ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-653/2013 от 09.08.2013 Хасанского районного суда (Приморский край)

Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 августа 2013 года п. Славянка

    Хасанский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Швецовой И.С.

с участием зам. прокурора района Варавенко В.М.

при секретаре Гавриловой С.А.

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене решения территориальной избирательной комиссии Хасанского района № 68/250 от 28.07.2013 года «О регистрации ФИО2 кандидатом на должность главы Хасанского муниципального района»,

установил:

    ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что 11.06.2013 года решением Думы Хасанского муниципального района Приморского края на 08.09.2013 года назначены выборы Главы Хасанского муниципального района.

    Решением ТИК Хасанского района Приморского края № 74/310 от 03.08.2013 года кандидатом на должность Главы Хасанского района Приморского края зарегистрирован ФИО1, выдвинутый избирательным объединением «Приморское региональное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ».

    Решением ТИК Хасанского района Приморского края № 68/250 от 28.07.2013 года кандидатом на должность Главы Хасанского муниципального района зарегистрирован ФИО2, выдвинутый избирательным объединением «Местное отделение Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Хасанском районе Приморского края.

    По мнению заявителя, решение ТИК Хасанского района Приморского края о регистрации ФИО2 на должность главы Хасанского муниципального района является незаконным, нарушает принцип равенства кандидатов, закрепленный в ст. 39 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    Считает, что решение о регистрации ФИО2 кандидатом на должность главы Хасанского муниципального района незаконным и подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона.

    Как указывает заявитель, территориальная избирательная комиссия Хасанского района Приморского края, приняла решение об уведомлении кандидата ФИО2 в нарушение положений ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», об отсутствии в ТИК Хасанского района Приморского края уведомления, подписанного ФИО2, о закрытии им счетов (вкладов), прекращении им хранения наличных денежных средств и ценностей за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществления им отчуждения иностранных финансовых инструментов, тем самым подтвердив необходимость подачи данного уведомления в комплекте документов на регистрацию в сроки, установленные избирательным законодательством.

    В судебном заседании представитель заявителя - по доверенности ФИО3, на удовлетворении заявления настаивал по вышеуказанным доводам, дополнительно указав, что ФИО2 письменное уведомление о закрытии им счетов (вкладов), прекращении им хранения наличных денежных средств и ценностей за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществления им отчуждения иностранных финансовых инструментов, был представлен в ТИК Хасанского района после вынесения избирательной комиссией 25.07.2013 года решения об уведомлении кандидата об отсутствии данного документа. Представление данного документа является дополнением к ранее представленным для регистрации документам.

    Оснований для принятия данного решения у избирательной комиссии не имелось, поскольку не представление указанного уведомления в соответствии с п.п. «в» п. 24 ст. 38 ФЗ является основанием для принятия решения избирательной комиссией об отказе в регистрации кандидата. То есть на 20.07.2013 года ТИК Хасанского района имела все основания для принятия решения об отказе в регистрации ФИО2 в качестве кандидата на должность главы администрации Хасанского района Приморского края.

    Представители территориальной избирательной комиссии Хасанского района по доверенности ФИО4, ФИО5 на основании решения ТИК Хасанского района от 07.08.2013 года № 76/351, с заявленными требованиями не согласились, при этом указали, что ФИО2 при регистрации кандидатом на должность главы администрации Хасанского района допущены нарушения по вине избирательной комиссии.

Действительно, ФИО2 вместе с заявлением о регистрации в качестве кандидата не было представлено письменного уведомления о закрытии им счетов (вкладов), прекращении им хранения наличных денежных средств и ценностей за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществления им отчуждения иностранных финансовых инструментов, а представлено только 25.07.2013 года после принятия ТИК решения об уведомлении кандидата об отсутствии необходимого документа. Однако вины в этом кандидата нет, поскольку избирательная комиссия при принятии у кандидата заявления, не разъяснила ему обязанность представлять данный документ. В перечне документов, необходимых для регистрации кандидата, который размещен на Интернет Сайте, данный документ не указан. Невнесения необходимого документа в перечень документов, является виной комиссии. Решение об уведомлении кандидата ФИО2 от 25.07.2013 года было принято комиссией с целью сохранить пассивное право на участие в выборах. Кандидат не отвечает за действие комиссии. Также представители указали, что комиссия нарушила трехдневный срок уведомления кандидата об отсутствии необходимого документа. Такое решение должно было быть принято 24.07.2013 года, поскольку решение о регистрации кандидата принято 28.07.2013 года.

Также в судебном заседании представители ТИК Хасанского района указали, что представление всех необходимых документов для регистрации кандидата, должно происходить одновременно с подачей такого заявления, донесение документов законом не предусмотрено.

