Дело № 2-652/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2013 года г. Канск
Судья Канского районного суда Красноярского края Арефьев В.Н., при секретаре Рыковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора о частичном признании постановления администрации Канского района от 29.02.2008 130-пг «Об утверждении Положения об организации и проведении в Канском районе массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий» несоответствующим законодательству,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с требованием о частичном признании постановления администрации Канского района от 29.02.2008 130-пг «Об утверждении Положения об организации и проведении в Канском районе массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий» несоответствующим законодательству, указав, что29.02.2008 администрацией Канского района принято постановление № 130-пг «Об утверждении Положения об организации и проведении в Канском районе массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий». Постановление является нормативным правовым актом, обладает всеми существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, установленными п. 9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». Постановлением утверждено Положение, которым регулируется порядок организации и проведения массовых мероприятий. Вместе с тем, пунктами 2, 4, 16 Положения создаются препятствия для реализации гражданами их конституционных прав. В соответствии со ст. 31, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться: мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Закрепленный п.п. 2, 4 Положения уведомительный порядок организации массовых мероприятий фактически носит разрешительный характер. Более того, на основании п. 16 Положения органы местного самоуправления правомочны отказать организаторам массового мероприятия в его проведении, в отсутствие таких ограничений, установленных федеральными законами. Поскольку законодательством для проведения массовых мероприятий согласований не предусмотрено, из абзаца 2 п. 2 Положения необходимо исключить фразу «требующее согласования с администрацией Канского района», а также из Положения исключить п. 4. Исходя из конституционно-правового смысла свободы собраний, органами местного самоуправления не может быть отказано в проведении публичного мероприятия, поскольку основания для отказа федеральным законодательством не закреплены. Пунктом 3 Положения предусмотрена обязанность письменного уведомления администрации Канского района организаторами публичного мероприятия о проведении такого мероприятия в срок, установленный Федеральным законом от 19.06,2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Вместе с тем, требования Федерального закона № 54-ФЗ распространяются только на организацию и проведение публичных мероприятий, то есть тех мероприятий, целью которых является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам, политической, экономической, социальной икультурной жизни страны и вопросам внешней политики. Из пункта 3 Положения следует исключить указание на Федеральный закон № 54-ФЗ, а также указать срок, в течение которого организаторы массового мероприятия уведомляют администрацию Канского района о его проведении. Пунктом 3 постановления, п. 7, абзацами 3, 7 п. 8, п. 9, абз. 2 п. 10 Положения регулируются действия полиции, ФСБ. Вместе с тем, отдел УФСБ является территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности (абз. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»), полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции»). Правовое регулирование деятельности органов полиции и ФСБ осуществляется только на федеральном уровне (ст. 5 Федерального закона № 40-ФЗ, ст. 3 Федерального закона № З-ФЗ), органы федеральной службы безопасности, а также органы полиции независимы от органов местного самоуправления. Таким образом, пунктами п. 3 постановления, п. 7, абзацами 3, 7 п. 8, п. 9, абз. 2 п. 10 Положения администрацией Канского района в нарушение установленной законом компетенции возлагаются обязанности на органы, не находящиеся в подчинении. Для приведения постановления в соответствие с действующим законодательством в п. 3 постановления следует включить слово «рекомендовать», в п. 7, абз. 3, 7 п. 8 Положения после слов «сотрудниками органов внутренних дел» включить фразу «(по согласованию)», абз. 2 п. 10 Положения исключить.
Канским межрайонным прокурором 04.03.2013 на постановление принесен протест с требованием привести постановление в соответствие с действующим законодательством. До настоящего времени изменения в постановление администрацией не внесены. Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным: нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам:, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Кадач В.И. поддержала требования, объяснив обстоятельства их возникновения. Также пояснила, что недостатки уже исправлены, текст изменений опубликован в газете.
Представитель ответчика по доверенности ФИО1 направил в суд отзыв, в котором указал, что администрация требования считает обоснованными, в постановление уже внесены необходимые изменения - принята его новая редакция, которая опубликована в газете, просит дело рассмотреть в их отсутствие. Приобщил к отзыву копию Постановления в новой редакции.
Заслушав процессуального истца, исследовав материалы дела: постановление администрации Канского района от 29.02.2008 130-пг «Об утверждении Положения об организации и проведении в Канском районе массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий» с приложением, ответ главы администрации Канского района прокурору, копию электронного журнала, в котором зафиксировано поступление протеста, суд находит, что требования истца подлежат удовлетворению.
