ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-652 от 28.12.2010 Верхнебуреинского районного суда (Хабаровский край)

                                                                                    Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-652/2010г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Чегдомын 28 декабря 2010г.

Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе -

председательствующего судьи Руденко Л.В.,

с участием помощника прокурора Верхнебуреинского района Гуляева Н.В.,

представителя заинтересованного лица по доверенности Лиходиевского К.К.,

при секретаре Якушкиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Верхнебуреинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании Постановления главы Верхнебуреинского муниципального района от 29.03.2010г. № -278 «О внесении изменений в постановления главы района от 04.12.2009г. №-1148 и от 19.12.2009г. №-1523» незаконным и противоречащим федеральному законодательству,

заинтересованное лицо – глава Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхнебуреинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании Постановления главы Верхнебуреинского муниципального района от 29.03.2010г. №278 «О внесении изменений в постановления главы района от 04.12.2009г. №1148 и от 19.12.2009г. №1523» незаконным и противоречащим федеральному законодательству, обосновывая свои требования тем, что в ходе проверки 26.01.2010г. был проведен правовой анализ Постановления главы Верхнебуреинского муниципального района от 04.12.2009г. №1448 «Об оплате за тепловую энергию в течение календарного года», которым установлено, что отдельные положения приведенного нормативного правового акта незаконны и подлежат отмене. По результатам проверки на указанное Постановление главы района был принесен протест, который формально главой района был удовлетворен. Для приведения в соответствие с действующим законодательством положений Постановления от 04.12.2009г. №1448, издано постановление от 08.02.2010г. №133 «О внесении изменений в постановление главы района от 04.12.2009г. № 1448». Пунктом 1 указанного Постановления отменялись положения Постановления главы Верхнебуреинского муниципального района от 04.12.2009г. №1448, которые устанавливали оплату за тепловую энергию на отопление в течение календарного года, а так же указывалось руководителю ООО «Межпоселенческая сбытовая организация» производить начисление за предоставляемое отопление равными долями в течение календарного года. 29.03.2010г. главой Верхнебуреинского муниципального района издано Постановление №278 «О внесении изменений в постановления главы района от 04.12.2009г. №1448 и от 19.12.2009г. №1523», которое внесло изменения в п.2 Постановления oт 04.12.2009г. №1448. Постановление главы района №278 от 29.03.2010г. было опубликовано в газете Верхнебуреинского муниципального района «Рабочее слово» от 06.04.2010г. №24. Положениями Постановления от 29 03.2010г. №278 определен порядок расчета оплаты гражданами за потребленную энергию в течение календарного года равными долями, который был ранее установлен Постановлением главы Верхнебуреинского муниципального района от 04.12.2009 г. №1448 «Об оплате за тепловую энергию в течение календарного года» и опротестован 26.01.2010г. прокуратурой Верхнебуреинского района, как незаконный. В соответствии с  нормами Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. №306, органы местного самоуправления наделены правом устанавливать нормативы потребления тепловой энергии. Указанными правилами органы местного самоуправления полномочиями по определению порядка и периода внесения платы за потребленные коммунальные услуги не наделены. Установление оспариваемым Постановлением порядка оплаты коммунальных услуг противоречит положениям Постановления Правительства от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в соответствии с которым порядок и форма оплаты коммунальных услуг определяется исполнителем услуг по согласованию с потребителем. Кроме того, в нарушение норм действующего законодательства Постановлением от 29.03.2010г. №278 внесены изменения в нормативы потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений в поселениях Верхнебуреинского муниципального района. Так, для отдельных комнат в общежитии п. Чегдомын установлен новый норматив, составляющий 0,0377 Гкал на 1 кв. метр общей площади. По выявленным нарушениям федерального законодательства 06.09.2010 г. прокуратурой района был принесен протест главе Верхнебуреинского района на Постановление от 29.03.2010г. №278, однако, администрация Верхнебуреинского района, сославшись на нормы действующего законодательства, не усмотрела оснований для отмены Постановления главы района от 29.03.2010г. №278. Постановлением от 29.03.2010г. №278 затрагиваются жилищные права граждан - потребителей коммунальных услуг, в части законности установления нормативов потребления коммунальных услуг, в части оплаты коммунальных услуг.

