Дело №2-654/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2016 года г. Закаменск
Закаменский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Цыденжапова З.А., при секретаре Бадмаевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лапердиной Н.А., Наумовой Г.М., действующих в интересах собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома по ..., к открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт» о признании незаконными нарушения прав по включению в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, необоснованном расчете стоимости, использованной на общедомовые нужды электрической энергии, с учетом общедомового прибора учета, обязании прекратить нарушения по необоснованному расчету платы электроэнергии на общедомовые нужды, прекратить действия по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, обязании произвести перерасчет оплаты за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды с ...,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Лапердина Н.А., Наумова Г.М. обратились в суд в интересах собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома по ... с исковым заявлением к ОАО «Читаэнергосбыт» ссылаясь на то, что они и граждане, в чьих интересах они действует, являются собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: ..., которые являются участниками отношений, регулируемых ст. 13 ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации. Согласно действующему законодательству собственникам помещений в многоквартирном помещении предоставляется право в добровольном порядке в установленные законом сроки принимать решение об установке общедомовых приборов учета используемой электрической энергии, в том числе с предварительным проведением капитального ремонта. Данное право нарушено, и оснащение прибором общедомового учета многоквартирного дома по ... было произведено в нарушение ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты РФ», так как истцам и гражданам, в чьих интересах они действуют, как собственникам помещений в многоквартирном доме, не было предложено оснащение прибором учета, используемых энергоресурсов, согласие на его установку они также не давали, в общее имущество прибор учета электроэнергии не передан.
Из акта обследования места установки коллективного (общедомового) прибора учета следует, что установка прибора учета в доме по ... произведена в нарушении положений Приказа Минэнерго РФ от 13.01.2003г. № 6 «Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей». Организацией, установившей общедомовой прибор учета электрической энергии, необходимо было перед приемкой в эксплуатацию провести приемосдаточные испытания и пусконаладочные испытания отдельных систем электроустановки, а перед допуском в эксплуатацию электроустановка должна быть принята Потребителем (Заказчиком) в установленном порядке. В схеме подключения общедомового прибора учета отсутствуют аппараты защиты от короткого замыкания в цепи перед прибором учета, что может привести к чрезвычайной ситуации, возникновению пожара, повлечь человеческие жертвы и нанести материальный ущерб собственникам жилых помещений в доме по .... Сам прибор учета электрической энергии не защищен от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений. Шкаф, где размещен счетчик и трансформаторы тока, закреплен не должным образом, не закрывается, дверцы камер не закрыты и не опломбированы энергоснабжающей организацией (Нарушение п. 2.11.18 ПТЭ потребителей).
Не согласовав с собственниками жилых помещений дома ... и с организацией, осуществляющей содержание и обслуживание многоквартирного дома ..., ОАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» за свой счет осуществил оснащение (установку) многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета электроэнергии, а ОАО «Читаэнергосбыт» начал использовать показания этих приборов для расчета начислений собственникам жилых помещений оплаты за электроэнергию израсходованную на общедомовые нужды.
Установленный ОАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» за свой счет общедомовой прибор учета потребленной электроэнергии вопреки требованиям действующего законодательства подлежит использованию только для взаимозачетов между энергоснабжающей и сбытовой организациями, в данном случае ОАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» и ОАО «Читаэнергосбыт», а не для расчетов с потребителями, проживающих в помещениях МКД по ..., ОДПУ не стоит на балансе многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ и п.п.2-9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 право определять состав общего имущества в многоквартирном доме принадлежит исключительно собственникам помещений, поскольку общедомовой прибор учета в установленном порядке не включен в состав общего имущества, решение о его использовании в качестве коллективного (общедомового) прибора учета собственниками помещений не принималось, в силу чего использование его показаний при расчете платы за электроэнергию пользователям жилых помещений оборудованных индивидуальными приборами учета противоречит нормам ЖК РФ и положениям Правил Постановлений Правительства № 307 и № 491.
