Мотивированное решение Дело ---
Составлено 16.11.2018 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Светлоград 14 ноября 2018 года
Петровский районный суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Черноволенко С.И.,
при секретаре Дебёлой О.В.,
с участием истца (ответчика) ФИО1, представителя истца (ответчика) – адвоката Баранова О.Е., представившего удостоверение --- от *** и ордер №-.- от -.-.,
представителей ответчика (истца) Общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Петровском район – ФИО2, ФИО3 действующих на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда города Светлограда гражданское дело --- по уточненному иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Петровском районе о признании действий по перерасчету суммы оплаты за потребленный газ и требованиям по её оплате незаконными, обязанности произвести перерасчет с исключением доначислений и по встречному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Петровском районе к ФИО1 о взыскании задолженности за поставленный газ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Петровском районе, которое в дальнейшем уточнил, о признании действий филиала в Петровском районе ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» по проведению проверки приборов учёта потреблённого газа в помещениях, по адресу: ..., Петровский ..., по адресу: ..., по адресу: ... незаконными; признании действий филиала в Петровском районе ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» по перерасчёту суммы оплаты ФИО1, за потреблённый газ за период с *** по *** в помещениях, по адресу: ..., Петровский ..., по адресу: ..., по адресу: ... и требование по её оплате незаконными; обязать филиал в Петровском районе ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь», произвести расчёт задолженности за потреблённый газ в помещениях, по адресу: ..., Петровский ..., по адресу: ..., по адресу: ... в соответствии с пунктом 62 Постановления Правительства РФ от *** N 354 (ред. от ***) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), а именно доначислить размер платы исходя из объёмов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционировано подключённого оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения;
Свои требования обосновывает следующим, *** работниками филиала в Петровском районе ООО Газпром Межрегионгаз Ставрополь» составлен акт проверки приборов учёта газа по адресу: ... «-.-», согласно которого была проведена проверка прибора учёта потреблённого газа -BKG-6T. К данному акту приложен расчёт задолженности по нормативам потребления с применением коэффициента 10 за период с *** по *** (п. 62 Постановления Правительства РФ от ***---).
Работники филиала в ... ООО Газпром Межрегионгаз Ставрополь», не смогли определить мощность не санкционированно подключённого оборудования, и поэтому доначислили размер платы исходя из объёма, определённого на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объёму повышающего коэффициента 10, что противоречит акту проверки от ***, так как в акте указано в графе - «состав и тип газоиспользующего оборудования»:плита газовая - ПГ-4 «Гефест» 1200 С-6 -1 штука;«Ангара люкс» (АОГВ-35) -1 штука.
Истец обратился с к ответчику с предложением произвести расчёт задолженности за потреблённый газ по адресу: ..., в соответствии с пунктом 62 Постановления Правительства РФ от *** N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), а именно доначислить размер платы исходя из объёмов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности не санкционированно подключённого оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.
Также *** работники филиала в Петровском районе ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь», составили акт проверки приборов учёта газа по адресу: ..., согласно которого проведена проверка прибора учёта потреблённого газа -BKG-6T.
К данному акту приложен расчёт задолженности по нормативам потребления с применением коэффициента 10 за период с *** по *** (п. 62 Постановления Правительства РФ от ***---), так как работники филиала в ... ООО Газпром Межрегионгаз Ставрополь», не смогли определить мощность несанкционированно подключённого оборудования, и поэтому доначислили размер платы исходя из объёма, определённого на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объёму повышающего коэффициента 10.
Однако в данном случае, это противоречит акту проверки от ***., так как в акте указано в графе - «состав и тип газоиспользующего оборудования»:- «Siberia» (АОГВ - 17, 14-3) - 1 штука, которое продаётся на территории РФ, все его характеристики, в том числе и мощность имеются, как в технических паспортах данного оборудования, так в свободном доступе в сети интернет.
Не согласившись с данными расчётами ответчика, истец обратился с заявлениями к ответчику с предложением пересчитать расчёт задолженности за потреблённый газ в домовладении расположенном по адресу: Ставропольский край, ..., исходя из площади данного жилого ....-.- кв.м. и в соответствии с пунктом 62 Постановления Правительства РФ от *** N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
*** работниками филиала в ... ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь», составили акт проверки приборов учёта газа по адресу: ..., согласно которого проведена проверка прибора учёта потреблённого газа -BKG-6T.
К данному акту приложен расчёт задолженности по нормативам потребления с применением коэффициента 10 за период с *** по *** (п. 62 Постановления Правительства РФ от ***---), который произведён с нарушением законодательства РФ, так как работники филиала в Петровском районе ООО Газпром Межрегионгаз Ставрополь», определили отапливаемую площадь жилых помещений в размере -.- кв.м., что не соответствует действительности, так как согласно свидетельству о государственной регистрации права жилой дом, расположенный по адресу: ..., имеет общую площадь -.-2 кв., количество этажей -.-
Так согласно пункта 2.3. Приказа Министерства регионального развития РФ от ***--- «Об утверждении Методики расчёта норм потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа», отапливаемая площадь здания определяется как площадь этажей (в том числе и мансардного, отапливаемых цокольного и подвального) здания, измеряемая в пределах внутренних поверхностей наружных стен, включая площадь, занимаемую перегородками и внутренними стенами. В отапливаемую площадь здания не включаются площади тёплых чердаков и подвалов, подвала (подполья), холодных неотапливаемых веранд, а также холодного чердака или его части, не занятой под мансарду.
Следовательно, расчёт площади отапливаемого помещения расположенном по адресу: ..., был произведён работниками филиала в Петровском районе ООО Газпром Межрегионгаз Ставрополь», исходя не из реальной площади помещения, не подтверждённой ни государственной регистрацией права, ни иным документом достоверно подтверждающий размер площади данного жилого помещения.
