Дело №2-653/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Безрядиной Я.А.,
при помощнике ФИО1,
с участием представителя истца ФИО2,
представителя ответчиков, третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО4 к ГУ МЧС России по Воронежской области, МЧС России об обязании произвести полный финансовый расчет, компенсации морального вреда, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Воронежской области, с учетом уточнения требований просил: произвести анализ его работы в выходные и праздничные дни с 2016 года, произвести денежный расчет невыплаченного довольствия; произвести суммированный учет рабочего времени с 01.07.2015 года, выплатить денежную компенсацию в соответствии с законодательством; установить повышающий коэффициент или надбавку за время, проведенное в зоне ЧС, выплатить причитающееся денежное довольствие; рассчитать и выплатить денежную компенсацию за не предоставленный дополнительный оплачиваемый отпуск за проведение аварийно-спасательных работ в зоне ЧС – за не предоставленные 10 часов; произвести расчет с 01.07.2015 года ежемесячной надбавки 20% к должностному окладу за особые условия службы и произвести выплату, а также взыскать 200 000 рублей компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что истец проходил службу в ФГКУ «СПСЧ ФПС по Воронежской области» в должности старшего инструктора по вождению пожарных машин – водителя. Приказом ГУ МЧС России по Воронежской области от (ДД.ММ.ГГГГ) контракт о прохождении службы был расторгнут. Однако при увольнении с ним не был произведен полный финансовый расчет со стороны ответчика. Работодателем не была учтена работа истца в праздничные и выходные дни, прохождение им службы в условиях ЧС, не выплачена ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере 20%. Полагая свои права нарушенными, (ФИО)2 просил обязать ГУ МЧС России по Воронежской области провести с ним все расчеты, с учетом индекса роста потребительских цен в Воронежской области, а также взыскать причитающуюся ему компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей (том 1, л.д.7-12; том 2, л.д.1-6).
По инициативе суда для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ФГКУ «СПСЧ ФПС» по Воронежской области (на момент рассмотрения спора в суде организация ликвидирована), в качестве соответчика – МЧС России (том 1, л.д.123-124; том 2, л.д.16-18).
В ходе судебного разбирательства представитель истца по доверенности ФИО2 (том 1, л.д.31-32), заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчиков, третьего лица ФИО3 (том 1, л.д.35,40; том 2, л.д.31,32-33), возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных объяснениях, и возражениях на иск, заявив ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности (том 1, л.д.142-145,161-167; том 2, л.д.35-46).
Истец, будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени судебного разбирательства посредством направления судебной корреспонденции на адрес электронной почты (том 2, л.д.25-29), в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (том 2, л.д.29а-29б).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудников органов противопожарной службы, их денежного довольствия, регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 25.07.2002 №116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности», Федеральным законом от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 №4202-1, Федеральным законом от 23.05.2016 №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Помимо этого, исходя из положений ч.1 и ч.4 ст. 15, ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации, ч.1 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы применяются нормы трудового законодательства с учетом особенностей правового регулирования труда указанных лиц и лишь в той части, которая не урегулирована специальным законодательством.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с (ДД.ММ.ГГГГ) ФИО4 проходил службу в Государственной противопожарной службе, начиная с 2013 года - в ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области». С (ДД.ММ.ГГГГ) истец был переведен на должность старшего инструктора по вождению пожарной машины ФГКУ «СПСЧ ФПС по Воронежской области». (ДД.ММ.ГГГГ) контракт о прохождении службы с ФИО4 расторгнут и он был уволен со службы по пункту 1 части 2 статьи 83 ФЗ от 23.05.2016 №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (том 1, л.д.46-80).
На момент прекращения трудовых отношений выслуга лет истца составила 15 лет 11 месяцев 22 дня.
Специфика службы в федеральной противопожарной службе предусматривает особый правовой статус сотрудников ФПС, порядок их поступления на службу, ее прохождения и увольнения.
Согласно частей 1,2 статьи 2 ФЗ №141 регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) настоящим Федеральным законом;
3) Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе;
4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
Старший инструктор по вождению пожарной машины – водитель (спасатель) входит в состав дежурного караула (дежурной смены) согласно Уставу подразделений пожарной охраны, утвержденному приказом МЧС России от 20.10.2017 года №452.
Согласно Устава ФГКУ «СПСЧ ФПС по Воронежской области» последняя образована путем выделения из состава федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области» (том 1, л.д.111-122).
