ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-653/20 от 21.12.2020 Нижнесергинского районного суда (Свердловская область)

Копия

Дело № 2-653/2020

УИД 66RS0039-01-2019-001476-69

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижние Серги «21» декабря 2020 года

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Глухих Г.А.,

при секретаре судебного заседания Котляровой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-653/2020 по исковому заявлению прокурора Нижнесергинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному учреждению «Комитет по делам молодежи и культуре» Дружининского городского поселения, администрации Дружининского городского поселения о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнесергинского района Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МКУ «Комитет по делам молодежи и культуре» Дружининского городского поселения (далее МКУ), администрации Дружининского городского поселения о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Нижнесергинского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об охране труда МКУ в части проведения специальной оценки труда работников. МКУ создано на основании Постановления главы Дружининского городского поселения от 21.11.2011 № 192, учредителем является администрация Дружининского городского поселения. Учреждение в своей деятельности подчиняется администрации Дружининского городского поселения, координирует свою деятельность с Министерством культуры и Департаментом по делам молодежи Свердловской области. Учреждение имеет статус юридического лица ИНН/КПП <***>/664601001, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ № 21266190163380 от 13.02.2012, ОГРН <***>. Деятельность учреждения финансируется из бюджета Дружининского городского поселения. МКУ осуществляет контроль и руководство за развитием культуры, молодежной политики и библиотечного дела на территории Дружининского городского поселения. Руководством МКУ не проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах. В ответе на представление прокурора об устранении нарушений МКУ указало, что в настоящее время отсутствует возможность выполнения обязанности по проведению специальной оценки условий труда работников по причине отсутствия финансовых средств. Выявленное нарушение ответчиком до настоящего времени не устранено.

С учетом уточнений просит возложить на администрацию Дружининского городского поселения обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу выделить денежные средства МКУ «Комитет по делам молодежи и культуре» Дружининского городского поселения для проведении специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», возложить на МКУ «Комитет по делам молодежи и культуре» Дружининского городского поселения обязанность в течение двух месяцев после выделения администрацией Дружининского городского поселения денежных средств по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Прокурор исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Дружининского городского поселения в судебное заседание не явился, извещен, представил письменный отзыв, в котором указал, что против исковых требований прокурора не возражает, заключение договора на оказание услуг по выполнению комплекса работ по специальной оценке условий труда планируется на декабрь 2020 года-январь 2021 года, также просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 33).

Представитель ответчика МКУ «Комитет по делам молодежи и культуре» Дружининского городского поселения в судебное заседание не явился, извещен, представил в суд письменный отзыв, в котором указал, что с исковыми требованиями прокурора согласны в полном объеме, обязуются провести специальную оценку условий труда в установленные сроки, заключение договора на оказание услуг по выполнению комплекса работ по специальной оценке условий труда планируется на декабрь 2020 года – январь 2021 года. Просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 39).

Изучив доводы искового заявления и мнения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 указанного Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются исключительно на работодателя. Оценка проводится совместно работодателем и организацией или организациями, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ст.ст. 8, 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

Таким образом, вышеприведенные положения Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязывают работодателя провести ряд мероприятий в рамках подготовки и проведения специальной оценки условий труда.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Нижнесергинского района Свердловской области проведена проверка соблюдения МКУ «Комитет по делам молодежи и культуре» Дружининского городского поселения трудового законодательства Российской Федерации.

Согласно результатов проверки соблюдения трудового законодательства установлено, что МКУ не проведена специальная оценка условий труда, что подтверждается сведениями, представленными МКУ в своем ответе (л.д. 11) на представление прокурора Нижнесергинского района от 03.11.2020 № 01-819в-2019 (л.д. 8-10).

Из Устава МКУ «Комитет по делам молодежи и культуре» Дружининского городского поселения следует, что оно создано на основании Постановления главы Дружининского городского поселения от 21.11.2011 № 192. Учредителем МКУ является администрация Дружининского городского поселения. Учреждение в своей деятельности подчиняется администрации Дружининского городского поселения, координирует свою деятельность с Министерством культуры и Департаментом по делам молодежи Свердловской области. Комитет имеет статус юридического лица. Деятельность учреждения финансируется из бюджета Дружининского городского поселения. Источником финансирования комитета в денежных и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителя, добровольные и имущественные взносы и пожертвования, выручка от реализации товаров, проката, работ и услуг, другие, не запрещенные законом поступления. Комитет расходует бюджетные средства исключительно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, правовыми актами Дружининского городского поселения (л.д. 12-19).

МКУ «Комитет по делам молодежи и культуре» Дружининского городского поселения специальная оценка условий труда не проведена, заключение договора на оказание услуг по выполнению комплекса работ по специальной оценке условий труда планируется учреждением на декабрь 2020 года – январь 2021 года.

Невыполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест нарушает права лиц, работающих в МКУ и неопределенного круга лиц, которые могут вступить в трудовые отношения с учреждением, на безопасные условиях труда.

При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что работы по проведению специальной оценки труда ответчиком МКУ «Комитет по делам молодежи и культуре» Дружининского городского поселения не выполнены, поскольку Учредителем таковые не профинансированы, что не отрицается ответчиками, которые не оспаривают заявленные прокурором требования, в том числе в части сроков исполнения таковых, суд приходит к выводу о возложении на МКУ «Комитет по делам молодежи и культуре» Дружининского городского поселения обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест, на администрацию Дружининского городского поселения обязанности по финансированию указанных мероприятий, удовлетворив исковые требования прокурора.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Нижнесергинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному учреждению «Комитет по делам молодежи и культуре» Дружининского городского поселения, администрации Дружининского городского поселения о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда, удовлетворить.

Обязать администрацию Дружининского городского поселения в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу выделить денежные средства Муниципальному казенному учреждению «Комитет по делам молодежи и культуре» Дружининского городского поселения для проведения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Обязать «Комитет по делам молодежи и культуре» Дружининского городского поселения в течение двух месяцев, после выделения администрацией Дружининского городского поселения денежных средств для проведения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», провести специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом путем подачи жалобы через Нижнесергинский районный суд.

Судья (подпись)

Копия верна: Судья Г.А. Глухих