В судебном заседании помощник прокурора Верхнебуреинского района Гуляев Н.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Лиходиевский К.К. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на постановление Главы Верхнебуреинского района №-278 « О внесении изменений в постановление главы района от 4 декабря 2009г. №-1448 и от 19.12. 2009г. №-1523 было издано в целях приведения в соответствие нормативно правовых актов органов местного самоуправления с Жилищным Кодексом РФ. Пунктом 1.1 данного постановления были утверждены нормативы по отоплению из расчета оплаты гражданами потребленной тепловой энергии равными долями в течении календарного года, также в данном пункте был утвержден норматив потребления те6пловой энергии для отдельных комнат в общежитии на 1 кв.м. жилой площади 0, 0377Гкал/м.кв./ мес. Учитывая, что Постановлением главы района №-83 от 12. 02. 2008г. был утвержден норматив потребленной тепловой энергии для жителей дома 52 по ул. Пушкина ( общежитие) на 1 кв.м. жилой площади 0, 057815 Гкал/ м. кВ./ месс. На продолжительность отопительного сезона 238 кал. Дн., Или 7, 83 месяца, что в отопительный пери од составляет 0,4527Гкал. Следовательно из расчета на 12 месяцев норматив для общежитий в отопительный период остался неизменным.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, правовыми актами или соглашением сторон. К иным правовым актам относится Постановление Правительства РФ №-306 от 23 мая 2006г. « Об утверждении и Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и Постановление №-307 от 23 мая 2006г. « О порядке предоставления коммунальных услуг».

Согласно п. 19 Постановления №-306 « при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы установленные Правилами», согласно п. 24 Правил решение о применении одного из методов принимается уполномоченным органом; п. 23 предусмотрено, что расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными приборами учетов в многоквартирных домах отсутствуют или их недостаточно для применения аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ и Постановлением №-307 размер платы за коммунальные услуги определяются исходя из показаний приборов учета а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утвержденных органом местного самоуправления; Постановлением 307 определен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения 2 к указанным Правилам, по формуле т.е. исходя из общей площади квартиры в многоквартирном доме, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию. При этом корректировку размера платы за отопление необходимо производить 1 раз в год.

Если отсутствуют коллективные, общие приборы учетов размер платы за коммунальные услуги ( п.19 Правил) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения 2 к Правилам по формуле- т.е. исходя из общей площади квартиры в многоквартирном доме, норматива потребления рассчитанного в соответствии с Постановлением 306 и утвержденными Правилами и тарифа на тепловую энергию.

Согласно указанных постановлений норматив отопления для жилых помещений многоквартирных домов как оборудованных приборами учетов так и не оборудованных приборами учетов рассчитывается исходя из периода равного 12 месяцам.

Пунктами 19 и 21 Правил размер платы за потребленную тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения и отопления подлежит корректировке 1 раз в год ( либо раз в квартал) либо в порядке установленном законодательством. На сегодняшний день такой порядок не определен и никто не вправе устанавливать иной порядок отличный от установленного Правилами.

В связи с изложенным ответчик полагает что наниматели многоквартирного жилого дома должны оплачивать коммунальную услугу по отоплению в течении всего календарного года несмотря на то что фактически жилые помещения отапливаются только в течении отопительного сезона, плата за отопление начисляется равномерно в течении года в соответствии с п. 14 Правил ( Постановление 307), поскольку расчетным периодом для оплаты коммунальных услуг принимается календарный месяц а согласно Постановления 306 норматив потребления определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на 12 месяцев т.е. принимается во внимание усредненный показатель за год.

Просит в удовлетворении требований прокурора отказать.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Ермилов С.В. пояснил, что указанным постановлением Главы района не были введены новые нормативы, просто в целях исполнения ЖК РФ нормативы были разделены на 12 месяцев и чтобы потребителям было понятно было указано что « равными долями в течении календарного месяца». Так же было сделано и по общежитию ул. Пушкина 52, начисление платежей равными долями соответствует требованиям Постановления Правительства 306, где все расчеты производятся по формулам с делением на 12. Полагает что оспариваемое Постановление законно, не нарушает прав граждан.

