№ 2-652/2020
УИД: 26RS0008-01-2020-001557-44
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Будённовск 23 июня 2020 года
Будённовский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Котлярова Е.А., при секретаре Кривцовой О.А., с участием:
представителя истца – помощника Будённовского межрайонного прокурора К.Д.А.,
представителя ответчика - администрации города Будённовска П.О.А.,
ответчицы В.Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности Будённовского межрайонного прокурора к администрации города Будённовска и В.Л.В. о признании недействительным разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, признании недействительным договора купли-продажи и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Будённовского межрайонного прокурора обратился в Буденновский городской суд с исковым заявлением к администрации города Будённовска и В.Л.В., в котором указал, что межрайонной прокуратурой по обращению начальника УФСБ России по Ставропольскому краю проведена проверка деятельности должностных лиц администрации города Буденновска (далее администрация), в части соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства при реализации земельного участка В.Л.В.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией и В.Л.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № категория земель земли населенных пунктов, общей площадью 506 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на основании результатов аукциона на предоставление права аренды указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГВ.Л.В. в администрации г. Буденновска получила разрешение на строительство №, объекта общественного питания, расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГВ.Л.В. обратилась в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта капитального строительства.
ДД.ММ.ГГГГВ.Л.В. выдано разрешение администрации на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (№), расположенного на земельном участке с кадастровым номером №
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГВ.Л.В. зарегистрировала право собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ Росреестром осуществлена государственная регистрация права собственности В.Л.В. на построенный объект капитального строительства.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю кадастровая стоимость земельного участка № снижена с 1332743,28 рублей до 505 000 рублей, на основании поступившего заявления В.Л.В. о пересмотре результатов кадастровой стоимости данного земельного участка и представленного ею отчета независимого оценщика ООО «Капитал Инвест» Е.В.Ю.№ от ДД.ММ.ГГГГ, установившего рыночную стоимость ЗУ с кадастровым номером № в размере 505 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГВ.Л.В. обратилась в администрацию с заявлением о продаже ей земельного участка, расположенного по адресу: № без проведения торгов и по его кадастровой стоимости в размере 505000 рублей в соответствии с п.п. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией и В.Л.В. заключен договор купли-продажи указанного земельного участка №.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Ставропольскому краю на основании заявления В.Л.В. объект недвижимости с кадастровым номером: № (пирожковая) снят с кадастрового учета в связи со сносом собственником.
ДД.ММ.ГГГГВ.Л.В. получено в администрации разрешение на строительство объекта капитального строительства (№) - объекта общественного питания (кафе), общей площадью 363,6 кв.м.
Вышеуказанное разрешение на ввод объекта капитального строительства № от ДД.ММ.ГГГГ и договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ противоречат требованиям действующего законодательства
Согласно положениям ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
- правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
- градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
- разрешение на строительство;
- акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
- акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);
- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
- схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно- технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
- заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
- документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
- технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Вместе с тем, должностными лицами администрации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано В.Л.В. в нарушение ч. 3 ст. 55 ГрК РФ.
Так, на момент ввода в эксплуатацию (ДД.ММ.ГГГГ) вышеназванный объект недвижимости (пирожковая) не был полностью достроен и не отвечал установленным ст. 55 ГрК РФ требованиям для его ввода в эксплуатацию и выдачи соответствующего разрешения органом местного самоуправления.
Из документов, послуживших основанием для выдачи В.Л.В. разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства следует, что в исполнительной документации необходимых сведений о соответствии построенного объекта требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергоресурсов, подписанных представителями эксплуатирующих организаций не имеется (п. 3 ст. 55 ГрК РФ).
Согласно информации начальника управления УФСБ Российской Федерации по СК генерал-лейтенанта К.С.П. от ДД.ММ.ГГГГ№ в ресурсоснабжающих организациях получены сведения о том, что подключение ОКС, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: №, к инженерным сетям и коммуникациям, а также его оснащение приборами учета, не производилось.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо наличие в исполнительной документации вышеуказанных сведений, подтверждающих подключение объекта к инженерно-техническим сетям и оснащение приборами учета используемых энергоресурсов, а их отсутствие, в соответствии с п.п. 1 п. 6 ст. 55 ГрК РФ, является основанием для отказа в выдаче данного разрешения.
Кроме того, установлен факт несоответствия параметров указанного объекта капитального строительства его проектной документации, что подтверждается фотоматериалами объекта, содержащимися в отчете оценщика Е.В.Ю.№ от ДД.ММ.ГГГГ, сделанными ею в декабре 2017 года при проведении работ по оценке рыночной стоимости данного участка.
Указанное обстоятельство также является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (п.п. 3, 4 п. 6 ст. 55 ГрК РФ).
Вышеуказанные нарушения законодательства подтверждаются также объяснениями главного архитектора администрации г. Буденновска К.В.А., раннее являющегося заместителем главы г. Буденновска Ш.В.В. которые пояснили что, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано в нарушение ст. 55 ГрК РФ.
