ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-654/20 от 05.11.2020 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

КОПИЯ

Дело № 2-654/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале ЯНАО 05 ноября 2020 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Сологуб М.В., при секретаре судебного заседания Гродецкой Д.И., с участием прокурора Девятовских А.В., представителя ответчика Пупковой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 654/2020 по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» о признании незаконными действий по сбросу сточных вод в водный объект с превышением допускаемого уровня загрязняющих веществ, возложении обязанности обеспечить сброс сточных вод в водный объект с содержанием загрязняющих веществ, не превышающем допустимых значений, третье лицо Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа,

установил:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился с иском о признании незаконными действий акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» (далее - АО «Ямалкоммунэнерго», Общество) по сбросу сточных вод в водный объект – река Пыряяха (бассейн р. Пур) с превышением уровня загрязняющих веществ, допускаемого решением о предоставлении водного объекта в пользование № <данные изъяты> от 27.01.2020, и возложении обязанности в срок до 01.01.2021 обеспечить сброс сточных вод в вышеуказанный вводный объект с содержанием загрязняющих веществ, не превышающем значения, установленного указанным решением.

В обоснование требований прокурор указал, что на основании решений № <данные изъяты>/00 от 19.12.2016 и № <данные изъяты> от 27.01.2020 Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО ответчику предоставлен для сброса сточных вод водный объект – река Пыряяха (бассейн р. Пур). В 2019 года АО «Ямалкоммунэнерго» осуществило сброс сточных вод в водный объект река Пыряяха (бассейн р. Пур) с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ, а именно концентрация сбрасываемых веществ со сточными водами в водный объект река Пыряяха (Пуровский район) превысила допустимую концентрацию вредных (загрязняющих) веществ по взвешенным веществам на 39,5 мг/дм3, по азоту аммонийному на 3,61 мг/дм3, по нитрит-иону на 0,52 мг/дм3, по фосфат на 1,49 мг/дм3, по БПК полный на 8 мг/дм3, по хлоридам на 99 мг/дм3. В 1 квартале 2020 года фактическая концентрация сбрасываемых веществ со сточными водами превысила допустимую концентрацию вредных (загрязняющих) веществ по взвешенным веществам на 39,5 мг/дм3, по азоту аммонийному на 3,5 мг/дм3, по фосфатам (Р) на 2,67 мг/дм3, по хлориду иону на 59,2 мг/дм3, по БПК полный на 8 мг/дм3, по сухому остатку на 82 мг/дм3. Во 2 квартале 2020 года фактическая концентрация сбрасываемых веществ со сточными водами превысила допустимую концентрацию вредных загрязняющих веществ по взвешенным веществам на 37,5 мг/дм3, по азоту " аммонийному на 3,5 мг/дм3, по нитрит иону на 0,52 мг/дм3, по хлориду иону на 178 мг/дм3, по БПК полный на 8 мг/дм3. Причиной выявленных нарушений водного законодательства является недостаточная очистка сточных вод на очистных сооружениях. Нарушения по представлению прокурора ответчиком не устранены.

В отзыве на иск представитель АО «Ямалкоммунэнерго просил отказать в удовлетворении требований прокурора, ссылаясь на то, что Обществом принимаются все возможные меры для поддержания канализационно-очистных сооружений <данные изъяты>) в работоспособном состоянии с целью очистки сточных вод и соблюдения концентрации загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в водный объект. Ответчик осуществляет эксплуатацию <данные изъяты> в п. Пурпе в рамках концессионного соглашения от 01.10.19 № 09/90 в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты водоотведения, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования Пуровский район По мнению представителя ответчика, прокурором не учтены причины, по которым Обществом не могут быть достигнуты нормативы допустимого сброса на объекте <данные изъяты> Так, вероятной причиной сброса сточных вод после очистки <данные изъяты> с превышением установленных нормативов допустимых сбросов является устаревшая технология очистки. Загрязняющие вещества, нормируемые в настоящее время, отсутствуют в проектных показателях канализационно-очистных сооружениях <данные изъяты>, в том числе:

