ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6530/2010 от 26.01.2011 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-6530/2010

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации   Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области

в составе председательствующего Копыловой Е. В.

при секретаре Корсаковой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

26 января 2011 года

Заявление ФИО1  к Департаменту образования и науки Кемеровской области, Департаменту культуры и национальной политики Кемеровской области, Департаменту молодежной политики и спорта Кемеровской области, Прокуратуре Кемеровской области об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель  ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконными решения Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области, Департамента образования и науки Кемеровской области, а также бездействия Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, выразившиеся в фактическом отказе руководителей данных государственных органов исполнительной власти Кемеровской области дать соответствующую оценку заслугам заявителя в сфере культуры и искусств перед Кемеровской областью как кандидату на получение целевого жилищного займа, обязании государственных органов исполнительной власти Кемеровской области (Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области, Департамент образования и науки Кемеровской области, Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области) рассмотреть по существу обращения ректора КемГУКИ, дать соответствующую оценку заслугам заявителя в сфере культуры и искусств перед Кемеровской областью как кандидату на получение целевого жилищного займа, решить вопрос о представлении ходатайства в областную комиссию либо об отказе в представлении ходатайства с указанием причин отказа, признать незаконным решение Прокуратуры Кемеровской области, выразившееся в не рассмотрении обращения заявителя по существу, обязании Прокуратуру Кемеровской области по существу рассмотреть обращение заявителя, надлежащим образом провести необходимые проверки обстоятельств, изложенных в обращении.

Свои требования мотивирует тем, что заявитель занимает должности лаборанта и концертмейстера на кафедре «Дирижирования и академического пения» КемГУКИ, а также является активным участником женского камерного хора «Академия» КемГУКИ. В соответствии с требованиями ст. 5 Закона Кемеровской области № 13-ОЗ от 28.12.2010 г. «О займах молодым семьям в 2010 году» руководителем заявителя - Ректором КемГУКИ ЛИЦО_14 были подписаны и направлены обращения заявителя руководителям следующих исполнительных органов государственной власти Кемеровской области: Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области, Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, Департамент образования и науки Кемеровской области. К обращениям были приложены подписанные ректором характеристики, в которых указаны заслуги ФИО1 перед Кемеровской областью в сфере культуры и искусства, а также копии документов, подтверждающих указанные заслуги. **.**.**** указанные обращения были направлены адресатам.

Заявитель полагает, что ответ руководителя ДОиНКО дан не по существу, без учета требований норм закона, ограничен констатацией того факта, что в связи с объявлением 2010 года Годом учителя лимит льготных жилищных займов для реализации закона Фондом развития жилищного строительства Кемеровской области ДОиНКО не предоставлен.

В своем ответе начальник Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области отметил, что лимит предоставления займов по Закону Кемеровской области № 13-ОЗ распределен в территории области, прием документов закончен **.**.****. ФИО1  считает, что Департаментом незаконно ограничен срок окончания приема документов (**.**.****), по истечении которого документы не принимаются.

Ответ Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области на обращение ректора КемГУКИ до настоящего времени заявителем не получен.

**.**.**** ФИО1, считая, что ее права нарушены, обратилась с заявлением в прокуратуру Кемеровской области. Ознакомившись с ответом прокурора ### от **.**.****, заявитель полагает, что проверка проведена не в полном объеме, очень поверхностно, без глубокого анализа норм закона и сущностных причин. Ответ Прокуратуры Кемеровской области имеет характер отписки.

Считая, что оспариваемыми решениями государственных органов исполнительной власти Кемеровской области, прокуратуры Кемеровской области грубо нарушены права заявителя в сфере обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав слабо защищенных слоев населения – молодых малообеспеченных семей, в том числе, право на получение целевого жилищного займа, ФИО1 обратилась с настоящими требованиями в суд.

Заявитель в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель заявителя ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.

Представитель Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области ФИО3, действующий на основании доверенности, представитель Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области ФИО4, действующая на основании доверенности, представитель департамента образования и науки Кемеровской области ФИО5, действующая на основании доверенности, представитель Прокураты Кемеровской области ФИО6, представившая служебное удостоверение, требования заявителя не признали в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных отзывах, которые приобщены к материалам дела.