В (ДД.ММ.ГГГГ) ФИО4 проходил службу в государственном учреждении «1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области», которое являлось самостоятельным юридическим лицом, ликвидированным 31.12.2019 года (том 1, л.д.169-186).
В последующем, истец был переведен на должность старшего инструктора по вождению пожарной машины – водителя (спасателя) ФГКУ «СПСЧ ФПС по Воронежской области» в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями с 01.07.2015 года (том 1, л.д.69).
До 23.05.2016 года в отношении сотрудников ФПС действовало Положение о службе в органах внутренних дел РФ и текст Присяги сотрудника органов внутренних дел РФ, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 №4202-1. Указанное Положение регулировало сроки обращения сотрудников в суд при обжаловании приказа об увольнении, а иные вопросы по оспариванию действий (бездействий) подлежали регулированию ТК РФ.
Статья 43 Положения о службе определяла, что внутренний распорядок в органах внутренних дел устанавливается их начальниками в соответствии с действующим законодательством и исходя из особенностей деятельности этих органов в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации.
В силу статьи 44 Положения о службе №4202-1 на сотрудников органов внутренних дел распространяется установленная законодательством Российской Федерации о труде продолжительность рабочего времени.
Для сотрудников органов внутренних дел, исполняющих служебные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенный рабочий день.
Перечень должностей сотрудников органов внутренних дел, для которых устанавливается сокращенный рабочий день, а также порядок и условия предоставления им сокращенного рабочего дня определяются Министром внутренних дел Российской Федерации.
В необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. В этих случаях им предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.
При сменной работе устанавливается одинаковая продолжительность дневной, вечерней и ночной смен.
Сотрудник органов внутренних дел имеет право на компенсацию за выполнение им дополнительных обязанностей за временно отсутствующего сотрудника в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Частью 1 статьи 54 Закона №141-ФЗ служебное время определено как период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю. Продолжительность служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы в дневное и ночное время одинакова (ч. ч. 2,9 ст. 54 Закона).
Согласно части 6 статьи 54 Закона №141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотруднику федеральной противопожарной службы дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности (часть 10).
В силу ч.1 ст. 55 Закона №141-ФЗ режим служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.
Статьей 104 ТК РФ предусмотрена возможность введения в организации суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
В соответствии с ч.18 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом МЧС России от 21.03.2013 года №195 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, согласно которому денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (пункт 2).
Сотрудникам, уволенным со службы, замещавшим ко дню увольнения должности сотрудников или находившимся в распоряжении, выплата денежного довольствия производится по день увольнения со службы включительно на основании соответствующего приказа об увольнении сотрудника (пункт 156).
Пунктом 94 Порядок обеспечения денежным довольствием установлено, что за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (далее - сверхурочная работа) по рапорту сотрудника, выплачиваются денежные компенсации
В соответствии с пунктами 96 - 100 Порядка сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал). Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка учреждения МЧС России.
При суммированном учете рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 95 настоящего Порядка.
Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника.
Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.
Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (120 часов в год).
Согласно пункта 10 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного приказом МЧС России от 24.09.2018 №410, продолжительность выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
За выполнение сотрудниками федеральной противопожарной службы служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни при суммированном учете служебного времени (должности с посменным несением дежурства) в пределах нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха не предоставляется (пункт 14).
Приказами ФГКУ «СПСЧ ФПС по Воронежской области» утверждено положение об организации внутренней деятельности ФГКУ, в котором предусмотрено, что общая продолжительность еженедельного служебного времени личного состава части устанавливается 40 часов в неделю. Для дежурных смен ведется суммированный учет рабочего времени. Учетный период – 1 год (том 1, л.д.187-88,189-215,216-217,218-243,244-245,246-270,271-272,273-290).
Из системного анализа указанных выше правовых норм следует, что для реализации сотрудником ФПС права на использование дополнительных дней отдыха или денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни, помимо факта работы в выходные и нерабочие праздничные дни либо сверх продолжительности служебного времени, необходимо обращение самого сотрудника к непосредственному руководителю с соответствующим рапортом в пределах установленного срока. При этом выполнение сотрудником обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени должно быть компенсировано не позднее календарного года, следующего за учетным периодом.
В уточненном в порядке статьи 39 ГПК РФ исковом заявлении ФИО4 просит произвести суммированный учет рабочего времени с 01.07.2015 года.