1) выявлены конструктивные недоработки сооружений и оборудования (отсутствие задерживающих решеток, использование приспособленного резервуара-усреднителя, использование неэффективных тангенциальных песколовок, проектные недостатки фильтров доочистки и др.);

2) отсутствие привязки типовых рабочих проектов КОС к качеству исходной воды и водному объекту: исходная подземная вода характеризуется низкой щелочностью и жесткостью, следствием чего является наличие кислой среды в аэротенках (pH =4.5-5.2), что в свою очередь негативно сказывается на жизнедеятельности микроорганизмов активного ила и не позволяет азоту аммонийному переходить в нитритную и далее в нитратную форму;

3) отсутствие проектной технологии очистки от азота нитратов и фосфора - очистка от названных веществ не предусматривалась в типовых проектах КОС прошлого века в связи с дороговизной;

4) проблемы с механической очисткой (отсутствие задерживающих решеток, тангенциальные песколовки) в условиях песчаных грунтов и попадания значительной части городских ливневых и талых вод в раздельную централизованную систему канализации и далее на биологические КОС в связи с отсутствием ливневой канализации с КОС и самостоятельным выпуском стоков в водный объект, отсутствие привязки типовых рабочих проектов КОС к качеству исходной воды негативно влияют на процессы очистки в целом по всем показателям.

Причиной превышения норматива сброса по железу является отсутствие узла очистки промывных вод на станциях обезжелезивания водозабора п. Пурпе.

Таким образом, на дату заключения концессионного соглашения КОС-1400 уже имели существенные недостатки и не обеспечивали качественную очистку сточных вод.

В целях поддержания КОС-1400 в работоспособном состоянии и соблюдения лимитов сброса ответчиком принимаются комплекс мер.

При принятии муниципального имущества Пуровского района в пользование в рамках концессионного соглашения было проведено обследование объектов, по результатам которого разработана программа инвестиционных мероприятий по развитию и модернизации объектов водоотведения п. Пурпе на 2019-2029 годы (далее-инвестиционная программа). Инвестиционная программа утверждена приказом от 17.12.2019 №340-т Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.

Как следует из п. 3.2.1 Приложения № 1 к названному приказу, реконструкция КОС-1400, в том числе разработка проектно-сметной документации на реконструкцию КОС, реконструкция аэротенков, устройство лаборатории, обустройство установки обеззараживания очищенных сточных вод, установка песколовушки, нефтеловушки, обустройство первичного отстойника должны быть осуществлены АО «Ямалкоммунэнерго» в период 2019-2029 годы.

Таким образом, Общество в соответствии с установленными инвестиционной программой сроками проводит необходимые мероприятия по реконструкции объекта <данные изъяты>. В настоящее время в связи с износом КОС-1400 обеспечить сброс сточных вод в соответствии с требованиями нормативно-допустимых концентраций Общество не может. Перечисленные проблемы с очисткой сточных вор <данные изъяты> могут быть устранены только при реконструкции объекта, которое должно быть завершено к 2029 году.

АО «Ямалкоммунэнерго» осуществляет обслуживание сетей водоотведения в п. Пурпе, которые от объектов канализации поступают в приемный бак и далее через решетки-дробилки самотеком направляются в аэротенки блока емкостей № 1 и № 2, затем подаются на очистные сооружения биологической очистки. После очистки и обеззараживания стоки поступают в водный объект реки Пыряяха (бассейн р. Пур). АО «Ямалкоммунэнерго» обязано осуществлять данный вид деятельности, так как в случае неоказания этих услуг сточные воды будут задерживаться в границах поселения, что негативно отразится на окружающей среде и здоровье населения п. Пурпе. Общество не может приостановить осуществление деятельности по оказанию услуги по водоотведению до момента устранения нарушений по превышению нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект. То есть Общество действует в состоянии крайней необходимости для предотвращения непоправимых последствий (т. 2 л.д. 35-39).