Представитель заинтересованного лица ФИО2 по доверенности ФИО6 с заявлением не согласился, представил письменные возражения, в которых указал, что кандидат ФИО2 выдвинут избирательным объединением - местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Хасанском районе Приморского края.

В соответствии со статьями 33, 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» кандидат ФИО2 должен был представить в избирательную комиссию два блока документов:

а) документы, представляемые в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата. Перечень этих документов указан в пунктах 2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона. Указанные документы в полном объеме были представлены кандидатом ФИО2 в избирательную комиссию 16.07.2013;

б) документы, необходимые для регистрации кандидата. Перечень этих документов указан в пунктах 1, 1.6 и 16 статьи 38 Федерального закона. Учитывая, что кандидат ФИО2 выдвинут политической партией, ему необходимо было представить в избирательную комиссию в качестве документов, необходимых для его регистрации, только уведомление, предусмотренное пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона, так как остальные документы им были представлены при выдвижении, а от обязанности собирать подписи он освобожден в соответствии с пунктом 16 статьи 38 Федерального закона. Указанное уведомление было представлено кандидатом ФИО2 в избирательную комиссию 25.07.2013. Следовательно, на основании пунктов 1, 1.6 и 16 статьи 38 Федерального закона избирательная комиссия могла зарегистрировать кандидата ФИО2 при наличии на момент рассмотрения вопроса о его регистрации (регистрация была осуществлена 28.07.2013):

а) документов, предусмотренных пунктами 2, 3, 3.1 статьи 33 Федерального закона (то есть документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата);

б) документа, предусмотренного пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона -письменного уведомления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Избирательного кодекса кандидат ФИО2 должен был представить в избирательную комиссию документы, необходимые для его регистрации в срок не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, то есть в период с 19.07.2013 по 29.07.2013 до 18.00. Письменное уведомление, предусмотренное пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона (являющееся единственным документом, необходимым для регистрации кандидата ФИО2) было представлено им 25.07.2013, то есть в установленные законом сроки. Таким образом, ссылка заявителя на подпункт «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона (отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата), как основание для отказа в регистрации кандидату ФИО2 в данном случае недопустима, так как противоречит материалам дела - все необходимые для выдвижения и регистрации документы были представлены кандидатом ФИО2 в установленные законом сроки. Поэтому у избирательной комиссии не было правовых оснований для отказа в регистрации кандидату ФИО2

Как следует из текста заявления, заявитель считает неправомерными действия избирательной комиссии об уведомлении ряда кандидатов, в том числе кандидата ФИО2, о непредставлении ими письменного уведомления, предусмотренного пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона, и полагает, что этим избирательная комиссия нарушила его права. Однако, в данном случае, комиссия действовала в строгом соответствии с п. 1.5 разъяснения ЦИК от 03.07.2013 № 180-1-6, в котором, со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 № 784-0-0, указано, что избирательная комиссия обязана уведомить кандидата о неполноте представленных сведений независимо от того, чем обусловлена эта неполнота, - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов. Поэтому вынося оспариваемое решение, избирательная комиссия действовала в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Заявитель не представил доказательств нарушения избирательной комиссией его прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Избирательного кодекса выдвижение кандидатов, списков кандидатов осуществляется не ранее чем через пять дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и заканчивается в сроки, установленные частью 1 статьи 44, то есть в период с 19.06.2013 по 29.07.2013 до 18.00.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Избирательного кодекса для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному), единому избирательному округу, кандидат на выборах в органы местного самоуправления не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в избирательную комиссию документы, необходимые для его регистрации, то есть в период с 19.07.2013 по 29.07.2013 до 18.00.

Однако, ни одного доказательства нарушения кандидатом ФИО2 установленных законом сроков при сдаче документов в избирательную комиссию не представлено. Из материалов дела следует, что кандидат ФИО2 сдал все предусмотренные законом документы в установленные законом сроки.

Просит суд в удовлетворении заявления отказать.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании пояснил, что с заявлением не согласен. Им был предоставлен полный пакет документов, в соответствии с перечнем документов, необходимых для регистрации кандидата. В избирательной комиссии ему не разъяснили о необходимости представления уведомления о закрытии им счетов (вкладов), прекращении им хранения наличных денежных средств и ценностей за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществления им отчуждения иностранных финансовых инструментов. После получения уведомления об отсутствии данного документа, им данный документ в установленные законом сроки был представлен.

