ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6556/2023 от 19.12.2023 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Копия дело № 2-6556/2023

УИД: 24RS0048-01-2022-016702-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2023 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Заверуха О.С.,

при секретаре – Фелипас С.А.,

с участием истца - Великонской Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парфёнычевой Евгении Николаевны к ОСФР по Красноярскому краю, КГКСУ «Центр оценки качества образования» о возложении обязанности внести корректировку в сведения индивидуального персонифицированного учета, произвести перерасчет пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Парфёнычева Е.Н. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к ОСФР по Красноярскому краю, КГКСУ «Центр оценки качества образования» (далее также КГКСУ «ЦОКО») о возложении обязанности внести корректировку в сведения индивидуального персонифицированного учета, произвести перерасчет пенсии. Требования мотивированы тем, что Парфёнычева Е.Н. работала в должности преподавателя в Сосновоборской общеобразовательной школе № до 30.06.2022г. В период с 30.05.2022г. по 22.06.2022г. Парфёнычева Е.Н. привлекалась КГКСУ «Центр оценки качества образования» для организации и проведения государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) в качестве организатора в пунктах проведения экзамена. На основании приказов КГКСУ «ЦОКО» № от 22.07.2022г. и № от 02.08.2022г. истцу выплачена компенсация за участие в организации и проведении ГИА в период с 30.05.2022г. по 22.06.2022г. При этом, Парфёнычева Е.Н. никогда не являлась сотрудником КГКСУ «Центр оценки качества образования». 08.11.2022г. от ОПФР по Красноярскому краю получен ответ о том, что по данным персонифицированного учета за период июль-август 2022г. истец Парфёнычева Е.Н. значится работающей. Однако в июле и августе 2022 года Парфёнычева Е.Н. не осуществляла трудовую деятельность. Просит суд возложить на КГКСУ «Центр оценки качества образования» обязанность откорректировать индивидуально-лицевой счет, сдать в ОСФР по Красноярскому краю сведения по форме СЗВ-М за июнь 2022 года, возложить на ОСФР по Красноярскому краю обязанность произвести перерасчет пенсии.

Истец – Парфёнычева Е.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, с учетом их уточнений, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

В судебное заседание представитель ответчика - ОСФР по Красноярскому краю не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поскольку страхователем КГКСУ «ЦОКО» представлены сведения о работе Парфёнычевой Е.Н. за август 2022 года, в связи с чем, основания для перерасчета пенсии с 01.08.2022г. отсутствуют.

В судебное заседание представитель ответчика - КГКСУ «ЦОКО» не явился, извещен надлежащим образом и своевременно, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Также представил пояснения относительно заявленных требований, из которых следует, КГКСУ «ЦОКО» не является работодателем для лиц, привлекаемых для организации и проведения государственной итоговой аттестации, но в целях обязательного пенсионного страхования осуществляет передачу сведений о выплаченных суммах компенсации лицам, участвующим в организации и проведении государственной итоговой аттестации.

Суд с учетом мнения истца и заявления представителя ответчика КГКСУ «ЦОКО», считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Парфёнычевой Е.Н. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно положениям ст.18 Федерального закона №400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по стоянию на день, в который этим органом выноситься решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Случаи перерасчета размера страховой пенсии предусмотрены частями 2, 5-8 ст.18 приведенного Федерального закона.

Согласно п.1 ст.26.1 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 18.03.2023) "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации.

В соответствии с п.3 ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений 1.3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

В силу частей 6,7 Федерального закона №400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

В абзаце 2 части 1 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167 содержится перечень лиц, являющихся застрахованными, в том числе осуществляющих деятельность по оказанию услуг.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ).

Из положений ст.6 Федерального закона №27-ФЗ (понятие и содержание ИЛС), ст.8.1, п.2.2 ст.11, п.2.4 ст.11 Федерального закона №27-ФЗ, пункта 25 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 года №211н, пункта 100 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 года №545, следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1 –ого числа, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает о работодателей в сроки и по форме, предусмотренные Федеральным законом №27-ФЗ, на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном частями 1-3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ). Выплата пенсии в новом размере производится начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (часть 7 ст.26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

Частью 9 ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении ГИА в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении ГИА, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению ГИА. Размер выплаты такой компенсации устанавливается субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ГИА.

Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, предусмотрены ст.170 ТК РФ.

Постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 года №452-п «Об установлении размера и Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации» определен порядок выплаты компенсации, в соответствии с пунктом 3 которого для получения компенсации работник или представитель работника представляет в КГКСУ «Центр оценки качества образования» или в КБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заявление о выплате компенсации по форме согласно приложению к Порядку.

КГКСУ «ЦОКО» осуществляет проверку соблюдения работниками условий выплаты компенсаций, установленных статьей 20 Закона Красноярского края от 26 июня 2014 года №6-2519 «Об образовании в Красноярском крае», и расчет размера компенсаций.

Согласно пункта 1 Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации, установленного постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 года №452-п (далее Порядок), Порядок выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА устанавливает механизм выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим по решению уполномоченного Правительством Красноярского края органа исполнительной власти Красноярского края в сфере образования (далее – Министерство образования Красноярского края) в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение ГИА, который предусматривает выплату компенсации на основании приказа Министерства образования Красноярского края (п.2 Порядка); заявление в КГКСУ «ЦОКО» или КГБУ «МФЦ» и документы, указанные в п.3 Порядка, для получения компенсации за участие в проведении ГИА: в досрочный и дополнительные периоды – в течение 25 дней со дня завершения каждого из них, в основной период – в течение 45 дней со дня его завершения (п.5 Порядка); КГКСУ «ЦОКО» осуществляет выплату работникам компенсации за участие в проведении ГИА: в досрочный период – в срок до 5 августа, в основной период – в срок до 5 декабря, в дополнительный период – в срок до 25 декабря (п.19 Порядка).