Не согласившись с данными расчётами ответчика, он обратился с заявлениями к ответчику с предложением пересчитать расчёт задолженности за потреблённый газ в нежилом помещении расположенном по адресу: Ставропольский край, ..., в соответствии с пунктом 62 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
*** работниками филиала в Петровском районе ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь», составили акт проверки приборов учёта газа по адресу: ..., К данному акту приложен расчёт задолженности по нормативам потребления с применением коэффициента 10 за период с *** по *** (п. 62 Постановления Правительства РФ от ***---), так как работники филиала в ... ООО Газпром Межрегионгаз Ставрополь», не смогли определить мощность несанкционированно подключённого оборудования, и поэтому доначислили размер платы исходя из объёма, определённого на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объёму повышающего коэффициента 10.
В акте указано в графе - «состав и тип газоиспользующего оборудования»:плита газовая - ПГ-4 «Аристон» -1 штука,ПГ-4 «Электролюкс» - 1 штука;ВПГ «Вектор» -1 штука;«CAZEKO» 24-E-1 - 1 штука;«Siberia» (АОГВ - 17,14-3) - 1 штука, которое продаётся на территории РФ, все его характеристики, в том числе и мощность имеются, как в технических паспортах данного оборудования, так в свободном доступе в сети интернет.
Не согласившись с расчётами ответчика, он обратился с заявлениями к ответчику с предложением пересчитать расчёт задолженности за потреблённый газ в нежилом помещении расположенном по адресу: Ставропольский край, ..., в соответствии с пунктом 62 Постановления Правительства РФ от *** N 354 ред. от ***) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), а именно до начислить размер платы исходя из объёмов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключённого оборудования (для водоснабжения и водо-отведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.
В ответ на заявления получен ответ, что в данном случае имела место техническая ошибка и вместо пункта 62, якобы имелся в виду пункт 81 (11) Постановления Правительства РФ от *** N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Однако истец с данными доводами не согласен. Между истцом - ответчиком ФИО1 (потребитель газа) по настоящему иску и ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь», (поставщик газа) заключены договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд от ***.
В соответствии с п. 3.4.5 договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан абонент обязан незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учёта газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учёта газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учёта газа. Расчёты за газ в период устранения нарушений производятся по нормативам потребления газа, в установленном законом порядке.
В соответствии с п. *** договора абонент обязуется в установленные сроки обеспечить представление прибора учёта газа для проведения проверки.
Согласно п. 3.2.2. договора от *** следует, что поставщик имеет право при проведении проверок посещать помещения, где установлены указанные приборы и оборудование с предварительным уведомлением абонента о дате и времени проведения проверки.
Согласно п. п. «г» п. 22 Правил «Поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утверждённых Постановлением Правительства РФ --- от ***, поставщик газа обязан уведомлять в установленном договором порядке абонента о дате и времени проведения проверки.
В соответствии с п.п. 55, 56, 59, 60 Правил поставщик газа проводит проверки не реже 1 раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента соответствующей заявки. Проверка проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени её проведения. Уведомление о проведении проверки направляется абоненту любым способом, обеспечивающим его получение не позднее, чем за 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом. Лица, участвующие в проведении проверки, обязаны предъявить абоненту его представителю) служебные удостоверения, а по требованию абонента (его представителя) - также основной документ, удостоверяющий их личность,
В акте, который составляется в двух экземплярах, отражаются результаты проверки.
Из договора от ***, следует, что п. 3.2.2 противоречит п.п. «г» п. 22 Правил поставки газа, в соответствии с которым поставщик обязан уведомлять абонента о дате и времени проведения проверки, а уведомление о проведении проверки направляется абоненту любым способом, обеспечивающим его получение не позднее, чем за 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом.
Правилами предусмотрена обязанность об уведомлении о проведении проверки и о соблюдении сроков предупреждения, в договоре же предусмотрено право поставщика об уведомлении за определённый срок до проведения проверки, а не обязанность.
Указанное нарушение является существенным, поскольку это требование носит обязательный характер и предусмотрено Правил «Поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утверждённых Постановлением Правительства РФ --- от *** и нарушение указанного требования ущемляет права абонента.
Требования к акту проверки изложены в пункте 85(1) правил «Предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждённых Постановлением Правительства РФ от *** N 354, где записано: «... указанные в пунктах 62, 81(11), 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок. Акты подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения:а) дата, место, время составление акта, б)обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные
нарушения в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта, г)подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя), д)отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного
акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии),е)возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным
нарушением,ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением».
Пунктом 57 Правил «Поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утверждённых Постановлением Правительства РФ --- от ***, предусмотрено, в проведении проверки могут принимать участие представители государственной жилищной инспекции и специализированной организации, осуществляющей по договору с абонентом техническое обслуживание внутридомового или внутриквартирного газового оборудования.
Согласно пункта 59 Правил «Поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утверждённых Постановлением Правительства РФ --- от ***, результаты проверки отражаются в акте, в котором указываются следующие сведения:
а)дата и место проведения проверки;
б)сведения об абоненте, у которого проводится проверка,
в)сведения о гражданах, присутствующих при проведении проверки, рекви
зиты документов, удостоверяющих их личность, г) показания приборов учёта газа;
д)описание технического состояния пломб на приборе учёта газа и на месте, где
прибор учёта газа присоединён к газопроводу;
е) описание нарушений с указанием конкретного пункта договора, который
нарушен, а в случае их отсутствия - соответствующая запись.
В то же время ни в одном из тех актов проверки не указано время проведения проверки.
Во всех указанных актах проверки отсутствуют сведения о дате вручения уведомления о проведении проверки.
Так в акте проверки от *** более чем в два раза превышена площадь жилого помещения, по адресу: ....
Согласно копии выписки, из ЕГРН площадь данного жилого помещения составляет -.- кв.м., а не -.- кв.м., как указано в акте.
