Дело №2-690\2014 14 января 2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
Председательствующего Платоновой Н.М.
с участием прокурора Нечай С.Д., представителя заявителя ООО «Лукойл-ТТК» ФИО7, представителей заинтересованных лиц Волжской городской Думы ФИО2 <адрес> ФИО8, ФИО1 городского округа – <адрес> ФИО2 <адрес> ФИО5,
При секретаре ФИО6
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском
14 января 2014 года
дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-ТТК» о признании недействующим муниципального нормативного правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-ТТК» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим в части Решение о порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа – <адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города от 19 апреля 2013 года №349-ВГД, принятого Волжской городской Думой "."..г., опубликованного в Волжском муниципальном Вестнике №... (195) "."..г.. По мнению заявителя, подпункт 1 пункта 1.1 указанного Решения, в части слов зеленые насаждения – древесно -кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники) и пункт 2.1 Приложения №... к Решению, в части слов Км=0,5 – для зеленых насаждений, расположенных в охранных зонах инженерных коммуникаций, принят с превышением полномочий и противоречит п.1 ст.4, п.1 ст.5 Федерального закона 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст.ст. 34 - 40 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 3 ст. 87 Земельного кодекса РФ, ст. 1, ст. 7 Закона ФИО2 <адрес> от "."..г. № №... «О защите зеленых насаждений в населенных пунктах ФИО2 <адрес>». Полагают, что в обжалуемой части Решение № 349-ВГД нарушает права и законные интересы «Лукойл-ТТК», так как устанавливает обязанность производить компенсационные выплаты за снос деревьев и кустарников, незаконно высаженных либо проросших естественным образом в охранной зоне тепловых сетей. При этом подпунктом 1 пункта 1.1 Решения № №... создаются условия для незаконного получения компенсационной стоимости, а пунктом 2.1 Приложения №... к Решению № №... устанавливается порядок расчета размера этой незаконной компенсации. Целью принятия Решения № 349-ВГД является восстановление и развитие зеленого фонда городского округа - <адрес> ФИО2 <адрес>. Восстановление и развитие зеленых насаждений в охранных зонах тепловых сетей несовместимо с целями установления таких зон, в которых законодательно устанавливается особый режим их использования, запрещающий посадку и нахождение деревьев (п.3 ст. 87 Земельного кодекса РФ). Сохранение и воспроизводство зеленых насаждений в охранных зонах тепловых сетей, не являющихся озелененными территориями, противоречит целям установления режима охранной зоны. Зеленые насаждения в охранной зоне тепловых сетей архитектурно-планировочных и санитарно-гигиенических функций не несут. Напротив, как следует из нижеприведенных норм права, посадка деревьев в охранной зоне тепловых сетей запрещена, а их нахождение в охранной зоне недопустимо. Искусственная высадка деревьев и кустарников либо допущение их естественного роста в охранной зоне тепловых сетей для архитектурно-планировочных и санитарно-гигиенических целей недопустимы, так как противоречит целям установления охранной зоны (обеспечение безопасности населения и создание необходимых условий для эксплуатации тепловых сетей). Правовая природа компенсационных (восстановительных) выплат предполагает возмещение потерь, понесенных убытков, расходов. Применительно к вопросу уплаты компенсационной стоимости за зеленые насаждения, посаженные в нарушение запрета на их посадку, для истца и иных заинтересованных лиц не влечет возникновение каких-либо потерь, убытков либо расходов в Приложении №... к Решению № №... помимо Км=2 для зеленых насаждений общего пользования, Км=1,5 для зеленых насаждений ограниченного пользования и специального назначения установлен Км = 0,5 для зеленых насаждений, расположенных в охранных зонах инженерных коммуникаций, то есть для земельных участков, не являющихся озелененными территориями и в которых посадка или нахождение деревьев в охранной зоне недопустимы. Деревья и кустарники, незаконно высаженные либо проросшие естественным образом в охранной зоне, не являются надлежащим охраняемым объектом природной среды. Уплата компенсационной стоимости за естественно проросшие деревья и кустарники будет носить постоянный характер, что в условиях осуществления регулируемой государством деятельности по поставке тепловой