ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-651/2015 от 20.10.2015 Бодайбинского городского суда (Иркутская область)

Дело № 2-651/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2015 года г. Бодайбо

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: судьи Овчинниковой И.Ф., единолично, при секретаре Губкиной В.В., с участием помощника прокурора г. Бодайбо Филиппова Я.И., представителя ответчика - Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области Соболевской Н.В., действующей на основании доверенности от 12.02.2015г. № ТВ-09/754, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-651/2015 по иску прокурора г. Бодайбо в интересах Жуковой Ларисы Васильевны к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований указано, что в прокуратуру г. Бодайбо обратилась Жукова Л.В. с заявлением об оказании помощи при взыскании с Управления Пенсионного Фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области оплаты проезда к месту отдыха и обратно. В соответствии с удостоверением *** от 19.05.2003г. Жукова Л.В., *** г.р., является пенсионером по старости, не работает, проживает и зарегистрирована по адресу: ***. Как пенсионер, являющийся получателем пенсии по старости и проживающий в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, Жукова Л.В. на основании ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-01 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» имеет право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года. В целях реализации ст. 34 указанного Закона Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005г. № 176 утверждены правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих а районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно. Согласно пункту 3 Правил, компенсация расходов на проезд может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. Отдых Жуковой Л.В. проведен в 2015г.г. в ***. По приезду в г. Бодайбо Жукова Л.В. обратилась с заявлением об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно в Управление Пенсионного Фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области.

Решением начальника УПФ РФ от ****** оплачен проезд к месту отдыха и обратно в сумме 460 рублей 00 копеек. Вместе с тем, этим же решением отказано в выплате компенсации расходов на оплату проезда по маршруту Бодайбо-Таксимо, Таксимо-Бодайбо в связи с отсутствием в билетах обязательных реквизитов (время и дата отправления, время прибытия, место, дата и время продажи билета); по маршруту Хани-Анапа в связи с отклонением от маршрута, отсутствием справки о стоимости проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда; по маршруту Анапа-Шахтинская, Ростов-Таксимо, в связи с отсутствием справки о стоимости проезда железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда; по маршруту Феодосия-Анапа в связи с отсутствием справки о стоимости проезда морским транспортом в каюте IV-V групп морского судна регулярных транспортных линий. Однако расходы Жуковой Л.В. на оплату стоимости проезда подтверждаются проездными документами и составляют: *** по маршруту Бодайбо-Таксимо - 1 500 рублей 00 копейки (согласно информации ООО «УК Город»), *** по маршруту Таксимо- Анапа - 7 887 рублей 50 копеек (согласно информации ГВЦ ОАО «РЖД»); *** по маршруту Феодосия-Анапа морским транспортом - 1 500 рублей 00 копеек (согласно проездному билету, информации ООО «Черноморские Скоростные Линии»); *** по маршруту Анапа-Шахтная - 1 075 рублей 90 копеек (согласно информации ГВЦ ОАО «РЖД»); *** по маршруту Шахтная - Таксимо - 7 652 рубля 60 копеек (согласно информации ГВЦ ОАО «РЖД»); *** по маршруту Таксимо-Бодайбо - 1 500 рублей 00 копеек (согласно информации ООО «УК Город»).

Автобусные билеты по маршруту: Бодайбо-Таксимо-Бодайбо подтверждают наличие договора перевозки пассажира соответствующим видом транспорта - автобусом, оплата которого предусмотрена Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимися получателями трудовой пенсии по старости и инвалидности и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно. Кроме того, иного проезда как автобусом до *** и обратно из *** в *** использованного истцом не существует.

Согласно справки ООО «УК Город» тариф на полный республиканский маршрут Бодайбо-Таксимо, Таксимо-Бодайбо с *** по настоящее время за одну поездку составляет 1 500 рублей. Перевозка пассажиров осуществляется автомашиной УАЗ - 22695, с мягкими откидными сидениями.

