ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-652/2023 от 21.06.2023 Кировского районного суда (Ставропольский край)

Дело

УИД 26RS0-59

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес> 21 июня 2023 года

Кировский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кононова И.О.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства <адрес> к ФИО2 о взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства <адрес> обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2 о взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в размере 1 257 291,00 рублей в бюджет <адрес>.

В обоснование иска истец указал, что приказом Министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-од " Об утверждении сводного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат на 2021 год по <адрес>" ФИО2, проживающая в <адрес>, была включена в сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, – получателей социальных выплат на 2021 год. В соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, которое является приложением к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, являющимся приложением к Программе и Порядку предоставления за счет средств бюджета <адрес> социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п " О мерах по реализации на территории <адрес> мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, предусмотренных государственной программой РФ "Комплексное развитие сельских территорий", условием использования гражданином социальной выплаты является осуществление гражданином не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты трудовой или предпринимательской деятельности в организациях одной сферы деятельности на сельской территории, в которой было построено (приобретено) жилье за счет средств социальной выплаты. В случае несоблюдения гражданином данного условия Министерство вправе требовать в судебном порядке от гражданина, которому предоставлена социальная выплата, возврата средств социальной выплаты в размере предоставленной социальной выплаты. В случае расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) ранее срока, право гражданина на использование социальной выплаты сохраняется, если гражданин в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, социальной сфере или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность в отношении сельскохозяйственных животных (основное место работы), или в организациях лесного хозяйства в сельской местности. ФИО2 получила социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в размере 1 257 291,00 рублей, использовала ее в целях улучшения своих жилищных условий путем приобретения ДД.ММ.ГГГГ жилого дома площадью 139,8 кв.м. в <адрес>. При получении разрешения ДД.ММ.ГГГГ на перечисление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья с банковского счета получателя социальной выплаты ответчик подписала обязательство, в котором подтвердила ознакомление и согласие с условиями Порядка предоставления такой выплаты. В результате мониторинга было установлено, что ФИО2 работала у ИП ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в качестве ИП с основным видом деятельности 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах. Таким образом, ответчик не исполнила условия предоставления социальных выплат, в связи с чем Министерство просило в иске взыскать с ФИО2 в бюджет <адрес> выплаченную ей социальную выплату в размере 1 257 291, 00 рублей.

В судебное заседание представитель истца не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела в его отсутствии не заявлял. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца ФИО5 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося истца и его представителя.

Ответчик ФИО2, надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, об уважительности причин неявки суду не сообщила, письменных возражений на исковые требования не представила, ходатайств об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в ее отсутствии не заявляла. Судебное извещение о судебном заседании на ДД.ММ.ГГГГ возвращено в суд с отметкой "истек срок хранения", в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав исковое заявление истца, предоставленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Министерства сельского хозяйства <адрес> к ФИО2 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень ( ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ отвечает провозглашенным ст. 7 Конституции РФ целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данная позиция отражена в постановлении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П по жалобе гражданки ФИО6.

В силу пп. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений ( п. 2 ст. 2 ЖК РФ).

Положения, касающиеся конституционного права на жилище, находят отражение и в установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 264-ФЗ " О развитии сельского хозяйства" правовых основах государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий ( ч. 1 ст. 1).

Одной из основных целей государственной аграрной политики согласно указанному Федеральному закону является обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве ( п. 2 ч. 2 ст. 5).

Исходя из положений статей 8 и 9 названного Федерального закона эти цели принимаются во внимание при разработке государственной программы развития сельского хозяйства т регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при формировании федеральных целевых программ по ее конкретным направлениям и программ субъектов РФ для реализации положений федеральных нормативных актов по вопросам сельского хозяйства.

Как указал Конституционный Суд РФ в абз. 2 и 5 п. 3.2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ-П принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство(приобретение) жилья в сельской местности. такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению – для строительства (приобретение) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей.

Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельств дела и оценки действий получателя выплаты.

Из материалов дела следует, что приказом Министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-од « Об утверждении сводного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат на 2021 год по <адрес>" ФИО2, проживающая по адресу: <адрес> была включена в сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат на 2021 год по <адрес>".

