Дело № 2-651/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тында 25 апреля 2013 года
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Батова П.Е.,
с участием заявителя ФИО1,
представителя избирательной комиссии муниципального образования г.Тында ФИО2,
прокурора Тындинской городской прокуратуры Яковенко Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Ильиной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к заинтересованному лицу - Избирательной комиссии муниципального образования г.Тында о признании решения избирательной комиссии муниципального образования г.Тында от 21.02.2013г. № о назначении досрочных выборов мэра г.Тында недействительным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что 21 февраля 2013 года территориальная избирательная комиссия г.Тынды, присвоившая себе полномочия избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды, своим решением назначила досрочные выборы Мэра города Тынды на 19 мая 2013 года.
Данное решение, принятое неправомочным органом государственной власти, противоречит Федеральному закону от 12.06.2002 №67-ФЗ (ст.10) и Федеральному закону от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.23), Уставу города Тынды (п.7 ст. 18) и нарушает её пассивное избирательное право быть избранной Мэром города Тынды.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (п. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).
С учетом этого конституционного положения принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года№131-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями, в п. 2 ст. 23которого предусмотрено, что «муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом».
Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся в соответствии: с уставами муниципальных образований в порядке,установленном законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В муниципальном образовании г.Тынде, имеется представительный орган местного самоуправления - Тындинская городская Дума, которая является постоянно действующим и легитимным органом местного самоуправления города Тынды, который в период с 14 декабря 2012 года и до 14 апреля 2013 года (последний срок назначения даты представительным органом досрочных выборов Мэра города Тынды с учетом сокращения на 1/3) неоднократно проводил свои заседания и принимал соответствующие решения, в том числе решение о внесении изменений в бюджет города в связи с финансированием выборов.
Однако в нарушении действующего федерального законодательства и Устава города Тынды Тындинская городская Дума не назначила досрочные выборы Мэра города Тынды в установленный законом срок, а инертно согласилась с тем, что досрочные выборы ранее установленного законом срока назначила территориальная избирательная комиссия г.Тынды, присвоившая себе полномочия избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды.
Считает, что это сделано умышленно с тем, чтобы в последующем в случае избрания неудобного Мэра города Тынды можно признать недействительными итоги голосования, т.е. возможно нарушения её пассивного избирательного права быть избранной Мэром города Тынды.
Также, таким образом, нарушен принцип законности, предусмотренный п.2 статьи 33 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
До 15 апреля 2013 года досрочные Выборы обязана была назначить Тындинская городская Дума( у учетом 2/3 периода), право назначения досрочных выборов появлялось у избирательной комиссии только с 15 апреля 2013 года.
20 марта в Избирательную комиссию г. Тынды ею были сданы документы на выдвижение, 17 апреля 2013 года она была зарегистрирована кандидатом на должность мэра города Тынды.
В ИМНС № 7 на учете территориальная избирательная комиссия г.Тында и избирательная комиссия муниципального образования не стоят.
Полагает, что ст.8 Закона Амурской области № 222-03 «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области.» противоречит нормам федерального закона.
Просит признать решение избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды от 21 февраля 2013 года № о назначении досрочных выборов Мэра города Тынды недействительным.
В судебном заседании заявитель ФИО1 на удовлетворении требований настаивала в полном объеме.
Представитель избирательной комиссии муниципального образования г.Тында ФИО2 не признала требования заявителя, пояснила, что из заявления не понятно, каким именно образом нарушено пассивное избирательное право ФИО1 обжалуемым решением избирательной комиссии муниципального образования города Тынды. 26 февраля 2013 года в газете «Авангард» № 8 было опубликовано решение избирательной комиссии муниципального образования города Тынды № от 21.02.2013 года «О назначениях досрочных выборов Мэра города Тынды». Именно с этого дня, согласно п.19 ч.1 ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон) начинается избирательная кампания.
20 марта 2013 года ФИО1 подала в избирательную комиссию муниципального образования г.Тынды заявление о согласии баллотироваться на выборах Мэра г.Тынды в порядке самовыдвижения. 07 апреля 2013 года от кандидата на должность Мэра города Тынды ФИО1 поступили документы, необходимые для регистрации: протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата, подписи избирателей.
17 апреля 2013 года избирательной комиссии муниципального образования было принято решение № «О регистрации кандидата на должность Мэра города Тынды ФИО1».