Статья 31 Конституции РФ предоставляет гражданам Российской Федерации право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В соответствии с ч.ч.2, 3 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, согласно п. 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным: нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что 29.02.2008 администрацией Канского района Красноярского края принято Постановление № 130-пг «Об утверждении Положения об организации и проведении в Канском районе массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий», приложением к которому является данное Положение. Постановление является нормативным правовым актом, обладает всеми существенными признаками: издан органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, определяющие правила поведения обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений. Постановлением утверждено Положение, которым регулируется порядок организации и проведения массовых мероприятий. Вместе с тем, пунктами 2, 4, 16 Положения создаются препятствия для реализации гражданами их конституционных прав. Закрепленный п.п. 2, 4 Положения уведомительный порядок организации массовых мероприятий фактически носит разрешительный характер. Поскольку законодательством для проведения массовых мероприятий согласований не предусмотрено, из абзаца 2 п. 2 Положения необходимо исключить фразу «требующее согласования с администрацией Канского района», а также из Положения исключить пункт 4.
На основании п. 16 Положения органы местного самоуправления правомочны отказать организаторам массового мероприятия в его проведении, при том, как федеральными законами такие ограничения не установлены.
Пунктом 3 постановления, пунктом 7, абзацами 3, 7 пункта 8, пунктом 9, абз. 2 пункта 10 Положения регулируются действия полиции, ФСБ.
Отдел УФСБ является территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности (абз. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»). Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции»). Правовое регулирование деятельности органов полиции и ФСБ осуществляется только на федеральном уровне (ст. 5 Федерального закона № 40-ФЗ, ст. 3 Федерального закона № З-ФЗ), следовательно, органы федеральной службы безопасности, а также органы полиции независимы от органов местного самоуправления.
Таким образом, пунктами п. 3 постановления, п, 7. абзацами 3, 7 п. 8, п. 9, абз. 2 п. 10 Положения администрацией Канского района в нарушение установленной законом компетенции возлагаются обязанности на органы, не находящиеся в подчинении. Для приведения постановления в соответствие с действующим законодательством в и. 3 постановления следует включить слово «рекомендовать», в п. 7, абз. 3, 7 п. 8 Положения после слов «сотрудниками органов внутренних дел» включить фразу «(по согласованию)», абз. 2 п. 10 Положения исключить.
Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. В связи с чем, суд считает, что ссылка в указанном пункте 3 Положения, которым предусмотрена обязанность письменного уведомления администрации Канского района организаторами публичного мероприятия о проведении такого мероприятия в срок, установленный Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ, также является нарушением, поскольку указанные в Положении мероприятия не относится к категории публичных в том толковании, которое им придается в п.2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012).
Канским межрайонным прокурором 04.03.2013 на постановление принесен протест с требованием привести постановление в соответствие с действующим законодательством. До настоящего времени изменения в постановление администрацией не внесены.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
С учетом изложенного, учитывая фактические обстоятельства, суд считает, что требования о признании Постановления администрации Канского района Красноярского края от 29.02.2008 130-пг «Об утверждении Положения об организации и проведении в Канском районе массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий» несоответствующим законодательству в части подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Канского межрайонного прокурора удовлетворить - признать Постановление администрации Канского района Красноярского края от 29.02.2008 130-пг «Об утверждении Положения об организации и проведении в Канском районе массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий» несоответствующим законодательству в части:
-исключить из абзаца 2 п. 2 «Положения об организации и проведении в Канском районе массовых культурно-просветительных театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий» фразу «требующее согласования с администрацией Канского района»;
-исключить из п.3 «Положения об организации и проведении в Канском районе массовых культурно-просветительных театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий» указание на Федеральный Закон № 54-ФЗ и указать срок, в течение которого организаторы массового мероприятия уведомляют Администрацию Канского района о его проведении;
-исключить п. 4 «Положения об организации и проведении в Канском районе массовых культурно-просветительных театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий»;
-включить в п. 3 Постановления администрации Канского района Красноярского края от 29.02.2008 130-пг «Об утверждении Положения об организации и проведении в Канском районе массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий» перед словом «Начальнику...» слово «рекомендовать»;
-включить в п. 7 Положения об организации и проведении в Канском районе массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий» перед словом «принимают» фразу «(по согласованию)»;
-включить в абз. 3 п. 8 Положения об организации и проведении в Канском районе массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий» перед словом «проводит» фразу «(по согласованию)»;
-включить в абз. 7 п. 8 Положения об организации и проведении в Канском районе массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий» перед словом «проводит» фразу «(по согласованию)». Исключить из данного абзаца фразу «отдела ФСБ»;
-исключить абз. 2 п. 10 «Положения об организации и проведении в Канском районе массовых культурно-просветительных театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий».
Обязать администрацию Канского района опубликовать решение суда в течение 10 дней после вступления его в законную силу в газете «Вести Канского района».
Не возбуждать по решению суда исполнительное производство, поскольку на момент его вынесения ответчиком добровольно исполнены требования в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Н. Арефьев