ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-654/2013 от 10.01.2014 Сысольского районного суда (Республика Коми)

  Дело № 2- 75/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     с. Визинга

  10 января 2014 года

 Сысольский районный суд Республики Коми в составе

 председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,

 при секретаре Демидович Л.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» о признании требования о возврате в бюджет субсидии незаконным и обязании ответчика возвратить добровольно уплаченную сумму субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1 обратилась в Сысольский районный суд с иском ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг Сысольского района» о признании незаконным требования о возврате в бюджет субсидии по возмещению затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере <данные изъяты> рублей за период сентября по октябрь 2013 года, обязании ответчика возвратить истцу добровольно уплаченную сумму субсидии в размере <данные изъяты> рублей. В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. При повторном обращении за предоставлением субсидии в октябре 2013, ответчик пришел к выводу, что ей необоснованно выплачена субсидия за сентябрь и октябрь 2013 года, так как она не предоставила сведения о том, что её дочь ФИО, ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак, предъявив требование о возврате субсидии в размере <данные изъяты> рублей. Истец возвратила указанную сумму, так как направленное уведомление о возврате субсидии, содержало сведения о направлении информации в органы полиции, однако полагает, что действия ответчика являются незаконными, так как право на субсидию у нее не прекратилось. При изменении состава семьи она имела право на получение субсидии в большем размере, в связи с чем взыскание ответчиком суммы полагающейся субсидии по возмещению затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг за сентябрь и октябрь 2013 считает неправомерным.

 В судебном заседании истец ФИО1 настаивала на заявленных требованиях, поддержала показания представителя ФИО2

 Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, дополнительно пояснила, что в августе 2013 года она оформляла доплату к ежемесячному пособию на ребенка, при оформлении доплаты поинтересовалась объемом и сроком предоставления документов ФИО1 в связи с тем, что она, как совместно проживающая с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ заключила брак, получив ответ от сотрудника ФИО3 о том, что сведения необходимо предоставить в октябре 2013 года. Считает, что сумма субсидии за сентябрь и октябрь 2013 года с ФИО1 была удержана не законно, так как право на субсидию у ФИО1 не прекратилось. В п.49 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» указано, что средства по полученной субсидии добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет только при утрате права на субсидию. У ФИО1 право на субсидию сохранилось и при изменении состава семьи. ФИО1 в ноябре и декабре 2013 года получила субсидию с учетом нового члена семьи на <данные изъяты> рублей более предыдущей, право на субсидию у ФИО1 сохранилось.

 Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав, что ФИО1 на основании ее личного заявления и приложенных к нему документов, по решению ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг Сысольского района» от ДД.ММ.ГГГГ №. являлась получателем субсидии на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг Сысольского района» с заявлением о предоставлении субсидии на следующий период, к заявлению истцом были приложены соответствующие документы, в том числе свидетельство о заключении брака между ФИО и ФИО, данное обстоятельство не было заявлено ФИО1 в установленный законом месячный срок после наступления изменений. В первоначальном заявлении ФИО1 была уведомлена, что согласно п. 48 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных п.п. «б» п. 60 Правил в частности изменения состава семьи получателя субсидии, обязан предоставить подтверждающие документы. В соответствии с п.49 Правил, в случае, если получатель субсидии в установленный законом срок не представил документы, указанные в п. 48 Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии возвращаются в бюджет, из которого она была предоставлена. В результате не выполнения обязательства о сообщении изменений в месячный срок, субсидия возвращается в полном объеме, т.е. за период с сентября 2013 года по октябрь 2013 года в сумме <данные изъяты> рублей. О возврате указанной суммы ФИО1 письменно уведомлена 01.11.2013, сумма излишне выплаченной субсидии была возвращена ФИО1 в кассу ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг <адрес>» 07.11.2013. Предоставление субсидии носит заявительный характер, истцу как получателю субсидии, необходимо было обратиться в центр в течение месяца после изменения состава семьи, то есть регистрации брака дочери 23.08.2013. Обращение ФИО1 для предоставления субсидии с новым составом семьи последовало только 28.10.2013 года.

 Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

 В ходе судебного разбирательства установлено:

 ФИО1., зарегистрированная по адресу: <адрес>, являлась получателем субсидии в период с 01.05.2013 по 31.10.2013 на основания ее личного заявления от 26.04.2013 и представленных документов, по решению ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг Сысольского района» от ДД.ММ.ГГГГ №

 Согласно справки администрации сельского поселения «Визинга» от ДД.ММ.ГГГГ № членами семьи ФИО1 являются : ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

 Согласно свидетельству о заключении брака №, выданного ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом записи актов гражданского состояния Сысольского района Управления записи актов гражданского состояния Республики Коми, ДД.ММ.ГГГГ ФИО и ФИО заключили брак, после заключения брака ФИО присвоена фамилия ФИО.

 28.10.2013, по истечении срока предоставления субсидии, ФИО1 повторно обратилась в ГБУ «ЦЗСН Сысольского района» с заявлением о предоставлении субсидии, предоставив копии паспортов ФИО и ФИО, свидетельство о заключении брака между ними от ДД.ММ.ГГГГ года. Данное обстоятельство о изменении состава семьи было заявлено ФИО1 позднее установленного законом месячного срока с момента наступления события по изменению данных о составе семьи.

 Учитывая изложенное, ответчик посчитал, что истцу необоснованно выплачена субсидия за период с сентября по октябрь 2013 в размере <данные изъяты> рублей, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес истца предложение о возврате необоснованно полученной субсидии в добровольном порядке.

 Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 возвратила в кассу ответчика сумму полученной субсидии в размере <данные изъяты> рублей.

 Согласно ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Согласно п. 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

 В силу п. 60 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии; б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии); в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

 На основании п. 49 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761, в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Из приведенных норм следует, что возвращение средств, необоснованно полученных в качестве субсидии возможно при условии, если изменения материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи повлекли утрату права на получение субсидии. В ином случае необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии.

 Доводы представителя ответчика ФИО4 о том, что несообщение истцом сведений о составе семьи в установленный срок влекут возврат субсидии в полном объеме не могут быть приняты судом, так как не основаны на законе.

 Как следует из представленной ответчиком справки взаиморасчетов с контрагентом ФИО1 по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменившегося состава семьи и доходов супруга ФИО –ФИО, с которым она заключила брак ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО1 имела право на субсидию в размере <данные изъяты>, что даже более ранее получаемой истцом субсидии в размере <данные изъяты> рублей, решение о прекращении выплаты истцу субсидии не принималось, истец получила субсидию за ноябрь и декабрь 2013 года.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требование ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» о возврате истцом ФИО1 субсидии за период с сентября по октябрь 2013 в размере <данные изъяты> рублей является незаконным, с ответчика подлежит взысканию необоснованно истребованная у истца ФИО1 субсидия.

 Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

   Исковые требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

 Признать требование ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» к ФИО1 о возврате в бюджет субсидии по возмещению затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере <данные изъяты> за период сентября по октябрь 2013 года незаконным.

 Взыскать с ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» в пользу ФИО1 денежные средства в размере <данные изъяты>.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

 Председательствующий – подпись

 Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

 Судья - подпись

 Копия верна: судья - Г.Д. Фомина