Более того, в расчёте задолженности по нормативам потребления с применением коэффициентов 10 за период с *** по *** (п. 62 Постановления Правительства РФ от ***---), указано, что отапливаемая жилая площадь -.- кв.м.
Истец ФИО1, в установленном законом порядке о дате и времени проведения проверки уведомлен не был, акт проверки составлялся в отсутствие абонента ФИО1.
Ответчиком при проведении проверки газового оборудования были нарушены п.п. «г» п. 22 Правил «Поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утверждённых Постановлением Правительства РФ --- от ***, который предусматривает обязательное соблюдение указанных в подпункте требований и этим нарушаются права потребителя.
В соответствии с п. 28 Правил «Поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утверждённых Постановлением Правительства РФ --- от ***, в случае если повреждение пломб или неисправность прибора учёта газа выявлены в результате проверки, проведённой поставщиком газа, объем потреблённого газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днём восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учёта газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
В судебном заседании истец (ответчик) ФИО1 уточнил исковые требования и просил признать действия филиала в Петровском районе ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» по проведению проверки приборов учёта потреблённого газа по адресу: ..., по проведению проверки приборов учёта потреблённого газа по адресу: ..., по проведению проверки приборов учёта потреблённого газа по адресу: ... - незаконными.
Признать действия филиала в ... О.О.О. «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» по перерасчёту суммы оплаты ФИО1, за потреблённый газ за период с *** по *** за потреблённый газ по адресу: ..., по перерасчёту суммы оплаты ФИО1, за потреблённый газ за период с *** по *** за потреблённый газ по адресу: ..., город Светлоград, ... по перерасчёту суммы оплаты ФИО1, за потреблённый газ за период с *** по *** за потреблённый газ по адресу: ..., город Светлоград, ... и требование по её оплате незаконными.
Возражал против удовлетворения встречных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Петровском районе. Дополнительно пояснив, что он пропустил лиц, которые показали удостоверение, т.е. работников ФСБ, чтобы провести по решению суда ОРМ в принадлежащих ему помещениях. Вошло много людей, они проводили ОРМ, затем они дали ему акты, в которых он расписался. После того как уехали сотрудники ФСБ, он понял, что на его территории находились не только работники ФСБ. Он полагал, что проверка –ОРМ проводилась только работниками ФСБ. Акты он подписывал, так как полагал, что это сотрудники ФСБ, копии актов ему предоставили через несколько дней, с Межрегионгаза. Кроме того, он пояснил, что не выражал своё согласие на проведение проверки работниками Межрегиогаза. Ему работники ФСБ передали три изъятых у него счетчика, он полагал, что они не пригодны к эксплуатации, а поэтому механик ФИО4 их сдал на металлолом. Он не возражает, чтобы ему определили расчёт в соответствии с нормативами потребления газа за период не более чем за 6 месяцев. Также он пояснил, что им проводилась реконструкция помещений, в связи с чем площади помещений имеют больше площадь, чем указано в правоустанавливающих документах.
В судебном заседании представитель истца (ответчика) ФИО1 – адвокат Баранов О.Е. поддержал исковые требования ФИО1 и просил удовлетворить их в полном объеме, возражал против удовлетворения встречных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Петровском районе. Кроме того пояснил, что одним из основных конституционных прав ст.40 Конституции РФ является неприкосновенность жилища. Сотрудники ФСБ, предъявили подписанное заместителем председателя Ставропольского краевого суда ФИО6 постановление о проведении ОРМ, а у остальных участников не было оснований входить в жилой дом без разрешения собственника. Если сторона ответчиков настаивает на добровольности, им нужно было представить доказательства законности, а именно, что они пришли, представились, показали документы. Изъятые счетчики ФСБ передали газовой службе, а газовая служба вернула счетчики ФСБ, без каких- либо документов о проверке. Акты проверок представленные представителями ответчиков (истцов) противоречат протоколу ОРМ составленными сотрудниками ФСБ, который никто не оспаривает. ФИО1 просто подложили документы на подпись, и он, в силу своей доверчивости все подписал, акты были заполнены частично, на месте акты проверки были заполнены только на половину. Видеозапись получена не законно, потому что сотрудники газовой службы вошли без согласия, и снимать они ничего не могли. В актах проверки отсутствуют сведения о проведении фото или аудиозаписи. На фото и видеозаписи, которые записаны, изменены в разное время и фрагментарно отсняты, ничего невозможно понять, где производилась съёмка по каким адресам. Экспертизу по счётчикам провести невозможно, ввиду отсутствия предмета исследования. Сторона ответчиков ссылается на то, что в счетчиках какие-то отверстия, которые позволяют останавливать счетчик, но необходимо указать размеры этих отверстий, каким образом они там появились.Нарушение процедуры проверки послужило основанием нарушение конституционных прав ФИО1, а именно право частной жизни, а также право на неприкосновенность жилища.
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в ... обратилось в суд со встречным исковым заявлением к ФИО1, в котором просит суд: взыскать с ФИО1 задолженность за поставленный с *** по *** газ по адресу: ... размере -.--.- руб. -.- коп.; взыскать с ФИО1 задолженность за поставленный с *** по *** газ по адресу: ... в размере -.- руб. -.- коп.; взыскать с ФИО1 задолженность за поставленный с *** по *** газ по адресу: ... в размере -.- руб. -.- коп.; сумму государственной пошлины в размере -.- руб., -.- руб.,-.- руб., мотивировав следующими доводами.
Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан регулируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ***--- (далее - Правила ---), а также в части, не урегулированными Правилами ---, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ***--- (далее-Правила---).
Согласно п.п «и» п.21 Правил --- абонент обязан обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки.
В свою очередь поставщик газа обязан в соответствии пп. «г» п. 22 Правил --- уведомлять в установленном договором порядке абонента о дате и времени проведения проверки. При этом согласно п. 56 Правил --- уведомление о проведении проверки направляется абоненту любым способом, обеспечивающим его получение не позднее чем за 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом.