Министерством сельского хозяйства <адрес>ДД.ММ.ГГГГ выдано ФИО2 Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях на сумму 1 257 291,00 рублей.

С использованием указанной социальной выплаты ответчиком улучшены жилищные условия путем приобретения в долевую собственность по 1/5 доли за ней и несовершеннолетними детьми жилого дома площадью 139,8 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно разрешению от ДД.ММ.ГГГГФИО2 разрешено перечислить социальную выплату в размере 1 257 291,00 рублей с ее банковского счета как получателя социальной выплаты продавцу недвижимого имущества ФИО7

В соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, которое является приложением к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, являющимся приложением к Программе и Порядку предоставления за счет средств бюджета <адрес> социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п " О мерах по реализации на территории <адрес> мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, предусмотренных государственной программой РФ "Комплексное развитие сельских территорий", условием использования гражданином социальной выплаты является осуществление гражданином не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты трудовой или предпринимательской деятельности в организациях одной сферы деятельности на сельской территории, в которой было построено (приобретено) жилье за счет средств социальной выплаты. В случае несоблюдения гражданином данного условия Министерство вправе требовать в судебном порядке от гражданина, которому предоставлена социальная выплата, возврата средств социальной выплаты в размере предоставленной социальной выплаты. В случае расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) ранее срока, право гражданина на использование социальной выплаты сохраняется, если гражданин в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, социальной сфере или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность в отношении сельскохозяйственных животных (основное место работы), или в организациях лесного хозяйства в сельской местности.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 подписано Обязательство, согласно которому она ознакомлена с Порядком предоставления за счет средств бюджета <адрес> социальных выплат на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях, и ознакомлена с условиями использования социальной выплаты.

В результате проведения истцом мониторинга добросовестности действий ФИО2 как получателя социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях установлено, что ФИО2 работала у ИП ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. в должности бухгалтера, что подтверждено справкой ИП от ДД.ММ.ГГГГ, и согласно приказу от 30.10.2021г. уволена с 30.10.2021г. по собственному желанию.

Согласно Выписки из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированная в качестве ИП с основным видом деятельности 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством сельского хозяйства в адрес ФИО2 направлено требование о возврате средств социальной выплаты, однако до настоящего времени требование ответчиком не исполнено, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Согласно Положению о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, получатель социальной выплаты, постоянно проживающий в сельской местности и продолжающий осуществлять в сельской местности трудовую деятельность в организациях агропромышленного комплекса или социальной сфере, не может быть лишен права на социальную выплату на приобретение ( строительство) жилого помещения.

При этом в разделе 2 п. 4 указанного Положения предусмотрено, что под агропромышленным комплексом понимается деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, признанных таковыми в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию в соответствии с перечнем, утвержденным правительством РФ в соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и индивидуальных предпринимателей составляет не менее 70% за календарный год.

Под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно - правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги на сельских территориях в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчиком нарушены условия использования выплаченной социальной выплаты, являющейся предметом настоящего иска, а именно, она со дня получения социальной выплаты осуществляла трудовую деятельность на сельской территории у ИП ФИО4 менее 1 года, уволена не в связи с вынужденными обстоятельствами, а по собственному желанию, в течение 6 месяцев трудовой договор с другим работодателем в сельской местности не заключила, в настоящее время в качестве ИП осуществляет свою деятельность не в сфере агропромышленного комплекса и не в социальной сфере, а в сфере розничной торговли продуктами и табачными изделиями, в связи с чем оснований для освобождения ответчика от обязанности возвратить полученную социальную выплату в заявленном истцом размере судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Министерства сельского хозяйства <адрес> к ФИО2 о взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в размере 1 257 291,00 рублей в бюджет <адрес> удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 (паспорт <...>, выдан ОВД <адрес> СК ДД.ММ.ГГГГ) выплаченную социальную выплату на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в размере 1 257 291,00 рублей в бюджет <адрес> (ИНН <***>).

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворения заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

(Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ)

Судья И.О. Кононов