Указание в железнодорожном билете на проезд от станции Хани до станции Анапа, связано с отсутствием в кассе железнодорожных билетов по маршруту Таксимо-Анапа. Истец к месту отдыха следовала по маршруту Бодайбо-Таксимо, Таксимо-Анапа, и проезд до *** осуществляла от станции Таксимо.

Согласно информации ГВЦ ОАО «РЖД» Иркутский информационный вычислительный центр от 28.09.2015г., по маршруту Таксимо-Анапа на *** следовали поезда категории «Скорые», стоимость проездных документов в плацкартном вагоне «скорого» поезда составляла 8 015 рублей 30 копеек, включая стоимость постельных принадлежностей - 127 рублей 80 копеек; по маршруту Анапа-Шахтная на *** следовали поезда категории «пассажирские», стоимость проездных документов в плацкартном вагоне «пассажирского» поезда составляла 1 203 рубля 70 копеек, включая стоимость постельных принадлежностей - 127 рублей 80 копеек; по маршруту Шахтная-Таксимо на *** поездов прямого сообщения не было. Поезд 97С (Кисловодск-Тында) категории «скорый» проходил через станцию Шахтная в ближайшую дату 02.08.2015г., стоимость проездных документов в плацкартном вагоне «скорого поезда» составляла 7 780 рублей 40 копеек.

По информации генерального директора ООО «Черноморские Скоростные Линии» от 23.09.2015г. стоимость проезда одного пассажира по маршруту Анапа-Феодосия-Анапа в одном направлении составляет 1 500 рублей. Катамараны, осуществляющие рейсы по направлению Анапа-Феодосия-Анапа с июля по август 2015 года не оборудованы каютами, места по классам не подразделяются, все места эконом класса.

В связи с этим, на основании заявления Жуковой Л.В. прокурор в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в ее интересах в суд и просит признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области *** от *** об отказе в выплате Жуковой Л.В. компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно незаконным; взыскать с ответчика в пользу Жуковой Л.В. стоимость проезда к месту отдыха и обратно в сумме 21 116 рублей 00 копеек.

В судебном заседании помощник прокурора г.Бодайбо Филиппов Я.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объеме.

Истец Жукова Л.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила суду заявление, в котором просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика - Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области Соболевская Н.В., действующая на основании доверенности от 12.02.2015г. № ТВ-09/754, исковые требования не признала, поддержала возражения на исковое заявление, из которых следует, что при осуществлении проезда более высокой категории стоимости возмещение фактически произведенных пенсионером расходов производится на основании дополнительно представленного пенсионером документа о стоимости проезда по данному маршруту в пределах, установленных в п. 10 Правил, которым предусмотрено возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату в пределах стоимости проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; в) морским транспортом - в каюте IV-V групп морского судна регулярных транспортных линий; д) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии в автобусах с мягкими откидными сидениями. Справка ГВЦ ОАО «РЖД» Иркутский информационно-вычислительный центр» о стоимости проезда по маршруту Таксимо-Анапа, Анапа-Шахтная, Шахтная-Таксимо. Железнодорожного билета от *** до *** не имеется, представлен железнодорожный билет по маршруту Ростов-Таксимо (поезд скорый), на который не имеется документа о стоимости проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда на дату поездки. Следовательно, расходы истца по маршруту Шахтная-Таксимо в размере 7 652 рубля 60 копеек возмещению не подлежат. Согласно Правилам перевозки пассажиров в билете должны быть указаны обязательные реквизиты: номер билета, дата, сумма, место отправления, время отправления, тип автобуса, однако представленные истцом проездные билеты не соответствуют предъявляемым требованиям. В соответствии с п.43 постановления Правительства РФ от 14.02.2009г. *** предусмотрено, что билет должен содержать обязательные реквизиты, а именно наименование, серия и номер билета; наименование организации, выдавшей билет; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; зона действия билета; дата отправления; время отправления; дата прибытия; время прибытия; место; сумма; дата продажи билета; время продажи билета. Представленные истцом проездные документы по маршруту Бодайбо-Таксимо, Таксимо-Бодайбо не соответствуют предъявляемым требованиям. Истцом представлена справка ООО УК «Город» *** от 30.09.2015г. о том, что республиканский маршрут (***) с 27.10.2015г. по 30.09.2015г. за одну поездку составляет - 1 500 рублей. Перевозка пассажиров осуществляется автомашиной УАЗ-220695, с мягкими откидными сидениями. Тогда как согласно п. 10 Правил возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату в пределах стоимости проезда автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сидениями. Справка ООО «УК Город» о стоимости тарифа по маршруту Бодайбо-Таксимо, Таксимо-Бодайбо не является проездным документом и тем более не подтверждает фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха, а следовательно не может быть принята судом в качестве допустимого доказательства фактически произведенных пенсионером расходов. Билет по маршруту Феодосия-Анапа не соответствует форме билета, утвержденного приказом Минтранса РФ от 05.05.2012г. ***, указаны не все обязательные реквизиты: дата и время прибытия, каюта: категория, номер, место), следовательно возмещению не подлежит. Справки ООО «Черноморские Скоростные Линии», ООО «УК Город», ГВЦ ОАО «РЖД» Иркутский информационно-вычислительный центр» (по маршруту Шахтная-Таксимо) о стоимости тарифа не являются проездными документами и тем более не подтверждают фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха, а следовательно не может быть принята судом в качестве допустимого доказательства фактически произведенных пенсионером расходов.

Суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Предусмотренные указанным законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат предоставляются гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях.

Согласно Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета ССР от 10 февраля 1960г. и от 26 сентября 1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденных Постановлением Совета Министров ССР от 10 ноября 1967г. № 1029 Бодайбинский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Статьей 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2005 № 176 утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно».

Согласно пунктам 3, 6, 9 указанных Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 октября 2011 года № 863) компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. Компенсация производится один раз в два года. Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Как усматривается из материалов дела, неработающий пенсионер по старости Жукова Л.В. в 2015г. выезжала к месту использования отдыха в ***, в том числе автомобильным транспортом по маршруту Бодайбо - Таксимо, Таксимо-Бодайбо, железнодорожным транспортом по маршруту Хани - Анапа, Анапа-Шахтная, Ростов - Таксимо, а также морским транспортом по маршруту Феодосия-Анапа, о чем свидетельствуют представленные проездные билеты (л.д.17-18).

В связи с использованием права проезда к месту отдыха один раз в два года Жукова Л.В. обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области с заявлением о выплате компенсации его стоимости.

Решением начальника Управления Пенсионного Фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области от ****** истцу был оплачен проезд к месту отдыха в сумме *** рублей 00 копеек. Вместе с тем, этим же решением отказано в оплате проезда по маршруту по маршруту Бодайбо-Таксимо, Таксимо-Бодайбо в связи с отсутствием в билетах обязательных реквизитов (время и дата отправления, время прибытия, место, дата и время продажи билета); по маршруту Хани-Анапа в связи с отклонением от маршрута, отсутствием справки о стоимости проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда; по маршруту Анапа-Шахтинская, Ростов-Таксимо, в связи с отсутствием справки о стоимости проезда железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда; по маршруту Феодосия-Анапа в связи с отсутствием справки о стоимости проезда морским транспортом в каюте IV-V групп морского судна регулярных транспортных линий. Однако расходы Жуковой Л.В. на оплату стоимости проезда подтверждаются проездными документами и составляют: *** по маршруту Бодайбо-Таксимо - 1 500 рублей 00 копейки (согласно информации ООО «УК Город»), *** по маршруту Таксимо- Анапа - 7 887 рублей 50 копеек (согласно информации ГВЦ ОАО «РЖД»); *** по маршруту Феодосия-Анапа морским транспортом - 1 500 рублей 00 копеек (согласно проездному билету, информации ООО «Черноморские Скоростные Линии»); *** по маршруту Анапа-Шахтная - 1 075 рублей 90 копеек (согласно информации ГВЦ ОАО «РЖД»); *** по маршруту Шахтная - Таксимо - 7 652 рубля 60 копеек (согласно информации ГВЦ ОАО «РЖД»); *** по маршруту Таксимо-Бодайбо - 1 500 рублей 00 копеек (согласно информации ООО «УК Город»). (л.д.9-10).