энергии при установлении тарифов на тепловую энергию, когда к учету принимаются все экономически обоснованные затраты на обеспечение указанной деятельности, обусловит рост тарифа на тепловую энергию, и в конечном счете оплата незаконно взимаемой компенсационной стоимости за незаконно высаженные либо проросшие естественным образом в охранной зоне деревья и кустарники будет возложена на потребителей тепловой энергии, в том числе население <адрес>. Законодательство устанавливает исключительно федеральный уровень нормативного регулирования данных правоотношений, в связи с чем, нормативные правовые акты органа местного самоуправления, регулирующие отношения, связанные с опасными производственными объектами, являются принятыми вне его компетенции. Просили признать недействующим подпункт 1 пункта 1.1 Решения о порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа – <адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города от "."..г. №№..., принятого Волжской городской Думой "."..г., опубликованного в Волжском муниципальном Вестнике №... (195) "."..г., в части слов зеленые насаждения – древесно -кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники) и признать недействующим пункт 2.1 Приложения №... к Решению о порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа – <адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города от "."..г. №№..., принятого Волжской городской Думой "."..г., опубликованного в Волжском муниципальном Вестнике №... (195) "."..г., в части слов Км=0,5 – для зеленых насаждений, расположенных в охранных зонах инженерных коммуникаций, как противоречащие п.1 ст.4, п.1 ст.5 Федерального закона 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст.ст. 34 - 40 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 3 ст. 87 Земельного кодекса РФ, ст. 1, ст. 7 Закона ФИО2 <адрес> от "."..г. № №... «О защите зеленых насаждений в населенных пунктах ФИО2 <адрес>», со дня вступления оспариваемого решения в силу с "."..г..
Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-ТТК» ФИО7 в судебном заседании заявленные требования поддержал по указанным основаниям.
Представитель Волжской городской Думы ФИО2 <адрес> ФИО8 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований в части признания недействующим пункт 2.1 Приложения №... к Решению о порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа – <адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города от "."..г. №№..., принятого Волжской городской Думой "."..г., опубликованного в Волжском муниципальном Вестнике №... (195) "."..г., в части слов Км=0,5 – для зеленых насаждений, расположенных в охранных зонах инженерных коммуникаций, как противоречащие п.1 ст.4, п.1 ст.5 Федерального закона 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст.ст. 34 - 40 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 3 ст. 87 Земельного кодекса РФ, ст. 1, ст. 7 Закона ФИО2 <адрес> от "."..г. № №... «О защите зеленых насаждений в населенных пунктах ФИО2 <адрес>», поскольку протест ФИО2 межрайонного природоохранного прокурора №... от "."..г. на пункты 1.1, 2.4, 3.10 Решения от "."..г.. №№... «О порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа -<адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города» удовлетворен и на ФИО1 городского округа - <адрес> ФИО2 <адрес> возложена обязанность разработать проект Решения «О внесении изменений в Решение от "."..г.. №№... «О порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа -<адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города», с учетом протеста ФИО2 межрайонного природоохранного прокурора. Однако указала, что суд может признать нормативный правовой акт недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, если до вынесения решения суда он применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций. Названный Закон применялся до вынесения настоящего решения суда, полагала, что Решение в указанной части подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
Представитель ФИО1 городского округа – <адрес> ФИО2 <адрес> ФИО5 в судебном заседании заявленные требования не признала указала, что на ФИО1 городского округа - <адрес> ФИО2 <адрес> возложена обязанность разработать проект Решения «О внесении изменений в Решение от "."..г.. №№... «О порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа -<адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города», с учетом протеста ФИО2 межрайонного природоохранного прокурора.
