копия
Р Е Ш Е Н И Е дело №
ИФИО1
<адрес> 15 ноября 2021 года
Дорогобужский районный суд <адрес>
в составе: председательствующего (судьи): ФИО2,
при секретаре: ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного куга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» об обязании принять меры по снижению загрязняющих веществ в сточных водах, ведении учета объема сточных вод и предоставлении документации
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» (далее – МУП «Водоканал») об обязании принять меры по снижению загрязняющих веществ в сточных водах, ведении учета объема сточных вод и предоставлении документации на том основании, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения МУП «Водоканал» законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, водного законодательства, в ходе которой было установлено, что на основании лицензии на право пользования недрами СМО 0012 ВЭ МУП «Водоканал» владеет одиночными водозаборными скважинами №№, 66200336, 66200337, которые эксплуатируют водоносный плавско-хованский карбонатный горизонт.
Данная лицензия зарегистрирована в Центрнедрах ДД.ММ.ГГГГ, действительная на срок до ДД.ММ.ГГГГ. участок недр расположен в <адрес>.
Согласно данной лицензии МУП «Водоканал» обязан обеспечивать соблюдение всего комплекса природоохранных мероприятий при проведении работ, связанных с пользованием недрами.
МУП «Водоканал» ведет добычные работы без утвержденного, согласованного в установленном порядке и составленного в соответствии с действующими стандартами, инструкциями и иными нормативными документами проекта водозабора при добыче питьевых и технических подземных вод.
МУП «Водоканал» получено Решение о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№, которое зарегистрировано в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ. Срок водопользования установлен на 3 года с момента регистрации.
В соответствии с решением №: выпуск № – сброс хозяйственно-производственных сточных вод в оз. Каруто (<адрес>). Очистные сооружения расположены по адресу: <адрес> сооружения в составе объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – производственный территории № очистные сооружения (с водозабором) поставлены МУП «Водоканал» на учет в федеральном государственном реестре, код объекта №П, 2 – категория, значительная.
На основании п.1 ст. 31.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны предоставить декларацию о воздействии на окружающую среду.
До настоящего времени декларация о воздействии на окружающую среду в отношении объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (код объекта №П) МУП «Водоканал» не представлена.
Пунктом 5 ч.2 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ «Водный кодекс» определено, что водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества (далее – Порядок) утвержден приказом Минприроды России от 09.11.2020г. №.
Учет объема фактического сброса сточных вод с очистных сооружений (выпуск № в оз. Каруто) осуществляется косвенным методом (по производительности и количеству часов работы насосов КНС).
Применяемый способ учета объемов сбросов сточных вод не согласован с Отделом водных ресурсов по <адрес> Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.
Таким образом, МУП «Водоканал» не обеспечено ведение учета объема сброса сточных вод по выпуску № в оз. Каруто в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№.
За период 4 <адрес> МУП «Водоканал» представлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ№-р/20 (дата отбора проб ДД.ММ.ГГГГ), выполненный в рамках производственного экологического контроля предприятия аккредитованной лабораторией ПАО «Дорогобуж».
Согласно данным вышеуказанного протокола в сточной воде после очистки на биологических очистных сооружениях МУП «Водоканал» (выпуск №) концентрация загрязняющих веществ превышают допустимые концентрации загрязняющих веществ, установленные Решением №, а именно: по БПК полн – в 12,1 раз; по азоту аммонийному – в 23 раза; по фосфатам – в 13 раз; по сульфатам – в 1,17 раз; по железу общему – в 4 раза; по взвешенным веществам – в 4,86 раз, по нефтепродуктам – в 2 раза.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Филиалом ЦЛАТИ по <адрес> произведены отборы проб сточных вод после очистки на выпуске № с биологических очистных сооружений предприятия и природной воды оз. Каруто (500 м выше и ниже по течению выпуска №).
В соответствии с экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ№ по результатам количественного химического анализа отобранных проб сточной воды выпуска № с биологических очистных сооружений МУП «Водоканал» в оз. Каруто выявлены превышения допустим концентраций загрязняющих веществ, установленные Решением №.
Таким образом, концентрации загрязняющих веществ в сточных водах выпуска № в оз. Каруто не снижены до концентраций, установленных действующим решением о предоставлении водного объекта в пользовании.
Невыполнение МУП «Водоканал» обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.
На основании изложенного, прокурор просит суд обязать МУП «Водоканал» снизить концентрацию загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в оз. Каруто в <адрес> до концентраций, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование №; обеспечить ведение учета сброса сточных вод по выпуску № в оз. Каруто в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 09.11.2020г. №; утвердить подготовительный и согласованный в установленном порядке технический проект разработки месторождения подземных вод на Дорогобужском месторождении питьевых подземных вод (водозаборные скважины №№ ГВК66200335, 66200336, 66200337); представить в Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям декларацию о воздействии на окружающую среду производственной территории № очистные сооружения (с водозабором), расположенному по адресу: <адрес> (код объекта №П).
