Дело № 2-655/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2014 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре Я.Э.Остерберг,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прионежского района к обществу с ограниченной ответственностью «ФИО1 Сельга» об освобождении земельного участка, запрете использования под цели, не связанные с сельскохозяйственным использованием, аннулировании записи о разрешенном использовании земельного участка, признании участка сельскохозяйственными угодьями,
у с т а н о в и л:
Прокурор Прионежского района (далее также прокурор) обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что на земельном участке с кадастровым номером № площадью ... кв.м., расположенном в Прионежском районе Республики Карелия, обществом с ограниченной ответственностью «ФИО1 Сельга» (ответчик) осуществляется строительство домов, отсыпана дорога. Указанный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, располагается в пределах осушительной мелиоративной системы, является осушенным земельным участком сельскохозяйственного назначения. Использование названного участка под строительство влечет уменьшение особо ценных сельхозугодий, предназначенных исключительно для сельскохозяйственного производства. Таким образом, действия ответчика по строительству домов на указанных землях противоречит действующему законодательству. В связи с изложенным, просил запретить ответчику использование земельного участка с кадастровым номером № для целей, не связанных с сельскохозяйственным использованием, запретить любое строительство на названном участке, обязать ответчика восстановить положение, существовавшее до нарушения права: освободить участок от возведенных строений, демонтировать дорогу и произвести рекультивацию земель.
В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования, также просил суд признать земельный участок с кадастровым номером № сельскохозяйственными угодьями, аннулировать в государственном кадастре недвижимости (ГКН) запись об изменении вида разрешенного использования земельного участка с разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на - «для дачного строительства», восстановить прежнюю запись о разрешенном использовании.
Определением суда от хх.хх.хх г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия).
В судебном заседании заместитель прокурора Прионежского района требования поддержала.
Представители ответчика, действующие по доверенностям, требования истца не признали, просили в иске отказать, обратили внимание суда на отсутствие доказательств строительства ответчиком дороги, указали, что на спорном участке дорога имелась, что подтверждается представленным документами.
Представитель Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, действующий по доверенности, в судебном заседании требования истца считал подлежащими удовлетворению.
Представитель ФГБУ «Управление Карелмелиоводхоз» по Республике Карелия, действующий по доверенности, в судебном заседании требования истца считал подлежащими удовлетворению.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК (далее - Управление Росреестра по РК), действующие по доверенностям, в судебном заседании требования истца считали подлежащими удовлетворению.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия действующая по доверенности, в судебном заседании требования истца считала подлежащими удовлетворению.
Представитель администрации Деревянского сельского поселения - Глава поселения ФИО2 в судебное заседание не явился, уведомлен о слушании дела надлежащим образом. В судебном заседании хх.хх.хх г. заявленные требования полагал подлежащими удовлетворению.
Представитель администрации Прионежского муниципального района в судебное заседание не явился, уведомлены о слушании дела надлежащим образом. Согласно представленному ходатайству просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, разрешение спора оставили на усмотрение суда.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, показания эксперта, исследовав письменные материалы дела, представленные участниками подлинники документов, приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 79 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Согласно п.6 Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия, использование которых в иных целях не допускается, утвержденного Распоряжением Правительства Республики Карелия от 16.07.2009 г. № 271р-П, пашни, залежи, сенокосы и пастбища осушенные, находящиеся у граждан и юридических лиц на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды, относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.
Законом Республики Карелия от 25.03.2009 г. № 1277-ЗРК «Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях на территории Республики Карелия» не допускается использование в других целях особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, включенных в перечень земель, утверждаемый Правительством Республики Карелия.
В силу п.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. В соответствии с п.1 ч.6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте.
В силу ч.6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель. Категория земель участка с кадастровым номером № не менялась.
По сведениям Управления Росреестра по РК земельный участок с кадастровым номером № расположен на землях сельхозназначения, относится к сельскохозяйственным угодьям, по материалам инвентаризации орошаемых и осушенных земель, оросительных и осушительных систем совхоза «Н.» Прионежского района Карельской АССР хх.хх.хх г., земельный участок не относится к осушенным землям (вид угодий - пастбище). Вместе с тем, в отношении участка «ФИО1 Сельга» совхоза «Н.» хх.хх.хх г. были выполнены работы по мелиорации земель, что подтверждается Актом приемки в эксплуатацию государственной комиссией законченного строительством мелиоративного объекта ФИО1 Сельга, что свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номерам № относится к осушенным землям.
Согласно сведениям, представленным ФГБУ «Управление Карелмелиоводхоз», названный участок располагается в пределах осушительной мелиоративной системы, является осушенным земельным участком сельскохозяйственного назначения.
