ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-652 от 31.12.9999 Бикинского городского суда (Хабаровский край)

                                                                                    Бикинский городской суд Хабаровского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Бикинский городской суд Хабаровского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-652/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ  края

Бикинский городской суд

В составе председательствующего судьи Таранцовой И.Г.

При секретаре Черменевой А.И.

С участием:

Представителя истца – старшего помощника Бикинского городского прокурора Тютюнникова В.Г.,

Представителя ответчика – администрации Бикинского муниципального района Плохотнюк ФИО7 действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица Управления образования администрации Бикинского муниципального района

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бикинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе  Бикинского муниципального района  и администрации Бикинского муниципального района  о возложении обязанности по введению пропускного режима внутри здания учебного учреждения квалифицированной охраной

Установил:

Бикинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению- средней общеобразовательной школе  Бикинского муниципального района  (МОУ СОШ ) и администрации Бикинского муниципального района  о возложении обязанности ввести пропускной режим внутри здания квалифицированной охраной, а именно прошедшей профессиональную подготовку, сдавшей квалификационный экзамен с подтверждением удостоверения.

Как указывает истец в исковом заявлении, Бикинской городской прокуратурой совместно с сотрудниками полиции по заданию прокуратуры  была проведена проверка в дошкольных и общеобразовательных учреждениях в части полноты обеспечения антитеррористической защищенности детских садов и школ. В ходе проверки установлено, что здание МОУ СОШ  имеет фактический и юридический адрес: . Здание, в котором располагается образовательное учреждение, представляет собой трехэтажное здание общей площадью 2901 кв. м.. Периметр здания огорожен забором высотой 2 м. Пропускной режим не осуществляется.

С учетом того, что ранее в  в детском саду имел случай террористического акта и во избежание подобных случаев, считает, что в данном учреждении необходимо ввести пропускной режим квалифицированной охраной, а именно прошедшей профессиональную подготовку, сдавшей квалификационный экзамен с подтверждением удостоверения.

Согласно положениям ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №-р , в число объектов с массовым пребыванием детей входят образовательные учреждения, а потому считает, что общеобразовательные учреждения обязаны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Соблюдение требований Федеральных законов «Об образовании», «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» обусловлено правом граждан, в том числе обучающихся в школе, на безопасное нахождение в данном учреждении во время образовательного процесса, количество которых изменчиво, а потому исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник Бикинского городского прокурора Тютюнников В.Г., исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Дал суду пояснения, соответствующие изложенному выше. Просил обязать ответчика провести работы по организации пропускного режима до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель МОУ СОШ  в зал судебного заседания не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения. Представлен письменный отзыв, согласно которого считает, что прокурор не основал свои требования ссылкой на конкретные нормы права, обязывающие вводить в учреждении именно квалифицированную охрану.

Представитель ответчика администрации Бикинского муниципального района  ФИО3 исковые требования не признал. Суду пояснил, что администрация Бикинского муниципального района, как орган местного самоуправления, согласно п 6.1, 7 ст.15 Федерального закона (ФЗ-131) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участвует в мероприятиях по профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Однако, те мероприятия, о проведении которых просит Бикинский городской прокурор, не предусмотрены ни одним нормативным актом, касающимся деятельности органов местного самоуправления и образовательных учреждений. Исковые требования прокурора расценивает как лоббирование интересов частных охранных предприятий. Также указывает на отсутствие в бюджете Бикинского муниципального района средств для выполнения требований Бикинского городского прокурора, изложенных в иске. Суду пояснил, что в настоящее время только определяется уровень террористической опасности детских учреждений (Протокол совместного заседания антитеррористической комиссии  и оперативного штаба в  от ДД.ММ.ГГГГ), без определения которого невозможно определить степень защиты, в которой нуждается то либо иное учреждение. Считает требования прокурора преждевременными.

В судебном заседании представитель третьего лица –  Бикинского муниципального района Чубарова ФИО8 действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что  также полагает, что исковые требования заявлены необоснованно, и поэтому просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.

Выслушав мнения участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Требования прокурора направлены на предупреждение террористического акта в учреждении с массовым пребыванием детей, и на обеспечение необходимых мер по противодействию терроризму в целях пресечения преступлений террористической направленности и обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся образовательного учреждения в период их нахождения в учреждении.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ и ст. 6 Конвенции о правах ребенка, предусмотрено, что каждый ребенок имеет естественное и неотъемлемое право на охрану здоровья. В данном смысле здоровье ребенка как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, что представляет собой одну из главных социальных ценностей цивилизованного общества, общественное и личное благо, основу национальной безопасности страны.

В соответствии с положениями ст. 20 Конституции РФ - жизнь человека является высшей ценностью.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. По смыслу данного федерального закона государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной активной жизни в обществе. В соответствии с ч.2 ст. 4 данного федерального закона государственная политика в интересах ребенка является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка причинение ему вреда.

В соответствии с п.3 пп. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с ч.1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В целях противодействия терроризму был принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», которым закреплены правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.

Статьей 2 ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Статьей 3 ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: предупреждению терроризма, в том числе выявлению и последующему устранению причин и условий способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п.3 ст. 5 ФЗ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Утвержденная Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Пунктом 6 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, определено, что общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике) пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Пунктом 7 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления, в осуществлении антитеррористических мероприятий.

В соответствии с п. 9 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного прав, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральные, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, стратегия национальной безопасности РФ до 2020г. концепция внешней политики РФ, Военная доктрина РФ, настоящая Концепция, а также нормативные правовые акты РФ направленные на совершенствование деятельности в данной области.