Прокурор участвующий в деле ФИО4 в судебном заседании полагал заявленные требования, несмотря на то, что на ФИО1 городского округа - <адрес> ФИО2 <адрес> возложена обязанность разработать проект Решения «О внесении изменений в Решение от "."..г.. №№... «О порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа -<адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города», с учетом протеста ФИО2 межрайонного природоохранного прокурора, подлежащими удовлетворению, поскольку подпункт 1 пункта 1.1 Решения о порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа – <адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города от "."..г. №№..., в части слов зеленые насаждения – древесно -кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники) и пункт 2.1 Приложения №1 к Решению о порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа – <адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города от "."..г. №349-ВГД, в части слов Км=0,5 – для зеленых насаждений, расположенных в охранных зонах инженерных коммуникаций, противоречат п.1 ст.4, п.1 ст.5 Федерального закона 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст.ст. 34 - 40 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 3 ст. 87 Земельного кодекса РФ, ст. 1, ст. 7 Закона ФИО2 <адрес> от "."..г. № №... «О защите зеленых насаждений в населенных пунктах ФИО2 <адрес>», однако в связи с тем, что не установлено нарушение прав заявителя, соответственно просил признать недействующими указанные положения с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованных лиц, прокурора, исследовав письменные доказательства, считает заявленные требования обоснованными в части по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае противоречия оспариваемого нормативного акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим со дня принятия или иного, указанного судом времени.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Из материалов дела следует, что "."..г. подписано ФИО1 городского округа – <адрес> ФИО2 <адрес>, принятое Волжской городской Думой "."..г., опубликованное в Волжском муниципальном Вестнике №... (195) "."..г. Решение о порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа -<адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города с Приложением №1.
Подпункт 1 пункта 1.1 Решения № №... в части слов зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники) противоречит ст. 1 Закона ФИО2 <адрес> от "."..г. № 640-ОД «О защите зеленых насаждений в населенных пунктах ФИО2 <адрес>».
Пункт 2.1 Приложения № 1 к Решению № №... в части слов Км = 0,5 -для зеленых насаждений, расположенных в охранных зонах инженерных коммуникаций противоречит нормам действующего законодательства имеющих высшую юридическую силу - п.1 ст.4, п.1 ст.5 Федерального закона 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст.ст. 34 - 40 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 3 ст. 87 Земельного кодекса РФ, ст. 1, ст. 7 Закона ФИО2 <адрес> от "."..г. № №... «О защите зеленых насаждений в населенных пунктах ФИО2 <адрес>».
Так Согласно преамбулы Закона ФИО2 <адрес> от "."..г. № №... «О защите зеленых насаждений в населенных пунктах ФИО2 <адрес>» последний регулирует правоотношения между органами государственной власти ФИО2 <адрес>, юридическими лицами и гражданами по вопросам сохранения и воспроизводства зеленых насаждений в населенных пунктах ФИО2 <адрес>. При этом согласно ст.1 указанного Закона зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения в населенных пунктах, кроме городских лесов, выполняющая архитектурно-планировочные и санитарно-гигиенические функции.
В соответствии с п. 3 ст. 87 Земельного кодекса РФ в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
В соответствии с п.4 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя России от "."..г. № 197, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети».
В настоящее время действует СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети». Согласно таблицы Б.3 СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» при подземной и надземной прокладках тепловых сетей наименьшее расстояние в свету от конструкций тепловых сетей до ствола дерева составляет 2 метра, до кустарника - 1 метр.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до деревьев и кустарников также установлены п.2.6.11 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года № 153, а также п. 7.12 Временных региональных нормативов градостроительного проектирования ФИО2 <адрес>, утвержденных Постановлением ФИО1 <адрес> от "."..г. № №...
В соответствии с п.6 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя России от 17 августа 1992 года № 197 в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы.
Согласно ст.ст. 34 - 40 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
На основании ст. 1 Закона ФИО2 <адрес> от "."..г. № №... озелененные территории - участки земли, занятые зелеными насаждениями не менее чем на 30 процентов.
В соответствии с п. 1.1.2 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года № 153 выделяются три основных категории озелененных территорий, каждая из которых имеет свои особенности по отношению к гражданскому обороту (отношения к собственности, продажа, аренда), режимам пользования и способам хозяйствования:
озелененные территории общего пользования - территории, используемые для рекреации всего населения города (в крупнейших городах-«миллионерах» -жителей планировочных и жилых районов). Расчет потребности в них рассчитывается на все городское население или население планировочного или жилого района плюс так называемое «временное население» - приезжие, туристы, иногородние торговцы и т.д.;
озелененные территории ограниченного пользования. Это территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территорий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения;
озелененные территории специального назначения: санитарно-защитные, водоохранные, защитно-мелиоративные зоны, кладбища, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, территории, подпадающие под действие Федерального закона «Об особо охраняемых территориях». Расчет потребности в озелененных территориях данной категории ведется с учетом их функционального назначения.