При совместном толковании п. 21, 22, 56 Правил --- следует прийти к выводу, что при отсутствии уведомления о проведении проверки абонент вправе не допускать представителей поставщика газа для проведения проверки. Абоненту в таком случае также не грозит наступление последствий, предусмотренных пп. «б» п. 45, п. 62 Правил ---.
Иные последствия при отсутствии уведомления о проведении проверки отсутствуют. Таким образом, в случае, если абонент допустил представителей поставщика газа для проведения проверки, такую проверку нельзя признать незаконной лишь на основании отсутствия заблаговременного уведомления.
В силу прямого указания закона оплата коммунальной услуги, связанной с поставкой газа, производится исходя из показаний газового счетчика, либо по нормативу потребления при выявлении неисправного газового счетчика.
***ФИО1 добровольно допустил сотрудников ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» для проведения проверки, о чем имеется подпись истца в актах проверки от ***.
Исходя из исковых требований следует, что истцом выявленные в ходе проверки замечания, а именно несанкционированное вмешательство в приборы учета газа (механическое повреждение счетного механизма, наличие не предусмотренных изготовителем отверстий и нарушение контрольных пломб) не отрицаются, но вместе с тем истец считает, что при расчете задолженности применению подлежит п. 62 Правил ---, а не п. 81(11) Правил ---.
Пункт 62 Правил --- устанавливает порядок расчета при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (несанкционированного подключения).
Пункт 81(11) Правил --- устанавливает порядок расчета при обнаружении несанкционированного вмешательства.
Согласно абзацев второго - пятого пункта 81(11) Правил --- при проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
В соответствии с абзацем шестым пункта 81(11) Правил --- нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.
Актами проверки установлено, что приборы учета ВК G-6T зав. 31315000, ВК G-6T зав. ---, ВК G-6T зав. --- имеют механические повреждения счетных механизмов путем просверливания в них отверстия, а также нарушена свинцовая пломба завода-изготовителя.
Исходя из абзаца шестого пункта 81(11) Правил --- данные обстоятельства свидетельствуют именно о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.
Истец выражает несогласие с примененной в расчете задолженности отапливаемой площади помещений -.- кв.м и -.- кв.м, мотивируя это тем, что согласно свидетельств о регистрации права собственности площади помещений составляют -.- кв.м и -.- кв.м соответственно. Однако, по адресу: г Светлоград, ..., -.- имеются пристройки и помещения, не зарегистрированные в едином государственном реестре недвижимости. В результате проведенной проверки была установлена фактическая отапливаемая площадь, на основании которой произведен расчет задолженности.
В судебном заседании представители ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Петровском районе ФИО2, ФИО3 поддержали встречные исковые требования и просили их удовлетворить, возражали против удовлетворения исковых требований ФИО1 и просили в их удовлетворении отказать.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснил, что он работает в должности заместителя директора ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в .... *** ему позвонил директор филиала, сообщил о необходимости выехать по адресу: .... Когда они приехали по указанному адресу, там присутствовали сотрудники ФСБ, они с ними зашли на данную территорию, ФИО1 находился рядом с сотрудниками. Во время проведения проверки, им лично по своему усмотрению производилась видеосъемка на телефон марки LG G6, в результате которой было зафиксировано несанкционированное вмешательство прибора учета газ по адресу: .... Также было обнаружено несанкционированное подключение дополнительного оборудования, уточнить мощность которого не было возможности, так как оно было изготовлено кустарным способом, в материалах видео отражено помещение, в котором проводилась проверка, на установке счетчика, где обнаружено несанкционированное вмешательство. Были обнаружены коптильные кирпичные камеры и в них были установлены газовые горелки, без маркировки, кустарного производства, то есть, установить производителя не было возможности. При проведении проверки из их сотрудников присутствовали инженер-метролог ФИО8, мастер ФИО9 и он. По поводу того, что в акте отсутствует дата установки, может пояснить, что на тот момент они не могли точно указать дату, потому что у них не было сведений об этой установке, а почему в акте отсутствует номер пломбы на корпусе прибора, пояснить не может, цвет пломбы также определить было невозможно, так как они свинцовые. Почему в их акте указано, что пломба нарушена, а согласно протоколу, который составлялся сотрудниками ФСБ, пломба не нарушена, пояснить не может, так как он акт не составлял, но считает, что акты заполнены нормально. Также пояснил, что он не поставил в известность ФИО1, о том, что производится видеосъемка, причину пояснить не может. Они одновременно с сотрудниками ФСБ составляли акты, счетчики на этот момент были запакованы, то есть все 3 акта проверки заполнялся после того, как счетчики были демонтированы. После проверки упакованные счетчики к ним поступили от ФСБ для проведения исследований, но они не могли их раскрыть, посмотреть сами счетчики, так как их предупредили, что в рамках мероприятий, проводимых сотрудниками ФСБ, они никаких действий со счетчиками производить не могут. В дальнейшем у них забрали счетчики, о чем у них имеются акты передачи, но судьба счетчиков ему неизвестна. По поводу указанной в актах площади, то они производили замер жилой площади, и указали её по результатам замеров, произведенных им и ФИО10 по периметру, с помощью рулетки.
