ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-653/20 от 15.12.2020 Топкинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-653/2020

УИД 42RS0-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Васениной О.А., при секретаре Одинцовой С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Топки 15 декабря 2020 года гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Чистый <адрес>» о возложении обязанности по прекращению начислений за пользование услугами по вывозу твердых бытовых отходов и снятии обязательств по оплате услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Чистый город Кемерово» о возложении обязанности по прекращению начислений за пользование услугами по вывозу твердых бытовых отходов ( далее ТБО) и снятии обязательств по оплате услуг.

Требования мотивировал тем, что он проживает по адресу <адрес><адрес>.

По вышеуказанному адресу проживает с <данные изъяты> года. Дом на балансе администрации г. <адрес> не находится, оплату он производит только за электроэнергию и за оказание услуг по водоснабжению. В доме услуги ЖКХ не начисляются на протяжении 25 лет.

Мусорных контейнеров рядом с его домом нет. Близлежащий мусорный контейнер находится от дома на расстоянии более 100 метров и относится к другому адресу. Мешочный сбор мусора не производится и не организован. Весь мусор, который у него образуется он сжигает в печи. У него две печки: в доме и в бане. Мусорными контейнерами он не пользуется, никуда мусор не увозит.

С ответчиком договор на вывоз мусора он не заключал, так как в данных услугах не нуждается.

Вынужден обратиться с иском в суд, поскольку он получил платежный документ от ответчика для внесения платы за предоставленные коммунальные услуги ООО «Чистый город Кемерово» за апрель 2020 года.

После получения платежного документа он написал ответ на претензию ДД.ММ.ГГГГ с требованием о снятии с него обязательств по оплате услуг ООО «Чистый Город Кемерово» по вывозу ТБО и освобождения его от уплаты задолженности.

На указанное обращение им был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ в котором ответчик указал, что он нарушает обязательства по оплате услуг обращения с ТБО и вновь было предложено оплатить услугу которую он не получает <данные изъяты> рублей.

Ему был причинен моральный вред, который он оценивает в <данные изъяты> рублей. Также он понес расходы в связи с обращением за юридической помощью <данные изъяты> рублей.

Просит суд обязать ответчика прекратить начисление задолженности за пользование услугами по вывозу ТБО. Обязать ответчика снять с него ФИО1 обязательства по оплате услуг ООО «Чистый Город Кемерово». Взыскать с ответчика в его пользу <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда. Взыскать с ответчика в его пользу денежные средства в качестве убытков, понесенных на оплату юридической помощи.

Истец ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивал. В судебном заседании истец ФИО1 уточнил исковые требования в части размера убытков, понесенных на оплату юридической помощи, уточнив их размер – <данные изъяты> рублей.

Представитель истца ФИО1 - ФИО2, допущенная к участию в деле на основании устного ходатайства истца, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ООО «Чистый Город Кемерово» - ФИО3, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласна. В материалы дела представлен письменный отзыв ( л.д. 73-77).

Суд, заслушав истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя ответчика – ФИО3, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно пп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (в действующей редакции), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, содержание общего имущество включает в себя, в числе прочего, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" введено понятие "твердых коммунальных отходов".

Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 4 статьи 154 ЖК РФ изложена в новой редакции, в состав платы за коммунальные услуги включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 232 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее - Правила N 354).

Правила N 354 дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами", приложение N 2 Правил дополнено разделом II(1). Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире".

Названным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 232 внесены изменения и в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491, из содержания общего имущество исключен сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

Вместе с тем изменения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 232 от ДД.ММ.ГГГГ, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 2 постановления).

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии с п.20 ст.12 ФЗ от 29.06.2015г № 176-ФЗ «О венесении изменений в Жилищный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утверждение единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее ДД.ММ.ГГГГг.

Согласно п. 6 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641", региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг. При этом в соответствии с п. 7 Правил обращения с ТКО, в случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.

В п 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением правительства РФ от 12.11.2016г предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

В соответствии с п. 8(4) Правил обращения с ТКО основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с абз 4 п. 8(17) Правил обращения с ТКО в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Судом установлено, что ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу <адрес>. Является собственником жилого помещения.