В силу п.1 ст.4 Федерального закона 21 июля 1997 года № 116-ФЗ правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона 21 июля 1997 года № 116-ФЗ в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.
Согласно п. 8.9.9.4 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27 декабря 2011 года № 613, в случае, когда при ремонте или реконструкции подземных коммуникаций возникает необходимость в сносе зеленых насаждений, высаженных после прокладки коммуникаций на расстоянии до них меньше допустимого, балансовая стоимость этих насаждений не должна возмещаться.
В судебном заседании установлено, что объект тепловые сети ООО «Лукойл-ТТК» является опасным производственным объектов в силу требований пп. «Б» п.2 приложения № 1 и пп.1 п.5 приложения № 2 к Федеральному закону 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», так как на этом объекте используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия и этим объектом осуществляется теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, что подтверждается копией свидетельства о регистрации опасного производственного объекта, копией технического паспорта.
Восстановление и развитие зеленых насаждений в охранных зонах тепловых сетей несовместимо с целями установления таких зон, в которых законодательно устанавливается особый режим их использования, запрещающий посадку и нахождение деревьев. Сохранение и воспроизводство зеленых насаждений в охранных зонах тепловых сетей, не являющихся озелененными территориями, противоречит целям установления режима охранной зоны. Зеленые насаждения в охранной зоне тепловых сетей архитектурно-планировочных и санитарно-гигиенических функций не несут. Напротив, как следует из приведенных норм права, посадка деревьев в охранной зоне тепловых сетей запрещена, а их нахождение в охранной зоне недопустимо.
Установление режима охранной зоны тепловых сетей исключает возможность считать эту зону озелененной территорией.
В силу ст. 1 Закона ФИО2 <адрес> от "."..г. № №... и п. 1.1.2 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года № 153, выделяются три категории озелененных территорий: общего пользования, ограниченного пользования и специального назначения. Территория охранной зоны тепловых сетей озелененной территорией не является, а напротив, в охранной зоне тепловых сетей посадка или нахождение деревьев в охранной зоне недопустимы.
Однако в Приложении № 1 к Решению № 349-ВГД помимо Км=2 для зеленых насаждений общего пользования, Км=1,5 для зеленых насаждений ограниченного пользования и специального назначения установлен Км = 0,5 - для зеленых насаждений, расположенных в охранных зонах инженерных коммуникаций, то есть для земельных участков, не являющихся озелененными территориями и в которых посадка или нахождение деревьев в охранной зоне недопустимы.
При таких обстоятельствах деревья и кустарники, незаконно высаженные либо проросшие естественным образом в охранной зоне, не являются надлежащим охраняемым объектом природной среды. Уплата компенсационной стоимости за естественно проросшие деревья и кустарники будет носить постоянный характер, что в условиях осуществления регулируемой государством деятельности по поставке тепловой энергии при установлении тарифов на тепловую энергию, обусловит рост тарифа на тепловую энергию, и в конечном счете оплата взимаемой компенсационной стоимости за незаконно высаженные либо проросшие естественным образом в охранной зоне деревья и кустарники может быть возложена на потребителей тепловой энергии.
Законодательство устанавливает исключительно федеральный уровень нормативного регулирования данных правоотношений, в связи с чем, нормативные правовые акты органа местного самоуправления, регулирующие отношения, связанные с опасными производственными объектами, являются принятыми вне его компетенции.
Обстоятельства применения в отношении ООО «Лукойл-ТТК» ограничительных условий препятствующих обеспечению безаварийной работы опасного производственного объекта подтверждаются письмом КЖД от "."..г. № №...
Постановлением Волжской городской Думы №... от "."..г. удовлетворен протест ФИО2 межрайонного природоохранного прокурора №... от "."..г. на пункты 1.1, 2.4, 3.10 Решения от "."..г. №№... «О порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа -<адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города». ФИО1 городского округа - <адрес> ФИО2 <адрес> поручено разработать проект Решения «О внесении изменений в Решение от "."..г. №№... «О порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа -<адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города», с учетом протеста ФИО2 межрайонного природоохранного прокурора.