В соответствии с п. 10 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации предусмотрено, что цель противодействия терроризму в РФ – защита личности, общества, государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации основными задачами противодействия терроризму являются: пп.«д» - обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с п.12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: предупреждение (профилактика) терроризма; осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

ФИО1 края №-р от ДД.ММ.ГГГГ определено, что образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей.

Анализ перечисленных норм приводит суд к выводу, что МОУ СОШ  как учреждение с массовым пребыванием детей, обязано принимать меры к охране жизни и здоровья учащихся и работников учреждения.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что охрана учреждения организована силами сотрудников школы, при этом также установлено судом, что пропускной режим в данном учреждении отсутствует. Последнее обстоятельство суд расценивает как отсутствие надлежащих мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, пребывающих в учреждении. Так отсутствие пропускного режима в образовательном учреждении способствует бесконтрольному пребыванию и передвижению в учреждении посторонних граждан, не имеющих отношение к образовательному процессу, что может повлечь за собой угрозу жизни находящихся в образовательном учреждении детей.

Суд приходит к выводу, что организация пропускного режима в образовательном учреждении необходима для обеспечения безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения, их защиты от любых посягательств со стороны третьих лиц, охраны жизни, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что имеется достаточно оснований для возложения на образовательное учреждение обязанности организовать охрану жизни учащихся, пребывающих в образовательном учреждении, в виде организации пропускного режима.

Пунктом 40 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.

Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления за счет средств своих бюджетов.

В соответствие со ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Статьей 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся (пп. 6.1.) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п.3 ст. 5 ФЗ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии с постановлением  от ДД.ММ.ГГГГ № «Об усилении мер по предупреждению проявлений террористического характера и повышению бдительности населения на территории », п.1.2 постановлено: организовать проведение комплекса режимно-профилактических мероприятий направленных на воспрепятствование совершению террористических актов в местах массового пребывания людей, предложить главам городских округов и муниципальных районов взять под личный контроль выполнение всех мероприятий, указанных в настоящем постановлении.

В соответствии с п.1.4. Устава МОУ СОШ , его учредителем является администрация Бикинского муниципального района в лице управления образования администрации Бикинского муниципального района.

В соответствии с ч.2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджета учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Положения абзаца шестого пункта 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №83-ФЗ) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом суд приходит к выводу о том, что положения изложенные в абзаце 6 п. 2 ст. 120 ГК РФ не применимы в данной сложившейся ситуации, поскольку Устав учреждения утвержден в августе 2010 года то есть правоотношения между учредителем –  Бикинского муниципального района и учреждением возникли до ДД.ММ.ГГГГ, а потому  Бикинского муниципального района являясь учредителем учреждения и собственником переданного учреждению на праве оперативного управления имущества, несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. А потому суд считает, что требования прокурора о возложении на  Бикинского муниципального района обязанности по обеспечению охраны жизни детей предъявлены законно и подлежат удовлетворению в части возложения на  Бикинского муниципального района обязанности по обеспечению финансирования.

Утверждение ответчиков о том, что обеспечение охраны жизни детей пребывающих в образовательных учреждениях, и с целью предотвращения террористических проявлений является полномочиями государства и должно финансироваться за счет средств федерального бюджета, является надуманным. Данное утверждение опровергается вышеуказанными нормативными актами, в соответствии с которыми охрана от террористических проявлений также является охраной жизни детей, и образовательное учреждение самостоятельно несет ответственность за жизнь детей, пребывающих в учреждении. При этом в соответствии со ст. 42 Концепции, органы местного самоуправления проводят необходимые мероприятия по противодействию терроризму, за счет средств своих бюджетов.

В то же время исковые требования Бикинского городского прокурора в части того, каким образом должен быть осуществлен пропускной режим, а именно квалифицированной охраной, прошедшей профессиональную подготовку, сдавшей квалификационный экзамен с подтверждением удостоверения частного охранника, судом не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Не смотря на неоднократные требования суда Бикинским городским прокурором не представлено доказательств, а также нормативного обоснования своих требований о введении пропускного режима в детском учреждении именно квалифицированной охраной.

Прокурор в обоснование своих требований ссылается на Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». В соответствии со статьей 1 данного Федерального закона частная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуги физическим и юридическим лицам, имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациям и индивидуальным предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. В соответствии со статьей 2 этого же нормативного акта именно в целях применения данного закона указаны основные понятия, в том числе и пропускной режим. Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» регулирует отношения, возникающие на договорной основе между сторонами в целях осуществления защиты законных прав и интересов клиентов.

В соответствии с ч.2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что при исполнении решения суда ответчики вправе самостоятельно решить вопрос о способах его исполнения.

Исходя из принципа правовой определенности, с учетом представленных доказательств, суд считает необходимым исковые требования Бикинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ, в случае если указанные в решении действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

С учетом положений ст. 206 ГПК РФ суд считает, что срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда запрошенный прокурором в судебном заседании - до ДД.ММ.ГГГГ разумный и может быть принят судом при установлении срока для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Бикинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к  Бикинского муниципального района, Муниципальному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе  Бикинского муниципального района  о возложении обязанности ввести пропускной режим внутри здания квалифицированной охраной удовлетворить частично.

Обязать Муниципальному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе  Бикинского муниципального района  в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать пропускной режим в учреждение.

Обязать  Бикинского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование Муниципальному общеобразовательному учреждению - средней общеобразовательной школе  Бикинского муниципального района  по организации пропускного режима в учреждение.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия его в окончательной форме в вой суд через Бикинский городской суд .

Председательствующий судья: И.Г.Таранцова

Решение принято в окончательной форме 2 ноября 2011 года.