Решение общего собрания об установке общедомового прибора учета отсутствует. Отсутствует акт принятия прибора в коммерческую эксплуатацию, подписанный собственниками и обслуживающей организацией. Отсутствует договор на приобретение коммунального ресурса у РСО, для последующего предоставления потребителям.
У исполнителя отсутствует журнал снятия показаний с общедомового прибора учета по электроэнергии в период с 23 по 25 число текущего месяца (статья 31 пункт «е» Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354), подтверждающих правильность снятия показаний с представителем (под роспись) собственников помещений.
Отсутствует акт обследования внутридомовой электросети с проверкой правильности подключения всех жилых и не жилых помещений собственников.
Возможности ознакомиться Потребителям со сведениями показаний общедомовых приборов учета и фактических суммарных показаний по индивидуальным приборам учета (счетчикам) – нет.
Отсутствие начального акта сверки показаний индивидуальных приборов учета и отказ корректировки текущих показаний индивидуальных приборов приборов учета, ведет к искажению показаний индивидуальных приборов учета (счетчиков) принимаемых сотрудниками филиала ОАО «Читаэнергосбыт».
Также при расчете затрат на ОДН «Читаэнергосбыт» учитывает не все квартиры многоквартирного дома (статья 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354), нет квартиры №1, №2. Всё вышесказанное, дает ресурсоснабжающей организации манипулировать начислениями на ОДН по электроэнергии.
Энергосбыту по жалобе жильцов дома в жилищную инспекцию, было выписано предписание о включении всех помещений в расчет ОДН, однако произведя перерасчет на день обращения, Энергосбыт продолжает нарушать ст. 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 и на сегодняшний день.
В понятие «расходы электроэнергии на общедомовые нужды» многоквартирных жилых домов входит: освещение лестничных площадок, освещение чердачных и подвальных помещений, обеспечение работы лифтового хозяйства, обеспечение работы антенных усилителей, домофонов, подкачивающих насосов и иного внутридомового оборудования.
В доме ..., из всех вышеперечисленных расходов на общедомовые нужды, входит освещение лестничных площадок, которого на сегодня и в помине нет. Круглый год в подъезде темно, приходиться ходить с фонарем. Однако мы согласны платить за освещение лестничной площадки, с учетом потерь в сетях т. е. по 10 кВ ежемесячно (лампа 100 ватт*12 часов в сутки* 30,5 суток месяц/1000 перевод в киловатты= 36,6 кВ +1,83 кВ, (5% потери в сетях) / 4 квартиры на площадке = 9,6 кВ), в денежном эквиваленте это составляет 10 кВ*3,024= 30,24 рубля.
Согласно представленных финансовых счетов предъявляют плату за ОДН (средняя за месяц) с июля 2015 год: в сумме от 100-350 рублей в месяц в зависимости от площади помещения.
В сентябре месяце 2015 года ОАО «Читаэнергосбыт» произвел перерасчет на общедомовые нужды в сумме от 335 до 730 рублей за июль, август, сентябрь 2014 и в ноябре месяце от 687 до 1497 рублей за октябрь, ноябрь, декабрь 2014 года на квартиру дополнительно к ежемесячному начислению общедомовых нужд. Каким образом произведен этот перерасчет и на каком основании ответа от «Читаэнергосбыт» не последовало.
Ежемесячно начисленная увеличенная плата с учетом общедомовых начислений по электроэнергии, постоянно превышает величину максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, что ущемляет права граждан проживающих в многоквартирном жилом доме по .... Данное превышение максимально допустимой доли расходов от суммарного совокупного дохода семьи с учетом общедомовых начислений не используется для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уменьшает размер прожиточного минимума собственников (граждан) проживающих в МКД по ..., что противоречит нормам прожиточного минимума установленных Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.
