ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6559/17 от 21.12.2017 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-6559/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2017г. г. Уфа

Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Турьяновой Т.М.,

при секретаре Хмаре Л.В.,

с участием заместителя Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Хайртдинова Р.Р., представителя ответчика Министерства природопользования и экологии РБ - ФИО1, представителя ответчика Правительства РБ – ФИО2, представителя третьего лица ГБУ Дирекция по особо охраняемым природным территориям РБ – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Республики Башкортостан к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об обязании проведения землеустроительных работ для внесения в установленном законодательстве порядке и объеме сведений о границах (зонах) особо охраняемых природных территорий республиканского значения, обязании направления документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения,

УСТАНОВИЛ:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Республики Башкортостан к Государсвтенному бюджетному учреждению Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан об обязании провести кадастровые работы по определению границ зон с особыми условиями использования четырех природных парков, поставить границы особо охраняемых природных территорий регионального значения на государственный кадастровый учет.

Впоследствии исковые требования были уточнены, согласно ст.ст.41, 43 ГПК РФ, произведена замена ненадлежащего ответчика ГБУ Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан надлежащими – Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан, Правительством Республики Башкортостан.

В обоснование иска указано, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой в 1 полугодии 2016 года проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, по результатам которой выявлены нарушения, связанные с бездействием Правительства Республики Башкортостан и Министерства природопользования и экологии РБ по организации и проведению мероприятий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах (границах) особо охраняемых природных территорий: 4 природных парков и 27 государственных природных заповедников республиканского значения. Границы подведомственной ГБУ Дирекции по особо охраняемой природной территории Республики Башкортостан 31 особо охраняемые природные территории на государственный кадастровый учет не поставлены, сведения в Единый государственный реестр недвижимости не внесены. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении действующего законодательства, могут повлечь нецелевое использование земель особо охраняемых территорий Республики Башкортостан и привести к их утрате, что недопустимо и требует немедленного устранения. В связи с чем просит суд, согласно уточненным исковым требованиям обязать Правительство Республики Башкортостан провести землеустроительные работы для внесения в установленных законодательством порядке и объеме сведений о границах (зонах) особо охраняемых природных территорий республиканского значения: 4 природных парков: «Аслы-Куль», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье», «Иремель» и 27 государственных природных заказников: Архангельский, Аскинский, Белокатайский, Карлыхановский, Бижбулякский, Бирский, Алтын Солок, Асебар, Белозерский, Елановский, Ишимбайский, Икский, Наказбашевский, «Кунгак», Фёдоровский, Шингак-Куль, «Шайтан- Тау», Популяция горицвета весеннего у ..., Популяция лекарственных растений в Шафрановском участковом лесничестве, Усень-Ивановский, Популяция горицвета весеннего в ..., Популяция лекарственных растений в Дюртюлинском лесничестве, Популяция лекарственных растений в Кангышевском лесничестве, Пойма р.Ай у ..., Елово-пихтовые леса Уфимского плато (Первомайский), Бунинский лес, Урал-Тау в Единый государственный реестр недвижимости в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Министерство природопользования и экологии РБ направить в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в орган регистрации прав документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах вышеназванных особо охраняемых природных территорий республиканского значения в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Хайртдинов Р.Р. уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что в адрес Правительства РБ неоднократно направлялись акты реагирования на нарушения со стороны Правительства РБ. Поскольку именно Правительство РБ является распорядителем бюджетных средств и направляет финансовые потоки на те или иные нужды, в целях исполнения решения суда необходимо его привлечение в качестве ответчика.

Представитель ответчика Министерство природопользования и экологии РБ – ФИО1 (по доверенности от < дата >.) в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме. Пояснила, что Министерство обращалось в Росреестр по вопросу предоставления координат описания. Однако ответа из Росреестра получено не было. Потому отсутствует информация по кадастровый карте.

Представитель ответчика Правительства РБ – ФИО2 (по доверенности от < дата >.) в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что границы земельных участков утверждены и определены соответствующим Постановлением Правительства РБ. В настоящее время ведется работа с Министерством земельных отношений РБ, Министерством природопользовании и экологии. Правительство РБ землеустроительными работами не занимается. Считает, что Правительство РБ не является надлежащим ответчиком по данному иску. Считает, что доводы прокурора не состоятельны.

Представитель третьего лица ГБУ Дирекция по особо охраняемым природным территориям РБ ФИО3 (по доверенности от < дата >.) в судебном заседании считает исковые требования прокурора обоснованными.