Согласно пункту 13 Порядка при расчете размера компенсации КГКСУ «ЦОКО» учитывает:

а) фактически отработанное работниками время (количество часов) на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представленных в КГКСУ «ЦОКО»;

б) количество проверенных, перепроверенных педагогическими работниками экзаменационных работ с развернутыми ответами на основании ведомостей (табелей) учета таких работ, представленных председателями, заместителями председателей предметных комиссий Красноярского края лично не позднее одного рабочего дня, следующего за днем завершения проверки, перепроверки экзаменационных работ с развернутыми ответами;

в) фактически отработанное в региональном центре обработки информации (РЦОИ) членами государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, уполномоченными представителями государственной экзаменационной комиссии Красноярского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования время на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представляемых в КГКСУ «ЦОКО» руководителями РЦОИ лично не реже одного раза в неделю

Выплата работнику компенсации осуществляется КГКСУ «ЦОКО» за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на его финансовое обеспечение в соответствии с бюджетной сметой, в пределах средств, выделенных на проведение ГИА.

Как разъяснил Минфин России в письме от 10 октября 2019 года №03-15-07/77728, выплата денежной компенсации педагогу является оплатой за выполнение им работ (оказание услуги) по подготовке и проведению ГИА, а не возмещением затрат.

Так образом, факт выполнения педагогами работ по подготовке и проведению ГИА соответствует признакам договора подряда либо договора возмездного оказания услуг, предусмотренным статьями 702 и 778 ГК РФ, которые могут быть заключены, в том числе, и в устной форме с учетом положений статей 432 и 434 ГК РФ.

По смыслу приведенных выше нормативных положений выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.

В ходе судебного разбирательства судом установлено и следует из материалов дела, что Парфёнычева Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является получателем досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности с 01.05.2005г., зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 14.08.1998г. (л.д. 41-47).

Согласно трудовой книжки , выданной на имя Парфёнычевой Е.Н., последняя с 20.06.2013г. состояла в трудовых отношениях с Муниципальным автономным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №4» города Сосновоборска, 30.06.2022г. трудовой договор с работником прекращен на основании п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ по инициативе работника (л.д. 13-15).

15.08.2022г. Парфёнычева Е.Н. принята на должность учителя математики в Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» города Сосновоборска.

Сведения о работе истца переданы пенсионный орган работодателем Муниципальным автономным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №4» города Сосновоборска с указанием периода работы – по 30.06.2022г.

Также судом установлено, что за июль и август 2022 года в ОСФР по Красноярскому краю представлена отчетность о деятельности истца представлена КГКСУ «ЦОКО».

В пояснениях КГКСУ «ЦОКО» от 29.03.2023 и в справке № от 07.11.2022г. указано, что Парфёнычева Е.Н. не является работником КГКСУ «ЦОКО», на основании приказа Министерства образования Красноярского края от 05.05.2022 года № привлекалась для организации и проведения ГИА в качестве организатора в пункте проведения экзамена с 19.05.2022г. по 09.07.2022г.

Парфёнычевой Е.Н. приказом КГКСУ «ЦОКО» № от 22.07.2022г. назначена выплаты компенсации за участие в организации и проведении ГИА с 19.05.2022г. по 09.07.2022г. в размере 2 882,19 руб. и приказом № от 02.08.2022г. назначена выплата компенсации за участие в организации и проведении ГИА с 19.05.2022г. по 09.07.2022г. в размере 2 960,50 руб. Выплаты произведены в июле и августе 2022 года.

Согласно предоставленной в ходе рассмотрения дела представителем ОСФР по Красноярскому краю выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, имеются сведения о страхователе КГКСУ «ЦОКО» за отчетный период июль – август 2022 года.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что сведения о работе истца переданы пенсионный орган Муниципальным автономным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №4» города Сосновоборска с указанием периода работы – по 30.06.2022г., за период с 01.07.2022г. по 31.08.2022г. сведения о работе истца переданы КГКСУ «ЦОКО», что подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. Таким образом, периодом осуществления истцом иной деятельности, с учетом приведенных выше положений закона, а также выплаты истцу в соответствии с приказом КГКСУ «ЦОКО» № от 22.07.2022г. и приказом № от 02.08.2022г. компенсации за участие в организации и проведении ГИА с 19.05.2022г. по 09.07.2022г. в размере 2 882,19 руб. и 2 960,50 руб. соответственно, является период с июля по август 2022 года включительно, в связи с чем, период с 01.07.2022г. по 31.08.2022г., за который сведения о работе истца переданы КГКСУ «ЦОКО», не подлежит корректировке, поскольку он подлежит включению в страховой стаж истца в соответствии с положениями пункта 2 статьи 3, части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на ответчика КГКСУ «Центр оценки качества образования» обязанности внести корректировку в сведения индивидуального персонифицированного учета не имеется, также как и не имеется оснований для возложения на ОСФР по Красноярскому краю обязанности произвести перерасчет пенсии, в связи с чем, в удовлетворении требований Парфёнычевой Е.Н. надлежит отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Парфёнычевой Евгении Николаевны к ОСФР по Красноярскому краю, КГКСУ «Центр оценки качества образования» о возложении обязанности внести корректировку в сведения индивидуального персонифицированного учета, произвести перерасчет пенсии - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Заверуха О.С.

Решение в окончательной форме принято 26 декабря 2023 года.

Копия верна.