В силу Положения об организации внутренней деятельности ФГКУ «СПСЧ ФПС по Воронежской области» переработка определяется путем вычитания из фактически отработанных в данном учетном периоде часов конкретным работником нормальной продолжительности рабочего времени в данном учетном периоде. Количество реально (фактически) отработанных часов в году сравнивается с количеством рабочих часов, установленных в отчетный период. Нормальная продолжительность рабочего времени устанавливается производственным календарем, утвержденным Минтрудом Российской Федерации на соответствующий год. При этом под нормальной продолжительностью рабочего времени понимается время, когда сотрудник фактически исполнял свои должностные обязанности, то есть, исключая время отсутствия на рабочем месте по уважительным причинам.
Согласно табелей учета рабочего времени ФИО4 за 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 года, объяснений участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу о том, что при суммированном учете рабочего времени при фактическом выполнении истцом служебных обязанностей у него имелась недоработка, однако денежное довольствие он получал в полном объеме ежемесячно без снижения на то количество часов, которое он не доработал, а именно:
2015 год – отработано 456 часов при норме 614 часов = -158 часов;
2016 год – отработано 1580 часов при норме 1478 часов = +102 часа;
2017 год – отработано 1628 часов при норме 1725 часов = -97 часов;
2018 год – отработано 1597 часов при норме 1666 часов = -69 часов;
2019 год – отработано 552 часа при норме 526 часов = +26 часов (том 2, л.д.47-51).
Таким образом, размер переработки составил 196 часов, за которые истцу, согласно требований Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников ФПС ГПС, были предоставлены дни отдыха, согласно его рапортам (том 2, л.д.58,59,60,61,62,63,64,65,66,67,68).
Суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований об обязании ГУ МЧС России по Воронежской области произвести суммированный учет рабочего времени с 01.07.2015 года и взыскании денежной компенсации следует отказать.
При этом довод представителя истца о том, что фактически суммированный учет рабочего времени в ФГКУ «СПСЧ ФПС по Воронежской области» не производился, опровергается имеющимися в материалах дела письменными доказательствами, а также показаниями допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей С.С.В. и Ж.Г.О., которые пояснили, что в табелях учета работы личного состава отражаются сведения о нахождении сотрудника в отпуске, в отгулах, в командировке, а также привлечение к работе в период нахождения в резервной смене. При этом, если сотрудник, находясь на дежурстве в резервной смене, к работе не привлекался, это в табеле не учитывается.
В части исковых требований об установлении повышающего коэффициента или надбавки за время, проведенное в зоне ЧС, выплате денежного довольствия судом установлено следующее.
Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет, что денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей и состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе процентных надбавок к денежному довольствию за службу в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (ст. 2).
Пунктом 28 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 №283-ФЗ сотрудникам, проходящим службу в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций и в иных особых условиях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, изменением режима служебного времени и введением дополнительных ограничений, устанавливаются повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Согласно приказу ФГКУ «СПСЧ ФПС по Воронежской области» от 04.04.2018 (№) «О командировании сотрудников ФГКУ «СПСЧ ФПС по Воронежской области» старший инструктор по вождению пожарной машины – водитель (спасатель) старший прапорщик внутренней службы ФИО4 был командирован с 04.04.2018 года в город Калач Воронежской области для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (том 1, л.д.301-304).
На основании Приказа ФГКУ «СПСЧ ФПС по Воронежской области» от 12.04.2018 года (№) «О прибытии сотрудников ФГКУ «СПСЧ ФПС по Воронежской области» истец прибыл из служебной командировки 12.04.2018 года (том 1, л.д.305-307).
Находясь в командировке, ФИО4 выполнял свои должностные обязанности согласно должностному регламенту (должностной инструкции). Согласно табелю учета рабочего времени в командировке истец отработал 8 дней по 12 часов, и 8 часов непосредственно 12 апреля 2018 года (том 1, л.д.312, том 2, л.д.50).
Из представленных суду письменных доказательств усматривается, что в 2018 году ФИО4 были поданы четыре рапорта с просьбой предоставить ему дни отдыха 18.05.2018 года, 30.05.2018 года, 01.07.2018 года и 30.08.2018 года за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормы продолжительности служебного времени (участие в АМГ г. Калач), без уменьшения денежного довольствия (том 1, л.д.314-317).
В силу требований п. 95 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы, утвержденного приказом МЧС России от 21.03.2013 №195, сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 часов) производится доплата из расчета 20 процентов должностного оклада, рассчитанного за час работы в ночное время, которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников.