Представитель истца – помощник прокурора ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям
Представитель ответчика МУП «Водоканал» в судебное заседание не явился. Представлено ходатайство, в котором представитель ответчика просит рассмотреть настоящее гражданское дело в свое отсутствие, исковые требования признают. Кроме этого, представителем ответчика представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому представитель ответчика дал следующие пояснения: - по вопросу предоставления в Межрегиональное Управление Росприроднадзора декларации о воздействии на окружающую среду в соответствии со ст. 31.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ 9ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «Об охране окружающей среды» одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (проект НДС). Стоимость услуг по разработке проекта НДС для одного выпуска составляет 70000 рублей. Кроме этого на получение необходимых справок также требуются денежные средства в общем размере 55000 рублей. В связи с финансовым положением Администрация МУП «Водоканал» неоднократно обращалась за финансовой помощью для решения данной проблемы в Администрацию МО «<адрес>». На сегодняшний день заключен договор с ИТЦ «Экология» по разработке проекта нормативов допустимых сбросов в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей».
- по вопросу утверждения технического проекта разработки месторождения подземных вод на Дорогобужском месторождении питьевых подземных вод. По ходатайству МУП «Водоканал» Администрация МО «<адрес>» <адрес> заключила муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Геосервис плюс» на выполнение работ по разработке Проекта водозабора при пользовании недрами для добычи питьевых подземных вод на участке, расположенном в <адрес>. В конце ноября 2019 года работа по разработке проекта была выполнена и МУП «Водоканал» направил проект на согласование КСТП в Департамент по недропользованию по ЦФО (ЦЕНТРНЕДРА). В связи с отсутствием экспертного заключения на соответствие гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды проект не прошел согласование на соответствие КСТП. Для получения положительного экспертного заключения о соответствии гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды МУП «Водоканал» заключил договор с ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ на исследование питьевой воды из артезианских скважин. В связи с тем, что на счета предприятия наложен арест, работы не оплачены.
- по вопросу ведения учета объема сброса сточных вод по выпуску № в оз. Каруто в соответствии с приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ№ имеется приказ МУП «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке ведения учета забора водных ресурсов и объема сброса сточных вод» и журнал «Учета объема сброса сточных вод».
- по вопросу снижения концентрации загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в оз. Каруто для достижения концентрации загрязняющих веществ до разрешенных ПДК необходимо провести модернизацию и реконструкцию существующих очистных сооружений, о чем Администрация МУП «Водоканал» неоднократно уведомляла собственника объекта. Для осуществления мероприятий по строительству и модернизации очистных сооружений Администрацией МО «<адрес>» была подана заявка на разработку проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений <адрес> с целью включения объектов коммунального хозяйства <адрес> в государственную программу «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения <адрес>».
Третье лицо Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в т.ч. радиоактивных, иных веществ микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в т.ч. радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды
Согласно ст. 2 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в т.ч. поверхностные и подземные воды (ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды")
Статьей 19 Федерального закона от "Об охране окружающей среды" установлено, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
В соответствии со ст. ст. 22, 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по сохранению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 34 указанного Закона).
Пункт 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ гласит, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с частью 2 статьи 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны в том числе: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
Согласно п. 2 ст. 55 Водного Кодекса РФ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации
В силу ч. 4 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", сбросы химических веществ, иных веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании лицензии на право пользования недрами СМО 00112 ВЭ МУП «Водоканал» владеет одиночными водозаборными скважинами №№ ГВК66200335 глубиной 85 м., ГВК66200336 глубиной 100м., ГВК66200337 глубиной 117 м., ГВК66200384 глубиной 125м., ГВК66200385 глубиной 100м., ГВК66200386 глубиной 100м., ГВК66201701 глубиной 105м., ГВК 66201834 глубиной 111м., которые эксплуатируют водоносный плавско-хованский карбонатный горизонт. Данная лицензия зарегистрирована в Департаменте по недропользованию по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, действительная на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Участок недр расположен в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> по природным ресурсам и экологии выдал МУП «Водоканал» решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод №, срок водопользования установлен на три года с даты регистрации в государственном реестре, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Данным решением, в том числе установлены максимальные показатели содержания загрязняющих веществ в сточных водах.
Согласно указанному решению осуществление сброса производится в следующих местах: выпуск № (сброс хозяйственно-производственных сточных вод) в озеро Каруто <адрес> (координаты выпуска: 54 55 46” с.ш., 33 15 26”в.д.).
Проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект со сточными водами для МУП «Водоканал» разработан в 2012 году. Нормативы допустимых сбросов веществ в водный объект (НДС) утвержден ДД.ММ.ГГГГ на срок до 30.08.2018г.
Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду серии СМ-в 08 № выдано ДД.ММ.ГГГГ, на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешением СМ-в 08 № по выпуску № (оз. Каруто) разрешено осуществление сброса ограниченного перечня загрязняющих веществ.
Из представленного возражения на исковое заявление усматривается, что по ходатайству МУП «Водоканал» Администрация МО «<адрес>» <адрес> заключила муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Геосервис плюс» на выполнение работ по разработке Проекта водозабора при пользовании недрами для добычи питьевых подземных вод на участке, расположенном в <адрес>. В конце ноября 2019 года работа по разработке проекта была выполнена и МУП «Водоканал» направил проект на согласование КСТП в Департамент по недропользованию по ЦФО (ЦЕНТРНЕДРА). В связи с отсутствием экспертного заключения на соответствие гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды проект не прошел согласование на соответствие КСТП. Для получения положительного экспертного заключения о соответствии гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды МУП «Водоканал» заключил договор с ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ на исследование питьевой воды из артезианских скважин. В связи с тем, что на счета предприятия наложен арест, работы не оплачены
Из материалов дела усматривается, что:
- ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки исполнения МУП «Водоканал» законодательства об охране окружающей среды выявлено, что МУП «Водоканал» ведет добычные работы без утвержденного, согласованного в установленном порядке и составленного в соответствии с действующими стандартами, инструкциями и иными нормативными документами проекта водозабора при добыче питьевых и технических подземных вод (акт проверки от 27.07.2018г.), в связи с чем, МУП «Водоканал» привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Ответчику было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении подготовленного и согласованного в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О недрах» технического проекта разработки месторождения подземных вод (проект водозабора) для участка недр, расположенного в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Водоканал» было признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
- ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки исполнения МУП «Водоканал» законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, водного законодательства выявлено, что МУП «Водоканал» превышена концентрация загрязняющих веществ в сточных водах впуска № после очистки в оз. Карута <адрес> (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№-К), в связи с чем, МУП «Водоканал» привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ. Ответчику было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ (вода) о получении в срок до ДД.ММ.ГГГГ разрешения на сброс загрязняющих веществ по выпуску № в оз. Каруто в пределах установленных лимитов, а также в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить ведение учета объема сброса сточных вод по выпуску № в оз. Каруто в соответствии с Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№. Постановлением Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Водоканал» было признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 81000 руб.
- ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки исполнения МУП «Водоканал» водного законодательства выявлено, что МУП «Водоканал» превышена концентрация загрязняющих веществ в сточных водах впуска № после очистки в оз. Карута <адрес> (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№-К), в связи с чем, МУП «Водоканал» привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. Ответчику было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ (вода) о снижении в срок до ДД.ММ.ГГГГ концентрации загрязняющих веществ в сточных водах выпуска № в оз. Каруто до концентраций, установленных Разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду СМ-в 08 №. Постановлением Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Водоканал» было признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В дальнейшем Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по адресу: <адрес> была проведена проверка и был установлен факт неисполнения МУП «Водоканал» ранее выданных законных предписаний от ДД.ММ.ГГГГ№ (недра), от ДД.ММ.ГГГГ №№, 076 (вода) (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№), срок исполнения которых истек ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ постановлениями мирового судьи судебного участка № в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (дело №, дело №, дело №) МУП «Водоканал» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Ответчику выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ В/Н, согласно которому в срок до ДД.ММ.ГГГГ МУП «Водоканал» необходимо утвердить подготовленный и согласованный в установленном порядке технический проект разработки месторождения подземных вод для участков недр на Дорогобужском месторождении питьевых подземных вод (водозаборные скважины №№ ГВК66200335, 66200336, 66200337, 66200384, 66200385, 66200386, 66201701, 66201834), обеспечить ведение учета объема сброса сточных вод по выпуску № в оз. Каруто в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема сброса сточных вод, их качества, утвержденным Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ и снизить концентрации загрязняющих веществ в сточных водах выпуска № в оз. Каруто до концентраций, установленных действующим Решением о предоставлении водного объекта в пользование. Окончательный срок был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) проведена проверка исполнения МУП «Водоканал» предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ В/Н, в ходе которой установлено, что предписание не исполнено (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№). В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка № в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (дело №) МУП «Водоканал» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Судом установлено, что Управлением Росприроднадзора выявлены нарушения МУП «Водоканал» правил водопользования при сбросе сточных вод в водный объект.
За период 4 <адрес> МУП «Водоканал» представлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ№-р/20 (дата отбора проб ДД.ММ.ГГГГ), выполненный в рамках производственного экологического контроля предприятия аккредитованной лабораторией ПАО «Дорогобуж».