Выслушав стороны, заключение зам. прокурора района, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) установлены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно пункта 3 статьи 1 названного Федерального закона законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

На территории Приморского края, отношения, включая порядок подготовки и проведения выборов глав муниципальных образований, урегулированы также Избирательным кодексом Приморского края (в ред.от 29.05.2013 года), статьями 44, 45 которого установлены общеобязательные условия и порядок выдвижения кандидатов, в том числе избирательными объединениями.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты непосредственно кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В судебном заседании установлено, что решением Думы Хасанского муниципального района Приморского края от 11.06.2013 года № 579 назначены выборы главы Хасанского муниципального района Приморского края на 08.09.2013 год.

Региональным отделением Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» 27.06.2013 года принято решение Совета регионального отделения № 24С о согласовании кандидатуры ФИО2 для выдвижения кандидатом на должность Главы Хасанского муниципального района.

16.07.2013 года ФИО2 дал согласие избирательному объединению: местное отделение Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Хасанском районе Приморского края баллотироваться кандидатом на должность главы Хасанского муниципального района Приморского края.

16.07.2013 года ФИО2 в Территориальную избирательную комиссию Хасанского района были сданы документы для выдвижения кандидата на должность главы Хасанского муниципального района в соответствии с п. 2, 3 Федерального закона, а именно: копия документа о государственной регистрации избирательного объединения; решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения) – соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения), о выдвижении кандидата; документы. подтверждающие согласование с соответствующим органом политической партии выдвигаемой кандидатуры; копия паспорта; копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата сведения об образовании; копия трудовой книжки; справка о том, что кандидат является избранным главой Хасанского муниципального района; сведения о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности; справка о принадлежащем кандидату, его супруге, недвижимом имуществе, находящемся за пределами РФ об источниках получения средств. За счет которых приобретено указанное имущество, сведения о расходах кандидата, его супруги по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумагах, акций и об источники получения средств, за счет которых совершена сделка,, о чем кандидату была выдана справка о приеме документов.

В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

19.07.2013 года в Территориальную избирательную комиссию Хасанского района ФИО2 поступило заявление о регистрации его кандидатом на должность главы Хасанского муниципального района на основании документов, представленных при выдвижении.

Согласно ч. 2 ст. 46 Избирательного кодекса Приморского края, в соответствии с Федеральным законом регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 44 Избирательного кодекса Приморского края, в случае, если в соответствии с частью 3 статьи 42, частью 2 статьи 46 настоящего Кодекса сбор подписей не производится, кандидат представляет заявление о его регистрации на основании документов, представленных при его выдвижении.

Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, приведенных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, иных предусмотренных Законом документах, представляемым в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов (п. 1 ст. 38 указанного Федерального закона).

В соответствии с п. 1.6 статьи 38 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 года № 102-ФЗ), кандидат представляет в организующую выборы избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладом), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, распложенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми документами.

Как следует из материалов дела, согласно справке о приеме документов при подаче заявления в Территориальную избирательную комиссию, ФИО2 не было представлено данного уведомления.

Данный факт в судебном заседании не отрицали представители Территориальной избирательной комиссии Хасанского района, а также и сам ФИО2

Таким образом, факт непредставления ФИО2 указанного требования, предусмотренного п. 1.6 ст. 38 настоящего закона нашел свое подтверждение в судебном заседании.

В соответствии с 1.1 ст. 38 Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Аналогичные положения содержаться в ст. 45 Избирательного кодекса Приморского края.

В силу вышеуказанных норм Федерального закона, а также Разъяснения по некоторым вопросам применения законодательства, устанавливающего дополнительные требования к лицом, выдвигающимся кандидатами на выборах в Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборах глав субъектов Российской Федерации, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, принятых Центральной избирательной комиссией РФ на заседании от 03.07.2013 года № 180-1-6 кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидате, а также в иные документы, представленные в избирательную комиссию для его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению, при выявлении неполноты сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к их оформлению. Процедура внесения уточнений и дополнений в документы, представленные для регистрации кандидата, установлена Федеральным законом № 67-ФЗ и Разъяснением ЦИК РФ, регламентирует устранение неполноты сведений о кандидате или ненадлежащее оформление уже представленных документов. Одновременно, данными нормами не предоставлено кандидату право дополнительно представлять документы, не поданные своевременные для регистрации в качестве кандидата. Более того, Федеральным законом № 67-ФЗ установлено, что кандидат вправе только заменить представленный документ, если он оформлен с нарушением требований закона.

Указанные Разъяснения ЦИК РФ являются обязательными для применения, поскольку ЦИК РФ обладает правом нормотворческой деятельности по вопросам единообразного применения законодательствам о выборах.

Таким образом, обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о допущенных им при оформлении документов, необходимых для его регистрации возникает только в случае неполноты сведений о кандидате в представленных документах или при ненадлежащем оформлении уже представленных документов.