Таким образом, подпункт 1 пункта 1.1 Порядка устанавливает самостоятельное понятие «зеленые насаждения», отличное от установленного Законом ФИО2 <адрес> от "."..г. № №... «О защите зеленых насаждений в населенных пунктах ФИО2 <адрес>», поскольку последним предусмотрено, что зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения в населенных пунктах, кроме городских лесов, выполняющая архитектурно-планировочные и санитарно-гигиенические функции.
В Приложении № 1 к Порядку приведена методика расчёта компенсационной стоимости зелёных насаждений. Вместе с тем, согласно ст. 7 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами. Пунктом 3 статьи 77 Закона предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 404 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Согласно пункту 1, подпункту 5.2.44 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» (с последующими изменениями) определение такс и методик исчисления оценки воздействия на окружающую среду - прерогатива Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, реализующего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. При таких обстоятельствах пункт 2.1 Расчета № 349-ВГД в части слов Км = 0,5 - для зеленых насаждений, расположенных в охранных зонах инженерных коммуникаций, также принят органом местного самоуправления с превышением полномочий, определяемых согласно п.1 ст. 4 и п.1 ст.5 Федерального закона 21 июля 1997 года №116-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае противоречия оспариваемого нормативного акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим со дня принятия или иного, указанного судом времени.
Исключение составляют, как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие нормативные правовые акты признаются судом недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В этом же пункте постановления указано, что суд может признать нормативный правовой акт недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, если до вынесения решения суда он применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций.
Из материалов дела следует, что названный акт применялся до вынесения настоящего решения суда. Именно это обстоятельство послужило поводом для обращения ООО «Лукойл-ТТК» в суд с заявлением об оспаривании Решения.
При таких данных, в указанной части, а именно подпункт 1 пункта 1.1 Решения о порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа – <адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города от "."..г. №349-ВГД, принятое Волжской городской Думой "."..г. и пункт 2.1 Приложения №1 к Решению, подлежат признанию недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 252-253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-ТТК» о признании недействующим в части Решения о порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа – <адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города от "."..г. №№..., принятого Волжской городской Думой "."..г., опубликованного в Волжском муниципальном Вестнике №... (195) "."..г. – удовлетворить частично.
Признать недействующим подпункт 1 пункта 1.1 Решения о порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа – <адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города от "."..г. №№..., принятого Волжской городской Думой "."..г., опубликованного в Волжском муниципальном Вестнике №... (195) "."..г., в части слов зеленые насаждения – древесно -кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники) и признать недействующим пункт 2.1 Приложения №1 к Решению о порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа – <адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города от "."..г. №№..., принятого Волжской городской Думой "."..г., опубликованного в Волжском муниципальном Вестнике №... (195) "."..г., в части слов Км=0,5 – для зеленых насаждений, расположенных в охранных зонах инженерных коммуникаций, как противоречащие п.1 ст.4, п.1 ст.5 Федерального закона 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст.ст. 34 - 40 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 3 ст. 87 Земельного кодекса РФ, ст. 1, ст. 7 Закона ФИО2 <адрес> от "."..г. № №... «О защите зеленых насаждений в населенных пунктах ФИО2 <адрес>», с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части требований Обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл-ТТК» о признании недействующим муниципального нормативного правового акта в части со дня вступления в силу с "."..г. Решения о порядке восстановления и развития зеленого фонда городского округа – <адрес> ФИО2 <адрес> при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в результате строительных, ремонтных и иных работ или действий в административных границах города от "."..г. №№..., принятого Волжской городской Думой "."..г. – ОТКАЗАТЬ.
Выписку из вступившего в законную силу настоящего решения суда направить в печатное издание - Газету «Волжский муниципальный вестник» с указанием в сопроводительном письме о том, что подлежит публикации сообщение о нем.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца.
Судья: подпись.
Справка: мотивированное решение суда составлено 20 января 2014 года (18, 19 января 2014 года – выходные дни).
Судья: подпись.