Пассивное избирательное право - право гражданина РФ быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. ФИО1 является зарегистрированным кандидатом на должность Мэра города Тынды, следовательно, может избираться и быть избранной на досрочных выборах Мэра города Тынды 19 мая 2013 года.
Доводы ФИО1 об отсутствии полномочий избирательной комиссии по назначению выборов, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный вопрос исследовался в ходе рассмотрения дела по заявлению Ф.И.О.7, Ф.И.О.8, ФИО1 об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования города Тынды № от 26.07.2007 г. «О назначении основных (очередных) выборов депутатов Тындинской городской Думы пятого созыва» (Решение суда от 06.11.2009 года). Данным решением установлено, что у избирательной комиссии муниципального образования города Тынды имелись полномочия для принятия решения о назначении выборов, указанным решением опровергнут довод заявителя о незаконном возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию г. Тынды. В соответствии с ч. 2 ст. 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения. Данный факт отображен в кассационном определении от 26.08.2011 года дело №.
Решение о назначении досрочных выборов Мэра города Тынды избирательная комиссия муниципального образования приняла руководствуясь п.4,5,7 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме», п.2,6 ст. 8 Закона Амурской области «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области», ст. 18 Устава города Тынды. Данное решение не противоречит нормам избирательного законодательства.
Решение вопроса о противоречии закона Амурской области «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований» нормам федерального закона не в компетенции избирательной комиссии и ФИО1 Просила в удовлетворении заявлении ФИО1 о признании решения избирательной комиссии недействительным - отказать.
Помощник Тындинского городского прокурора Яковенко Е.Г. считает решение избирательной комиссии муниципального образования г. Тынды 21.02.2013 № о назначении досрочных выборов мэра г. Тынды законным, не подлежащим отмене. Просила в удовлетворении заявления ФИО1 отказать.
Выслушав мнение участвующих в деле лиц, заключение прокурора, проанализировав представленные сторонами доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, в том числе обязательность проведения выборов и назначение выборов в органы местного самоуправления.
Главой муниципального образования городского округа г. Тынды является мэр г. Тынды.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае смерти.
Согласно решению избирательной комиссии муниципального образования г.Тында от 21.02.2013г. № следует, что в связи с досрочным прекращением полномочия Мэра г.Тында назначены досрочные выборы Мэра города Тында на 19 мая 2013г.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона Амурской области от 26 июня 2009 г. N 222-03 "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области" досрочные выборы главы муниципального образования назначает избирательная комиссия муниципального образования.
Согласно решению Тындинской городской Думы (пятого созыва), принятым 14.10.2010г. следует, что Тындинская городская Дума пятого созыва руководствуясь п. 4 ст. 24 Федерального закона N 67-ФЗ обратилась в Избирательную комиссию Амурской области с предложением о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования г. Тынды на территориальную комиссию г. Тынды.
17.12.2010 г. Избирательная комиссия Амурской области, рассмотрев решение Тындинской городской Думы от 14.10.2010г. «Об обращении в избирательную комиссию Амурской области», постановлением № возложила полномочия избирательной комиссии муниципального образования города Тынды на территориальную избирательную комиссию города Тынды, установив срок полномочий ноябрь 2010 - ноябрь 2015 гг., о чем свидетельствует постановление Избирательной комиссии Амурской области от 17.12.2010г. №.
В соответствии с п. 4, 5 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию.
В силу вышеизложенной нормы закона решения Тындинской городской Думы о возложении полномочий муниципальной избирательной комиссии на территориальную, в данном случае не требуется.
Судом установлено, что на основании обращения Тындинской городской Думы о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования г. Тынды на территориальную избирательную комиссию, избирательная комиссия Амурской области в силу п. 4 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» приняла постановление от 17.12.2010г. №, которым полномочия избирательной комиссии муниципального образования г. Тынды возложены на территориальную избирательную комиссию г. Тынды.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у избирательной комиссии муниципального образования г.Тында имелись полномочия для принятия решения о досрочном назначении выборов мэра г.Тында.
Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае досрочного прекращенияполномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
Пунктом 7 ст. 10 Федерального закона 67-ФЗ установлено, что решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
Аналогичная норма содержится в п.п.1,4 ст. 8 Закона Амурской области от 26 июня 2009года № 222-03 «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» основные (очередные) выборы депутатов представительного органа, главы муниципального образования назначает представительный орган муниципального образования. Решение о назначении выборов депутатов представительного органа, главы муниципального образования должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных "избирательных действий, предусмотренные настоящим Законом, могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению избирательной комиссии муниципального образования могут быть сокращены на одну треть.
