Р Е Ш Е Н И Е дело № 2- 656 / 16
Именем Российской Федерации
« 21 » апреля 2016 года г.Белореченск
Белореченский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Тыль Н.А., при секретаре Емельяновой И.Г., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика - УПФ РФ (ГУ) в Белореченском районе ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО3 к УПФ РФ (ГУ) в Белореченском районе о признании неправомерным решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Белореченском районе и зачете периода работы в трудовой стаж для назначения пенсии,
у с т а н о в и л :
Истец просит признать неправомерным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Белореченском районе от 11.09.2015 года, протокол № 1512, зачесть в период его работы специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии, назначив ему пенсию с 09.09.2015 года - с момента обращения в ПФ.
Обосновывая иск, он показал, что, имея стаж педагогической работы 25 лет, обратился в ПФ с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, но ответчик отказал ему в этом, не приняв в специальный стаж его работу в должности педагога по классу баян-аккордеон в <данные изъяты> период с 01.09.1981 года по 14.10.1991 года /10 л. 1 м. 14 дн./, в должности руководителя музыкального кружка в средней школе <данные изъяты> период с 06.12.1991 года по 31.08.1992 года /8 мес. 25 дн./, в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты> период с 01.04.1993 года по 01.03.1998 года /4 г. 11 мес./, в должности преподавателя по классу баяна в <данные изъяты> период с 01.01.2001 года по 27.07.2003 года /2 г. 6 мес. 27 дн./, мотивируя несоответствием наименования названных должностей «Списку…» раздела «Наименование учреждений», что засчитывается в льготный стаж для получения досрочной пенсии, при этом отсутствуют доказательства, что музыкальная школа <данные изъяты> являлась учреждением дополнительного образования детей. Ответчик также не засчитал в его специальный стаж работы период с 10.02.2011 года по 14.07.2011 года /5 мес. 04 дн./ в должности учителя-дефектолога <данные изъяты>, т.к. начиная с 01.09.2000 года в педагогический стаж засчитываются периоды при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, с чем он не согласен. В указанный период его нагрузка составляла 0,5 ставки (9 часов), работа была связана с непосредственным контактом с детьми и учебной деятельностью последних, а поскольку эта работа осуществлялась в сельской школе, то данный период должен быть засчитан в специальный стаж. В спорные периоды он работал с детьми в общеобразовательных учреждениях и выполнял функции согласно должностным инструкциям, соответствующим должностным обязанностям учителя. Считает позицию ответчика неправомерной, нарушающей его пенсионные права, просит удовлетворить иск.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Белореченском районе иск не признала и показала, что работа в средних музыкальных школах, согласно постановлению от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», права на назначение досрочной трудовой пенсии не дает. Работа в должности «Руководитель музыкального кружка» в средней школе и «педагог дополнительного образования» в <данные изъяты> Перечнем от 17.12.1959 года № 1397 и разделом «Наименование должностей» Списка от 06.09.1991 года № 463 не предусмотрена. Работа в должности преподавателя по классу баяна в <данные изъяты> музыкальной школе также не может быть включена в специальный стаж, поскольку на 01.01.2001 год у лица имеется стаж работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью менее 16 лет 8 месяцев. Период работы в должности учителя-дефектолога <данные изъяты> также правомерно не включен в специальный стаж, поскольку нагрузка в указанный период работы составляла 0,5 ставки. Просит в иске отказать, поскольку решение комиссии принято в соответствии с действующим пенсионным законодательством.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п.19 п.1 ст.30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.2 названной статьи, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
По смыслу статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение досрочной трудовой пенсии законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.
В целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении выслуги лет применялись соответствующие нормативные акты, регулирующие порядок исчисления стажа : до 01.10.1993 года - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397; с 01.10.1993 года по 01.11.1999 года - Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах (иных учреждениях для детей) дает право на пенсию за выслугу лет /утвержден постановлением ФИО4 РСФСР от 06.09.91 г., № 463, в ред. от 22.09.93 г./; с 01.11.1999 года по 01.01.2002 года - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах /иных учреждениях для детей/ и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах (иных учреждениях для детей) /утвержден постановлением Правительства РФ от 22.09.99 г., № 1067, в ред. постановления Правительства РФ от 01.02.2001 г., № 79/; - с 01.01.2002 г. - Списки и Правила от 29.10.2002 г. № 781.
Для зачета в выслугу лет периодов работы в должностях, предусмотренных названным «Списком..», необходимо, чтобы указанная работа протекала в тех учреждениях и должностях, которые предусмотрены разделом «наименование учреждений» и «наименование должностей» «Списка..».