Просили суд:
- признать незаконными нарушения прав, как потребителей, по включению в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, в необоснованном расчете стоимости, использованной на общедомовые нужды электрической энергии, произведенный ОАО «Читаэнергосбыт», с учетом общедомового прибора учета жителям (собственникам) МКД, расположенного по адресу: ...;
- обязать ОАО «Читаэнергосбыт» прекратить нарушения прав, как потребителя, по необоснованному расчету платы электроэнергии на общедомовые нужды, прекратить действия по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды жителям (собственникам) МКД, расположенного по адресу: ...;
- обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет оплаты, начисленной за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды с ... жителям (собственникам) МКД, расположенного по адресу: ...
В судебном заседании истец Лапердина Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить, пояснила, что в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, право определять состав общего имущества в многоквартирном доме принадлежат собственниками помещений. При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, такие сведения отсутствуют. Поскольку общедомовой прибор учета в установленном порядке не включен в состав общего имущества, решение о его использовании в качестве коллективного прибора учета собственниками помещений не принималось, в силу чего использование его показаний при расчете платы за электроэнергию пользователям жилых помещений противоречит нормам ЖК РФ и положениям Правил содержания общего имущества в МКД. Отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом. В общую долевую собственность общедомовой прибор учета электроэнергии не передан.
Истец Наумова Г.М. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Никонова Д.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В представленном отзыве указала, что приказом Министерства Энергетики РФ №252 от 08.05.2014 г. с 01.06.2014 г. статус гарантирующего поставщика присвоен ОАО «Читаэнергосбыт». В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442, ОАО «Читаэнергосбыт» приняло на себя обслуживание всех потребителей предыдущего гарантирующего поставщика ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго». При этом информационные базы были заведены с расчетами коммунальной услуги по электроэнергии без задолженности. В соответствии с законодательством, с даты, когда у граждан возникает законное право пользования объектом недвижимости, у них возникают обязательства по уплате коммунальных платежей, в том числе на общедомовые нужды. В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ «Об энергосбережении») до 01.07.2012 г. собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета электрической энергии. Согласно ч. 12 этой же статьи в случае неисполнения требований по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии до 01.07.2012 г., действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии обязана совершить сетевая организация на возмездной основе. Во исполнение требований вышеуказанного закона в многоквартирном доме, в котором проживает истец, филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» был установлен общедомовой прибор учета электрической энергии. Начисление за электроэнергию истцу производится с 01.06.2014 г. в соответствии с Правилами представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г., по формуле №15 в соответствии с тарифами, утвержденными Приказом Республиканской службой по тарифам РБ. В связи с тем, что общедомовой прибор учета электроэнергии были установлен, и его установка собственниками жилья в судебном порядке не оспаривалась, то 01.09.2015 г. ОАО «Читаэнергосбыт» произвело перерасчет на общедомовые нужды в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу в соответствии с Правилами представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2013 г., по формуле №12, исходя из показаний общедомовых приборов учета электроэнергии. Таким образом, при наличии расхода электроэнергии на общедомовые нужды, определенного по показаниям общедомового прибора учета, начисление общедомовых нужд произведено ОАО «Читаэнергосбыт» законно и обоснованно. При этом, в соответствии со ст. 541 ГК РФ, количество проданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Ст. 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии. Приборы учета указывают именно тот объем электроэнергии, который фактически потребители использовали и, следовательно, подлежащий оплате. В соответствии с пунктом «г» ст. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, в целях учета потребленных коммунальных услуг потребитель обязан использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку. Исходя из вышеуказанных норм видно, что учет, начисление и оплата за потребленную электроэнергию, в случае, если помещение оборудовано приборами учета, должны осуществляться по таким приборам. На сегодняшний день никто из управляющих компаний, ТСЖ по г. Закаменск, обслуживающих указанные адреса, не заключило с ОАО «Читаэнергосбыт» договор на приобретение коммунального ресурса - электроэнергии, следовательно, никто не предоставляет потребителям коммунальной услуги по энергоснабжению. Таким образом, ОАО «Читаэнергосбыт», в силу п.п. «б» п. 17 Правил, на законных основаниях выставляет счета и принимает оплату за потребленную электрическую энергию, в том числе израсходованную на общедомовые нужды, непосредственно с граждан. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица МО ГП «г. Закаменск» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО «МРСК Сибири» в судебное заседание не явилсь, надлежащим образом извещен.