Суд с учетом мнения явившихся участников процесса в соответствии со ст. 257 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Выслушав пояснения явившихся лиц, изучив письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу положений ст. 2 Закона области № 13-ОЗ от 28.12.2010 г. «О займах молодым семьям в 2010 году», право на заем имеют молодые семьи, в которых один из супругов или оба супруга, родитель имеют заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед Кемеровской областью.

В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 года № 47-03 «О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области» в систему исполнительных органов государственной власти (органов исполнительной власти) Кемеровской области входят: Губернатор Кемеровской области, Коллегия Администрации Кемеровской области, Администрация Кемеровской области, органы исполнительной власти Кемеровской области отраслевой и специальной компетенции.

В силу ст. 5-1 указанного Закона структуру исполнительных органов государственной власти Кемеровской области определяет Губернатор Кемеровской области.

Согласно абз. 8 п. 1 постановления Губернатора Кемеровской области от 29.03.2007 года № 6-пг «О структуре исполнительных органов государственной власти Кемеровской области отраслевой и специальной компетенции» департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области, департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, департамент образования и науки Кемеровской области являются органами государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции.

Таким образом, решения, действия (бездействия) департаментов, их должностных лиц могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 года № 47-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области» исполнительные органы государственной власти Кемеровской области формируются Коллегией Администрации Кемеровской области и действуют на основании федерального законодательства, Устава Кемеровской области, законов Кемеровской области, а также на основании положений о них, утверждаемых Коллегией Администрации Кемеровской области.

Положением о департаменте молодежной политики и спорта Кемеровской области, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.10.2007 года № 282, предусмотрено, что департамент входит в систему исполнительных органов государственной власти (органов исполнительной власти) Кемеровской области и является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющим функции по управлению и межотраслевому взаимодействию, формированию и реализации государственной молодёжной политики, государственной политики в области физической культуры и спорта и государственному регулированию в сфере туризма на территории Кемеровской области в пределах предоставленных ему полномочий.

Полномочия департамента в отношении реализации прав граждан на предоставление целевых жилищных займов установлены ст. 5 Закона Кемеровской области от 28.01.2010 года № 13-ОЗ «О займах молодым семьям в 2010 году», согласно которых департамент заявляет ходатайства в областную жилищную комиссию о выделении целевых жилищных займов молодым семьям, в которых один из супругов или оба супруга имеют заслуги перед Кемеровской областью в области государственной молодежной политики, физической культуры и спорта в сфере туризма.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании обращения (ходатайства) ректора КемГУКИ ЛИЦО_14 от **.**.**** ### о предоставлении жилищного займа молодой семье ФИО1 было проведено заседание жилищной комиссии департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии департамента от **.**.****, представленной в материалы дела, комиссией принято решение об отсутствии у гражданки ФИО1  (ФИО1  – до замужества) Т.В. заслуг перед Кемеровской областью в области государственной молодежной политики, физической культуры и  спорта в сфере туризма.

Письмом Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области от **.**.**** ### ФИО1 дан ответ в соответствии с решением жилищной комиссии Департамента, рекомендовано обратиться в государственный орган отраслевой компетенции – департамент культуры и национальной политики Кемеровской области.

Анализируя представленные в материалы дела документы и содержание ответа, направленного в адрес заявителя, суд приходит к выводу о том, что обращение ректора КемГУКИ рассмотрено департаментом в полном объеме с соблюдением установленного порядка, сроки рассмотрения обращения не нарушены, ответ направлен в соответствии с требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Признавая действия Департамента образования и науки Кемеровской области не нарушающими права и законные интересы заявителя, суд исходит из следующего.

**.**.**** в департамент образования и науки Кемеровской области поступило обращение ректора КемГУКИ ЛИЦО_14. о выделении ФИО1  целевого жилищного займа в соответствии с Законом Кемеровской области №13-ОЗ от 28.01.2010 года «О займах молодым семьям в 2010 году».

