07RS0001-02-2021-005650-23 Дело № 2-6526/21
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нальчик 26 ноября 2021г.
Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего, судьи – Блиевой Р.С., при секретаре – Шибзуховой А.М., с участием: истца – Гуркова ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуркова ФИО9 к Местной администрации городского округа Нальчик, в котором он просит:
обязать Местную администрацию городского округа Нальчик сформировать на правах общей долевой собственности ТСЖ «Проектировщик» (<адрес>А) земельный участок путём объединения земельных участков с кадастровыми номерами № и №, -
У С Т А Н О В И Л :
Истец – Гурков ФИО10 обратился в суд с иском к Местной администрации городского округа Нальчик с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что для удовлетворения потребности в жилье сотрудников проектного института «Каббалкгражданпроект» в 1974 году горисполкомом <адрес> был создан жилищно-строительный кооператив ЖСК «Проектировщик». Был разработан проект строительства 60-квартирного жилого дома по адресу <адрес>А и в 1977 году жилой дом был сдан в эксплуатацию с учётом всех-градостроительных норм и требований того времени.
Руководствуясь распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства по управлению госимуществом и земельными ресурсами КБР, Администрация городского округа Нальчик ДД.ММ.ГГГГ сформировала, поставила на кадастровый учёт и предоставила инвалиду на праве аренды сроком на З (три) года земельный участок с кадастровым номером №, расположенный на придомовой территории ЖСК «Проектировщик» по адресу <адрес>А. В связи с истечением срока действия разрешения ДД.ММ.ГГГГ арендатор освободила вышеуказанный участок. Земельный участок № является составной неотъемлемой частью генплана придомовой территории 60-квартирного жилого лома ТСЖ «Проектировщик», разработанного с учётом требований всех действующих строительных норм и правил.
ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «Проектировщик» был перерегистрирован в ТСЖ «Проектировщик» за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1090725000915.
Руководствуясь Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189) Администрация городского округа Нальчик своим постановлением N9 344 от 16.03 2012 года сформировала, поставила на кадастровый учёт и передала бесплатно в общую долевую собственность только земельный участок на котором расположен 60-квартирный жилой дом по адресу <адрес>А (площадь 819 кв.м., кадастровый номер №).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа Нальчик сформирован, поставлен на кадастровый учёт и передан бесплатно на правах общей долевой собственности собственникам жилья в 60-квартирном жилом доме ТСЖ «Проектировщик» (<адрес>А) земельный участок (участок под домом плюс придомовая территория) с кадастровым номером №.
При формировании полного (участок под домом плюс придомовая территория) в размерах генплана земельного участка № земельный участок № (под жилым домом) был аннулирован, а его площадь вошла в состав полного земельного участка N9 07:09(0104004:3885.
Земельный участок №, сформированный в 2007 году на придомовой территории и являющийся согласно генплана её неотъемлемой частью, по неизвестным причинам был проигнорирован и оставлен в составе земельных ресурсов городского округа Нальчик.
В соответствии с проектом и техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ 60-квартирного жилого дома ТСЖ «Проектировщик» по адресу <адрес>А площадь закреплённого земельного участка по землеотводящим документам, а также по фактическому пользованию составляет 5400 кв.м., а по сформированному Местной администрацией городского округа Нальчик и поставленному на кадастровый учёт 20.08.2019г. земельному участку 4287 кв м. Площадь сформированного земельного участка уменьшена на 1113 кв.м.
При образовании земельного участка № администрация городского округа Нальчик в нарушение п.4.2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", она не информировала собственников жилых помещений в многоквартирном доме о проводимой работе, что и привело к сложившейся ситуации. Считает, что здесь имеет место недоработка при проведении несогласованных с собственниками жилых помещений комплексных кадастровых работ.
В связи с вышеизложенным в порядке частичной компенсации необходимо земельный участок № аннулировать, а его площадь включить в состав общедолевой собственности ТСЖ «Проектировщик» (<адрес>А).
Обращение общего собрания ТСЖ «Проектировщик» к Администрации городского округа Нальчик о включении земельного участка № в площадь и границы общей долевой собственности оставлено без положительного решения.
Истец – ФИО2, собственник <адрес> доме по адресу: <адрес> А, просил удовлетворить исковые требования, считая их обоснованными.
Ответчик – Местная администрация городского округа Нальчик, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечила явку су своего представителя.
Суд по правилам п. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) решил рассмотреть настоящее дело без участия представителя ответчика.
Выслушав доводы участника процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком, как объектом земельных отношений является часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельные участки относятся к особому виду недвижимого имущества. Земля является не создаваемым и не потребляемым природным ресурсом, из которого можно образовывать объекты гражданских прав - участки. Невозможно приобрести право на земельный участок первичным способом - путем создания, как это предусмотрено п. 1 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) для искусственных объектов недвижимости - зданий и сооружений. Первоначально земельный участок можно только выделить на местности, сформировать из государственных или муниципальных земель и предоставить на определенном праве (ст. 30 ЗК РФ). В дальнейшем земельные участки могут формироваться в результате разделения собственником данного участка на несколько участков, выделения из участка другого или слияние граничащих друг с другом участков. Таким образом, разделение участка, занятого недвижимостью и необходимого для ее использования, возможно только собственником.
Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе восстановлению земельных участков в прежних границах, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Судом установлено, что для удовлетворения потребности в жилье сотрудников проектного института «Каббалкгражданпроект» в 1974 году горисполкомом <адрес> был создан жилищно-строительный кооператив ЖСК «Проектировщик». Был разработан проект строительства 60-квартирного жилого дома по адресу <адрес>А и в 1977 году жилой дом был сдан в эксплуатацию с учётом всех-градостроительных норм и требований того времени.
Руководствуясь распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства по управлению госимуществом и земельными ресурсами КБР, Администрация городского округа Нальчик ДД.ММ.ГГГГ сформировала, поставила на кадастровый учёт и предоставила инвалиду на праве аренды сроком на З (три) года земельный участок с кадастровым номером №, расположенный на придомовой территории ЖСК «Проектировщик» по адресу <адрес>А. В связи с истечением срока действия разрешения ДД.ММ.ГГГГ арендатор освободила вышеуказанный участок. Земельный участок № является составной неотъемлемой частью генплана придомовой территории 60-квартирного жилого лома ТСЖ «Проектировщик», разработанного с учётом требований всех действующих строительных норм и правил.
ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «Проектировщик» был перерегистрирован в ТСЖ «Проектировщик» за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1090725000915.
Руководствуясь Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189) Администрация городского округа Нальчик своим постановлением N 344 от 16.03 2012 года сформировала, поставила на кадастровый учёт и передала бесплатно в общую долевую собственность только земельный участок на котором расположен 60-квартирный жилой дом по адресу <адрес>А (площадь 819 кв.м., кадастровый номер №).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа Нальчик сформирован, поставлен на кадастровый учёт и передан бесплатно на правах общей долевой собственности собственникам жилья в 60-квартирном жилом доме ТСЖ «Проектировщик» (<адрес>А) земельный участок (участок под домом плюс придомовая территория) с кадастровым номером №.
При формировании полного (участок под домом плюс придомовая территория) в размерах генплана земельного участка № земельный участок № (под жилым домом) был аннулирован, а его площадь вошла в состав вновь образованного земельного участка N 07:09:0104004:3885.
Земельный участок №, сформированный в 2007 году на придомовой территории и являющийся, согласно генплана её неотъемлемой частью, оставлен в составе земельных ресурсов городского округа Нальчик.
В соответствии с проектом и техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ 60-квартирного жилого дома ТСЖ «Проектировщик» по адресу <адрес>А площадь закреплённого земельного участка по землеотводящим документам, а также по фактическому пользованию составляет 5400 кв.м., а по сформированному Местной администрацией городского округа Нальчик и поставленному на кадастровый учёт 20.08.2019г. земельному участку 4287 кв. м. Площадь сформированного земельного участка уменьшена на 1113 кв. м.
При образовании земельного участка № администрация городского округа Нальчик в нарушение п.4.2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее Закон № 189-ФЗ), не информировала собственников жилых помещений в многоквартирном доме о проводимой работе, что и привело к сложившейся ситуации.
Земельные участки могут образовываться путем преобразования земельного участка (раздел, выдел, объединение, перераспределение) и из публичных земель. Это следует из п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ, п. 50 Порядка ведения ЕГРН
Преобразование - это раздел, выдел, объединение, перераспределение земельного участка. Это означает, что новые земельные участки образуются из уже существующего участка (участков).
Раздел земельного участка. В этом случае из одного земельного участка образуются несколько. При этом по общему правилу исходный участок прекращает существовать. Однако в некоторых случаях он сохраняется в измененных границах. Например, при разделе публичного земельного участка (п. п. 1, 6 ст. 11.4 ЗК РФ);
объединение смежных участков. В результате образуется один участок, а исходные прекращают свое существование (п. 1 ст. 11.6 ЗК РФ). К смежным участкам относятся участки, которые имеют общие части границ. Это следует из ч. 2 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Перераспределение участков. В этом случае из нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных участков. Исходные участки прекращают свое существование, за исключением определенного случая. Если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории перераспределяются несколько смежных участков и земли, то исходные участки прекращают существование и образуются несколько смежных участков или один участок (п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ);
выдел участка. Этот способ образования участка предусмотрен для выдела земельной доли (долей) из участка, который находится в долевой собственности. В результате образуется один или несколько участков. При этом исходный участок сохраняется в измененном виде (п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ).
Целевое назначение и разрешенное использование нового участка будет таким же, как у исходного земельного участка или участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ). В частности, к ним относятся случаи изъятия земель, указанные в ч. 14 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 499-ФЗ (Письмо Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N 14-12418-ГЕ/18);
Новый (измененный) участок должен соответствовать установленным требованиям.
