ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6550/18 от 17.08.2018 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-6550/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Лушковой С.В.,

при секретаре Саакян А.Г.,

с участием помощника Сыктывкарского транспортного прокурора Еремеева А.М.,

представителя ответчика АО «Комиавиатранс» Приходько О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 17 августа 2018 года дело по исковому заявлению Сыктывкарского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «Комиавиатранс» о возложении обязанности по обеспечению проведения эколого- орнитологического обследования аэропорта г. Сыктывкара и прилегающей к нему территории в целях определения характера орнитологической обстановки и выявления условий, способствующих концентрации птиц,

установил:

Сыктывкарский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к АО «Комиавиатранс» об обязании АО «Комиавиатранс» обеспечить проведение эколого-орнитологического обследования аэропорта города Сыктывкара и прилегающей к нему территории в целях определения характера орнитологической обстановки и выявления условий, способствующих концентрации птиц, в соответствии с требованиями п. 8.24 раздела VIII Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128 и п.4.1.1, п. 4.1.2, п. 4.1.12, п. 4.1.14 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12. 1988 № 209, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник Сыктывкарского транспортного прокурора Еремеев А.М. требование поддержал. Указал, что в нарушение п. 4.1.1 и п. 4.1.12 РООП ГА-89 ответчиком не проведено эколого-орнитологическое обследование с участием специалистов из биологических учреждений и организацией, имеющих специальное биологическое образование и право на выполнение данного вида работ.

Представитель ответчика Приходько О.М. требования не признала по доводам письменного отзыва на иск.

Суд, выслушав явившиеся стороны, оценив в совокупности представленные доказательства, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья. Охрана жизни здоровья граждан, их безопасности является одной из важнейших функций государства.

К основным принципам обеспечения безопасности отнесен приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 утверждены Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации".

Как указано в п. 2 Правил настоящие Правила обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации.

Пунктом 8.24 раздела VIII Правил установлено, что орнитологическое обеспечение полетов включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и включает: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов; доведение до летных экипажей воздушных судов информации об орнитологической обстановке (предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах, в районах аэродромов, на маршрутах, в районах полетов); проведение занятий по авиационной орнитологии со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.

В соответствии с п. 4.1.1, п. 4.1.2 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12.88 N 209 (далее - РООП ГА-89) в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц, осуществляется эколого-орнитологическое обследование. Предусмотрено, что для обследования и составления орнитологических карт-схем и графиков привлекаются специалисты из местных биологических учреждений и работников авиапредприятия.

Для выявления сезонных особенностей орнитологической обстановки обследование проводится в различные периоды годовой активности птиц: зимний (конец ноября ‑ февраль) - характеризуется относительно простой и стабильной орнитологической обстановкой; весенний (март - май) - период массовой миграции птиц; раннелетний (середина мая - первая половина июля) – период гнездования до появления летающих птенцов; позднелетний (вторая половина июля - август) - период массового вылета птенцов; осенний (сентябрь - ноябрь) - период массовой миграции птиц. Начало и окончание каждого из этих периодов можно определять путем систематических наблюдений, выяснения у местных специалистов -орнитологов, использования справочной литературы (п. 4.1.12 РООП ГА-89).

Повторное обследование приаэродромной территории или ее наиболее «Птицеопасных» участков предусмотрено примерно 1 раз в 2-3 года в связи с тме, что орнитологическая обстановка за это время может значительно измениться. Если аэродром находится в интенсивно осваиваемом человеком районе, то обследование его территории целесообразно повторять ежегодно (п. 4.1.14 РООП ГА-89).

Установлено, что АО «Комиавиатранс» внесено в единый государственный реестр юридических лиц.

Аэропорт Сыктывкар АО «Комиавиатранс» соответствует требованиям ФАП «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных Приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286, о чем выдан сертификат оператора аэродрома гражданской авиации № ФАВТ.АО-008 от 18.05.2016.

Согласно Уставу АО «Комиавиатранс», утвержденному общим собранием акционеров от 13.08.2015 г., одним из основных видов деятельности общества является аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов на внутренних международных воздушных линиях Российской Федерации, включающая в себя, в том числе обеспечение авиационной безопасности и орнитологическое обеспечение.

На предприятии действует Стандарт организации «Орнитологическое обеспечение полетов на Аэродроме Сыктывкар» СТО СМК 14.2-001-2016, утвержденный директором АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Сыктывкар» ... В.П. 26.09.2016 г. (далее - СТО СМК 14.2-001-2016).

Пунктом 3 СТО СМК 14.2-001-2016 установлено, что орнитологическое обеспечение полетов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновения воздушных судов с птицами. Согласно п. 4.2 СТО СМК 14.2-001-2016 орнитологическое обследование полетов воздушных судов в аэропорту Сыктывкар включает: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидация условий, способствующих концентрации птиц на аэродроме; сбор и оценку сведений о фактическое орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения реальной опасности, создаваемой птицами для полетов воздушны судов; оповещение экипажей воздушных судов об усложнении орнитологической обстановки на аэродроме; отпугивание птиц от аэродрома с помощью специальных технических средств; проведения занятий по авиационной орнитологии с работниками, участвующими в орнитологическом обеспечении полетов.

Актом проверки Сыктывкарской транспортной прокуратуры от 11.06.2018 г. установлено, что в нарушение требований законодательства, АО «Комиавтотранс» более трех лет не осуществляется эколого-орнитологическое обследование.

Из служебных записок начальника АС СП «Аэропорт Сыктывкар» ... О.Е. следует, что в 2014, 2016 2017 г.г. имели место столкновения воздушных судов с птицей (птицами).

В судебном заседании достоверно установлено, что в нарушение п. 4.1.1 и п. 4.1.12 РООП ГА-89 ответчиком не проведено эколого-орнитологическое обследование с участием специалистов из биологических учреждений и организацией, имеющих специальное биологическое образование и право на выполнение данного вида работ.

Довод ответчика о проведении такого обследования 02.04.2015 г. не может быть признан состоятельным, поскольку как следует из объяснения стороны ответчика, письменных материалов, обследование проводилось без участия привлеченных специалистов – орнитологов, как того требуют Правила, а проведено с участием работников Общества, прошедших обучение, проведенного начальником АС СП «Аэропорт Сыктывкар» ... О.Е.

В соответствии со ст.ст. 12 ч. 1, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд находит заявленные требования прокурора основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

Непринятие АО «Комиавиатранс» мер к обеспечению безопасности полетов, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, влечет нарушение гарантированных прав неопределенного круга лиц, которые могут находиться на воздушных судах в момент взлета и посадки, на охрану жизни и здоровья.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

С учетом мнения помощника прокурора, суд полагает необходимым установить срок для исполнения возложенной обязанности – до 31 декабря 2019 года, полагая данный срок разумным с учетом объема работы и необходимости привлечения специалистов сторонней организации.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Сыктывкарского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать АО «Комиавиатранс» в срок до 31.12.2019 года обеспечить проведение эколого-орнитологического обследования аэропорта города Сыктывкара и прилегающей к нему территории в целях определения характера орнитологической обстановки и выявления условий, способствующих концентрации птиц, в соответствии с требованиями п. 8.24 раздела VIII Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128 и п.4.1.1, п. 4.1.2, п. 4.1.12, п. 4.1.14 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12. 1988 № 209.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.В.Лушкова