Свидетель ФИО9 в судебном заседании пояснила, что работает в ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в ..., в должности мастера. *** по указанию их директора вместе с заместителем директора ФИО7 они проводили проверку по адресу: ..., -.-, также присутствовал юрист предприятия – ФИО2, директор ФИО11 и другие сотрудники. По указанному адресу, находились сотрудники ФСБ, а поэтому они не представляясь вошли вместе сотрудниками ФСБ и осматривали счетчики, а сотрудники ФСБ также осматривали данные счетчики. О том, что они будут осуществлять проверку ФИО1 не знал, свое удостоверение она ему не представила, а представились когда уже составляли акты, после проверки, когда уехали сотрудники ФСБ и увезли три счётчика. В ходе проверки, зам. директора ФИО7 производилась видеосъемка, но о ней ФИО1 предупрежден не был. В результате проверки они обнаружили, что все счетчики установлены с нарушениями, также было несанкционированное вмешательство и на счетчике отсутствовала пломба. Во время проверки, ФИО1 внутрь жилых помещений их не пустил, но обследовать остальную территорию не возражал. Акты проверки составляла она, площадь в актах указана по результатам замеров, произведенных ею и ФИО7 рулеткой. В актах не указана дата установки счетчика, по причине того, что ей сказали срочно выехать на этот адрес, и она не брала все данные из базы, она у ФИО1 его не потребовала акт ввода. Задолженность на начало месяца также не указана в акте, так как необходимо вначале узнать, что имеется в базе, а только потом делать проверку, но ей сказал директор ехать без документов, поэтому она не написала в актах проверки никаких данных. ФИО1 соответствующее уведомление в установленный законом срок, о том, что у него будет проведена проверка не направлялось. Почему в акте проверки указано, что пломба нарушена, а согласно протоколу ОРМ, сотрудников ФСБ, пломбы на газовом счётчике не нарушены, она пояснить не может.
Свидетель ФИО12 в судебном заседании пояснил, что он работает у ИП ФИО1 в должности механика, он присутствовал при изъятии трёх счетчиков работниками ФСБ. После того, как указанные счётчики ФИО1 привез, он их сдал в пункт приема металлолома и на вырученные деньги им был приобретен аккумулятор на автомобиль. О том, что данные счетчики необходимо было сохранить его никто не предупреждал, они лежали у него в гараже он решил так как они непригодны и никому не нужны, а поэтому сдал их на металлолом.
Заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями ст. 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с положениями ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1). К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно положений ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1). Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2). К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3).
Из положений п. 1 ст. 540 ГК РФ следует, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1). Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2).
Как следует из положений ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1). Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (п. 5 ч. 2).
Положениями ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 549 следует, что Абонент обязан: а) оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме б) незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа; в) обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки; г) сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором (п. 21). При наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа (п. 24). Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии (п. 25). В случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу. В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев (п. 28).
Постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 373 утвержден Порядок установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, согласно которому нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа. Указанные нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа и не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению (п. 1).
Среднегодовая норма потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками для Ставропольского края составляет 8,2 куб. м/кв. м.
Судом установлено, что истец является собственником всех помещений в которых проводились проверки.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3).
С учетом приведенных норм закона, суд при рассмотрении заявленных исковых требований принимает во внимание те доказательства, которые были представлены сторонами при рассмотрении данного гражданского дела.
В соответствии с п. 145 Постановления Правительства РФ «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» от *** N442, которым утверждены «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии» обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно. При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Согласно пп. "г" п. 35 Постановления Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от *** N 354 потребитель не вправе: самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета. В соответствии с п. 81(11) указанного Постановления прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
Согласно п. 2 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» безучетное потребление - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности), прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Как установлено судом и следует из материалов дела, *** между ФИО1 и ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд по адресу: ..., -.-. По адресу: ... установлен прибор учета газа ВК G6Т заводской номер ---, дата изготовления -.- год, по адресу: ... а, установлен прибор учета газа ВК G6Т заводской номер ---, дата изготовления -.- год, по адресу: ... установлен прибор учета газа ВК G6Т заводской номер ---, дата изготовления -.- год.
*** работниками филиала в Петровском районе ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в домовладении по адресу: ... была проведена проверка прибора учета потребленного газа ВК G-6Т. По результатам проверки сотрудниками филиала в Петровском районе ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» был составлен акт. В данном акте в графе «состав и тип газоиспользующего оборудования» указано: плита газовая ПГ-4 «Гефест» 1200 С-6- 1 шт., «Ангара люкс» (АОГВ -35) – 1шт. На основании указанного акта проверки абоненту ФИО1 было произведено начисление, за потребленный газ по нормативам потребления с применением коэффициента 10 за период с *** по *** в размере -.- рублей.
Также, *** работниками филиала в Петровском районе ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в домовладении по адресу: ... была проведена проверка прибора учета потребленного газа ВК G-6Т. По результатам проверки сотрудниками филиала в Петровском районе ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» был составлен акт. В данном акте в графе «состав и тип газоиспользующего оборудования» указано: «Siberia» (АОГВ -17, 14-3) – 1шт. На основании указанного акта проверки абоненту ФИО1 было произведено начисление, за потребленный газ по нормативам потребления с применением коэффициента 10 за период с *** по *** в размере -.- рублей.
Кроме того, *** работниками филиала в Петровском районе ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в домовладении по адресу: ... была проведена проверка прибора учета потребленного газа ВК G-6Т. По результатам проверки сотрудниками филиала в Петровском районе ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» был составлен акт. В данном акте в графе «состав и тип газоиспользующего оборудования» указано: плита газовая - ПГ-4 «Аристон» -1 шт; ПГ-4 «Электролюкс» - 1 шт; ВПГ «Вектор» -1 шт; «CAZEKO» 24-E-1 - 1 шт; «Siberia» (АОГВ - 17,14-3) - 1 шт., а также в указанном акте определена отапливаемая площадь жилых помещений в размере -.- кв.м., тогда как согласно Свидетельства о государственной регистрации права жилой дом, расположенный по адресу: ..., имеет общую площадь -.-2 кв., количество этажей 1. На основании указанного акта проверки абоненту ФИО1 было произведено начисление, за потребленный газ по нормативам потребления с применением коэффициента 10 за период с *** по *** в размере -.- рублей.
Вместе с тем,указанные счётчики были изъяты и упакованы *** сотрудниками ФСБ в рамках ОРМ, что подтверждается показаниями свидетелей, материалами дела, а поэтому не могли быть предметом проверки проведенной ответчиком.