В возражении на отзыв ответчика Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор указал, что в иске не ставится вопрос о привлечении АО «Ямалкоммунэнерго» к ответственности за сброс сточных вод с превышением уровня загрязняющих веществ, иск направлен на понуждение Общества к соблюдению требований водного законодательства, об охране окружающей среды. Ответчик не отрицает тот факт, что КОС-1400 уже длительное время не обеспечивают установленное качество очистки практически по всем показателям, при этом приводит перечень мероприятий по снижению концентрации загрязняющих веществ в сточных водах. Однако это утверждение является несостоятельным, поскольку данные ежеквартальных отчётов за 1-2 кварталы 2020 года свидетельствуют об отсутствии положительной динамики по снижению фактической концентрации вредных веществ в сточных водах. За нарушение требований к охране водных объектов в связи с превышением концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых в водный объект сточных водах в период 2-4 кварталов 2019 г., 1-2 кварталов 2020 года АО «Ямалкоммунэнерго» неоднократно привлекалось к административной ответственности по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ. АО «Ямалкоммунэнерго» своими действиями оказывает негативное воздействие на водный объект, приводя его к засорению и истощению. Несмотря на эксплуатацию ответчиком объекта II категории, наличие реальной необходимости по снижению концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, программа мероприятий по охране окружающей среды до настоящего времени не разработана и не утверждена, временно разрешённые сбросы не установлены. Инвестиционная программа, утвержденная приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 17.12.2019 № 340-т, не содержит перечня мероприятий, способствующих снижению негативного воздействия на окружающую среду путём уменьшения концентрации таких загрязняющих веществ как азота аммонийного, фосфатов (Р), хлоридов иона, в сбрасываемых сточных водах.

Представитель третьего лица Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Галицкая Т.Б. в своём отзыве просила удовлетворить исковые требования прокурора, ссылаясь на из обоснованность и законность, поскольку АО «Ямалкоммунэнерго при осуществлении сброса сточных вод свои обязательства по соблюдению пределов установленных нормативов и недопущению превышения загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, установленные частью 4 статьи 35, частью 6 статьи 56 Водного кодекса РФ, не исполняет.

Помощник прокурора Пуровского района Девятовских А.В., участвующий в судебном заседании по поручению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что согласно условиям концессионного соглашения на Общество возложено бремя содержания канализационно-очистных сооружений, обязанности по проведению за свой счет текущего и капитального ремонта, а также аварийно-восстановительных работ.

Представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» Пупкова О.И. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, ссылаясь на доводы письменных возражений, настаивая на том, что до 2029 г. канализационно-очистные сооружения будут реконструированы, модернизированы и будут отвечать требованиям, которые указаны в иске. Прокурор требует привести нормативы сброса в соответствии в срок до 01.01.2021 – однако это невозможно, так как модернизация включает в себя несколько этапов для выполнения реконструкции и иных работ. Ответчик не бездействует, с 2020 года в рамках инвестиционной программы разрабатывается проектная документация, организуются торги.

Представитель третьего лица департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 11 Водного кодекса РФ предусмотрено, что сброс сточных вод в водные объекты осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, АО «Ямалкоммунэнерго» является юридическим лицом, основным видом деятельности Общества является производство, передача распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, обеспечение работоспособности котельных. Дополнительные виды деятельности: передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям; забор, очистка и распределение воды; сбор и обработка сточных вод и иные.

На территории Пуровского района осуществляет свою деятельность филиал АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» (л.д. 21, 25-28).

АО «Ямалкоммунэнерго» на основании решения Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО о предоставлении водного объекта в пользование от <данные изъяты>09841/00 осуществляет использование водного объекта – р. Пыряяха (бассейн р. Пур) для сброса сточных вод (т. 1 л.д.10-14). Ранее пользование указанным водным объектом осуществлялось Обществом на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от <данные изъяты> (т. 1 л.д.46-51).

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частями 1 и 4 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч. 5 ст. 35 Водного кодекса РФ целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна.

Как следует из указанных решений о предоставлении Обществу водного объекта в пользование, в них установлены, в числе условий пользования, показатели допустимых сбросов веществ в водный объект, которые определены согласно утверждённым нормативам допустимых воздействий на водные объекты в пределах водохозяйственного участка 15.04.009.001. Пур.

Одним из требований охраны водных объектов, предусмотренных частью 4 ст. 56 Водного кодекса РФ, является запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно сведениям, полученным в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод за 3-й квартал 2019 года фактическая концентрация сбрасываемых веществ со сточными водами в водный объект река Пыряяха превысила допустимую концентрацию вредных веществ, указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование: по взвешенным веществам на 39,5 мг/дм3, по азоту аммонийному на 3,61 мг/дм3, по нитрит-иону на 0,52 мг/дм3, по фосфат на 1,49 мг/дм3, по БПК полный на 8 мг/дм3, по хлоридам на 99 мг/дм3.

В 1 квартале 2020 года фактическая концентрация сбрасываемых веществ со сточными водами превысила допустимую концентрацию вредных (загрязняющих) веществ: по взвешенным веществам на 39,5 мг/дм3, по азоту аммонийному на 3,5 мг/дм3, по фосфатам (Р) на 2,67 мг/дм3, по хлориду иону на 59,2 мг/дм3, по БПК полный на 8 мг/дм3, по сухому остатку на 82 мг/дм3. Во 2 квартале 2020 года фактическая концентрация сбрасываемых веществ со сточными водами превысила допустимую концентрацию вредных загрязняющих веществ по взвешенным веществам на 37,5 мг/дм3, по азоту " аммонийному на 3,5 мг/дм3, по нитрит иону на 0,52 мг/дм3, по хлориду иону на 178 мг/дм3, по БПК полный на 8 мг/дм3 (т. 1 л.д.16, л.д.18-19, л.д.24).

Таким образом, качество сточных вод, сбрасываемых Обществом в названный водный объект, не отвечало установленным требованиям. Причиной нарушений является недостаточная очистка сточных вод на очистных сооружениях, что ответчиком признаётся.

По факту выявленных нарушений Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор внес АО «Ямалкоммунэнерго» представление об устранении нарушений закона (т. 1 л.д.28-32).

В ответе на представление АО «Ямалкоммунэнерго» сообщило, что причиной превышения установленных нормативов допустимых сбросов является устаревшая технология очистки, причиной превышения норматива сброса по железу является отсутствие узла очистки промывных вод на станциях обезжелезивания водозабора п. Пурпе. Проблемы с очисткой сточных вод <данные изъяты> могут быть решены только при их реконструкции, либо при вводе в эксплуатацию новых КОС. В целях поддержания канализационно-очистных сооружения (<данные изъяты>) в работоспособном состоянии, и соблюдения лимитов сброса Обществом принимаются соответствующие меры, а именно осуществляются: регламентные и ремонтные работы по обеспечению бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов канализационных очистных сооружений (КОС-1400); соблюдение технологического процесса; роверка работы запорной арматуры на КМС и КОС; очистка аэротенков и отстойников от избыточного ила; промывка аэрации, эрлифтов для эффективной работы оборудования; ревизия насосного оборудования (воздуходувок) смазка, замена масел, ремней; очистка накопительных-емкостей на КНС-1,2, 3; промывка и дезинфекция системы канализации поселка; соблюдение графика производственного контроля водоотведения; осуществление аналитического лабораторного контроля в контрольном и фоновом режиме (500м выше точки сброса, 500 м ниже точки сброса) в соответствии с программой; соблюдение графика лабораторного контроля качества сточных вод; соблюдение трафика отбора сточных вод на санитарно-химический и паразитолого-микробиологический контроль в СЭС г. Тарко-Сале; выполнение природоохранных требований на отведенном земельном участке в пределах ЗСО (т. 1 л.д.33-45).

Согласно требованиям ст. 34 Федерального закона от 40.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В силу положений ст. 43.1 Федерального закона от 40.01.2002 № 7-ФЗ при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Муниципальное образование Пуровский район передало АО «Ямалкоммунэнерго» во временное владение и пользование, сроком до 31.12.2029, системы коммунальной инфраструктуры, а именно объекты водоотведения, отдельные объекты таких систем, в состав которых входит канализационно-очистные сооружения, сети канализации пос. Пурпе (т. 1 л.д.73-241).

Согласно разделу I концессионного соглашения (далее-Соглашение) от 2019 года АО «Ямалкоммунэнерго» обязалось в срок до 31.12.2029, за свой счет, в отношении системы коммунальной инфраструктуры, а именно объектов водоотведения, отдельных объектов таких систем (далее объекты), право собственности, на которое принадлежит муниципальному образованию Пуровский район:

-создать, реконструировать и модернизировать недвижимое и технологически связанное с ним движимое имущество;

-осуществлять водоотведение с использованием объектов и имущества муниципального образования Пуровский район, образующего единое целое с объектом соглашения.

Кроме того, как следует из V раздела концессионного соглашения от 2019 года, АО «Ямалкоммунэнерго» обязалось:

-на стадии проектирования – выполнить необходимые инженерные изыскания и подготовку проектной документации, обеспечить получение положительных заключений государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации;

-на стадии строительства или реконструкции – выполнить строительство или реконструкцию объектов;

-на стадии ввода в эксплуатацию-выполнить ввод объектов в эксплуатацию и передать администрации Пуровского района соответствующую документацию;

-на стадии эксплуатации поддерживать объекты в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий, капитальный ремонт, а также аварийно-восстановительные работы, нести расходы на содержание объекта, осуществлять водоотведение в соответствии с нормами действующего законодательства, оказывать услуги по подключению объектов капитального строительства к объектам временного владения и пользования;

-при необходимости проводить аварийно-восстановительные работы.

В Приложении №6 к Соглашению определён перечень мероприятий, реализуемых концессионером в целях достижения плановых значений показателей деятельности концессионера и целевых показателей развития объекта Соглашения, в числе которых модернизация КОС производительностью 1400 куб. м/сутки в п. Пурпе, в период 2019-2029 гг.

Приказом от 17.12.2019 №340-т Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа утверждена инвестиционная программа филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» по развитию и модернизации объектов водоотведения муниципального образования Пуровский район на 2019-2029 годы (т. 2 л.д. 1-14).

Как следует из п. 3.2.1 раздела 3.2 группы 3 инвестиционной программы запланирована в период 2019-2029 годов модернизация канализационно-очистных сооружений производительностью 1400 кубических метров в сутки в п. Пурпе, в том числе разработка проектно-сметной документации на реконструкцию КОС, реконструкция аэротенков, устройство лаборатории, обустройство установки обеззараживания очищенных сточных вод, установка песколовушки, нефтеловушки, обустройство первичного отстойника.

Таким образом, из исследованных материалов дела судом установлено, что АО «Ямалкоммунэнерго», являясь юридическим лицом, созданным в целях получения прибыли и реализации на её основе социально-экономических интересов акционеров, осуществляя деятельность по сбору и обработке сточных вод при использовании переданного в пользовании муниципального имущества системы водоотведения, являясь при этом пользователем водного объекта, предоставленного в установленном порядке, обязано осуществлять сброс сточных вод в водный объект в соответствии с нормами природоохранного законодательства, максимальное содержание загрязняющих веществ в которых не должно превышать допустимых значений. Однако ответчиком допускается сброс сточных вод, не отвечающих установленным требованиям.