Согласно пункту 9 «Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовой пенсии по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 176 от 01 апреля 2005 года, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Факт наличия у Жуковой Л.В. установленных ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» оснований для оплаты проезда к месту отдыха и обратно - постоянного проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, получения пенсии, наличия фактически произведенных расходов подтверждены представленными в материалах дела копией паспорта, пенсионного удостоверения, трудовой книжки, проездными билетами (л.д.12-13,л.д.14, л.д.15-16, л.д.17, л.д.18).

Данные обстоятельства представителем ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области не оспаривались.

Не заявлено ответчиком и о наличии обстоятельств, свидетельствующих о реализации истцом права на получение оплаты стоимости проезда к месту использования отдыха и обратно до истечения установленных законом двух лет к моменту настоящего обращения за компенсацией проезда.

Вместе с тем, в изложенные в возражениях на исковое заявление пенсионного фонда основания в отказе в выплате Жуковой Л.В. компенсации расходов на оплату стоимости проезда по мотиву отсутствия в проездном билете по маршруту Бодайбо - Таксимо, Таксимо-Бодайбо, Феодосия- Анапа обязательных реквизитов, предусмотренных Правилами перевозок, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009г. ***, а также то, что проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам, содержащим обязательные реквизиты, не могут быть признаны соответствующими требованиям закона по следующим основаниям.

При использовании своего права на проезд к месту отдыха и обратно Жукова Л.В. приобретала автобусные билеты по маршруту Бодайбо - Таксимо, Таксимо-Бодайбо стоимостью 1 500 рублей каждый на ***г. и *** соответственно. Также приобретала билет на водный транспорт по маршруту Феодосия -Анапа *** (л.д.17, л.д.18).

В силу пункта 10 «Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2005 года № 176 (в редакции от 26 октября 2011 г.) компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; д) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

Правомерность требования Жуковой Л.В. о взыскании с пенсионного органа стоимости проездного документа по маршруту Бодайбо - Таксимо, Таксимо-Бодайбо подтверждается информацией ООО «УК «Город», согласно которому межреспубликанский маршрут Бодайбо-Таксимо-Бодайбо осуществляется автомашиной марки «УАЗ-220695», с мягкими откидными сиденьями, стоимость проезда по данному маршруту за одну поездку с 01.01.2014г. и по настоящее время составляет 1 500 рублей (л.д.21).

Также, из содержания п. 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом следует, что документальным подтверждением расходов на оплату услуг регулярных перевозок является билет. Формы и обязательные реквизиты билетов предусмотрены в приложении № 1 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, к которым относятся: наименование, серия и номер билета; наименование организации, выдавшей билет; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; зона действия билета; дата отправления; время отправления; дата прибытия; время прибытия; место; сумма; дата продажи билета; время продажи билета (пункт 43).

Сведения о тарифе на проезд указанным видом транспорта по соответствующему маршруту ответчиком не оспорены, доказательств, свидетельствующих об иной, более низкой стоимости проезда, им суду не представлено.

Кроме того, ответчик не оспаривал, что иного транспортного средства, кроме автобусного сообщения между *** и *** не существует, и истец не мог воспользоваться иным видом транспорта, кроме как поездки на автомашине УАЗ-220695.