В соответствии с п. 3.4.5 договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан абонент обязан незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учёта газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учёта газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учёта газа. Расчёты за газ в период устранения нарушений производятся по нормативам потребления газа, в установленном законом порядке.
В соответствии с п. *** договора абонент обязуется в установленные сроки обеспечить представление прибора учёта газа для проведения проверки.
Согласно п. 3.2.2. договора от *** следует, что поставщик имеет право при проведении проверок посещать помещения, где установлены указанные приборы и оборудование с предварительным уведомлением абонента о дате и времени проведения проверки.
Во всех указанных актах проверки отсутствуют сведения о дате вручения уведомления о проведении проверки, а также ни в одном из актов не указано время проведения проверки.
Согласно п. п. «г» п. 22 Правил «Поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утверждённых Постановлением Правительства РФ --- от ***, поставщик газа обязан уведомлять в установленном договором порядке абонента о дате и времени проведения проверки.
В соответствии с п.п. 55, 56, 59, 60 Правил поставщик газа проводит проверки не реже 1 раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента соответствующей заявки. Проверка проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени её проведения. Уведомление о проведении проверки направляется абоненту любым способом, обеспечивающим его получение не позднее, чем за 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом. Лица, участвующие в проведении проверки, обязаны предъявить абоненту его представителю) служебные удостоверения, а по требованию абонента (его представителя) - также основной документ, удостоверяющий их личность,
В акте, который составляется в двух экземплярах, отражаются результаты проверки.
Требования к акту проверки изложены в пункте 85(1) правил «Предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждённых Постановлением Правительства РФ от *** N 354.
Порядок проведения проверок и составления актов также установлен в п.п. 55 -59 Правил «Поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утверждённых Постановлением Правительства РФ --- от ***.
Так в пункте 56 Правил «Поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утверждённых Постановлением Правительства РФ --- от ***, проверка проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени её проведения.
Уведомление о проведении проверки направляется абоненту любым способом, обеспечивающим его получение не позднее чем за 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом.
Пунктом 57 Правил «Поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утверждённых Постановлением Правительства РФ --- от ***, предусмотрено, в проведении проверки могут принимать участие представители государственной жилищной инспекции и специализированной организации, осуществляющей по договору с абонентом техническое обслуживание внутридомового или внутриквартирного газового оборудования.
В суде достоверно установлено, что истец ФИО1, в установленном законом порядке о дате и времени проведения проверок уведомлен не был, акты проверки составлены позднее проверок, согласие на проведение проверок у ФИО1 не было получено, он полагал, что проводится ОРМ, а также полагал, что подписывал документы составленные работниками ФСБ.
Из материалов дела следует, что ФИО1 не согласившись с данными расчетами обратился в филиала в Петровском районе ООО Газпром Межрегионгаз Ставрополь» с заявлением о перерасчете задолженности за потребленный газ по адресу: ....
Из ответов директора филиала в Петровском районе ООО Газпром Межрегионгаз Ставрополь» ФИО11--- от ***, --- от ***, --- от *** на заявление ФИО1 о перерасчете задолженности за потребленный газ исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированного подключенного оборудования в результате технической ошибки в тексте расчета мастером филиала вместо п.81 (11) был указан п.62 Правил ---, однако расчет сумм фактически произведен согласно п.81 (11) Правил --- и законных оснований для перерасчета платы за газоснабжение по п.62 Правил --- у филиала не имеется.
Согласно протоколу ОРМ от ***, проведенного на основании постановления от *** Ставропольского краевого суда оперуполномоченным отдела в г. Светлограде УФСБ России по СК ФИО13, по мнению приглашенного в качестве специалиста инженера–метролога ФИО8 осуществлялось вмешательство во все три счётные механизма приборов учёта газа, однако нарушения свинцовых пломб завода изготовителя не обнаружено. Других доказательств несанкционированного вмешательства стороной ответчика не представлено.
С учетом изложенного, проанализировав представленные доказательства по делу, суд пришел к выводу, что имеет место факт нарушения прав истца как потребителя, поскольку Правилами обязанность об уведомлении абонента о дне и времени проведения проверки является обязательной для поставщика, а нарушение этого правила препятствовало праву истца на личное участие в проведении проверки, на возможность в письменной форме изложить в акте свои возражения. Истец лишён был такой возможности в связи с отсутствием уведомления.
Помимо этого, в суде достоверно установлено и не отрицается представителями ответчика, что все три акта проверки в отношении ФИО1 не законны, так как они проводились в тоже время и что ОРМ, *** в период с -.- часов -.- минут до -.- часов -.- минут, что подтверждено свидетелями–участниками проведения проверки, указанными в протоколах проверки, но не указанными в протоколе обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
В связи с чем, ответчик был не вправе применять положения пункта 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от *** N 354.
В случае выявления фактов, свидетельствующих о вмешательстве в работу счетчика, нарушения пломбы, внесении конструктивных изменения в прибор учета газа, в соответствии с договором поставки газа и Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением правительства РФ N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", поставщику газа надлежит предложить собственнику прибора учета демонтировать средство измерения и направить его для проведения независимой метрологической экспертизы в организации, имеющей соответствующую аккредитацию.
В случае согласия потребителя (абонента) на проведение экспертизы демонтаж прибора учета должен быть оформлен документально и осуществлен представителями газораспределительной организации в присутствии сторон - потребителя (абонента) и поставщика газа. После демонтажа газовый счетчик необходимо упаковать и опломбировать пломбой поставщика с составлением акта произвольной формы. В дальнейшем вскрытие (срыв) установленной пломбы должно производиться экспертом в присутствии сторон. Если по результатам экспертизы вмешательство в конструкцию прибора учета будет подтверждено, то потребителю (абоненту) должны быть произведены доначисления объемов газа в соответствии с установленными требованиями.