Как установлено в судебном заседании, ФИО3 01.09.1981 года был принят в Детскую музыкальную школу на должность педагога по классу баяна-аккордеона со ставкой 85 р., 07.02.1985 года наименование школы было изменено на Детскую школу искусств № 2 и передано Министерству культуры, 25.09.1991 года ФИО3 присвоена квалификация «преподаватель первой категории», 04.12.1991 года он был уволен по собственному желанию. 06.12.1991 года истец был принят на должность руководителя музыкального кружка средней школы <данные изъяты>, а впоследствии 01.09.1992 года переведен на должность учителя музыки, 01.04.1993 года ФИО3 был уволен в порядке перевода в <данные изъяты> учителем музыки. 01.03.1998 года из <данные изъяты> он был уволен в связи с переводом в Детскую музыкальную школу на должность преподавателя по классу баяна, откуда истец уволился по собственному желанию 27.07.2003 года, а 01.08.2003 года он был принят педагогом дополнительного образования сроком на 1 учебный год в <данные изъяты>, откуда был уволен 31.10.2003 года /л.д.12-27,47/.
Согласно справке <данные изъяты> от 06.08.2013 года ФИО3 действительно работал в <данные изъяты> в периоды с 06.12.1991 года по 31.08.1992 года в должности руководителя музыкального кружка с детьми, с 01.09.1992 года по 01.04.1993 года - учителем музыки, с 10.02.2011 года по 11.07.2011 года - учителем-дефектологом по совместительству на 0,5 ставки (по внешнему совместительству) /л.д.48,49,50/.
Согласно материалам дела, 01.12.1991 года ФИО3 был принят в <данные изъяты> «руководителем музыкального кружка на 4 часа с 06.12.1991 года, работа с детьми» /л.д.51-52/. Согласно приказу № 11 от 01.09.1992 года ФИО3 был переведен учителем музыки в начальные классы с 01.09.1992 года /л.д.53-54/, с 01.09.1981 года до 14.10.1991 года ФИО3 работал в Детской музыкальной школе <данные изъяты> в должности педагога по классу баяна-аккордеона, <данные изъяты> переименована в Детскую школу искусств № 2 и передана Министерству культуры /л.д.55-57/, что также не оспаривается ответчиком.
Несмотря на указанное, ответчик периоды работы ФИО3 с 01.09.1981 по 14.10.1991 года в должности педагога по классу баян-аккордеон в Детской музыкальной школе, с 06.12.1991 года по 31.08.1992 года в должности руководителя музыкального кружка в средней школе <данные изъяты>, с 01.04.1993 года по 01.03.1998 года в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты>, не включил в специальный стаж, что давало бы ему право на получение досрочной пенсии, мотивируя тем, что наименование должности «педагога», «руководитель музыкального кружка» и «педагога дополнительного образования», не соответствовало наименованию учреждений, предусмотренных «Списком …» № 1397 от 17.12.1959 года, № 463 от 06.09.1991 года, № 1067 от 22.09.1999 года, а также № 781 от 29.10.2002 года /л.д.28-39/, а также не представлено доказательств, что Детская музыкальная школа № <данные изъяты> являлась учреждением дополнительного образования детей.
Кроме того, ответчиком не были включены в специальный стаж работы истца период с 01.01.2001 года по 27.07.2003 года в должности преподавателя по классу баяна в <данные изъяты> Детской музыкальной школе, поскольку на 01.01.2001 года педагогический стаж ФИО3 составлял 3 г. 5м. при необходимом 16 л. 8 м., а также не был включен период с 10.02.2011 года по 14.07.2011 года в должности учителя-дефектолога <данные изъяты>, поскольку в данный период не была выполнена (суммарно по основному и другим местам работы) норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленная за ставку заработной платы (должностной оклад). Вместе с тем, суд не может согласиться с позицией ответчика, поскольку позиция УПФ РФ (ГУ) в Белореченском районе нарушают пенсионные права истицы.
Тот факт, что в трудовой книжке истца в оспариваемые ответчиком периоды неверно указано наименование должности и детского учреждения, не может служить основанием для отказа в зачете этих периодов в специальный стаж работы, дающий ему право на назначение досрочной пенсии, поскольку трудовая функция, характер работы, требования к образованию, квалификация и специфика работы ФИО3, работающего в указанные периоды педагогом Детской музыкальной школы <данные изъяты>, руководителем музыкального кружка, педагогом дополнительного образования, не отличались от работы в должностях и учреждениях для детей, включенных в «Список…», что подтверждено должностными обязанностями, утв.приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» для должностей работников образования.
Право истца на досрочную трудовую пенсию по старости вытекает из самого факта занятия педагогической деятельностью в названных образовательных учреждениях в должности, предусмотренном «Списком...», а несвоевременное принятие постановления о внесении изменений в наименование учреждения и уточнение по его типу не должно ограничивать права граждан на назначение досрочной пенсии, поскольку по своему статусу и организационно-правовой форме, по целям воспитательного и образовательного процесса, типу реализуемых программ вышеуказанные учреждения, где осуществлял свою трудовую деятельность истец ФИО3, соответствует типу общеобразовательного учреждения и образовательному учреждению среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения, предусмотренных «Списком …».
Как следует из п.17 постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подп.19 и 20 п.1 ст.27 ФЗ N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Данное обстоятельство нашло свое отражение и в определения КС РФ от 18.06.04 года, № 197-О, «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан..», на нарушение их конституционных прав положениями п.3 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», заявленный истицей спор фактически связан с установлением тождественности должностей и учреждений, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, предусмотренные постановлением Правительства РФ … аналогичных должностей и учреждений (организаций), имеющих ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой педагогической работы. Данная норма закона этому не препятствует, поскольку исключение соответствующей возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости и равенства, к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями.
