ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-655/17 от 21.12.2017 Пыть-яхского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21.12.2017 г. Пыть-Ях

Пыть-Яхский городской суд ХМАО - Югры, в составе судьи Ступина Р.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём Борисовой О.Н., с участием заместителя прокурора г. Пыть-Яха ХМАО - Югры Друзина А.А., представителей ответчика ФИО1 и ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Управление городского хозяйства» муниципального образования городской округ город Пыть-Ях (далее - МУП «УГХ») об устранении нарушений в сфере природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, мотивируя требование тем, что МУП «УГХ» осуществляет добычу пресных подземных вод без проекта водозабора, тем самым создается угроза причинения вреда компонентам окружающей природной среды.

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор просит суд возложить обязанность на МУП «УГХ» не позднее 01.03.2018 осуществлять добычу пресных подземных вод на основании лицензии, в соответствии с утверждённым и согласованным в установленном порядке проектом водозабора.

В судебном заседании участвующий прокурор Друзин А.А. настоял на удовлетворении требования, согласно доводам и основаниям изложенным в иске.

Представители ответчика ФИО1 и ФИО2 просили отказать в удовлетворении заявленного требования, поскольку проект водозабора у МУП «УГХ» имеется с 2008 г. Данный проект водозабора разработан научно-исследовательским институтом гидрогеологии и геотермии. Проект водозабора проверен Федеральным государственным учреждением «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых», согласован и утверждён в порядке, установленном на момент представления проектной документации на согласование. В Проект не вносились изменения и дополнения. После внесения изменений законодательство в 2010 г. на владельца лицензии не возложена обязанность разрабатывать, согласовывать и утверждать новый проект водозабора. Данный вывод также подтверждается фактом продления в 2014г. департаментом по недропользованию ХМАО - Югры лицензии на добычу пресных подземных вод. Действие лицензии МУП «УГХ» на добычу пресных подземных вод завершается 01.08.2019. Законодательство не обязывает при наличии старого проекта разрабатывать и согласовывать новый проект в рамках действующей лицензии. Стоимость проекта водозабора составляет не менее 1 000 000 руб., срок его составления, согласования и принятия около 6 мес., поскольку проект разрабатывается научно-исследовательским институтом, затем согласовывается со всеми инстанциями. Вследствие данных обстоятельств, в случае возложения обязанности по требованию прокурора, МУП «УГХ» не сможет разработать, согласовать и принять новый проект водозабора до 01.03.2018. Кроме того, затратив свыше 1 000 000 руб. на новый проект водозабора по требованию прокурора, в 2019 г. предприятие будет обязано, согласно уже действующему законодательству, вновь разрабатывать, согласовывать и принимать проект водозабора, но уже к новой лицензии, что повлечёт непреодолимые финансовые расходы, которые могут привести к банкротству МУП «УГХ», обеспечивающему город водой и отоплением.

Выслушав участников судебного заседания и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом исследованы следующие письменные доказательства: копия решения прокурора о проведении проверки; копия требования прокурора; копия письма МУП «УГХ» г. Пыть-Ях на требование прокурора; копия объяснений ФИО3; копия лицензии МУП «УГХ» на добычу пресных подземных вод с приложениями; копия справки МУП «УГХ» об объёме добытых подземных пресных вод за октябрь 2017 г.; копия письма Югра-недра; копия постановления управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре; копия представления об устранении нарушений закона Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре.

В обоснование заявленного требования прокурор сослался на нормы, предусмотренные Законом Российской Федерации «О недрах» (далее - Закон о недрах) и Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами - в исковом заявлении ошибочно указано «Порядок», утверждённым постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 №118 (далее - Положение).

Как следует из ст. 23.2 Закона о недрах, разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами (ч. 1 приведена в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 459-ФЗ).

Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов РФ. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (чч. 2 и 3 введены в ст. 23.2 Закона о недрах Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ).

Пунктом 2 Положения определено, что подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (п. 5 Положения).

В соответствии с п. 9 Положения при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод согласованию подлежит проект водозабора.

Из статьи 11 Закона о недрах следует, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу ч. 5 ст. 12 Закона о недрах, условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.

Из материалов дела усматривается, что МУП «УГХ» осуществляет пользование участком недр, имеющим статус горного отвода, в Нефтеюганском районе ХМАО - Югры, для добычи пресных подземных вод на Пыть-Яхском (Мамонтовском) месторождении, в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой г. Пыть-Яха, на основании лицензии от 07.06.2008, сроком, с учётом продления, до 01.08.2019.

Суд не принимает довод стороны истца об отсутствии у ответчика проекта водозабора. В рассматриваемом случае на месторождение подземных вод, введённое в эксплуатацию до внесения изменений в ст. 23.2 Закона о недрах Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ (в части разработки и согласования технических проектов) и до принятия Положения, устанавливающих требования к проекту водозабора, имеется Проект разработки пресных подземных вод атлымского горизонта для водоснабжения г. Пыть-Яха от 2007 г., разработанный научно-исследовательским институтом гидрогеологии и геотермии при ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет». В отношении данного Проекта Западно-Сибирским филиалом Федерального Государственного учреждения «Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых» сделано положительное заключение о реализации данного Проекта. Изменения и дополнения в Проект не вносились, доказательств обратного в ходе рассмотрения данного дела не добыто. Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод об обоснованном доводе стороны ответчика о том, что если технический проект на разработку месторождения полезных ископаемых, в частности проект водозабора, был согласован и утверждён в порядке, установленном на момент представления проектной документации на согласование, и в него не вносились изменения и дополнения, то пользователь недр не обязан осуществлять подготовку нового технического проекта или пересогласовывать существующий технический проект. Вышеуказанное Положение распространяет своё действие на подготовку, согласование и утверждение проектной документации и внесение в неё изменении и дополнений, которые осуществляются после вступления указанного Проекта в силу, следовательно в удовлетворении заявленного требования должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении искового заявления Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к МУП «УГХ» об устранении нарушений в сфере природоохранного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ХМАО - Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Пыть-Яхский городской суд.

Мотивированное решение составлено 25.12.2017.

Судья: подпись

верно: судья Р.Н. Ступин

Секретарь: О.Н.Борисова

Подлинник находится в Пыть-Яхском городском суде в деле № 2-655/2017.

«Решение не вступило в законную силу»