ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-653/19 от 27.12.2019 Большереченского районного суда (Омская область)

Дело № 2-653/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Большереченский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Андреевой Н.Ю. при секретаре судебного заседания Гавриловой А.Ш., при участии в подготовке судебного процесса помощника судьи Непомнящих Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье Омской области 27 декабря 2019 года гражданское дело по иску ФИО1 к региональной энергетической комиссии Омской области, обществу с ограниченной ответственностью «Магнит» об освобождении от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к региональной энергетической комиссии Омской области об освобождении от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. В обоснование заявленных требований указал, что проживает с супругой в жилом помещении площадью 24 кв.м., подсобного хозяйства не имеет. Коммунальной услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами не пользуется, так как отходы в виде бумаги сжигает в печи, изделия из пластмассы сдает в пункты приема в г. Омск (8-10 кг. за год). С 01 апреля 2019 года в Омской области введена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), которая начисляется им на двоих. Платная услуга начисляется из расчета 25 кг. отходов на одного человека. У него в таком количестве отходов нет. За 9 месяцев у него образовалось отходов в количестве 7 кг. Просил освободить его от оплаты некачественной принудительной коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 1002 руб. 04 коп.

По определению Большереченского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Магнит».

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования изменил, просил предоставить ему право взвешивать твердые коммунальные отходы и производить оплату по фактически образовавшимся коммунальным отходам, а также взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, ссылаясь на то, что в направляемых ему квитанциях объемы образуемых ТКО завышены в десять раз, услуга некачественная, нет утилизации и переработки ТКО, на мини-свалках, расположенных на улицах, антисанитария.

Представитель ответчика региональной энергетической комиссии Омской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в представленном суду письменном отзыве представитель ФИО2 против удовлетворения заявленных требований возражала, указав, что в соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п, РЭК Омской области устанавливает тарифы (цены) на коммунальные услуги, нормативы потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для потребителей Омской области, а также осуществляет контроль за правильностью их применения. Приказом РЭК Омской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены нормативы накопления ТКО для населения в соответствии с Законом № 89-ФЗ, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом РЭК Омской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен предельный единый тариф регионального оператора по обращению с ТКО. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную в жилом помещении, определяется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которым размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Полномочия РЭК Омской области не распространяются на вопросы взимания платы за потребление коммунальных услуг, в связи с чем РЭК Омской области не может освобождать граждан от оплаты услуги за обращение с ТКО. Считает, что РЭК Омской области не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель ответчика ООО «Магнит» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что ООО «Магнит», как региональный оператор по обращению с ТКО, осуществляет свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. В процессе жизнедеятельности человека образуются отходы. Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрена законом. Законодательством РФ не предусмотрен отказ потребителей от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Начисление платы за обращение с ТКО производится в соответствии с тарифами, утвержденными РЭК Омской области. Действующим законодательством запрещено самостоятельно вывозить отходы, а также сжигать их. Услуга по обращению с ТКО в <адрес> предоставляется, и потребитель обязан оплачивать данную услугу. Просила отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица ООО «Омская энергосбытовая компания» ФИО4 в судебном заседании пояснила, что между региональным оператором по обращению с ТКО ООО «Магнит» и ООО «Омская энергосбытовая компания» заключен агентский договор, согласно которому ООО «ОЭК» производит начисление гражданам платы за ТКО и ведет претензионно-исковую работу с потребителями услуги по обращению с ТКО. Оснований для освобождения истца от оплаты данной услуги не имеется.

Представитель третьего лица ООО «Экос», будучи надлежащим образом извещенным о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв на иск не представил.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, опросив свидетелей ФИО7, ФИО8, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В силу ст. 2 указанного Федерального закона правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статьей 24.7 указанного Федерального закона определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В судебном заседании установлено, что по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, проведенного в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Магнит» было выбрано региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области, в связи с чем между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и ООО «Магнит» было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Истец ФИО1 проживает в <адрес>.

