ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-656/12 от 23.05.2012 Рамонского районного суда (Воронежская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2012 года п. Рамонь

Рамонский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Попова А.В.,

при секретаре Сигуновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании отказа администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> в предоставлении ему перечня регистров и реестров, находящихся в ведении администрации незаконным и обязании администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> предоставить ему перечень регистров и реестров, находящихся в ведении администрации или иным образом предоставить ему доступ к запрошенной информации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании отказа администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> в предоставлении ему перечня регистров и реестров, находящихся в ведении администрации незаконным и обязании администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> предоставить ему перечень регистров и реестров, находящихся в ведении администрации или иным образом предоставить ему доступ к запрошенной информации, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ он направил запрос в администрацию Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> о предоставлении перечня реестров и регистров, находящихся в ведении администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......>. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ за №... администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> ему фактически было отказано в предоставлении запрошенной информации. Данный отказ он считает незаконным, а его причины надуманными, поскольку его право на получение информации предусмотрено ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

В судебное заседание заявитель ФИО1, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 поддержал заявленные ФИО1 требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, и просил удовлетворить их в полном объеме, дополнительно пояснил, что запрос ФИО1 о предоставлении ему перечня реестров и регистров администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района был простым. Ему хотелось получить список тех реестров и регистров, которые ведутся администрацией Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен, обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации. Статья 20 того же Закона содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении информации. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией, запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос, запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией, в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией. Заявитель не обязан обосновывать, для какой цели ему необходима запрашиваемая информация. При отказе ФИО1 в предоставлении информации администрация привела надуманные основания, что, якобы, она не поняла содержание запроса. При ответе ФИО1 не сообщили, на каком сайте и где он может получить данную информацию. Информация об имеющихся реестрах размещена администрацией Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района на своем сайте лишь ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается самой распечаткой с сайта. До этого данной информации на сайте не было, что подтверждается распечаткой с сайта от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> по доверенности ФИО3 требования заявителя ФИО1 не признала и возражала против удовлетворения его заявления, дополнительно пояснила, что содержание запроса ФИО1 не позволяло администрации установить, какую запрашиваемую информацию надо предоставить заявителю, и что он понимал под словом «полный», поскольку перечень имеющихся реестров был размещен на сайте администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> в январе 2012 года в разделе «Официальные документы». Эту информацию размещает специальная фирма по договору, а предоставляет ее заместитель главы сельского поселения. Эта информация передается в электронном виде по Интернету либо лично им. Точно это не регламентировано. Ведение регистров в сельском поселении законодательством не предусмотрено.

Выслушав представителя заявителя ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя заинтересованного лица администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> по доверенности ФИО3, исследовав письменные документы, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования ФИО1 подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из объяснений представителя заявителя ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя заинтересованного лица администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> по доверенности ФИО3, заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, письма администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> на имя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№..., распечатки с официального сайта администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> от ДД.ММ.ГГГГ, распечатки с официального сайта администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> от ДД.ММ.ГГГГ, распечатки с официального сайта администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> от ДД.ММ.ГГГГ, имеющихся в материалах дела, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 подал в администрацию Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> заявление с просьбой о предоставлении ему полного перечня реестров и регистров, находящихся в ведении администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......>. В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ№... администрация Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> отказала ФИО1 в удовлетворении его заявления, мотивируя тем, что содержание запроса не позволяло установить запрашиваемую информацию о деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:

1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:

а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;

б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;

в) перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств;

г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;

д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);

е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;

ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии).

Из содержания приведенных норм закона следует, что сведения о перечнях реестров и регистров, находящихся в ведении администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> относятся к общей информации об органе местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).

В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователь информацией имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет»;

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

Ч. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусматривает, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если:

1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос;

4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;

5) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;

6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

Кроме того, ч. 3 ст. 20 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусматривает, что государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети «Интернет».

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» при запросе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети «Интернет», в ответе на запрос государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

Как установлено судом, заявитель ФИО1 запрашивал у администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> полный перечень реестров и регистров, находящихся в ведении администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......>.

В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ за №... администрация Комсомольского сельского поселения сообщила ФИО1, что содержание его запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности органа местного самоуправления, что в соответствии со ст. 20 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» является основанием, исключающим возможность предоставления информации о деятельности органов местного самоуправления.

Суд не может признать данный отказ обоснованным потому, что содержание запроса является достаточно ясным и не могло вызвать какие-либо трудности с пониманием у сотрудников администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......>.

Суд также принимает во внимание то, что в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ за №... администрация Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> не указала электронный адрес официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация, хотя, по словам представителя администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> по доверенности ФИО3 данная информация была размещена на официальном сайте в январе 2012 года.

Из представленных суду распечаток с официального сайта администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ информации о перечне реестров, находящихся в ведении администрации поселения, на официальном сайте не имелось. Данная информация появилась на указанном сайте лишь ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распечаткой с него от ДД.ММ.ГГГГ.

Из данной информации следует, что в ведении администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> находятся 16 реестров. Ведение же регистров в администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> не предусмотрено.

Согласно ст. <.......> от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОЗ «О регистре муниципальных нормативных правовых актов <.......>» областной регистр является частью федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов. Организацию и ведение областного регистра осуществляет <.......>. В областной регистр подлежат включению муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан).

Следовательно, поскольку ведение областного регистра муниципальных нормативных правовых актов <.......> осуществляет <.......>, администрация Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> не должна была направлять ФИО1 перечень регистров в связи с их отсутствием в ведении администрации поселения.

В то же самое время, поскольку, как установлено судом, на момент поступления запроса ФИО4 перечень находившихся в ведении администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> реестров не был опубликован на официальном сайте администрации в сети «Интернет», то администрация обязана была направить этот перечень ФИО1 в письменном виде по указанному им в заявлении адресу, что не было сделано.

При таких обстоятельствах суд считает, что отказ администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> в предоставлении ФИО1 перечня реестров, находящихся в ведении администрации, выраженный в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№..., является незаконным.

К настоящему времени, как установлено судом и не оспаривается представителями сторон, перечень реестров, находящихся в ведении администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......>, уже размещен на официальном сайте администрации поселения в сети «Интернет».

Следовательно, в удовлетворении требования ФИО1 об обязании администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> предоставить ему перечень регистров и реестров, находящихся в ведении администрации или иным образом предоставить ему доступ к запрошенной информации должно быть отказано, поскольку он имеет возможность ознакомиться с перечнем реестров, находящихся в ведении администрации, на ее официальном сайте в сети «Интернет» по электронному адресу: http://komsomol-rmn.ru.

Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района <.......> в предоставлении ФИО1 перечня реестров, находящихся в ведении администрации, выраженный в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№..., незаконным.

В удовлетворении остальных требований ФИО1 - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В.Попов