ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6547/17 от 20.12.2017 Калининского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-6547/2017 20 декабря 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Савченко И.В.

При секретаре Бодиновой М.А.

С участием Ленинград-Финляндского прокурора Яниной А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявление транспортного прокурора о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

У С Т А Н О В И Л:

Ленинград - Финляндский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В обоснование заявления указано, что в результате проведенного мониторинга Интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на странице сайта с адресом Х информации с предложением купить молочную продукцию, страной происхождения которой является Х, продукцию запрещенную к ввозу из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских физических и юридических лиц или присоединившихся к такому решению.

Кроме того, сведения на данном сайте распространяются бесплатно с нелимитированным сроком пользования.

Статьей 14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена.

Поскольку данная информация способствует совершению административно наказуемых правонарушений, посягающих на авторитет государственной власти, допускает подрыв основ конституционного строя государства в условиях действий экономических санкций данная информация должна быть признана информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Ленинград - Финляндский транспортный прокурор в судебное заседание явился, просил признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице сайта с адресом Х информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебное заседание представители Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу не явились, извещены судом о дате, месте и времени рассмотрения дела.

Выслушав Ленинград-Финляндского транспортного прокурора, исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 262 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Перечень фактов, имеющих юридическое значение, установленный ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим.

Как установлено ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон № 149) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

По правилам ч. 1 ст. 10 Закона № 149 в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 10 указанного Закона не допускается реализация информации, в том числе в сети «Интернет», за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В целях защиты национальных интересов государства Президентом Российской Федерации издан Указ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», согласно п. 2 которого в течении одного года со дня вступления в силу настоящего подзаконного акта запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах реализации Указов Президента Российской Федерации» от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320 и от 29.06.2016 № 305 и от 30.06.2017 № 293» утвержден перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории России, страной происхождения которых являются страны Европейского союза, в том числе, Испания.

Согласно Приложению к Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778, в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории Российской Федерации, включены товары, имеющие код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 0406 «Сыры и творог».

В соответствии с разделом 1 «Общих требований к порядку контроля за осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контроля», утвержденных Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 21.09.2004 № 190, под внешнеэкономическими операциями следует понимать внешнеторговые, инвестиционные и иные операции в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.

Исходя из совокупности указанных норм, реализация выявленной продукции (сыр), заведомо приобретенной соответствующими субъектами не для личного пользования, на территории Российской Федерации недопустима, то есть оборот данного товара, как объекта гражданских правоотношений запрещен.

В свою очередь, как следует из содержания приведенного сайта, фактическая реализация «санкционной» продукции, подлежащей уничтожению, осуществляется любому пользователю на территории Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный с лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергосбережение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.).

В силу п. 2 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Таким образом, размещение на приведенном сайте в сети «Интернет» фотографий «санкционных» продуктов с их подробным описанием, ценой за установленный вес/упаковку, а также указание способов оплаты и доставки товаров до потребителя подпадает под признаки публичного договора розничной купли-продажи продукции, реализуемой дистанционным способом. В свою очередь оборот указанной на данном сайте продукции, на территории Российской Федерации запрещен Указами Президента от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320, 29.07.2015 № 391, от 29.06.2016 № 305, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305 и от 30.06.2017 № 293.

Таким образом молочная продукция (сыры) страной происхождения которых является Испания, реализуемая посредством дистанционного способа через сайт «Интернет», запрещена к обороту (реализации) на территории Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 15 Закона № 149 использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для соблюдения требований, установленных федеральными законами.

В соответствии со ст. 15.1 Закона № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный Реестр включаются доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 названной статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 закона № 149).

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Росконадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.

Данный материал, находясь в свободном доступе, может сформировать неправильные стереотипы, о том, что можно купить «санкционный» товар, запрещенный к реализации на территории Российской Федерации.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, содержащей признаки совершения правонарушения, а именно, страница сайта с адресом Х.

Как следует из материалов дела транспортным прокурором в результате мониторинга сети «Интернет» была выявлена страница, на которой опубликована информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации. Данная информация, размещенная в сети «Интернет» по адресу: Х, содержит сведения с предложением купить товар запрещенный к распространения на территории Российской Федерации. При этом страница открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц.

На момент проверки данный ресурс в Реестр не внесен. Согласно общедоступным сведениям информация о владельце сайта отсутствует.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствуют их совершению, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения товара запрещенного к ввозу и реализации на территории Российской Федерации.

Целью обращения прокурора с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании вышеприведенной информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч.2 ст. 15.1 Закона № 149, для ограничения указанной информации как незаконной. Спор о праве по заявленному требованию отсутствует.

Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения означает констатацию факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого должны быть запрещены.

С учетом изложенного, заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 262, 264 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет сайте по сетевому адресу: Х информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Направить копию решения суда в адрес Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» Х в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд в апелляционном порядке в течении одного месяца.

Судья: