Гражданское дело № 2-654/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2012 года ст. Зеленчукская, КЧР
Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Останина М.П.,
при секретаре судебного заседания Байчорове М.К.,
с участием:
заявителя – старшего помощника прокурора Зеленчукского района – Яблонского Е.С.,
представителя заинтересованного лица – главы Хасаут-Греческого сельского поселения ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Зеленчукского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределённого круга лиц (в порядке ст.45 и ст.245 ГПК РФ) к администрации Хасаут-Греческого сельского поселения о признании бездействия администрации Хасаут-Греческого сельского поселения незаконным и обязании администрации Хасаут-Греческого сельского поселения разработать и принять административный регламент о порядке осуществления муниципального контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц (в порядке ст.45 и ст.245 ГПК РФ) к администрации Хасаут-Греческого сельского поселения, в котором просит признать бездействие администрации Хасаут-Греческого сельского поселения выразившееся в неосуществлении контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, а также в непринятии административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля незаконным и обязать администрацию Хасаут-Греческого сельского поселения разработать и принять административный регламент о порядке осуществления муниципального контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, указывая, что Зеленчукской районной прокуратурой была проведена проверка соблюдения прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц муниципальными органами контроля. В ходе указанной проверки установлено, что администрацией Хасаут-Греческого сельского поселения в нарушение федерального законодательства не осуществляется муниципальный контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, а также не принят административный регламент о порядке осуществления данного муниципального контроля.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.
В силу ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль есть деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п. 2 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
Для реализации администрацией указанного сельского поселения полномочий по муниципальному контролю за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции необходимо принятие соответствующего административного регламента, необходимость разработки которого обусловлена требованиями Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Неосуществлением муниципального контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции нарушаются интересы муниципального образования по устранению нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки, проведенной в рамках соответствующего муниципального контроля, а непринятие административного регламента свидетельствует о незаконном бездействии администрации и нарушает права неопределенного круга лиц при осуществлении муниципального контроля.
В судебном заседании старший помощник прокурора Зеленчукского района поддержал заявленные требования, при этом уточнил их и просил установить срок исполнения заявленных требований - 01 июля 2013 года.
Глава Хасаут-Греческого сельского поселения ФИО1 заявленные требования признал в полном объёме и обязался устранить к 01 июля 2013 года указанные нарушения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу положений ч. 1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 23 ГПК РФ, и главами 24-26.2 ГПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, администрацией Хасаут-Греческого сельского поселения не осуществляется муниципальный контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, а также не принят административный регламент о порядке осуществления данного муниципального контроля.
Тогда как, в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» муниципальный контроль это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
Таким образом, непринятие административного регламента о порядке осуществления муниципального контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, свидетельствует о незаконном бездействии администрации и нарушении прав неопределенного круга лиц при осуществлении муниципального контроля.
Представителем администрации Хасаут-Греческого сельского поселения заявленные требования признаны в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать исковые требования.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание ответчиком исковых требований, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком исковых требований суд разъясняет сторонам последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу.
Суд приходит к выводу о том, что признание представителем администрации Хасаут-Греческого сельского поселения заявленных прокурором требований не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, а поэтому может быть принято судом. Кроме того, в материалах дела имеется достаточно доказательств, подтверждающих правомерность заявленных требований.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления также освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Зеленчукского района удовлетворить.
Признать бездействие администрации Хасаут-Греческого сельского поселения выразившееся в неосуществлении муниципального контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, а также в непринятии административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля незаконным.
Обязать администрацию Хасаут-Греческого сельского поселения в срок до 01 июля 2013 года разработать и принять административный регламент о порядке осуществления муниципального контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд КЧР в течение месяца со дня его вынесения через Зеленчукский районный суд.
Председательствующий
по делу судья М.П. Останин