Согласно данным вышеуказанного протокола в сточной воде после очистки на биологических очистных сооружениях МУП «Водоканал» (выпуск №) концентрация загрязняющих веществ превышают допустимые концентрации загрязняющих веществ, установленные Решением №, а именно: по БПК полн – в 12,1 раз; по азоту аммонийному – в 23 раза; по фосфатам – в 13 раз; по сульфатам – в 1,17 раз; по железу общему – в 4 раза; по взвешенным веществам – в 4,86 раз, по нефтепродуктам – в 2 раза.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Филиалом ЦЛАТИ по <адрес> произведены отборы проб сточных вод после очистки на выпуске № с биологических очистных сооружений предприятия и природной воды оз. Каруто (500 м выше и ниже по течению выпуска №).
В соответствии с экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ№ по результатам количественного химического анализа отобранных проб сточной воды выпуска № с биологических очистных сооружений МУП «Водоканал» в оз. Каруто выявлены превышения допустим концентраций загрязняющих веществ, установленные Решением №, а именно:
- протокол испытаний (измерений) от ДД.ММ.ГГГГ№дата отбора ДД.ММ.ГГГГ в 11ч 45 мин.), п.8.31 Заключения: по БПК полн-в 3,5 раз; по азоту аммонийному – в 75 раз; по азоту нитритов – в 1,5 раза; по фосфатам – в 22,5 раз; по сульфатам – 1,4 раза; по железу общему – в 5,2 раза; по марганцу – в 17 раз; по СПАВ (ан) – в 3 раза; по нефтепродуктам – в 7,4 раза;
- протокол испытаний (измерений) от ДД.ММ.ГГГГ№ (дата отбора пробы ДД.ММ.ГГГГ в 11ч 53 мин.), п. 8.3.3 Заключения: по БПК полн – в 3,8 раз; по азоту аммонийному – в 82,5 раз; по азоту нитритов – в 1,3 раза; по фосфатам – в 14,5 раз; по железу общему – в 6,9 раз; по марганцу – в 11,1 раз; по СПАВ (ан) – в 2,2 раза; по нефтепродуктам – в 26 раз;
- протокол испытаний (измерений) от ДД.ММ.ГГГГ№ (дата отбора пробы ДД.ММ.ГГГГ в 11ч. 02мин.), п. 8.3.6 Заключения: по БПК полн- в 2,1 раз; по азоту аммонийному – в 75 раз; по сульфатам – в 1,3 раза; по фосфатам – в 18 раз; по железу общему – в 9,6 раз; по марганцу – в 10,9 раз; по СПАВ (ан) в 4 раза; по нефтепродуктам – в 11,4 раза.
Следовательно, результатами экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ№ по результатам количественного химического анализа отобранных проб сточных воды выпуска № с биологических очистных сооружений МУП «Водоканал» в озеро Каруто, в нарушение действующего законодательства, выявлено, что концентрации загрязняющих веществ в сточных водах не снижены до концентраций, установленных действующим решением о предоставлении водного объекта в пользование, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду.
Из чего следует, что МУП «Водоканал» при сбросе сточных вод осуществляет систематическое превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование и разрешением на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
МУП «Водоканал» до настоящего времени не приняты достаточные меры в целях достижения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ при сбросе сточных вод по выпуску № в оз. Каруто <адрес> и предотвращению нарушения законодательства РФ об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, водного законодательства.
Кроме того, ответчику выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому МУП «Водоканал» в течение одного месяца со дня получения представления необходимо предоставить декларацию о воздействии на окружающую среду в отношении объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – производственной территории № очистные сооружения (с водозабором), расположенного по адресу: <адрес> (код объекта №П).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) проведена проверка исполнения МУП «Водоканал» предписания от ДД.ММ.ГГГГ№, в ходе которой установлено, что предписание не исполнено. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка № в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> (дело №) МУП «Водоканал» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
С учетом установленных судом обстоятельств, а также принимая во-внимание, что МУП «Водоканал» признает исковые требования, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Водоканал» удовлетворить:
Обязать МУП «Водоканал»
- снизить концентрацию загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в оз. Каруто в <адрес> до концентраций, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование №;
- обеспечить ведение учета сброса сточных вод по выпуску № в оз. Каруто в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 09.11.2020г. №;
- утвердить подготовительный и согласованный в установленном порядке технический проект разработки месторождения подземных вод на Дорогобужском месторождении питьевых подземных вод (водозаборные скважины №№ ГВК66200335, 66200336, 66200337);
- представить в Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям декларацию о воздействии на окружающую среду производственной территории № очистные сооружения (с водозабором), расположенному по адресу: <адрес> (код объекта №П).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд в течение месяца, со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Дорогобужский районный суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна
Судья Дорогобужского районного суда
<адрес>ФИО5