Выслушав пояснения сторон, допросив специалиста, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Постановления Главы Верхнебуреинского муниципального района от 4 декабря 2009г. №-1448 « Об оплате за тепловую энергию на отопление в течении календарного года» установлено, что для равномерного распределения платежей граждан за жилищно- коммунальные услуги в течении всего года и поступления доходов коммунальным предприятиям ежемесячно для направления их на выплату заработной платы, проведения ремонтных работ, создания запасов топлива на начало отопительного сезона - введено для населения не выбравшего способ управления жилыми домами в поселениях Чегдомын, Новый Ургал, Солони, Сулук, Герби, Алонка, этыркен, оплату за тепловую энергию на отопление получаемую в течении отопительного сезона фиксированными суммами в течении календарного года. Утвержден и введен в действие с 1 января 2010г. для жилых домов этих поселений нормативы потребления тепловой энергии на отопление размерах Чегдомын 0,00319 Гкал/ м2/ месс., остальные поселения 0, 0306 Гкал.; п. 3.1. – производить начисление за отопление населению поселков равными долями в течении календарного года.

Постановлением Главы района №-1523 от 19 декабря 2009г. « О внесении дополнений в постановление главы района №-1448 от 4 декабря 2009г.»- для равномерного распределения платежей граждан за жилищно- коммунальные услуги в течении года и поступления доходов коммунальным предприятиям ежемесячно для направления их на выплату заработной платы, проведения ремонтных работ, создания запасов топлива на начало отопительного сезона- внести изменения в постановление 1448 « об оплате за тепловую энергию на отопле6ние в течение календарного года»- п.1.1 ввести для населения, не выбравшего способ управления жилыми домами, проживающего в п. Чегдомын ул. Пушкина 52 ( обшежитие) оплату за тепловую энергию на отопление получаемую в течении отопительного сезона, фиксированными суммами в течении календарного года; утвердить и ввести в действие с 1 января 2010г. для жителей этого дома норматив потребления тепловой энергии на отопление на 1 кв.м. 0,03758 Гкал/кВ.м./месс.; производить начисление за отопление населения проживающему в общежитии равными долями в течении календарного года.

Ппостановлением главы Верхнебуреинского муниципального района от 29.03.2010г. № - 278 внесены изменения в постановление главы района –

- от 04.12.2009г. №1448 «Об оплате за тепловую энергию на отопление в течение календарного года», а именно утверждены и введены для жилищного фонда поселений: Чегдомын, Новый Ургал, Солони, Сулук, Этыркэн, Алонка и Солони с 01.01.2010г. нормативы потребления тепловой энергии - нормативы по отоплению из расчета оплаты гражданами потребленной тепловой энергии равными долями в течение календарного года – 12 месяцев.

Также указанным постановлением внесены изменения в нормативы потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений в поселениях Верхнебуреинского муниципального района - для отдельных комнат в общежитии п. Чегдомын- 0,0377 Гкал/ кВ.м/ мес.

Частью 1 чт. 157 ЖК РФ предусмотрено что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по приборам учета а при отсутствии таковых по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления.

23 мая 2006г. Правительством РФ принято Постановление №-306, которым утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию».

Согласно п. 2 указанных Правил норматив потребления коммунальных услуг- это месячный ( среднемесячный) объем потребления коммунальных услуг потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета.

В силу п. 10 Правил, нормативы потребления устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства.

Согласно п.13 указанных Правил основаниями для изменения нормативов потребления коммунальных услуг, которыми является изменения конструктивных и технических параметров, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатические условия, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

Пунктом 20 Правил предусмотрено, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы-1) метод аналогов;2) экспертный метод, 3) расчетный метод.

Решение о применении одного из методов принимается уполномоченным органом, что предусмотрено п. 24 Правил.

В соответствии с  нормами Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № - 306, органы местного самоуправления наделены правом устанавливать нормативы потребления тепловой энергии.

Полномочиями по определению порядка и периода внесения платы за потребленные коммунальные услуги органы местного самоуправления не наделены.

Данный вопрос регулируется Постановлением Правительства от 23.05.2006г. №-307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», согласно которому порядок и форма оплаты коммунальных услуг определяется исполнителем услуг по согласованию с потребителем.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2007г. « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления таких услуг, настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Правилами дано определение норматива потребления коммунальных услуг- "норматив потребления коммунальных услуг"   - месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем  , используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах.