Таким образом, в силу приведенных положений допустимыми доказательствами, подтверждающими факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа, в частности, являются акт, в котором должны содержаться необходимые сведения, независимая метрологическая экспертиза, проводимая в организации, имеющей соответствующую аккредитацию на данный вид деятельности.Однако в суде достоверно установлено, что ответчик, в нарушение установленного порядка не предлагал истцу направить демонтированное средство измерения (прибор учета) для проведения независимой метрологической экспертизы, а в имеющихся актах проверки не содержатся сведения подтверждающие факт несанкционированного вмешательства в приборы учёта газа, а также установлено, что акты проверок не содержат необходимых сведений, вследствие чего проверки незаконны.
Более того в суде установлено, что не отрицалось ни истцом не представителями ответчиков, что все три прибора учёта газа, которые были изъяты *** в ходе ОРМ сотрудником ФСБ были возвращены ФИО1 без проведения исследований и экспертизы, а впоследствии были утилизированы.
Довод представителя ответчика ФИО3 о том, что актами проверки установлено, что приборы учета ВК G-6T зав. 31315000, ВК G-6T зав. ---, ВК G-6T зав. --- имеют механические повреждения счетных механизмов путем просверливания в них отверстия, а также нарушена свинцовая пломба завода-изготовителя голословны и ничем не подтверждены.
Суд, оценивая представленные доказательства, учитывает, что ФИО1 своими действиями по уничтожению (утилизации) путем сдачи на металлом фактически согласился и подтвердил, что приборы учёта неисправны и не пригодны к эксплуатации, а поэтому проведение метрологической экспертизы невозможно в виду утраты предметов подлежащих исследованию, в связи с чем представители ответчика отказались от проведения метрологической экспертизы.
При таких обстоятельствах, суд полагает руководствоваться п. 28 Правил «Поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утверждённых Постановлением Правительства РФ --- от ***, в случае если повреждение пломб или неисправность прибора учёта газа выявлены в результате проверки, проведённой поставщиком газа, объем потреблённого газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днём восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учёта газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Рассматривая встречные исковые требования филиала в Петровском районе ООО Газпром Межрегионгаз Ставрополь» о взыскании с ФИО1 задолженности за поставленный с *** по *** газ по адресу: ... размере -.--.- руб. -.-.; задолженности за поставленный с *** по *** газ по адресу: ... в размере -.--.- руб. -.- коп.;. задолженности за поставленный с *** по *** газ по адресу: ... в размере -.--.- руб. -.- коп.; суммы государственной пошлины в размере -.- руб., -.- руб.,-.- руб., суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 2, 18 Федерального закона от *** N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом. Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
В силу статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным.
На основании п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п.1 ст. 544 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 24 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 549 газа, установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом- изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии (пункт 25 Правил поставки газа).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 23 Правил поставки газа при наличии приборов учета газа поставщик вправе осуществлять определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в пунктах 28, 30 и 31 настоящих Правил.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О газоснабжении в РФ» Правительство РФ Постановлением от *** N 549 утвердило Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила поставки газа N 549).
Как следует из акта проверки, ***, мастером ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» ФИО14, в присутствии заместителя директора ФИО7, Свидетель №1, Свидетель №2 была проведена проверка прибора учета газа ВК G6Т заводской номер ---, дата изготовления -.-, в домовладении ФИО1 по адресу: ..., прибора учета газа ВК G6Т заводской номер ---, дата изготовления -.-, находящегося в домовладении ФИО1 по адресу: ... «-.-», прибора учета газа ВК G6Т заводской номер ---, дата изготовления -.-, находящегося в домовладении ФИО1 по адресу: ... «-.-». В ходе проверки выявлены замечания: несанкционированное вмешательство в счетный механизм: механическое повреждение счетного механизма, путем просверливания в нем отверстия и нарушена свинцовая пломба завода изготовителя.
Однако в указанных актах проверки приборов учета газа отсутствуют сведения о дате установки счетчиков, номер пломбы поставщика: на счетном механизме, на корпусе прибора учета, на запорном устройстве перед прибором учета, отсутствуют сведения о задолженности по оплате на начало месяца.
Кроме того, Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Петровском районе при проведении проверок допущены нарушения Правил ---, а именно: в нарушение подпункта «в» пункта 59 Правил --- в актах проведения проверок от *** отсутствуют сведения о всех гражданах, присутствующих при проведении проверки и реквизиты документов, удостоверяющих их личность; в нарушение подпункта «е» пункта 59 Правил --- в актах проведения проверок от *** отсутствует описание нарушений конкретного пункта договора, который нарушен. Кроме того, обществом нарушен пункт 60 Правил ---, а именно: акт проверки не направлен абоненту по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 16 Правил --- в договоре помимо сведений, указанных в пункте 15 данных Правил, должны быть отражены договоренности сторон по периодичности и порядку проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования.
Поставщик газа обязан, в том числе уведомлять в установленном договором порядке абонента о дате и времени проведения проверки, а также об изменении цен (тарифов) на газ (подпункт «г» пункта 22 Правила ---).
Проверка проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени ее проведения. Уведомление о проведении проверки направляется абоненту любым способом, обеспечивающим его получение не позднее чем за 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом (пункт 56 Правил ---).
Согласно положениям пункта 59 Правил --- результаты проверки отражаются в акте, в котором указываются следующие сведения:
а) дата и место проведения проверки;
б) сведения об абоненте, у которого проводится проверка;
в) сведения о гражданах, присутствующих при проведении проверки, и реквизиты документов, удостоверяющих их личность;
г) показания приборов учета газа;
д) описание технического состояния пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу;
е) описание нарушений с указанием конкретного пункта договора, который нарушен, а в случае их отсутствия - соответствующая запись.
Пунктом 60 Правил --- определено, что акт составляется в 2 экземплярах и подписывается гражданами, присутствовавшими при проведении проверки и оформлении акта, по одному экземпляру для каждой из сторон договора. В случае отказа абонента от подписания акта об этом делается отметка в акте с указанием причин отказа. Абонент вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов проверки, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте проверки. Второй экземпляр акта проверки вручается абоненту (его представителю), а в случае его отказа принять акт - направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.