В процессе жизнедеятельности истца безусловно образуются твердые коммунальные отходы, что не оспаривалось истцом в судебном заседании, а также следует из пояснений свидетелей ФИО7 и ФИО8

Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ в структуру платы за коммунальные услуги входит плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Таким образом, вышеприведенными нормами Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и Жилищного кодекса РФ на истца, как на собственника жилого помещения, возложена обязанность заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) – 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Согласно п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Региональный оператор ООО «Магнит» опубликовал предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и типовую форму договора на своем официальном сайте и в газете «Омский вестник» 01.04.2019.

Поскольку истец ФИО1 в установленный срок не направил заявку о заключении с ним договора на оказание услуг по обращению с ТКО, указанный договор был заключен между ООО «Магнит» и истцом на условиях типового договора.

Из пояснений представителя ООО «Магнит» ФИО3 и трек-листов навигационной спутниковой системы «Глонас», установленной на автомобилях - мусоровозах, следует, что с апреля по октябрь 2019 года из населенного пункта с. Красный Яр Большереченского муниципального района Омской области осуществлялся вывоз твердых бытовых отходов, что не оспаривалось истцом в судебном заседании.

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что в спорный период времени услуга по вывозу ТКО на территории с. Красный Яр Большереченского муниципального района Омской области предоставлялась.

Соответственно, у истца возникла обязанности по оплате услуги по обращению с ТКО.

Основания для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО и освобождения потребителя от оплаты такой услуги предусмотрены пунктами 148(44) и 148(45) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, согласно которым при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

В ходе рассмотрения настоящего дела предусмотренных действующим законодательством оснований для освобождения истца от оплаты услуги по обращению с ТКО судом не установлено. Факт непредоставления истцу коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставления данной услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в судебном заседании не установлен.

Требование истца о предоставлении ему права взвешивать твердые коммунальные отходы и производить оплату по фактически образовавшимся коммунальным отходам, суд находит не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно п. 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам, согласно которой размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов по формуле 9(1):

,

где:

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

- норматив накопления твердых коммунальных отходов;

Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов), устанавливающие порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Согласно п. 2 указанных Правил нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В соответствии с п. 4 названных Правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы; г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

Из содержания п. 7 Правил определения нормативов следует, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.

В силу п.п. 13, 14 указанных Правил, норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.

Указанными Правилами установлен порядок определения среднесуточного, среднемесячного и годового норматива.

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных расходов" приказом РЭК Омской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для населения Омской области, которые в благоустроенных жилых домах составили 25,368 кг. в месяц на 1 проживающего, в неблагоустроенных жилых домах - 22,289 кг. в месяц.

Приказом РЭК Омской области от ДД.ММ.ГГГГ N 23/13 установлен предельный тариф на обработку ТКО для потребителей ООО «Магнит», составивший с ДД.ММ.ГГГГ для населения 5213,62 руб./тонна. Согласно приказа РЭК Омской области от ДД.ММ.ГГГГ N 109/44 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер предельного тарифа для населения составил 3641,33 руб./тонна.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность самостоятельного взвешивания каждым потребителем твердых коммунальных отходов.

Установленные на территории Омской области нормативы накопления ТКО не изменены, недействующими не признаны. При таких обстоятельствах доводы истца и свидетелей о том, что у истца не образуются твердые коммунальные отходы в размере установленного норматива, не могут быть приняты во внимание.

Кроме того, в силу положений ст. 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, включающими в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к компетенции органов местного самоуправления.

Исходя из приведенных норм, самостоятельное определение гражданами мест накопления твердых коммунальных отходов не допускается, поскольку такая обязанность законом возложена на органы местного самоуправления.

Принимая во внимание, что в процессе жизнедеятельности истца бесспорно образуются твердые коммунальные отходы, накопление которых допускается только в специально отведенных местах (на площадках) накопления ТКО, обязанность по внесению платы за обращение с ТКО и порядок ее определения установлены действующим законодательством, которым не предусмотрена возможность самостоятельного взвешивания потребителем ТКО, оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении ему возможности самостоятельно взвешивать ТКО не имеется.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании не установлено факта нарушения прав ФИО1 как потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО со стороны ответчиков, причинения ему физических и нравственных страданий, в связи с чем оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к региональной энергетической комиссии Омской области, обществу с ограниченной ответственностью «Магнит» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Большереченский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Андреева

Решение в окончательной форме изготовлено 13 января 2020 года.