Исчисление часовой ставки за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени осуществляется в соответствии с п.95 настоящего Порядка (п.94).
Таким образом, при расчете компенсации за сверхурочную работу подлежит использованию должностной оклад, входящий в состав денежного довольствия, на который подлежит начислению районный коэффициент.
Поскольку ФИО4 реализовал свое право на предоставление дополнительных дней отдыха за службу в сверхурочное время, то исходя из обстоятельств дела, суд считает, что необходимость расчета компенсации за фактическую продолжительность сверхурочной работы, имевшую место в спорные периоды, отсутствует.
Суд также учитывает, что помимо предоставленных отгулов, на основании приказа ФГКУ «СПСЧ ФПС по Воронежской области» от 04.12.2018 года (№), за работу в г. Калач истцу была выплачена денежная премия в размере одного должностного оклада в сумме <данные изъяты> (том 2, л.д.82,83).
Доводы представителя истца о том, что в период его работы работодатель неправильно производил расчет оплаты его работы в праздничные и в выходные дни, сверхурочной работы, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как установлено судом, расчет указанных сумм производился работодателем на основании табеля учета рабочего времени и в соответствии с Приказом МЧС России от 21.03.2013 №195 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудника ФПС ГПС». Тогда как иной расчет, отвечающий данным требованиям, истцом представлен не был.
Кроме того, установление повышающего коэффициента или надбавки выходит за пределы полномочий суда.
Отсутствуют основания и для удовлетворения требований ФИО4 о выплате денежной компенсации за не предоставленный дополнительный оплачиваемый отпуск за проведение аварийно-спасательных работ в зоне ЧС за не предоставленные 10 часов.
Согласно личного дела сотрудника, истец проходил службу в федеральной противопожарной службе, которая входит в структуру пожарной охраны – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ (Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», статья 1).
Отпуск за проведение аварийно-спасательных работ в зоне ЧС предусмотрен Федеральным законом от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей.
Пунктом 6 статьи 28 установлено, что спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ.
При подсчете времени выполнения работ в городе Калач ФИО4 выполнялись работы 104 часа. За работу в командировке истец брал 4 отгула (94 часа).
В соответствии с частью 10 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановлением от 05.02.2013 №95 утвердило перечень особых условий службы сотрудников ФПС ГПС и предельных размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы.
Пунктами 2 и 3 указанного постановления предусмотрено, что ежемесячная надбавка за особые условия службы устанавливается к должностным окладам сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации (далее - сотрудники) в случае, если условия службы и характер выполняемых ими задач соответствуют особым условиям службы, установленным перечнями, утвержденными настоящим постановлением.
Перечень должностей сотрудников, при замещении которых выплачивается надбавка, и размеры надбавки по этим должностям в установленных пределах определяются соответственно директором Федеральной службы исполнения наказаний, Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, руководителем Федеральной таможенной службы применительно к функциям и задачам, выполняемым соответствующими подразделениями, в которых проходят службу сотрудники.
Указанным постановлением №95 также утвержден перечень специальных видов работ (специальных заданий), за осуществление (выполнение) которых сотрудникам ФПС ГПС выплачивается надбавка к должностному окладу за особые условия службы.
Доводы ФИО4 изложенные в исковом заявлении о выполнении им ведения радиационной и химической разведки при тушении пожаров (пункт 3 приложения №2 к приказу МЧС России от 11.03.2013 №173), тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на водных акваториях (пункт 6 приложения №2 к приказу МЧС России от 11.03.2013 №173), извлечение пострадавших и погибших из колодцев и шахт (завалов) при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (пункт 7 приложения №2 к приказу МЧС России от 11.03.2013 №173), осуществление работ с применением инженерной техники и приспособленных технических средств мобильных средств пожаротушения при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (пункт 8 приложения №2 к приказу МЧС России от 11.03.2013 №173) не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Из пояснений начальника СПСЧ ФПС ГПС МЧС России по Воронежской области С.С.В. следует, что в должностные обязанности ФИО4 входило: обеспечение сохранности служебного автомобиля, его работоспособности. Никаких аварийно-спасательных работ, в том числе и в городе Калач истец не проводил, поскольку главная обязанность водителя – доставить личный состав и средства пожаротушения к месту тушения пожара. Ведение радиационной и химической разведки при тушении пожаров ФИО4 не осуществлял, ввиду отсутствия радиационных катастроф со времен аварии на Чернобыльской АЭС; на тушение пожаров на водных акваториях его смена не выезжала; извлечение пострадавших и погибших из колодцев и шахт (завалов) при тушении пожаров истец не мог осуществлять, ввиду отсутствия специального альпинистского образования.