Таким образом, полученные сведения указывают на нарушение должностными лицами администрации города Буденновска градостроительного законодательства при вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> что в последующем позволило В.Л.В. необоснованно получить преимущественное право выкупа указанного земельного участка без проведения торгов по его кадастровой стоимости.
В связи с чем, бюджет муниципального образования недополучил возможный доход в размере более 1 млн. рублей, в случае продажи данного земельного участка на аукционе, так как его реальная рыночная стоимость по оценкам специалистов составляет более 2 млн. рублей.
В силу положений п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 1 статьи 181 ГК РФ, срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Срок исковой давности по признанию вышеуказанной сделки недействительной не истек поскольку информация начальника управления УФСБ Российской Федерации по СК генерал-лейтенанта К.С.П. от № поступила в межрайонную прокуратуру из прокуратуры края ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, истец просил суд признать недействительным разрешение на ввод объекта капитального строительства № от ДД.ММ.ГГГГ - объекта общественного питания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №. Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать стороны вернуть все полученное по сделке. Применить последствия недействительности (ничтожной) сделки, обязав В.Л.В. возвратить администрации <адрес> по акту приёма - передач земельный участок с кадастровым номером №, категория земель «земли населенных пунктов», общей площадью 506 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
Представитель истца - помощник Будённовского межрайонного прокурора К.Д.А., в судебном заседании исковые требования поддержал, просив их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации города Будённовска П.О.А., в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что в действительности отсутствовали законные основания для ввода в эксплуатацию объекта недвижимости построенного ответчицей В.Л.В. и, как следствие, основания для продажи ей спорного земельного участка. Обстоятельства, изложенные в иске она подтвердила.
Ответчица В.Л.В., в судебном заседании подтвердила факт того, что на момент ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости – пирожковая не был полностью достроен, так в нем отсутствовали окна и двери, данный объект не был подключен к инженерным сетям и коммуникациям, не был оснащен приборами учета. Вместе с тем, она полагает, что данный объект недвижимости и без того мог быть введен в эксплуатацию. Согласно представленным ответчицей возражениям установлено, что между администрацией г. Буденновска и ею был заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> Земельный участок предоставлен на основании протокола о результатах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> ответчице было выдано разрешение на строительство № г. объекта капитального строительства по адресу: <адрес>А.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Буденновска было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Буденновска и ответчицей был заключен договор купли-продажи № земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Согласно п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Из п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ следует, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю названный объект недвижимости снят с государственного кадастрового учета в связи с его сносом собственником.
Ответчик полагает, что правовые основания оспаривать разрешение на ввод в эксплуатацию несуществующего на момент подачи иска в суд объекта недвижимости, отсутствуют.
Согласно п. 1 ст. 11 ГК РФ установлен принцип судебной защиты нарушенного права.
Перечень способов защиты нарушенного права установлен ст. 12 ГК РФ, и не является исчерпывающим.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Доводы истца о том, что ответчик необоснованно получил преимущественное право выкупа указанного земельного участка без проведения торгов по его кадастровой стоимости, в связи с чем, бюджет муниципального района не дополучил возможный доход в размере более 1 млн. рублей, надуманы и противоречат п.п. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.
Даже если бы на арендуемом земельном участке находился не завершенный строительством объект, это бы не лишало ответчицу права завершить строительство, имея земельный участок на праве аренды и последующего исключительного права на приобретение земельного участка в собственность.
Таким образом, изложенные истцом правовые основания не могут привести к восстановлению оспариваемых прав.
Договор купли-продажи соответствует требованиям действующего законодательства, а именно п.п. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 549-551, 554-556 ГК РФ.
Ответчик является добросовестным приобретателем земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
При осуществлении государственной регистрации договора купли-продажи данного земельного участка была проведена Управлением Росреестра по СК правовая экспертиза документов, включающая в себя проверку наличия соответствующих прав, отсутствие споров и обременений.
Увеличение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> возникло в результате изменения вида его разрешенного использования (вид разрешенного использования - общественное питание изменен на вид разрешенного использования - магазины), см. выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного ответчица просила суд отказать в удовлетворении всех исковых требований и.о. Буденновского межрайонного прокурора в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, сведений о причине неявки суду не представил и не просил о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие.
В соответствии с положением ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В связи с изложенным, суд, с учетом мнения представителя истца - помощника Будённовского межрайонного прокурора К.Д.А., представителя ответчика - администрации города Будённовска - П.О.А., ответчицы - В.Л.В., не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие представителя третьего лица, руководствуясь положением ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав представителя истца - помощника Будённовского межрайонного прокурора К.Д.А., представителя ответчика - администрации города Будённовска - П.О.А., ответчицу - В.Л.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией и В.Л.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, категория земель земли населенных пунктов, общей площадью 506 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на основании результатов аукциона на предоставление права аренды указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГВ.Л.В. в администрации г. Буденновска получила разрешение на строительство №, объекта общественного питания, расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГВ.Л.В. обратилась в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта капитального строительства.