В силу ч. 4 и ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного для отдельных водных объектов, и иные установленные законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Несоблюдение требований водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды в части охраны водных объектов влечёт негативное влияние на водные объекты, приводит к их засорению и истощению, и нарушение права граждан на благоприятную внешнюю среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Факты причинения АО «Ямалкоммунэнерго» ущерба водному объекту в связи со сбросом сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, подтверждаются представленными в дело доказательствами, исследованными в судебном заседании, и ответчиком не опровергнуты.

При этом доводы ответчика о невозможности обеспечения сброса сточных вод в водный объект в соответствии с требованиями нормативно-допустимых концентраций, со ссылкой на изношенность канализационных очистных сооружений в п. Пурпе, вынужденность осуществления деятельности по сбросу сточных вод, суд не находит состоятельными и освобождающими ответчика от обязанности выполнять требования закона.

Согласно условиям концессионного соглашения на Общество возложено бремя содержания канализационно-очистных сооружений, обязанности по проведению за свой счет текущего и капитального ремонта, а также аварийно-восстановительных работ.

Вопреки утверждениям ответчика о принятии мер, способствующих снижению концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, данные ежеквартальных отчётов за 2019- 2020 годы свидетельствуют об отсутствии положительной динамики по снижению концентрации таких вредных веществ.

В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 67.1 Федерального закона от 40.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц. Для установления временно разрешенных сбросов план мероприятий по охране окружающей среды включает в себя показатели и график поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Несмотря на эксплуатацию ответчиком объекта II категории, наличие реальной необходимости по снижению концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, программа мероприятий по охране окружающей среды до настоящего времени ответчиком не разработана и не утверждена, временно разрешённые сбросы не установлены.

При этом инвестиционная программа не содержит перечня мероприятий, способствующих снижению негативного воздействия на окружающую среду путём уменьшения концентрации таких загрязняющих веществ как азота аммонийного, фосфатов (Р), хлоридов иона, в сбрасываемых сточных водах. То есть данной программой не предусмотрено принятие исчерпывающих мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, несмотря на то, что период модернизации КОС-1400 инвестиционной программой установлен с 2019 по 2029 годы, к настоящему времени никаких действий по выполнению перечня необходимых мероприятий ответчиком не принято, доказательств обратного не представлено.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ нарушенное право подлежит защите путём присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Установив факт нарушения требований природоохранного законодательства ответчиком АО «Ямалкоммунэнерго», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в полном объёме.

Суд считает необходимым установить срок исполнения обязанности ответчика обеспечить сброс сточных вод с содержанием загрязняющих веществ, не превышающем значения, установленного решением о предоставлении водного объекта в пользование – до 01 сентября 2021 года.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика ОАО «Ямалкоммунэнерго» подлежит взысканию в бюджет муниципального района государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

иск Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» удовлетворить.

Признать незаконными действия акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» по сбросу сточных вод в водный объект - река Пыряяха (бассейн р. Пур) с превышением уровня загрязняющих веществ, допускаемого решением о предоставлении водного объекта в пользование <данные изъяты>

Обязать акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» в срок до 01.09.2021 года обеспечить сброс сточных вод в водный объект - река Пыряяха (бассейн р. Пур) с содержанием загрязняющих веществ, не превышающем значения, установленного решением о предоставлении водного объекта в пользование №<данные изъяты>.

Взыскать с акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» в бюджет муниципального образования Пуровский район государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало- Ненецкого автономного округа через Пуровский районный Ямало-Ненецкого автономного округа суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 12 ноября 2020 года.

Председательствующий подпись М.В. Сологуб

"КОПИЯ ВЕРНА" Судья Сологуб М.В. __________секретарь судебного заседания Гродецкая Д.И.________«12» ноября 2020г.

Подлинник документа хранится

в материалах дела №2-654/2020

в Пуровском районном суде