Аналогичные показания в этой части были даны и свидетелем Ж.Г.О., бывшим начальником дежурной смены, в которой нес службу ФИО4
Согласно справке ФГКУ «СПСЧ по Воронежской области» №(№) от 02.12.2019 года, факт нахождения сотрудников подразделения в составе аэромобильной группировки сил Главного управления МЧС России по Воронежской области не означает выполнение ими функций, выходящих за рамки должностных регламентов (должностных инструкций) (том 1, л.д.308).
Перечень обязанностей старшего инструктора по вождению пожарной машины содержится в разделе V должностного регламента (должностной инструкции) старшего инструктора по вождению пожарной машины – водителя (спасателя) ФГКУ «СПСЧ ФПС по Воронежской области», является исчерпывающим (том 1, л.д.294-298). С указанным регламентом ФИО4 был ознакомлен лично, под роспись, что в ходе судебного разбирательства ни истцом, ни его представителем не отрицалось (том 1, л.д.299).
Согласно подпункта «и» пункта 30 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников ФПС ГПС, утвержденного Приказом МЧС России от 21.03.2013 №195, сотрудникам, замещающим в соответствии с утвержденными штатными расписаниями должности, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы в размере 20 процентов должностного оклада - за службу на штатных должностях в специализированных пожарно-спасательных частях, исполнение обязанностей по которым предусматривает осуществление специальных видов работ (выполнение специальных заданий) по перечням, утверждаемым Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
ФГКУ «СПСЧ по Воронежской области» согласно Уставу, утвержденному приказом МЧС России от 30.04.2015 №218, не относится ни к подразделению, организационно-методическое руководство которым осуществляют структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, ни к профессиональным аварийно-спасательным службам, ни к аварийно-спасательным формированиям, являясь подразделением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Свидетели С.С.В. и Ж.Г.О. в своих показаниях также опровергли факт выплаты соответствующих надбавок за все время прохождения ими службы в ФГКУ «СПСЧ по Воронежской области».
Законные основания для распространения норм об аварийно-спасательных службах и формированиях в отношении сотрудника федеральной противопожарной службы отсутствуют, поскольку в отношении него имеется специальная нормативная база.
В ходе судебного разбирательства представителем ответчиков было заявлено ходатайство о пропуске ФИО4 срока исковой давности в части требований о взыскании в его пользу невыплаченных за период службы денежных компенсаций.
Частью 4 статьи 73 Закона №141-ФЗ определено, что сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Согласно части 2 статьи 2 Закона №141-ФЗ, в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
Из пояснений представителя ответчиков ФИО3 усматривается, что поскольку денежное довольствие ФИО4 получал ежемесячно, то в день его выплаты (с 20 по 25 число текущего месяца), истцу было или могло стать известно о предполагаемом нарушении его прав, вызванных невыплатой денежного довольствия в полном объеме.
Статья 392 ТК РФ (в редакции, действующей с 01.07.2015 года) предусматривала, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Однако начиная с 2013 года по 01.07.2015 года в государственное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области», а с 01.07.2015 года в ФГКУ «СПСЧ ФПС по Воронежской области», (ФИО)2 не обращался.
Довод представителя истца о том, что о нарушенных правах ее доверителю стало известно только после увольнения со службы, несостоятелен, поскольку истец регулярно получал денежное довольствие, вел учет нормы учета рабочего времени.
Согласно листу беседы, проведенной со старшим прапорщиком внутренней службы ФИО4, какие-либо претензии к руководству ФГКУ «СПСЧ ФПС по Воронежской области» и Главного управления, в том числе материального характера, у ФИО4 отсутствовали (том 1, л.д.75).
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Исковое заявление ФИО4 поступило в суд в октябре 2019 года, то есть с пропуском установленного законом срока для разрешения возникшего индивидуального трудового спора.
Доказательств уважительности причин пропуска срока стороной истца не представлено.
Поскольку в ходе рассмотрения спора судом не были установлены нарушения прав ФИО4 при прохождении службы в федеральной противопожарной службе, основания для взыскания компенсации морального вреда в сумме 200 000 рублей также отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 12, 56, 194-199 ГПК РФ, - суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к ГУ МЧС России по Воронежской области, МЧС России об обязании произвести полный финансовый расчет, компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: Безрядина Я.А.
Мотивированное решение
изготовлено 28.05.2020 года.