Тем не менее, решением территориальной избирательной комиссией Хасанского района от 25.07.2013 года, ФИО2 уведомлен о том, что вместе с заявлением о регистрации на должность главы Хасанского муниципального района на основании документов, представленных при выдвижении, не было представлено письменного уведомления о том, что он не имеет счетов (вкладом), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, распложенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми документами.

В этот же день, 25.07.2013 года, ФИО2 данный документ дополнительно предоставляет в избирательную комиссии, и 28.07.2013 года ТИК Хасанского района принято решение № 68/250 о регистрации ФИО2 в качестве кандидата на должность главы Хасанского муниципального района.

Таким образом, Территориальной избирательной комиссией Хасанского района при принятии решения о регистрации ФИО2 кандидатом, вышеназванные требования выполнены не были, тогда как в силу п. п. «в» п. 24 статьи 38 Федерального закона, самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В судебном заседании представители Территориальной комиссии Хасанского района подтвердили необходимость предоставления в избирательную комиссию полного комплекта документа, необходимого для регистрации кандидата, одновременно, вместе с заявлением о регистрации.

Обязанность избирательной комиссии уведомлять кандидата о необходимости представлять дополнительные документы отсутствует, срок подачи документов для регистрации является пресекательным и не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Решением избирательной комиссии от 03.08.2013 года № 74/310 ФИО1 зарегистрирован кандидатом на должность главы Хасанского муниципального района.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что решение Территориальной избирательной комиссии Хасанского района № 68/250 от 28.07.2013 года «О регистрации ФИО2 кандидатом на должность главы Хасанского муниципального района», является незаконным и подлежит отмене.

В данном случае, ФИО1, как зарегистрированный кандидат, воспользовался своим правом для обращения в суд, с заявлением о признании незаконным решения ТИК о регистрации в качестве кандидата на должность главы Хасанского муниципального района непосредственно ФИО2

Ссылка представителей ТИК Хасанского района, а также представителя ФИО2 о возможности представления кандидатом письменного уведомления о том, что он не имеет счетов (вкладом), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, распложенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми документами после подачи заявления о регистрации в качестве кандидата, является ошибочной, основанной на неправильном толковании избирательного законодательства, устанавливающего запрет кандидату дополнительно представлять в соответствующую избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для регистрации кандидата.

Доводы представителей избирательной комиссии об отсутствии в данном случае вины ФИО2, поскольку он не был информирован в момент подачи заявления о необходимости предоставления письменного в связи с чем оснований для отмены решения не имеется, являются несостоятельными.

Действующее избирательное законодательство не предусматривает обязанности избирательной комиссии консультировать кандидатов по вопросу количества и вида представляемых документов.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

ФИО2, как лицу, который изъявил желание зарегистрироваться в качестве кандидата на должность главы Хасанского района, соответствующие требования, предъявляемые к порядку и условиям выдвижения кандидатов, должны быть известны. Обязанность своевременного предоставления всех необходимых документов по смыслу закона возлагается на самого кандидата.

Доводы представителя ФИО2 об отсутствии необходимости представления ФИО2 в избирательную комиссию заявления о регистрации в качестве кандидата, поскольку он был выдвинут избирательным объединением, являются необоснованными, поскольку как отмечалось ранее, в соответствии с п. 1 ст. 44 Избирательного кодекса Приморского края, в случае, если в соответствии с частью 3 статьи 42, частью 2 статьи 46 настоящего Кодекса сбор подписей не производится, кандидат представляет заявление о его регистрации на основании документов, представленных при его выдвижении.

Ссылка представителя заинтересованного лица на Определение Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 года № 784 - О-О является несостоятельной, так как в данном случае в связи с отсутствием в ФИО2 одного из необходимых документа для регистрации в качестве кандидата, у территориальной избирательной комиссии Хасанского района отсутствовала обязанность уведомления кандидата о недостающем документе. Положения п. 1.1, ст. 38 Федерального закона применяются лишь в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов. Как отмечено в указанном выше определении Конституционного Суда РФ, законодательное закрепление необходимости отказа в регистрации в том случае, когда кандидат не сдал необходимые документов для регистрации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права, поскольку в противном случае требование предоставления для регистрации соответствующих документов было бы лишено какого-либо значения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 261, 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

    заявление ФИО1 удовлетворить.

    Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Хасанского района Приморского края от 28 июля 2013 года № 68/250 «О регистрации ФИО2 кандидатом на должность главы Хасанского муниципального района»

    Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 5 дней со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Хасанский районный суд Приморского края.

Судья