Согласно гл.3 « Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги» п.14.- Расчетный период для оплаты коммунальных услуг   устанавливается равным календарному месяцу.

(Решением Верховного Суда РФ от 25 декабря 2008г. NГКПИ08-1871, ос тавленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 5 марта 2009г. NКАС09-43, пункт 15 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству)

п. 40 этого же раздела предусмотрено, что если иное не установлено договором, потребители вправе по своему выбору, в т.ч. осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих месяцев.

Закон РФ « О защите прав потребителей» обязывает потребителя оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем и только по согласию потребителя услуга может быть оплачена ранее. (ст. 37)

Доводы представителя ответчика о том что указанным постановлением утвержден именно норматив по отоплению а не порядок расчета оплаты с гражданами не состоятелен, поскольку именно с вступлению в силу указанного постановления коммунальные платежи стали начисляться равными долями в течении всего календарного года и это прямо указано в данных постановлениях.

Доводы представителя ответчика о том что постановлением №-306 установлено что при расчете норматива потребления использована соответствующая формула предусматривающая распределение потребленной услуги на весь календарный год и не иной период и соответственно плата взымается равномерно весь календарный год уд также находит необоснованными, поскольку в указанном Постановлении идет речь об утверждении нормативов, что совершенно не свидетельствует о том что и потребителя должны производить оплату так как считает ответчик.

Действительно определение нормативов потребления коммунальных услуг производится по определенной схеме ( Постановление 306 раздел 4) из содержания которой не следует что граждане обязаны платить за отопление только в течении отопительного сезона( но не следует и обратного), однако для определения порядка оплаты коммунальных услуг издано Постановление 307 согласно которого оплата производится за потребляемые коммунальные услуги ( что предусмотрено и ст. 157 ЖК РФ) в течении календарного месяца и только по согласию потребителя может быть оплачена не потребленная еще коммунальная услуга.

Из анализа постановлений предоставленных заявителем и администрацией района следует что постановлением главы района 1448 от 04.12. 2009г. установлен норматив по отоплению, установлен порядок оплаты- фиксированными платежами в течении календарного года, данное постановление не содержит в себе указаний на общежития, в постановлении 1523 от 19.12. 2009г. « о внесении изме5нений в постановление 1448» утвержден норматив потребления по общежитию ул. Пушкина 52 0,03758 Гкал/м2/ мес. П. 3.1- производить начисление за отопление населению равными долями в течении календарного года. В постановлении 278 установлен норматив по общежитию 0,0377 Гкал/м.2/ мес., что выше утвержденного в декабре 2009г.

Ни одного из оснований, по которому возможно изменение норматива на тепловую энергию в Постановлении от 29.03.2010г. №-278 не указано, соответственно правомочия по изменению норматива потребления тепловой энергии в отношении отдельных комнат в общежитии п. Чегдомын у органа местного самоуправления отсутствовали.

Постановлением Главы Верхнебуреинского муниципального района от 29.03.2010г. №278 затрагиваются жилищные права граждан - потребителей коммунальных услуг, в части законности установления нормативов потребления коммунальных услуг и определении порядка оплаты коммунальных услуг равными долями ( фиксированными платежами) в течении календарного года.

Согласно ч.3 ст.253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст.209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

На основании изложенного, судом установлено, что постановление главы Верхнебуреинского муниципального района от 29.03.2010г. №278 «О внесении изменений в постановления главы района от 04.12.2009г. №1148 и от 19.12.2009г. №1523» противоречит федеральному законодательству, в связи с чем суд признаёт указанный нормативный акт, изданный главой Верхнебуреинского муниципального района незаконным, противоречащим действующему законодательству с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Таким образом, заявленные требования прокурора Верхнебуреинского района подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198, 253 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

Требования прокурора Верхнебуреинского района удовлетворить в полном объёме.

Признать постановление главы Верхнебуреинского муниципального района от 29.03.2010г. №278 «О внесении изменений в постановления главы района от 04.12.2009г. №1448 и от 19.12.2009г. №1523», незаконным, противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 14 января 2011г..

Судья Л.В. Руденко