ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-651/2014 от 29.08.2014 Городищенского районного суда (Пензенская область)

     Дело № 2-651/2014

                                                         РЕШЕНИЕ

 Именем      Российской Федерации

 г.Городище                                                                                 29 августа 2014 года

                                                  мотивированное решение

                                                  изготовлено:                           01 сентября 2014 года

 Городищенский районный суд Пензенской области в составе:

 председательствующего судьи Надысиной Е.В.,

 с участием ответчика ФИО1,

 при секретаре Чиркиной Е.Г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики к ФИО1 о взыскании суммы в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством,

 УСТАНОВИЛ:

 Казенное учреждение Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством.

 Требования мотивированы тем, что дата сотрудниками службы весового контроля КУ «Чувашупрдор» Минстроя Чувашии во исполнение Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.12.2011 года № 586 «О создании передвижных пунктов весового контроля на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике» в ходе осуществления весового контроля на 117 км. автодороги «Чебоксары - Сурское» было выявлено превышение осевой нагрузки при перевозе груза при отсутствии специального разрешения транспортным средством - автомобилем с государственным регистрационным номером №, принадлежащим на праве собственности ФИО1, под управлением водителя ФИО2 Данный автомобиль следовал из <адрес> в <адрес>, по маршруту движения на территории Чувашской Республики: автодорога «Вятка» - город Чебоксары - город Алатырь (пройдено расстояние по автомобильным дорогам Чувашской Республики - 194 км), о чем в присутствии водителя ФИО2 был составлен акт № от дата года. По результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения осевых нагрузок на 1,2 осях. В отношении водителя ФИО2 был составлен протокол по делу об административном правонарушении. На момент осуществления перевозки у ответчика отсутствовало специальное разрешение, в соответствии с которым допускается движение по автомобильным дрогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Взвешивание транспортного средства осуществлялось с использованием средства измерения - весы автомобильные <данные изъяты> с заводскими номерами № № имеющими свидетельства о поверке №, № соответственно, сроком действия с дата до дата года.

 Согласно расчетам истца размер ущерба, причиненного автодороге транспортным средством марки <данные изъяты>,с государственным регистрационным номером №, принадлежащим ФИО1, составил 274236, 88 руб.

 Истец просит взыскать с ответчика ФИО1 сумму компенсации ущерба по акту № от дата в размере 274236, 88 руб.

 Представитель истца - Казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

 Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования Казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики не признал, пояснив, что он является собственником транспортного средства марки <данные изъяты>, дата выпуска, регистрационный номер №.                     дата между ним (ФИО1) и ФИО2 был заключен договор аренды транспортного средства без предоставления услуг. дата от ФИО2 он узнал об обстоятельствах, произошедших дата с участием его (ФИО1) транспортного средства, под управлением ФИО2 на автодороге «Чебоксары - Сурское». Полагает, что по нормам гражданского законодательства, при наличии заключенного между ним (ФИО1) и ФИО2 договора аренды транспортного средства, он (ФИО1) является ненадлежащим ответчиком по делу. Просил в иске отказать.

 Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - ФИО2 в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

 Выслушав ответчика ФИО1, суд считает возможным рассмотрение дела без неявившегося представителя истца, третьего лица, а иск, не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

 Поскольку в соответствии со ст. 6 ГК РФ, в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

 Согласно п.1 ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

 В соответствии с п.1 ст.1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

 Согласно ч.1 ст.31 Федерального закона № 257 от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

 Согласно ч.8 ст.31 Федерального закона № 257 от 08.11.2007 года, порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Согласно п.1 ч.9 ст.31 Федерального закона № 257 от 08.11.2007 года, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения.

 Согласно п.2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 года № 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

 Согласно п.5 Правил, размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

 Согласно п.6 Правил, размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по формуле.

 Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1079 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах» установлено, что на федеральных и других автомобильных дорогах создаются только стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки.

 Осуществление контроля транспортных средств на автомобильных дорогах, не предусмотренного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также проводимого органами и организациями, не указанными в настоящем Постановлении, не допускается.

 Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1079 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах» стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, на федеральных автомобильных дорогах организуются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Указанные пункты на других автомобильных дорогах организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области дорожного хозяйства по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне.

 Установлено, что дата ведущим экспертом Б.Е.А., инспектором УГИБДД МВД по ЧР С.А.В. был составлен акт №, согласно которому водитель ФИО2 управлял автомобилем марки <данные изъяты>, дата выпуска, регистрационный номер <данные изъяты> принадлежащим на праве собственности ФИО1, с которым ФИО2 заключил договор аренды транспортного средства без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Согласно указанному акту на 117 км автодороги «Чебоксары - Сурское»               дата в 14 час. 01 мин. произведено взвешивание транспортного средства, с применением весов автомобильные <данные изъяты> с заводскими номерами №, №, имеющими свидетельства о поверке №, № соответственно, сроком действия с дата до дата года. Установлено превышение осевой нагрузки, расстояние по дорогам Чувашской Республики пройдено автотранспортным средством в размере 194 км, транспортное средство следовало по маршруту автодорога «Вятка» -                       г. Чебоксары - г. Алатырь, с превышением осевых нагрузок: 7,96 т. при допустимой - 6.00 т.; 14,28 т. при допустимой - 6.00 т.

 дата истцом ответчику ФИО1 была направлена претензия №, в которой ФИО1 было предложено возместить в добровольном порядке вред, причиненный автомобильным дорогам Чувашской республики, в размере 274236, 88 руб.

 Установлено, что ФИО1 является собственником указанного транспортного средства, и по состоянию на дата данное транспортное средство, на основании договора аренды транспортного средства от дата года, находилось во владении ФИО2 (договор аренды транспортного средства от дата года, свидетельство о регистрации транспортного №).

 Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской республики от 25.02.2014 года № 02-03/24 «О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской республике в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий» в период с 1 апреля по 30 апреля 2014 года введены ограничения движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам в Чувашской республике с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси. Согласно приложению к данному приказу протяженность автодороги «Чебоксары-Сурское» (до границы <адрес>) составляет 194, 140 км.

 Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. № 934. Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств (п. 2). Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется Федеральным дорожным агентством (п. 3). Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства; или предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года (п. 5).

 Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 № 934               "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (вместе с "Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов"), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

 Установлено, что в момент составления акта о превышении предельно допустимых нагрузок на ось транспортного средства, его владельцем являлся ФИО2 на основании договора аренды транспортного средства без оказания услуг дата года.

 В соответствии со ст. 648 ГК РФ, ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главы 59 настоящего Кодекса.

 Между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В частности, договор заключен в письменной форме, сторонами определен предмет аренды, передача которого осуществлена арендодателем ФИО1 арендатору ФИО2

 Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Таким образом, на ФИО1 не может быть возложена обязанность по возмещению вреда, поскольку ответственность за вред, причиняемый автомобильной дороге Чувашской республики (автодороге «Чебоксары-Сурское»), несет владелец транспортного средства, которым в данном случае ФИО1 не является.

 При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики к ФИО1 о взыскании суммы в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством, надлежит отказать.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований Казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики к ФИО1 о взыскании суммы в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Городищенский районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.

 Судья Городищенского районного суда

 Пензенской области                                                                             Е.В.Надысина