Использование особо ценных сельскохозяйственных угодий, которые ранее предоставлялись сельскохозяйственным предприятиям под иные цели, в частности под дачное строительство, влечет уменьшение ценных сельхозугодий, предназначенных исключительно для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № располагается в пределах осушительной мелиоративной системы сельскохозяйственного назначения, т.е. является осушенным. В соответствии с паспортом рабочего проекта мелиорации участка «ФИО1 Сельга» совхоза «Н.» Прионежского района были запроектированы и проведены следующие работы: осушение открытой сетью, культуртехнические работы в т.ч. валка деревьев, кустарника, корчевка пней, уборка камней, планировка и разравнивание грунта, внесение органических и минеральных удобрений, известкование, устройство переездов, устройство съездов с дорог, строительство дороги.
На основании изложенного, земли в границах земельного участка с кадастровым номером № отнесены к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.
Судом также установлено, что ответчик на основании договора купли-продажи от хх.хх.хх г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Прионежский район (л.д.№). Земельный участок был приобретен у ООО «Н.», основным видом деятельности которого является производство сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с листом записи Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) ООО «М.» внесло изменение в учредительные документы и в сведения о юридическом лице, содержащееся в ЕГРЮЛ, в части наименования юридического лица, а именно ООО «ФИО1 Сельга».
Постановлением Прионежского районного Совета народных депутатов № от хх.хх.хх г. «О передаче земель совхоза «Н.», в связи с реорганизацией совхоза в АОЗТ в коллективную совместную собственность трудового коллектива Общества были переданы земельные участки общей площадью ... га. (л.д.№).
Постановлением администрации местного самоуправления Прионежского района № от хх.хх.хх г. «Об уточнении площади земель АОЗТ «Н.» была установлена общая площадь земель, находящихся в собственности АОЗТ «Н.», в размере ... га., в т.ч. пашня - ... га., сенокос улучшенный - ... га., пастбище естественное - ... га., пастбище культурное - ... га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (л.д.№).
В соответствии с актом передачи земель АОЗТ «Н.», в связи с преобразованием АОЗТ «Н.» в ООО «Н.», в коллективную совместную собственность Общества были переданы земельные участки общей площадью ... га
Постановлением администрации Прионежского муниципального района № от хх.хх.хх г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, прилагаемой к акту о выборе земельного участка в районе ...» была утверждена схема участка, изменен вид разрешенного использования участка с «для сельскохозяйственного использования» на «для ведения дачного хозяйства». Этим же постановлением утвержден акт о выборе земельного участка для ведения дачного хозяйства от хх.хх.хх г.
Дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха с правом возведения жилого строения, хозяйственных построек, выращивания различных сельскохозяйственных культур (ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
Вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения «для ведения дачного хозяйства» для юридических лиц предусмотрен вышеназванным Федеральным законом в качестве садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
На приобретенном ответчиком участке построены три объекта недвижимости: двухэтажное каркасное строение длиной ... м. и шириной ... м. с двухскатной крышей, одноэтажное каркасное строение длиной .... и шириной ... м. с двускатной крышей и верандой, одноэтажное каркасное строение длиной .... и шириной ... м. с двускатной крышей. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Названное выше постановление отменено постановлением администрации района № от хх.хх.хх г. по протесту прокурора Прионежского района.
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, определяет принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве, а также приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
В соответствии с положениями статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: приостановления гражданско-жилищного и другого строительства; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно положений статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В целях реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», Федерального закона от 29.12.2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» Правительство Российской Федерации утвердило Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья им продовольствия на 2013-2020 годы Государственной программы (далее - Государственная программа). К первому уровню приоритетов Государственной программы и ее подпрограмм, в частности «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» и других, относятся развитие скотоводства (производство молока и мяса) как системообразующей подотрасли, использующей конкурентные преимущества страны, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий, а также развитие производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий, предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий, ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель.
Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", использование дачного земельного участка предполагает строительство на нем жилого дома, что противоречит и приоритету в использовании и особой охране сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с приказом Минприроды Российской Федерации № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 г. «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, природоохранных и иных целей. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при проведении строительных, геолого-разведочных, эксплутационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Согласно ГОСТу 17.5.1.02-85 «Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации» к группе нарушенных земель по направлениям рекультивации, а именно земли сельскохозяйственного направления рекультивации, отнесены виды последующего использования рекультивированных земель: пашни, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения. Вид использования «для ведения дачного хозяйства» не входит в данный перечень.