Вопрос о направлении ходатайства о предоставлении льготного жилищного займа ФИО1 был рассмотрен на заседании жилищной комиссии департамента, по результатам которого было принято решение об отказе в направлении ходатайства о предоставлении займа ФИО1 в областную жилищную комиссию в связи с тем, что у заявителя нет заслуг перед Кемеровской областью в сфере науки и образования. О принятом решении ФИО1 была извещена письменно.

В соответствии с Положением о департаменте культуры и национальной политики Кемеровской области, утвержденным распоряжением Администрации Кемеровской области от 05.10.2004 № 1423-к, департамент является отраслевым органом государственной власти Кемеровской области, осуществляющим управление и реализацию государственной политики в области культуры, искусства, кино, охраны и использования историко-культурного наследия, в сфере национальных отношений.

Полномочия департамента в отношении реализации прав граждан на предоставление целевых жилищных займов установлены ст. 5 Закона Кемеровской области от 28.01.2010 № 13-ОЗ «О займах молодым семьям в 2010 году». В соответствии с указанной нормой права департамент заявляет ходатайства в областную жилищную комиссию о выделении целевых жилищных займов молодым семьям, в которых один из супругов или оба супруга имеют заслуги перед Кемеровской областью в культуре, искусстве. При этом, принимая решение о заявлении ходатайства или об отказе в его заявлении, департамент действует в пределах своих основных полномочий как уполномоченного органа государственной власти Кемеровской области в сфере культуры, рассматривая вопрос о наличии или отсутствии заслуг в сфере культуры конкретного гражданина перед Кемеровской областью.

Как следует из протокола заседания жилищной комиссии Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области по вопросу предоставления жилищных займов в 2010 году от **.**.**** в отношении ходатайства ректора КемГУКИ ЛИЦО_14 о предоставлении целевого жилищного займа молодой семье ФИО1, комиссией принято решение об отсутствии оснований для заявления ходатайства о выделении займа семье ФИО1 в областную жилищную комиссию, комиссия сочла недостаточными достижения ФИО1, которые были приведены в ходатайстве ректора КемГУКИ, для признания ее заслуг перед Кемеровской областью в сфере культуры. О принятом решении заявитель была информирована письменно в установленные сроки.

**.**.**** заявитель обратилась в Прокуратуру Кемеровской области с просьбой провести проверку соответствия действий должностных лиц исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, нормам действующего федерального и регионального законодательства.

В ходе прокурорской проверки установлено, что в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ходатайства ректора Кемеровского государственного университета культуры и искусства ЛИЦО_14 о предоставлении семьи ФИО1 целевого жилищного займа в соответствие с Законом ###-ОЗ были рассмотрены органами государственной власти, заявителю направлены ответы. **.**.**** в адрес ФИО1 прокуратурой области направлена информация об отсутствии нарушений действующего законодательства со стороны должностных лиц Департаментов, оснований для принятия мер прокурорского реагирования по результатам проверки не усмотрено.

Более того, учитывая, что определение наличия (отсутствия) заслуг молодой семьи в одной из перечисленных в Законе ###-ОЗ сфер деятельности относится к исключительной компетенции Кемеровской области, органы прокуратуры не наделены полномочиями по признанию кандидатуры ФИО1 соответствующей положениям указанного Закона и предоставлению соответствующего ходатайства в областную комиссию.

Тем не менее, несмотря на решения Департаментов об отсутствии оснований для направления соответствующего ходатайства в областную комиссию по вопросу о предоставлении жилищного займа семье ФИО1, но, учитывая многочисленные обращения заявителя, обращение ФИО1 о выделении жилищного займа было направлено председателю областной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением долгосрочных целевых жилищных займов.

Учитывая, что в качестве документов, подтверждающих заслуги ФИО1, были предоставлены личные награды в школьном и студенческом возрасте, отсутствовали областные награды и благодарности за личный вклад в развитие Кемеровской области, письмом председателя областной комиссии от **.**.**** ### в предоставлении займа отказано в связи с отсутствием заслуг заявителя перед Кемеровской областью.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 245, 254, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

  Требования ФИО1  об оспаривании решений государственных органов исполнительной власти Кемеровской области, обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме подачей кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.

Судья Е. В. Копылова

Решение в мотивированной форме изготовлено 01.02.2011 года.