ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6515/2023 от 20.11.2023 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-6515/2023

39RS0002-01-2023-006460-23

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 ноября 2023 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Стома Д.В.,

при помощнике судьи Борисовой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании действий незаконными, прекращении противоправных действий,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по Калининградской области обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что в отношении ИП ФИО1 было проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований. В ходе наблюдения < Дата > дважды по адресу: < адрес > зафиксирована повторная продажа у одного продавца товара – парфюмированная вода. Сведения проанализированы по состоянию на < Дата >. Духи и туалетная вода, согласно распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», подлежат обязательной маркировке с 1 декабря 2019 года. В соответствии с Правилами маркировки товаров духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении парфюмерной продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1957, участники оборота товаров, осуществляющие оптовую и розничную продажу маркированных товаров, направляют в информационную систему мониторинга информацию о выводе из оборота товаров с применением контрольно-кассовой техники, за исключением участников оборота товаров, которые вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. При возврате парфюмерной продукции потребителем с неповрежденным средством идентификации парфюмерная продукция не подлежит перемаркировке, а в информационную систему мониторинга передаются сведения, подтверждающие возврат маркированных товаров. При возврате парфюмерной продукции потребителем с поврежденным средством идентификации либо без средства идентификации (возможность идентификации парфюмерной продукции отсутствует) участник оборота парфюмерной продукции осуществляет перемаркировку парфюмерной продукции в соответствии с пунктом 75 настоящих Правил до предложения ее для реализации (продажи), в том числе до ее выставления в месте реализации (продажи), демонстрации ее образцов или предоставления сведений о ней в месте реализации (продажи), и передает в информационную систему мониторинга. Повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза. Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.

Вследствие поступления в ГИС МТ информации о повторной продаже товара у одного продавца, усматриваются признаки того, что ИП ФИО1 реализует парфюмерную продукцию без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, когда такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.

По результатам наблюдения Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области ИП ФИО1 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, и рекомендации по соблюдению обязательных требований.

Однако в результате анализа информации в ГИС МТ установлено, что ИП ФИО1 продолжила совершать повторные продажи парфюмерной продукции.

Так, < Дата > в отношении ИП ФИО1 повторно проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований. По результатам выявлено совершение повторных продаж парфюмерной продукции. Всего на дату составления искового заявления зафиксировано 19 отклонений, то есть 18 фактов повторных продаж.

Таким образом, по итогам двух контрольно-надзорных мероприятий установлено и подтверждено, что ИП ФИО1 допускает множественные нарушения прав потребителей, требований законодательства в установленной сфере

На основании изложенного просит в судебном порядке обязать ИП ФИО1 прекратить противоправные действия, выразившиеся в повторных продажах парфюмерной продукции у одного продавца; обязать опубликовать решение суда в средствах массовой информации в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании требования поддержала.

Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.

При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 1 ст. 233 ГПК РФ, учитывая согласие представителя истца, суд рассмотрел дело в порядке заочного производства.

Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту законных интересов неопределённого круга потребителей (п. 7 ч. 4 ст. 40 Закона).

В соответствии со ст. 46 вышеуказанного Закона орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределённого круга потребителей.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.

Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области является лицом, правомочным предъявлять иски в защиту неопределённого круга лиц.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ИП ФИО5 (ИНН ) зарегистрирована < Дата >, осуществляет розничную торговлю косметическими товарами и товарами первой необходимости в специализированных магазинах (47.45).

В силу ч. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – ГИС МТ), - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с п.п. 5, 16 ст. 20.1 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствам» идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из п. 9 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 участниками оборота товаров являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров, которые осуществляют представление оператору сведений о вводе в оборот, и (или) обороте, и (или) выводе из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

В силу п. 26 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении; которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе.

Исходя из п. 2 Правил маркировки товаров, «вывод товара из оборота» - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товара, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара; «код идентификации» - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», духи и туалетная вода подлежат обязательной маркировке с 1 декабря 2019 года.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1957 утверждены Правила маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды, в соответствии с которыми «статус кода (статус кода идентификации, статус кода идентификации набора, статус кода идентификации транспортной упаковки, статус агрегированного таможенного кода)» - определяемое в информационной системе мониторинга состояние кода идентификации, кода идентификации набора, кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода, которое изменяется в рамках процессов, предусмотренных настоящими Правилами, возможные статусы которых предусмотрены пунктом 36(1) настоящих Правил;

В силу п. 66 Правил участники оборота парфюмерной продукции, осуществляющие продажу парфюмерной продукции с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте парфюмерной продукции, если операция осуществляется между участниками оборота парфюмерной продукции, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, или о выводе из оборота парфюмерной продукции с использованием контрольно-кассовой техники, за исключением участников оборота парфюмерной продукции, которые вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

< Дата > на основании заданий руководителей Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, должностным лицом административного органа в отношении ИП ФИО1 проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия – наблюдение за соблюдением обязательных требований, посредством анализа данных на объекте контроля информация из Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

В ходе мероприятий установлены факты совершения ИП ФИО1 повторных продаж парфюмерной продукции.

По результатам наблюдения Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области ИП ФИО1 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, и рекомендации по соблюдению обязательных требований.

Однако ответчиком данное предостережение проигнорировано, в результате повторного наблюдения вновь выявлены нарушения действующего законодательства.

Всего по состоянию на < Дата > зафиксировано 19 отклонений, то есть 18 фактов повторных продаж, что подтверждается скриншотами с программы ГИС МТ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что торговая деятельность ИП ФИО1 осуществляется с нарушением обязательных требований действующего законодательства.

На основании изложенного, принимая во внимание приведенные выше нормы действующего законодательства в сфере оборота товаров на территории Российской Федерации, суд приходит к выводу, что ответчиком неоднократно нарушены права неопределенного круга потребителей, ввиду чего исковые требования Управления Роспотребнадзора по Калининградской области подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 46 Закона о защите прав потребителей, при удовлетворении иска, поданного органом государственного надзора в отношении неопределенного круга потребителей, суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Таким образом, суд считает необходимым обязать ИП ФИО1 довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235-237 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН ) в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в повторной реализации парфюмерной продукции у одного продавца.

Обязать ИП ФИО1 (ИНН ) прекратить противоправные действия, выразившиеся в повторной продажей парфюмерной продукции у одного продавца.

Обязать ИП ФИО1 (ИНН ) опубликовать настоящее решение суда в средствах массовой информации в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 27.11.2023.

Судья Д.В. Стома