Выслушав истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно приказу Министерства энергетики РФ №252 от 08.05.2014 года ОАО «Читаэнергосбыт» с 01.06.2014 г. присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго», к границам деятельности которого относится территория Республики Бурятия.
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В силу п. 1 ст. 36 ЖК РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме.
Коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии являются составной частью внутридомовой системы электроснабжения и отнесены к общему имуществу многоквартирного дома, что вытекает из содержания п.п. 2-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491.
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (п. 7).
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п. 8 Правил).
Общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений данного дома.
Право определять состав общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со ст. 36 ЖК РФ и п.п. 2-9 названных Правил принадлежит исключительно собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Целью данного Закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об энергоснабжении…» здания, строения, сооружения, за исключением указанных в ч. 5 настоящей статьи, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Установлено, что истцы и граждане, в чьих интересах они действуют, являются собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: ...
Силами и за счет средств ОАО «МРСК Сибири» указанный дом оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета электроэнергии и расчет оплаты за потребленную жильцами электроэнергию производится по показаниям данных приборов учета.
Согласно ч. 1 ст. 13 названного Закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Однако на момент установки общедомового прибора учета здание дома не обследовалось, не проверялась техническая возможность монтажа оборудования, соответствующий акт не составлялся.
Таким образом, следует признать, что прибор учета был установлен ОАО «МРСК Сибири» неправомерно, в связи с чем, он не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электрическую энергию на общедомовые нужды.
Кроме того, в ходе рассмотрения спора ни третьим лицом, ни ответчиком не были представлены документальные сведения, подтверждающие соблюдение предусмотренной законом процедуры установки и введения в эксплуатацию приборов учета.
Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно ч. 12 ст. 13 вышеуказанного закона до 01 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Суд считает, что прибор учета электроэнергии, установленный в указанном многоквартирном доме, не является коллективным (общедомовым) прибором учета, поскольку в установленном порядке не включен в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, решение об их использовании в качестве коллективного (общедомового) прибора учета собственниками домов не принималось, в силу чего использование их показаний при расчете платы за электроэнергию пользователям жилых помещений оборудованных индивидуальными приборами учета противоречит нормам ЖК РФ, положениям Правил №354 и №491.
Кроме того, приборы учета электроэнергии были установлены в нарушение ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», предусматривающей обязанность энергоснабжающей организации представлять собственникам жилых помещений предложения об оснащении приборами учета используемой энергоресурсов, также требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяется на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу и п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №491, предусматривающим, что в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии.
Однако, показания приборов учета были включены в лицевые счета истца, что противоречит вышеуказанным нормам, в связи с чем включение ответчиком в лицевые счета показателей приборов учета электроэнергии по использованию электроэнергии на общедомовые нужды являются незаконными.
При таких обстоятельствах суд признает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лапердиной Н.А., Наумовой Г.М. удовлетворить.
Признать незаконными нарушения прав потребителей собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., по включению в лицевые счета начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, необоснованном расчете стоимости, использованной на общедомовые нужды электрической энергии, произведенный ОАО «Читаэнергосбыт» с учетом общедомового прибора учета.
Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» прекратить нарушения прав потребителей собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., по необоснованному расчету платы электроэнергии на общедомовые нужды, прекратить действия по включению в лицевые счета задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды.
Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет оплаты, начисленной за потребленную электрическую энергию собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., на общедомовые нужды с учетом общедомового прибора учета с ....
Взыскать с ОАО «Читаэнергосбыт» в доход МО «Закаменский район» государственную пошлину в размере ... руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Закаменский районный суд РБ.
Судья: З.А. Цыденжапов