Третье лицо Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ в судебное заседание своего представителя не направило, о дате и времени извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. «д» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.

Согласно п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации относится создание и обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе, создаются особо охраняемые природные территории.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от < дата > № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 7 вышеуказанного Федерального закона государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий (реестр границ).

В силу ч. 1 ст. 10 данного Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся сведения об особо охраняемых природных территориях, в том числе, описание местоположения границ таких зон и территорий.

Частями 18, 18.1 ст. 32 Федерального закона от < дата > № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 7 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от < дата > N 78-ФЗ "О землеустройстве".

Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 и 9 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон.

Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по:

- созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;

- осуществлению регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

Статья 19 Закона Республики Башкортостан от 31.07.1995г. ...-з «Об особо охраняемых природных территориях в ...», дублирующая норму ст. 19 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает, что создание природных парков осуществляется решениями Правительства Республики Башкортостан.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Аналогично ситуации с природными парками ч. 1 ст. 23 Закона РБ «Об особо охраняемых природных территориях в ...» определяет, что создание государственных природных заказников республиканского значения осуществляется решениями Правительства Республики Башкортостан.

Кроме того, в соответствии со ст. 12 Закона РБ от 14.03.2003г. ...-З «О правительстве Республики Башкортостан» Правительство Республики Башкортостан участвует в проведении единой федеральной политики в области экологии, природопользования, охраны окружающей среды; управляет и распоряжается государственной собственностью Республики Башкортостан в соответствии с законами Республики Башкортостан.

Согласно Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства РБ от 17.05.2013г. ... Министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции управление, регулирование, контроль и надзор в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения.

Приказом Минприроды России от 19.03.2012г. ... утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Порядок устанавливает правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе, сведения о границах особо охраняемых природных территорий (приводится описание утвержденных границ ООПТ с указанием реквизитов документов об утверждении границ), а также указанием географических координат поворотных точек границ земельного участка.

В соответствии с п. 2.1 Положения о природных парках Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26.02.1999г. ..., управление природными парками осуществляется государственными учреждениями Республики Башкортостан.

Постановлениями Правительства Республики Башкортостан от < дата >... «О государственных природных зоологических заказниках республиканского значения» и от 31.10.2011г. ... «Об утверждении положений о государственных природных заказниках республиканского значения» территории, занятые государственными природными заказниками регионального значения закреплены за государственным учреждением Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан.

В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий - регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения единого государственного реестра недвижимости.

Вместе с тем, из информации Министерства природопользования и экологии РБ и ГБУ Дирекция по ООПТ РБ следует, что границы земель всех природных парков и государственных природных заповедников и их охранные зоны не установлены, на государственный кадастровый учет не поставлены, сведения в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении действующего законодательства, могут повлечь нецелевое использование земель особо охраняемых территорий Республики Башкортостан и привести к их утрате, что недопустимо и требует немедленного устранения.

Поэтому суд находит иск Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Республики Башкортостан подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Республики Башкортостан к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об обязании проведения землеустроительных работ для внесения в установленном законодательстве порядке и объеме сведений о границах (зонах) особо охраняемых природных территорий республиканского значения, обязании направления документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения – удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Башкортостан и Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан провести землеустроительные работы для внесения в установленных законодательством порядке и объеме сведений о границах (зонах) особо охраняемых природных территорий республиканского значения: четырёх природных парков: «Аслы-Куль», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье», «Иремель» и 27 государственных природных заказников: Архангельский, Аскинский, Белокатайский, Карлыхановский, Бижбулякский, Бирский, Алтын Солок, Асебар, Белозерский, Елановский, Ишимбайский, Икский, Наказбашевский, «Кунгак», Фёдоровский, Шингак-Куль, «Шайтан- Тау», Популяция горицвета весеннего у ..., Популяция лекарственных растений в Шафрановском участковом лесничестве, Усень-Ивановский, Популяция горицвета весеннего в ..., Популяция лекарственных растений в Дюртюлинском лесничестве, Популяция лекарственных растений в Кангышевском лесничестве, Пойма р.Ай у ..., Елово-пихтовые леса Уфимского плато (Первомайский), Бунинский лес, Урал-Тау в Единый государственный реестр недвижимости в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан направить в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в орган регистрации прав документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах вышеназванных особо охраняемых природных территорий республиканского значения в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Советский районный суд... РБ.

Судья Т.М. Турьянова