Согласно п.20 постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 п.1 ст.27 ФЗ N 173-ФЗ (введен ФЗ от 30.12.2008 г. N 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в п.2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных п.4 Правил.
Периоды работы в должностях, указанных в п.2 раздела "Наименование должностей" Списка, в числе которых директор (начальник, заведующий), заместитель директора (начальника, заведующего) в учреждениях, указанных исключительно в п.2 раздела "Наименование учреждений" Списка, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с 01.01.2001 года, если на указанную дату у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, названных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и факт работы (независимо от ее продолжительности) в должностях в учреждениях, указанных в п.2 раздела "Наименование должностей" и в п.2 раздела "Наименование учреждений" Списка в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года (п.12 Правил). При отсутствии данных условий такой период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитывается.
Периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года на основании ранее действовавших постановлений Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 01.02.2001 г. N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 01.01.2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном п.12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Применяя названные нормы закона к настоящему спору, и решая вопрос о праве истца на зачет стажа, необходимого ему для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, суд приходит к выводу, что тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности, типа учреждений, может быть установлена судом общей юрисдикции. Принимает суд во внимание и то обстоятельство, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает в первую очередь - запрет вводить указанные различия в пенсионных правах в отношении лиц, принадлежащих к одной и той же категории.
Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, предусмотрено отнесение к должностям иных педагогических работников должностей концертмейстера, музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, преподавателя, учителя-дефектолога.
Указанное является основанием включить периоды работы истца с 01.09.1981 года по 14.10.1991 года в должности педагога по классу баян-аккордеон в Детской музыкальной школе, с 06.12.1991 года по 31.08.1992 года в должности руководителя музыкального кружка в <данные изъяты>, с 01.04.1993 года по 01.03.1998 года в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты>, поскольку, несмотря на несоответствии наименования должностей и учреждения «Спискам…» в указанные периоды ФИО3 осуществлял педагогическую деятельность, связанную с дополнительной нагрузкой.
Поскольку с включением вышеуказанных периодов на 01.01.2011 года истец имеет стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, более 16 лет 8 месяцев, а также период его работы с 01.03.1998 года по 31.12.2000 года засчитан в специальный стаж, т.е. соответствует должностям в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п.2 раздела «Наименование учреждений», период его работы с 01.01.2001 года по 27.07.2003 года в должности преподавателя по классу баяна в <данные изъяты> Детской музыкальной школе также подлежат включению в специальный стаж.
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается: учителям-дефектологам; норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается: музыкальным руководителям; концертмейстерам.
Как следует из п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в п.1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. К указанным общеобразовательным учреждениям отнесены: школы всех наименований; лицеи; гимназии; центры образования; кадетские школы; суворовские военные училища; нахимовские военно-морские училища; кадетские корпуса; морские кадетские корпуса.
Период с 10.02.2011 года по 14.07.2011 года истец свою педагогическую деятельность осуществлял в должности учителя-дефектолога в сельской школе <данные изъяты>, наименование школы соответствует п.1.1 раздела «Наименование учреждений», предусмотренного «Списком…», в связи с чем данный период также подлежит включению в специальный стаж истца.
При таких обстоятельствах, учитывая возникшие правоотношения сторон, а также требования пенсионного законодательства, положения Конституции РФ в части пенсионных прав граждан, суд приходит к выводу о неправомерности решения комиссии по назначению пенсий при УПФ РФ (ГУ) в Белореченском районе от 11.09.2015 года в вышеуказанной части, и необходимости назначения истцу ФИО3 досрочной пенсии по старости с момента его обращения в пенсионный орган.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Белореченском районе от 11.09.2015 года, протокол № 1512, в части отказа в назначении досрочной пенсии по старости ФИО3 - признать неправомерным.
Обязать УПФ РФ (ГУ) в Белореченском районе назначить ФИО3 досрочную пенсию по старости со дня его обращения - с 09.09.2015 года, засчитав ему в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, следующие периоды работы : с 01.09.1981 года по 14.10.1991 года /10 л. 1 м. 14 дн./, когда истец работал в должности педагога по классу баян-аккордеон в <данные изъяты>, с 06.12.1991 года по 31.08.1992 года /8 мес. 25 дн./, когда истец работал в должности руководителя музыкального кружка в средней школе <данные изъяты>, с 01.04.1993 года по 01.03.1998 года /4 г. 11 мес./, когда истец работал в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты>, с 01.01.2001 года по 27.07.2003 года /2 г. 6 мес. 27дн./, когда истец работал в должности преподавателя по классу баяна в <данные изъяты> МУДОД Детской музыкальной школе, с 10.02.2011 года по 14.07.2011 года /5 мес. 04 дн./, когда истец работал в должности учителя-дефектолога в <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца.
Судья: Тыль Н.А.