Как пояснил в судебном заседании истец ФИО1 проживает в указанном жилом помещении с <данные изъяты> года. Управляющая компания в доме отсутствует. Мусорными контейнерами он не пользуется, поскольку сжигает весь мусор в печи. Ближайший мусорный контейнер находится от дома на расстоянии более 100 метров.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в ООО «Чистый Город Кемерово» с претензией в которой указал на свое несогласие оплачивать услуг по оплате за вывоз твердых коммунальных отходов ( л.д. 31).

ДД.ММ.ГГГГ за истцу был направлен ответ на претензию от ООО «Чистый Город Кемерово» из которого следует, что адресом места накопления, определенным для многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. являлась площадка по <адрес> г.<адрес>. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ. адрес места (площадки) накопления ТКО: г<адрес>. Начисление платы производится с ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится задолженность в размере <данные изъяты> рублей ( л.д. 33).

В соответствии с заключенным соглашением по результатам конкурсного отбора соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Север» Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Чистый Город Кемерово» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами было размещено на официальном сайте ООО «Чистый Город Кемерово» в сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ, а также в газете «Кузбасс» от ДД.ММ.ГГГГ. (26785).

В п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ. договоры на оказание услуг по обращению с ТКО заключены региональным оператором ООО «Чистый Город Кемерово» на территории его зоны деятельности «Север» Кемеровской области со всеми образователями отходов на основании публичного договора, в случае отсутствия направления заявки.

Согласно реестра мест (площадок) накопления ТКО для жителей жилого дома по адресу <адрес> место (площадка) накопления ТКО организована по адресу: <адрес> на расстоянии 48 метров.

ДД.ММ.ГГГГ из-за труднодоступности для проезда спецтехники указанная контейнерная площадка была перемещена Администрацией Топкинского муниципального округа по адресу г.<адрес> на расстояние 130 м от жилого дома истца.

Факт перемещения места накопления и контейнера за пределы стометрового расстояния от жилого дома истца не может являться основанием для прекращения и снятия начисления оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО, поскольку ответчик, являющийся региональным оператором, полномочиями по определению мест (площадок) накопления ТКО не наделено.

Согласно п.148 (28) Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Норматив накопления ТКО на территории Кемеровской области установлен Постановлением Региональной Энергетической Комиссии Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и составляет 2,073 м3/1 проживающего в год.

Единый тариф на услугу регионального оператора с 01.07.2019г по 31.12.2019г был установлен Потстановлением Региональной Энергетической Комиссии Кемеровской области от 07.06.2019г и оставлял 344,95 рублей за 1 куб.м. В дальнейшем тариф был установлен в размере 332,43 рублей за 1 куб.м., то есть 57,43 рублей на 1 человека в месяц.

В связи с чем истцу была начислена плата коммунального услуги на двух проживающих за период июль 2019 – ноябрь 2020г в размере 1975 рублей 60 коп.

Таким образом, действия ответчика по начислению ФИО1 оплаты за произведенную услугу по обращению и вывозу ТКО являются обоснованными, соответствующими действующим правовым нормам. Оснований для снятия с истца обязательств по оплате указанной услуги не имеется.

Что касается требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» предусмотрено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Согласно ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 ГК РФ.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку судом факт нарушения прав потребителя ответчиком не был установлен, правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

Истцом также заявлены требования о взыскании с ответчика денежных средств в размере <данные изъяты> рублей в качестве убытков, понесенных им на оплату юридической помощи.

Согласно ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключение случаев предусмотренных ч.2 ст. 96ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано – ч.1 ст.98 ГПК РФ.

Учитывая, что истцу отказано в удовлетворении исковых требований, требования истца о взыскании расходов по оплате юридической помощи в размере <данные изъяты> рублей, на основании ст. 100 ГПК РФ удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Чистый Город Кемерово» о возложении обязанности по прекращению начислений задолженности за пользование услугами по вывозу твердых коммунальных отходов, снятии с ФИО1 обязательств по оплате услуг ООО «Чистый Город Кемерово», взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей и убытков по возмещению оплаты юридической помощи в размере <данные изъяты> рублей, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Топкинский городской суд Кемеровской области.

Председательствующий: Васенина О.А.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2020 года.

Решение на момент размещения на сайте не вступило в законную силу.