В судебном заседании установлено, что работники ООО «Газпром Межрегионгаз» незаконно *** находились в домовладениях, принадлежащих истцу, так как в это время работниками ФСБ проводилось ОРМ, подтвердили свидетели и не отрицали представители ООО Газпром Межрегионгаз».
Таким образом, факт нарушения ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Петровском районе перечисленных норм и, как следствие, необоснованный расчет абоненту за коммунальную услугу по газопотреблению, подтверждается материалами дела.
Судом не принимаются доводы ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Петровском районе о том, что само по себе несоблюдение пунктов 59,60 Правил --- не свидетельствует о том, что пломбы на газовых счетчиках ФИО1были не нарушены и показания этого прибора учета газа могли использоваться в расчетах за газ, поставленный абоненту исходя из норматива потребления.
Имеющиеся в материалах дела акты проверок ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Петровском районе от *** не доказывают факт несанкционированного вмешательства в счетный механизм: механическое повреждение счетного механизма, путем просверливания в нем отверстия и нарушения свинцовой пломбы завода изготовителя, поскольку ничем не подтверждены.
Показания представителей ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Петровском районе ФИО7, ФИО9 данные ими в судебном заседании правового значения не имеют, поскольку не опровергают имеющиеся в деле доказательства.
Кроме того, указанные свидетели подтвердили, что они без разрешения собственника осуществляли проверку по данным адресам.
Представленный ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Петровском районе в материалы дела фотоматериал и видеоматериал не может быть принят судом в качестве доказательства, поскольку в актах проверок от *** не указано на применение фотосъемки и видеосъемки при проведении проверки, как и на то, приложением к какому документу он является и с помощью каких технических средств он сделан.
При отсутствии доказательств уведомления абонента по правилам подпункта «г» пункта 22 Правил --- о дате и времени проведения проверки, обществом должным быть представлены безусловные доказательства фактического нарушения абонентом установленной пломбы, однако таких доказательств ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Петровском районе не представлено.
Следовательно, произведенный ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Петровском районе данному абоненту расчет по нормативу потребления является необоснованным.
При вышеперечисленных обстоятельствах требования ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Петровском районе подлежат частичному удовлетворению, так как ФИО1 своими действиями по уничтожению (утилизации) путем сдачи на металлом фактически согласился и подтвердил, что приборы учёта неисправны и не пригодны для эксплуатации, провести метрологическую экспертизу невозможно, в виду утраты предметов подлежащих исследованию, в связи с чем представители ответчика отказались от проведения метрологической экспертизы.
Доказательств несанкционированного вмешательства в приборы учёта газа суду не представлено, акты о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта газа суду не представлены.
Поскольку акты ответчика от *** не могут подтвердить факт несанкционированного вмешательства, то правовых оснований для определения объема потребленного газа по нормам потребления, с применением коэффициента 10 не имеется.
Выявленная в ходе проверки неисправность приборов учёта по мнению суда может являться основанием для определения объёма потребленного газа в соответствии с нормами потребления согласно п. 28 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от *** N 549 (ред. от ***)"О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", согласно которого, в случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
При этом, суд учитывает, расчёт оплаты за потребленный газ представленный суду ФИО1 за период с *** по ***, по адресу ... уплачено по прибору учёта газа -.- руб. -.- коп., по адресу: ... «-.-» уплачено по прибору учёта газа -.- рублей -.- коп., по адресу: ... «-.-» по прибору учёта газа уплачено -.- рублей -.- коп.
А поэтому по мнению суда подлежит взысканию с ФИО1 в пользу филиала в Петровском районе ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» задолженность за поставленный с *** по *** газ по адресу: ... размере -.- руб. -.- коп.--.- руб. -.- = -.- рублей -.- коп., задолженность поставленный с *** по *** газ по адресу: Светлоград, ... в размере -.- руб. -.- коп. --.- рублей -.- коп.=-.- рубля -.- коп., задолженность поставленный с *** по *** газ по адресу: ... в размере -.- руб. -.- коп.--.- руб-.- коп.= -.- рублей -.- коп., а всего взыскать -.- рубля -.- коп.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ФИО1 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в лице филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Петровском районе подлежат взысканию расходы по оплате государственной в сумме -.- рублей 00 копейки.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать действия филиала в Петровском районе ООО «Газпром Межреги-онгаз Ставрополь» по проведению проверки приборов учёта потреблённого газа по адресу: ..., по проведению проверки приборов учёта потреблённого газа по адресу: ..., по проведению проверки приборов учёта потреблённого газа по адресу: ... - незаконными.
Признать действия филиала в Петровском районе ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» по перерасчёту суммы оплаты ФИО1, за потреблённый газ за период с *** по *** за потреблённый газ по адресу: ..., по перерасчёту суммы оплаты ФИО1, за потреблённый газ за период с *** по *** за потреблённый газ по адресу: ..., город Светлоград, ... по перерасчёту суммы оплаты ФИО1, за потреблённый газ за период с *** по *** за потреблённый газ по адресу: ..., город Светлоград, ... и требование по её оплате - незаконными.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО15 - отказать.
Взыскать с ФИО1 в пользу филиала в Петровском районе ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» задолженность за поставленный с *** по *** газ по адресу: ... размере -.- рублей -.- коп., задолженность поставленный с *** по *** газ по адресу: Светлоград, ... в размере -.- рубля -.- коп., задолженность поставленный с *** по *** газ по адресу: Светлоград, ... в размере -.- рублей -.- коп., сумму государственной пошлины в размере -.- рублей 00 коп., а всего взыскать -.- рублей -.- коп.
В удовлетворении остальной части встречных исковых требований филиалу в Петровском районе ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Петровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с ***.
Судья