ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6535/2022 от 09.08.2022 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело ~ М-355/2022

86RS0-22

мотивированное решение

составлено 09.08.2022 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Сургутский городской суд -Югры в составе: председательствующего судьи Трояновского Е.С., при помощнике судьи Швыревой А.Г.., с участием представителя ответчика Администрации ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО2, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО3 к Администрации о признании права на получение жилого помещения и включении в список детей-сирот,

установил:

Истец ФИО2, действующий в интересах несовершеннолетней ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации о признании права на получение жилого помещения и включении в список детей сирот.

В обоснование исковых требований указано, что истец является законным представителем несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2012 года согласно постановлению Администрации - Югры от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО3 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО4 - ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетней решением Сургутского городского суда - Югры от ДД.ММ.ГГГГ, отец юридически отсутствует.

ФИО3 является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: квартиры составляет 85,5 кв. метров.

ФИО3 зарегистрирована и фактически проживает по указанному адресу.

В настоящее время по указанному адресу фактически проживают 9 человек, зарегистрированы 6 человек: 1. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - брат, зарегистрирован, имеет 1/5 Долю в праве собственности; 2. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ - рождения - дедушка и опекун, зарегистрирован; 3. ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - бабушка, зарегистрирована, имеет 1/5 - долю - в праве собственности; 4. ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – тетя, зарегистрирована; 5. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - подопечная, зарегистрирована, имеет 1/5 долю в праве собственности; 6. ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, двоюродный брат, зарегистрирован; 7. ФИО8 - родственница, не зарегистрирована, имеет 1/5 долю в праве собственности; 8. ФИО9 - родственник, не зарегистрирован, имеет 1/5 долю в праве собственности; 9. ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - тетя, не зарегистрирована.

Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ было отказано о включении несовершеннолетней ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования городской округ в связи с тем, что в собственности несовершеннолетней ФИО3 находится 17.1 кв. метров, что соответствует учетной норме площади жилого помещения, установленной решением Сургутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ-III ГД «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма».

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Закон № 159-ФЗ), и пунктом 2 статьи 5 Закона - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в - Югре» (далее по тексту - закон -оз) проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, в случае если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На одно лицо, фактически проживающее в жилом помещении приходится 9,5 кв. метров, что составляет менее учетной нормы обеспеченности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 закона -оз жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений либо на основании вступивших в законную силу судебных решений.

В соответствии со статьей 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», при рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка государственная пошли не взимается.

Просит: признать право на получение жилого помещения ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в качестве ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иного лица, подлежащего обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Администрацию включить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Истец ФИО2, несовершеннолетняя ФИО3, извещенные надлежащим образом участие в судебном заседании не принимали.

Представитель ответчика Администрации ФИО1 просил отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Из доводов возражений следует, что Администрация города не согласна с предъявленными исковыми требованиями по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список в соответствии с пунктом 1 указанной статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Во исполнение указанных норм постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила формирования списка детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в список включаются: - дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации; - лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГФИО3 является собственником 1/5 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: .

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 5 Закона - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в - Югре» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствующем муниципальном образовании, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 приложения к решению Сургутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ-III ДГ «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма» нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются наниматели жилых помещений по договорам социального найма или члены семьи нанимателя по договору социального найма либо собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 14 квадратных метров.

квартиры, расположенной по адресу: , составляет 85.5 кв. метра. ФИО3 принадлежит 1/5 доля в праве собственности, что составляет 17,1 кв. метров и превышает установленную учетную норму площади жилого помещения.

Истец в своем заявление ссылается на то, что по вышеуказанному адресу проживает девять человек, шесть зарегистрированы: 1. ФИО3, брат, зарегистрирован, имеет 1/5 доли. 2. ФИО2 - опекун, зарегистрирован. 3. ФИО5, бабушка, зарегистрирована, имеет 1/5 доли. 4. ФИО6, тетя, зарегистрирована. 5 ФИО3 - подопечная, зарегистрирована, имеет 1/5 доли. 6. ФИО7, двоюродный брат, зарегистрирован. 7. ФИО8 - родственник, не зарегистрирована, имеет 1/5 доли. 8. ФИО9 - родственник, не зарегистрирован, имеет 1/5 доли. 9. ФИО10 - тетя, не зарегистрирована.

Администрация города полагает, что указанные в исковом заявлении граждане в действительности не проживают по вышеуказанному адресу, факт проживания трех лиц не подтвержден документально.

Указание в исковом заявлении незарегистрированных лиц в качестве фактически проживающих, Администрацией города трактуется, как намеренное введение в заблуждение суд и участников процесса, данные действия создают препятствия для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.

Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, принимая во внимание, что ФИО3, является собственником 1/5 доли на жилое помещение, расположенное по адресу: , что факт проживания лиц указанных истцом в заявлении не подтвержден в материалах дела, Администрация города считает, что ФИО3 не может быть включена в список на территории автономного округа, так как отсутствуют правовые основания для ее включения. В случае удовлетворения требований ФИО2, действующего в интересах ФИО3, в части обязания Администрации города включить ее в список, решение суда подменит собой порядок, установленный действующим законодательством.

Просит в удовлетворении исковых требований ФИО2, действующего в интересах ФИО3 - отказать в полном объеме.

Выслушав мнение представителя истца, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела подтверждается, что ФИО2 является законным представителем несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2012 года согласно постановлению Администрации - Югры от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО3 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО4 - ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетней решением Сургутского городского суда - Югры от ДД.ММ.ГГГГ, отец юридически отсутствует.

ФИО3 является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: квартиры составляет 85,5 кв. метров. ФИО3 зарегистрирована и фактически проживает по указанному адресу.

Собственниками жилого помещения расположенного по адресу: , являются: ФИО3 (1/5), ФИО3 (1/5), ФИО9 (1/5), ФИО11 (1/5), ФИО5 (1/5).

В вышеуказанном жилом помещении зарегистрированы: ФИО3, ФИО3, ФИО5, ФИО2, ФИО6, ФИО7.

Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ было отказано во включении несовершеннолетней ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования городской округ в связи с тем, что в собственности несовершеннолетней ФИО3 находится 17.1 кв. метров, что соответствует учетной норме площади жилого помещения, установленной решением Сургутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ-III ГД «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма».

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Так, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (п.3).

Аналогичные условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрены ст. 5 Закона ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в - Югре».

В соответствии с абз.1 ст. 5 названного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным пунктом 2 настоящей статьи, органами опеки и попечительства в порядке, установленном , однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и - Югры. Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по месту жительства или месту пребывания на территории автономного округа.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 5 названного закона право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

При этом согласно части 3.1 той же статьи формирование и ведение списка осуществляются органами опеки и попечительства по месту жительства или месту пребывания лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 5 Закона - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в - Югре» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствующем муниципальном образовании, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 приложения к решению Сургутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ-III ДГ «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма» нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются наниматели жилых помещений по договорам социального найма или члены семьи нанимателя по договору социального найма либо собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 14 квадратных метров.

Как следует из материалов дела, ФИО3 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Как ранее было указано, жилое помещение, расположенное по адресу: , находится в собственности 5 человек, а также в помещении зарегистрированы еще три человека (ФИО2, ФИО6, ФИО7.).

Доказательств проживания в спорном помещении ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, суду не предоставлены.

жилого помещения, расположенного по адресу: , составляет 85,5 кв. метров.

Соответственно, указанное жилое помещение находится в пользовании 8 человек, на каждого из которых приходится по 10.6 кв.м., что не соответствует требованиям пункта 1.1 раздела 1 приложения к решению Сургутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ-III ДГ «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма», согласно которому, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются наниматели жилых помещений по договорам социального найма или члены семьи нанимателя по договору социального найма либо собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 14 квадратных метров.

Изложенное свидетельствует, что за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежит признание права на получение жилого помещения, в качестве ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иного лица, подлежащего обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ было отказано во включении несовершеннолетней ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования городской округ в связи с тем, что в собственности несовершеннолетней ФИО3 находится 17.1 кв. метров, что соответствует учетной норме площади жилого помещения, установленной решением Сургутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ-III ГД «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма».

С учетом установленных судом обстоятельств, суд полагает необходимым обязать Администрацию включить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Вопреки доводам представителя Администрации о недоказанности факта проживания лиц в жилом помещении, суд отмечает, что лица, зарегистрированные в помещении имеют права проживания в нем, в свою очередь, отсутствие регистрации собственников жилого помещения в настоящее время, правового значения не имеет, поскольку не свидетельствует о прекращении права собственности на долю данной квартиры, при этом, за собственниками сохраняется право на пользование и проживание в жилом помещении. Доказательств не проживания зарегистрированных лиц в спорном помещении, суду не предоставлено.

Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО2, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО3 к Администрации о признании права на получение жилого помещения и включении в список детей-сирот – удовлетворить.

Признать за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение жилого помещения, в качестве ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иного лица, подлежащего обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обязать Администрацию включить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд - Югры через Сургутский городской суд.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись Е.С. Трояновский

КОПИЯ ВЕРНА «09» августа 2022 г.

Подлинный документ находится в деле ~ М-355/2022

СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

УИД 86RS0-22

Судья Сургутского городского суда

Трояновский Е.С. _________________________

Судебный акт не вступил в законную силу

Секретарь судебного заседания ____________________