ДД.ММ.ГГГГВ.Л.В. выдано разрешение администрации на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (№), расположенного на земельном участке с кадастровым номером №
ДД.ММ.ГГГГ Росреестром осуществлена государственная регистрация права собственности В.Л.В. на построенный объект капитального строительства.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю кадастровая стоимость земельного участка № снижена с 1332743 рублей 28 копеек до 505 000 рублей, на основании поступившего заявления В.Л.В. о пересмотре результатов кадастровой стоимости данного земельного участка и представленного ею отчета независимого оценщика ООО «Капитал Инвест» Е.В.Ю.№ от ДД.ММ.ГГГГ, установившего рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 505 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГВ.Л.В. обратилась в администрацию с заявлением о продаже ей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> без проведения торгов и по его кадастровой стоимости в размере 505 000 рублей в соответствии с п.п. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией и В.Л.В. заключен договор купли-продажи указанного земельного участка №.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Ставропольскому краю на основании заявления В.Л.В. объект недвижимости с кадастровым номером: № (пирожковая) снят с кадастрового учета в связи со сносом собственником.
ДД.ММ.ГГГГВ.Л.В. получено в администрации разрешение на строительство объекта капитального строительства (№) - объекта общественного питания (кафе), общей площадью 363,6 кв.м.
Вместе с тем, судом установлено, что вышеуказанное разрешение на ввод объекта капитального строительства № от ДД.ММ.ГГГГ и, как следствие, договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ противоречат требованиям действующего законодательства.
Так, согласно положениям ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута; градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора); документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно- технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования; технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Вместе с тем, должностными лицами администрации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано ответчику в нарушение ч. 3 ст. 55 ГрК РФ.
Так, на момент ввода в эксплуатацию (ДД.ММ.ГГГГ) вышеназванный объект недвижимости (пирожковая) не был полностью достроен и не отвечал установленным ст. 55 ГрК РФ требованиям для его ввода в эксплуатацию и выдачи соответствующего разрешения органом местного самоуправления.
Факт отсутствия дверей и окон в здании пирожковой на момент ввода ее в эксплуатацию, подтвержден также самим ответчиком.
Из документов, послуживших основанием для выдачи В.Л.В. разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства следует, что в исполнительной документации необходимых сведений о соответствии построенного объекта требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергоресурсов, подписанных представителями эксплуатирующих организаций не имеется (п. 3 ст. 55 ГрК РФ).
Согласно информации начальника управления УФСБ Российской Федерации по СК генерал-лейтенанта К.С.П. от ДД.ММ.ГГГГ№ в ресурсоснабжающих организациях получены сведения о том, что подключение ОКС, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: №, к инженерным сетям и коммуникациям, а также его оснащение приборами учета, не производилось.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо наличие в исполнительной документации вышеуказанных сведений, подтверждающих подключение объекта к инженерно-техническим сетям и оснащение приборами учета используемых энергоресурсов. Отсутствие указанных условий в соответствии с п.п. 1 п. 6 ст. 55 ГрК РФ, является основанием для отказа в выдаче данного разрешения.
Кроме того, установлен факт несоответствия параметров указанного объекта капитального строительства его проектной документации, что подтверждается фотоматериалами объекта, содержащимися в отчете оценщика Е.В.Ю.№ от ДД.ММ.ГГГГ, сделанными ею в декабре 2017 года при проведении работ по оценке рыночной стоимости данного участка.
Указанные обстоятельства в соответствии с положением п.п. 3, 4 п. 6 ст. 55 ГрК РФ являются основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта капитального строительства.
Указанные нарушения законодательства подтверждаются также объяснениями главного архитектора администрации г. Буденновска К.В.А., который пояснил, что разрешение на ввод спорного объекта в эксплуатацию выдано в нарушение ст. 55 ГрК РФ.
Таким образом, полученные сведения указывают на нарушение должностными лицами администрации города Буденновска градостроительного законодательства при вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, что в последующем позволило В.Л.В. необоснованно получить право выкупа указанного земельного участка.
В силу положений п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Таким образом, суд полагает, что разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства № от ДД.ММ.ГГГГ ввиду вышеотмеченных нарушений действующего законодательства является недействительным. Следовательно, ввиду недействительности указанного разрешения на ввод в эксплуатацию, подлежит признанию недействительным (ничтожным) и договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ с применением последствий недействительности (ничтожности) сделки.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования исполняющего обязанности Будённовского межрайонного прокурора к администрации города Будённовска и В.Л.В. – удовлетворить.
Признать недействительным разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства № от ДД.ММ.ГГГГ - объекта общественного питания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №
Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ Обязать стороны вернуть все полученное по сделке.
Применить последствия недействительности (ничтожной) сделки, обязав В.Л.В. возвратить администрации г. Буденновска по акту приёма-передачи земельный участок с кадастровым номером 26:21:030423:111, категория земель «земли населенных пунктов», общей площадью 506 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 26 июня 2020 года.
Решение составлено в совещательной комнате.
Судья Е.А. Котляров