Также согласно информации ООО «Черноморские скоростные линии», пассажирские перевозки по маршруту Анапа-Феодосия-Анапа осуществляется ФГУП «Росморпорт». Стоимость проезда одного пассажира в одном направлении 1500 рублей. В морском порту Феодосия взимается сбор за реализацию билетов в размере 150 рублей сверх стоимости билета и оформляется отдельным платным документом. Данные катамараны, осуществляющие рейсы по направлению Анапа-Феодосия-Анапа с июля по август 2015 года не оборудованы каютами, места по классам не подразделяются, все места эконом класса (л.д.20).

Обращаясь к доводам ответчика о том, что справки о стоимости билетов по данному маршруту не являются проездным документом и не подтверждают фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда, суд учитывает следующее.

В силу положений части 1 ст. 785 ГК РФ возмездность договора перевозки пассажира предполагается, пока заинтересованным лицом не доказано обратное.

При этом для подтверждения факта выполнения перевозки и наличия соответствующих расходов в виде провозного тарифа, истец вправе представить любые доказательства, подтверждающие как факт осуществления перевозки, так и о стоимости провозной платы, существующей в данной местности и которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные транспортные услуги.

При этом суд принимает во внимание то, что не указание в предоставленных истцом проездных билетах таких реквизитов как: время отправления, дата и время прибытия, место, дата и время продажи не может умалять право гражданина на получение, указанной в ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно один раз в два года, право на которую у истца имеется, что представителем ответчика не оспаривается.

Также, указанные нормативные акты устанавливают обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей установленным законом способом оформлять принятие денежных средств от населения при оказании услуг, в том числе услуги по перевозке граждан. Однако данные нормативные акты не предусматривают право или обязанность физических лиц, граждан, в том числе - пенсионеров, контролировать правильность оформления документов при принятии от них наличных денежных средств.

Нарушение перевозчиком правил оформления проездного документа не может являться основанием к отказу в выплате компенсации. Судом установлено, что истцом в подтверждение расходов на оплату проезда представлены проездные документы (билеты), в котором указаны даты, маршрут, стоимость.

Таким образом, с Пенсионного Фонда РФ, в лице его территориального органа - Управления Пенсионного Фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области, на основании ст. ст. 4, 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» подлежит взысканию компенсация стоимости проезда Жуковой Л.В. к месту отдыха и обратно по маршруту: Бодайбо - Таксимо, Таксимо - Бодайбо в размере 3 000 рублей, по маршруту Феодосия -Анапа в размере 1 500 рублей.

Рассматривая изложенные в решении данного органа пенсионного фонда основания в отказе в выплате Жуковой Л.В. компенсации расходов на оплату стоимости проезда по мотиву отклонения от маршрута и отсутствия доказательств, подтверждающих стоимость проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда либо плацкартном вагоне скорого поезда по маршруту Хани-Анапа, Анапа-Шахтная, Шахтная -Таксимо суд приходит к следующему.

Согласно материалам дела, Жукова Л.В. при использовании своего права на проезд к месту отдыха - *** и обратно приобретала железнодорожные билеты по маршруту Хани-Анапа, Ростов-Таксимо в плацкартном вагоне скорого поезда, Анапа-Шахтная, в плацкартном вагоне пассажирского поезда (л.д.17).

Приобретение истцом проездного документа - железнодорожного билета от *** до ***, было вызвано необходимостью, связанной с отсутствием в кассе железнодорожного вокзала билетов от *** до ***, железнодорожного билета *** в связи с тем, что прямого сообщения не было, поезд проходил через *** как пояснил помощник прокурора ***.

Пунктом 7 разъяснения от 11 августа 2008г. № 408н предусмотрено, что в случае если пассажирские перевозки по маршруту следования пенсионера к месту отдыха и обратно осуществляются транспортными средствами только более высокой категории стоимости, чем это предусмотрено в пункте 10 Правил (например, на железнодорожном транспорте - только скорыми и фирменными поездами), возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда производится в размере наименьшей стоимости проезда указанными транспортными средствами (например, в плацкартном вагоне скорого или фирменного поезда).

В стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), и расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд более высокой категории.

Исходя из того, что ближайшей железнодорожной станцией к г. Бодайбо является станция, расположенная в ***, а не станция Хани, суд приходит к выводу о том, что проезд Жуковой Л.В. до места отдыха подлежит оплате по маршруту Таксимо -Анапа в соответствии с пунктом 7 Правил по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Кроме того, суд принимает во внимание информацию Иркутского информационно-вычислительного центра филиала ОАО «Российские железные дороги» от 28 сентября 2015 года № 2400/ИрИВЦ, согласно которой по маршруту Таксимо-Анапа на *** следовали поезда категории «скорые» и стоимость проездных документов в плацкартном вагоне скорого поезда составляла 8 015 рублей 30 коп., включая стоимость постельных принадлежностей - 127 рублей 80 коп. По маршруту Анапа-Шахтная на 27.07.2015г. следовали поезда категории «пассажирские», стоимость проездных документов составляла: в плацкартном вагоне «пассажирского» поезда 1 203 рублей 70 коп., включая стоимость постельных принадлежностей 127 руб.80 коп. По маршруту Шахтная-Таксимо на 01.08.2015г. поездов «прямого» сообщения не было. Поезд 97С категории «скорый» проходил через станцию Шахтная, стоимость проездных документов составляла: в плацкартном вагоне «скорого» поезда - 7780 рублей 40 коп., включая стоимость постельных принадлежностей 127 рублей 80 коп. (л.д.17).

Сведения о тарифе на проезд указанным видом транспорта по соответствующему маршруту ответчиком не оспорены, доказательств, свидетельствующих об иной, более низкой стоимости проезда, им суду не представлено.

Оценивая представленные суду доказательства по правилам ст. ст. 67,68 ГПК РФ суд находит их относимыми, допустимыми и достаточными для вывода суда о наличии у неработающего пенсионера Жуковой Л.В. права на оплату стоимости проезда к месту использования отдыха и обратно, об обоснованности произведенных истцом расходов на оплату проезда к месту использования отдыха и обратно в соответствии с представленными проездными документами и их соответствие требованиям «Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2005 года № 176.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что принятое Управлением Пенсионного Фонда в Бодайбинском районе Иркутской области решение от 07.08.2015г. *** в части отказа в выплате Жуковой Л.В. компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Бодайбо-Такисмо, Таксимо-Анапа, Феодосия-Анапа, Анапа-Шахтная, Шахтная-Таксимо, Такисмо-Бодайбо не может быть признано законным.

Соответственно с Пенсионного Фонда РФ, в лице его территориального органа - Управления Пенсионного Фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области, на основании ст.ст. 4,34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» подлежит взысканию (в пределах заявленных требований) компенсация стоимости проезда Жуковой Л.В. к месту отдыха по маршруту: Таксимо-Анапа в размере 7 887 рублей 50 коп., по маршруту Анапа-Шахтная в размере 1 075 рублей 90 коп., Шахтная-Таксимо в размере 7 652 рубля 60 коп. А всего по маршруту Бодайбо-Таксимо, Таксимо-Анапа, Феодосия-Анапа, Анапа-Шахтная, Шахтная -Таксимо, Таксимо-Бодайбо в размере *** рублей (1500+7887,50+1500+1075,90+7652,60+1500).

В силу пп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, с ответчика в доход бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** коп. по правилам пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ (за удовлетворение требования имущественного характера, подлежащего оценке).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Бодайбо в интересах Жуковой Л.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно - удовлетворить.

Признать решение начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области *** от *** об отказе в выплате Жуковой Л.В. компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно - незаконным.

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области в пользу Жуковой Л.В. стоимость проезда к месту отдыха и обратно в сумме *** рублей (*** рублей).

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области государственную пошлину по иску в доход бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района в размере *** (*** рубля *** коп.).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ***.

Судья: И.Ф. Овчинникова