Для образования участка потребуется согласие арендаторов, залогодержателей, землепользователей и землевладельцев исходного участка, если они имеются. Однако оно не нужно в случаях, перечисленных в п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ (например, если участок образуется по решению суда).
В ст. 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, к которым относятся:
требования к предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков. Такие размеры определяются в градостроительных регламентах. Если же действие регламентов на земельные участки не распространяется или регламенты в их отношении не устанавливаются, то предельные размеры участков определяются в соответствии с законодательством (ч. 1, 2 ст. 11.9 ЗК РФ);
границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) населенных пунктов. Кроме того, запрещено образование земельного участка, если его границы будут пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением ряда случаев (ч. 3, 7 ст. 11.9 ЗК РФ);
образование участка запрещено, если это повлечет невозможность разрешенного использования объектов недвижимости, которые на нем находятся (ч. 4 ст. 11.9 ЗК РФ);
проводить раздел, выдел или перераспределение земельных участков нельзя, если наложенные на них обременения (ограничения) не позволят их использование в соответствии с разрешенным использованием (ч. 5 ст. 11.9 ЗК РФ);
образование земельных участков не должно приводить к чересполосице, вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, невозможности размещения на участке объектов недвижимости и иным недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель. Кроме того, это не должно нарушать иные требования, установленные законодательством (ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ).
В соответствии с п. 50 порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденного Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0241 при прекращении существования объекта недвижимого имущества в связи с его преобразованием (разделом, выделом, объединением, перераспределением) сведения о частях объекта недвижимости, актуальные на дату осуществления кадастрового учета, переносятся, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в записи об объектах недвижимого имущества, образованных в результате такого преобразования, в тех же границах, за исключением случаев, установленных статьей 60 Федерального закона.Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" процесс формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета является завершающей стадией перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом.
Анализ названной статьи позволяет сделать вывод о том, что в случае обращения собственника помещения в многоквартирном доме в уполномоченный орган с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен этот дом, формирование и проведение кадастрового учета земельных участков осуществляются в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Из этого исходит и Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П по делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО4, ФИО5 и ФИО6", говоря о том, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений; органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, рассматривается как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что предполагает необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
В соответствии с пунктом 13 статьи 39.20 ЗК РФ особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 названной статьи.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Законе N 189-ФЗ - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).
Право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Закона N 189-ФЗ, следовательно, истец как собственник помещений в многоквартирном доме вправе требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации такого дома даже в случае, если многоквартирный дом расположен на земельном участке, отнесенном к землям, ограниченным в обороте.
В силу пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии с положениями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, посредством исследования и оценки полученных доказательств, на основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что при формировании земельного участка на праве общей долевой собственности ТСЖ «Проектировщик» по адресу: <адрес>А, с кадастровым № в него не был включен земельный участок с кадастровым №, который получается вкрапленным в него, образуя как бы анклав, что в соответствии ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ недопустимо.
В силу ст. 85 ЗК РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков, земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и поверху земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В силу части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план города содержит карту функциональных зон, а правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающую границы территориальных зон в соответствии с частями 2 и 4 статьи 30 Градостроительного кодекса. Градостроительные регламенты устанавливаются в пределах соответствующей территориальной зоны.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
Земельный участок №, сформированный в 2007 году на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <адрес> «А» и являющийся, согласно генплана неотъемлемой частью земельного участка с кадастровым №№, оставлен в составе земельного фонда городского округа Нальчик.
Статьей 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу указанных норм материального и процессуального права по делу об устранении препятствий в пользовании недвижимым имуществом истец обязан доказать наличие у него права собственности или иного вещного права на недвижимое имущество, в пользовании которым ему чинятся препятствия; наличие препятствий в осуществлении этого права; противоправность действий ответчика, создающего препятствия в пользовании недвижимым имуществом.
В силу требований пунктов 1 ст.25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с законом сведений, ведется в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (часть 2 статьи 1, пункты 1 и 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а именно п.п.1 п.2 ст.14, установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.
Вместе с тем, для удовлетворения требований истца недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому заявителю должно приводить к нарушению его прав. При этом решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к реализации названного права.
Таким образом, системный анализ изложенных правовых норм и материалов дела позволяет суду прийти к выводу, что инициированный Гурковым ФИО13 судебный спор приведет к фактическому восстановлению его нарушенных прав, поскольку действия ответчика права истца нарушают и поэтому они подлежат восстановлению.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Гуркова ФИО12 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Гуркова ФИО11 удовлетворить.
Возложить на Местную администрацию городского округа Нальчик обязанность сформировать на правах общей долевой собственности ТСЖ «Проектировщик» (<адрес>А) земельный участок путём объединения земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики, через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в мотивированном виде.
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГг.
Председательствующий - Р.С.Блиева
Копия верна:
Судья Нальчикского горсуда - Р.С.Блиева
Решение вступило в законную силу «_____» _____________________2022г.
Судья Нальчикского горсуда - Р.С.Блиева