращения истца с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала) в ОПФР по Амурской области) средства могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг.

Средства направляются на оплату оказываемых организацией платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договором об оказании платных образовательных услуг, заключенным лицом, получившим сертификат, и организацией, путем безналичного перечисления на счет (лицевой счет) организации, указанный в договоре об оказании платных образовательных услуг (пункт 4 Правил).

При направлении средств на оплату платных образовательных услуг, оказываемых организацией, к заявлению о распоряжении средствами прилагается заверенная указанной организацией копия договора об оказании платных образовательных услуг (пункт 5 Правил).

Согласно п. 8 (1) Правил средства могут быть направлены на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, который регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данный Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, в том числе адаптированные образовательные программы дошкольного образования, включая индивидуальных предпринимателей (далее - образовательная организация). В силу п. 3 Порядка, дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования. Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений (п. 6). Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования (п.8).

Понятия «организации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг», ни в Законе, ни в Правилах не дано, в связи с чем при установлении данного понятия руководствуется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17, ч. ч. 1, 2 ст. 21 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а также индивидуальными предпринимателями. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников индивидуальному предпринимателю необходима лицензия на осуществление образовательной деятельности. В случае осуществления индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности непосредственно получение лицензии не требуется.

В соответствии с п. 20 ст. 2 данного Закона организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу положений пункта 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Таким образом, выводы ответчика о том, что распоряжение средствами материнского капитала на оплату оказываемых индивидуальным предпринимателем платных образовательных услуг, не предусмотрено действующими Правилами, основаны на неправильном толковании правовых норм.

Согласно ч. 1 ст. 91 Закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Аналогичное правило установлено и подпунктом 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее - Положение о лицензировании № 1490).

Пунктом 4 Положения о лицензировании № 1490 установлено, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя деятельность по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.

Перечень лицензируемых образовательных услуг включает в себя, в том числе реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (пункт 1 Приложения).

Судом установлено, что предметом заключенного истцом с ИП СА договора от 7 июля 2022 года является оказание образовательных услуг в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Судом также установлено, что ИП СА имеет лицензию (№ ОД 5532 от 27 декабря 2016 года) на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе общее образование, дошкольное.

При таких обстоятельствах, оплата образовательных услуг за счет средств материнского капитала является допустимой и в случае заключения договора с индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию, а отказ государственного органа лишает возможности реализации истцом права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, предусмотренных Законом № 256-ФЗ. Право на получение ребенком за счет средств материнского (семейного) капитала образования в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации, имеющих право на оказание соответствующих образовательных услуг, не подлежит умалению путем ограничительного толкования Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, находящегося в отрыве от общего принципа его реализации, вытекающего из толкования правовых норм в их совокупности.

На основании изложенного, суд считает, что решение ОПФР по Амурской области № 5215 от 11 июля 2022 года об отказе АА в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала является необоснованным и незаконным.

В целях восстановления нарушенных прав истца на ответчика следует возложить обязанность перечислить средства материнского капитала по заявлению АА о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала от 7 июля 2022 года № 038-22-001-8264-6232.

Заявленный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным решение ОПФР по Амурской области № 5215 от 11 июля 2022 года об отказе АА в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

Обязать ОПФР по Амурской области перечислить средства материнского капитала по заявлению АА о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала от 7 июля 2022 года № 038-22-001-8264-6232 по договору об образовании по образовательным программам дошкольного образования от 7 июля 2022 года, заключенного между АА и индивидуальным предпринимателем СА в сумме 204000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 14 сентября 2022 года.

Судья Н.Н. Матюханова