Эксперт в судебном заседании указал, что мелиоративная система на участке ФИО1 Сельга работает, не поддержав свои выводы, указанные в экспертном заключении, выполненном на основании определения суда по делу по заявлению прокурора Прионежского района Республики Карелия о признании незаконным постановления администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. №. Выводы, изложенные в экспертном заключении, были опровергнуты доводами представителя ФГБУ «Управление Карелмелиоводхоз», по тем основаниям, что большинство исследований необходимых для дачи заключения по поставленным судом вопросам, сделаны не были. Эксперт доводы представителя ФГБУ «Управление Карелмелиоводхоз» не оспорил.
Таким образом, судом установлено, что ответчик использует земельный участок сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, что является нарушением действующего вышеприведенного законодательства.
На основании изложенного, требования прокурора Прионежского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «ФИО1 Сельга» о запрете использования земельного участка с кадастровым номером № для целей, не связанных с сельскохозяйственным использованием, о возложении обязанности освободить земельный участок от возведенных строений: двухэтажного каркасного строения длиной ... м. и шириной ... м. с двухскатной крышей, одноэтажного каркасного строения длиной .... и шириной ... м. с двускатной крышей и верандой, одноэтажного каркасного строения длиной .... и шириной ... м. с двускатной крышей, провести рекультивацию земельного участка, признании земельного участка с кадастровым номером № сельскохозяйственными угодьями и аннулировании в государственном кадастре недвижимости записи об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства», восстановлении ранее существующей записи «для сельскохозяйственного использования» основаны на требованиях закона и подлежат удовлетворению.
Требования прокурора о возложении на ответчика обязанности демонтировать дорогу и запрещении любого строительства на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем ответчику на праве собственности, удовлетворению не подлежат по следующим обстоятельствам.
Часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Заявляя требования о демонтаже дороги на земельном участке с кадастровым номером №, прокурор не представил доказательств возведения дороги ответчиком на указанном участке. Доводы представителей ответчика о том, что на спорном участке существовала дорога, которая была только улучшена ответчиком, подтверждается представленным документами, в частности Актом приемки в эксплуатацию государственной комиссией законченного строительством мелиоративного объекта ФИО1 Сельга, рабочим проектом мелиорации земель участка «ФИО1 Сельга». Таким образом, оснований для возложения на ответчика обязанности демонтировать существующую дорогу, у суда не имеется.
В соответствии с положениями пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 1 ст. 263 ГК РФ также предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.
Таким образом, требования прокурора о запрете любого строительства на земельном участке с кадастровым номером № удовлетворению не подлежат, как противоречащие действующему земельному законодательству.
В соответствии с положениями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Таким образом, с ответчика в доход бюджета Прионежского муниципального района подлежит взысканию госпошлина в сумме 2000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Прионежского района Республики Карелия к обществу с ограниченной ответственностью «ФИО1 Сельга» об освобождении земельного участка, запрете использования под цели, не связанные с сельскохозяйственным использованием, возложении обязанности совершить определенные действия, аннулировании записи о разрешенном использовании земельного участка, признании участка сельскохозяйственными угодьями, удовлетворить частично.
Запретить обществу с ограниченной ответственностью «ФИО1 Сельга» использование земельного участка с кадастровым номером № для целей, не связанных с сельскохозяйственным использованием.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ФИО1 Сельга» освободить земельный участок от возведенных строений: двухэтажного каркасного строения длиной ... м. и шириной ... м. с двухскатной крышей, одноэтажного каркасного строения длиной .... и шириной ... м. с двускатной крышей и верандой, одноэтажного каркасного строения длиной .... и шириной ... м. с двускатной крышей, провести рекультивацию земельного участка.
Признать земельный участок с кадастровым номером № сельскохозяйственными угодьями.
Аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости запись об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства», восстановив ранее существующую запись о виде разрешенного использования участка - «для сельскохозяйственного использования».
В удовлетворении иных требований прокурору отказать.
Запреты, наложенные определением суда от хх.хх.хх г. ООО «ФИО1 Сельга» по использованию земельного участка для строительства, возведения на нем каких-либо объектов, в том числе домов и дорог; Управлению Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия совершать любые регистрационные действий с земельным участком с кадастровым номером № и объектами недвижимости, расположенными на земельном участке, а также филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия на внесение изменений в ГКН по объекту недвижимости «земельный участок с кадастровым номером №» сохраняют свое действие до вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ФИО1 Сельга» в доход бюджета Прионежского муниципального района Республики Карелия судебные расходы в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Т.В.Баранова
Мотивированное решение суда составлено 26 ноября 2014 года.