В силу п. 6 ст. 8 Закона Амурской области от 26 июня 2009года № 222-03 «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» в случае досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица муниципального образования досрочные выборы должны быть проведены избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
В силу толкования вышеназванных статей досрочные выборы мэра города должны быть проведены не позднее чем через 6 месяцев избирательной комиссией муниципального образования, то есть до 14.06.2013 года.
Досрочные выборы мэра г. Тынды назначены 21.02.2013 решением избирательной комиссий муниципального образования г. Тынды на 19.05.2013.
Таким образом, досрочные выборы мэра г. Тынды назначены уполномоченным на то органом, в пределах его полномочий и с соблюдением порядка и сроков, установленных законом.
В судебном заседании не установлено фактов нарушения действующего законодательства об основных гарантиях избирательных прав.
Довод заявителя о том, что территориальная избирательная комиссия г.Тында и избирательная комиссия муниципального образования не состоят на учете в Межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области является не состоятельным, поскольку указанные комиссии не являются юридическими лицами и не входит в перечень участниковотношений,регулируемых законодательством о налогах и сборах, предусмотренных ст. 9 НК РФ.
С учетом выше изложенного, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявления ФИО1 о признании решения избирательной комиссии муниципального образования г.Тында от 21.02.2013г. № о назначении досрочных выборов мэра г.Тында недействительным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании решения избирательной комиссии муниципального образования г. Тынды от 21.02.2013г. № о назначении досрочных выборов мэра г.Тында недействительным – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья П.Е.Батов
Решение в окончательной форме изготовлено 26 апреля 2013 года.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Батова П.Е.,
с участием представителя избирательной комиссии муниципального образования г.Тында Недорезова А.П.
прокурора Тындинской городской прокуратуры Яковенко Е.Г.,
при секретаре Ильиной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к заинтересованному лицу - Избирательной комиссии муниципального образования г.Тында о признании решения избирательной комиссии муниципального образования г.Тында от 21.02.2013г. № о назначении досрочных выборов мэра г.Тында недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
25 апреля 2013 года Тындинским районным судом вынесено решение, согласно которому в удовлетворении заявления ФИО1 о признании решения избирательной комиссии муниципального образования г. Тынды от 21.02.2013г. № о назначении досрочных выборов мэра г.Тында недействительным было отказано.
Во втором абзаце резолютивной части мотивировочного решения от 25 апреля 2013 года допущена описка в части сроков обжалования судебного решения.
Судом назначено судебное заседание для исправления указанной описки.
Представитель избирательной комиссии муниципального образования г.Тында Недорезов А.П. в судебном заседании подтвердил, что при оглашении судом 25.04.2013г. резолютивной части решения
по заявлению ФИО1 к заинтересованному лицу - Избирательной комиссии муниципального образования г.Тында о признании решения избирательной комиссии муниципального образования г.Тында от 21.02.2013г. № о назначении досрочных выборов мэра г.Тында недействительным были разъяснены сроки и порядок обжалования указанного решения, было разъяснено, что решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Полагает, что судом была допущена техническая описка в решение суда.
Помощник Тындинского городского прокурора Яковенко Е.Г. полагает, что допущенная описка в решение суда в части сроков обжалования подлежит исправлению.
В судебное заседание ФИО1, не явилась, в силу ч.2 ст.200 ГПК РФ её неявка не является препятствием для решения вопроса о внесении исправлений в решение суда.
В соответствии ч.2 ст.200 ГПК РФ суд может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в решении суда описки или явные арифметические ошибки.
Исследовав материалы дела суд установил, что во втором абзаце резолютивной части мотивировочного решения допущена описка в части сроков обжалования судебного решения.
Указанная описка подлежит исправлению.
Руководствуясь ст. 200,224,225 ГПК, суд
о п р е д е л и л:
Исправить описку, допущенную в решении Тындинского районного суда от 25 апреля 2013 года по заявлению ФИО1 к заинтересованному лицу - Избирательной комиссии муниципального образования г.Тында о признании решения избирательной комиссии муниципального образования г.Тында от 21.02.2013г. № о назначении досрочных выборов мэра г.Тында недействительным, изложив второй абзац резолютивной части мотивировочного решения следующим образом:
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
На определение суда о внесении исправлений в решение суда может быть подана частная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд течение пяти дней со дня принятия судом настоящего определения.
Судья П.Е.Батов