ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-656/2021 от 22.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил 22 апреля 2021 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,

при ведении протокола секретарем Баландиной М.А.,

с участием прокурора Сычева И.В.,

представителя ответчика Шмониной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-656/2021 по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа об обязании снести дома, признанные аварийными,

установил:

08.02.2021 прокурор Пригородного района Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа, в котором указал, что в ходе проведенного мониторинга исполнения администрацией округа законодательства при реализации полномочий по сносу и утилизации жилых помещений в рамках адресной программы «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.2013 № 727-ПП, было установлено, что 6 жилых домов, признанных аварийными, расположенных на территории Горноуральского городского округа и включенных в адресную программу не снесены.

Согласно информации администрации Горноуральского городского округа, представленной в прокуратуру района, снос аварийных жилых домов не производится по причине отсутствия денежных средств в бюджете округа на указанные цели, а также в связи с проживанием в аварийных домах неустановленных лиц.

28.01.2020 прокурором Пригородного района в адрес главы округа внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с выявленным факта недостаточного принятия органами местного самоуправления округа мер по сносу домов, признанных аварийными. Представление прокурора рассмотрено, удовлетворено, однако до настоящего времени действенные меры, направленные на снос аварийных жилых домов, органами местного самоуправления округа не приняты.

Ссылаясь на положения п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, ч. 1 ст. 14, ст. 15, ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», прокурор указывает, что длительное непринятие должностными лицами органов местного самоуправления Горноуральского городского округа мер по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам и является недопустимым.

В исковом заявлении прокурор просит возложить на администрацию Горноуральского городского округа Свердловской области обязанность в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу ограничить доступ третьих лиц в дома, расположенные на территории Пригородного района Свердловской области по адресам: п. Первомайский, ул. Ленина, 19; с. Новопаньшино, ул. К. Маркса, 17, с. Башкарка, ул. Первомайская, 52; с. Петрокаменское, ул. Каменная Горка, 20; п. Лая, дом 1; с. Лая, ул. Заречная, 36, а также возложить обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос вышеуказанных домов.

В судебном заседании помощник прокурора Сычев И.В. заявленные требования поддержал, указав, что прокуратура направляла требования по реализацию мероприятий по сносу домов и устранению нахождения в них лиц. До настоящего времени ответ не поступил. Администрация округа ежеквартально предоставляет информацию об аварийных домах. По какой-то причине эти дома не включены. Возможно, они снесены. Прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность ответчика, и администрация сама должна найти какой-то вариант. Законодательно не регламентированы сроки и процедуры по сносу аварийных домов. Это регулируется правовыми актами органов местного самоуправления. Муниципалитет закладывает средства на снос жилья. Устанавливается конкретный срок и в рамках отношений с подрядной организацией эти вопросы регулируются. Граждане, которые имеют регистрацию, администрация заявляет о снятии их с учета. Большинство этих домов не являются жилыми, либо представляют собой гору строительного мусора. Проживание лиц без определенного места жительства в этих домах. не должно препятствовать их сносу. Это решается с полицией, которые должны их выдворить в целях сохранения жизни и здоровья.

Представитель ответчика Шмонина И.В. возражала против заявленных требований, указав, что на сегодняшний день согласно имеющейся информации в с. Башкарка по ул. Первомайская, д. 52, граждане выписаны, но проживают, по с. Петрокаменское, ул. Каменная Горка, д. 20, решение о выселении находится в службе судебных приставов, по пос. Лая, д. 1 и село Лая, ул. Заречная, д. 36, жители выписаны, но не установлено кто проживает в домах.

24.01.2020 на требование прокуратуры отвечал зам. отдела ЖКХ, где указал о том, что по сносу расселенных жилых домов по программе, граждане участвовали по переселению граждан по программе развития малоэтажного строительства на территории ГГО на 2013-2017 год, утвержденной Постановлением от 29.04.2015 № 31. Администрация производит работу поэтапно согласно выделенных средств. Дома действительно подлежат сносу на основании заключения жилищной комиссии. Эти заключения состоялись в рамках программы по переселению. В рамках данной программы из аварийного жилого фонда деньги из областного бюджета не выделялись и не были предусмотрены. Несколько домов снесли в 2018 году в селе Петрокаменское. Из бюджета округа на это было предусмотрено 200 тыс.руб., на которые были снесены 2 дома. В 2019 году было выделено 300 тыс.руб., на которые снесено 3 дома. В 2020 году были запланированы денежные средства, но данные денежные средства были сняты и не было финансирования. Сколько в 2021 году запланировано на снос домов представителю не известно, но она считает, что был запланирован снос домов в пос. Башкарка и селе Петрокаменском на 2022 год.

Администрация согласна с тем, что дома надо сносить, но для этого надо изыскать денежные средства и найти подрядчика и на это потребуется больше времени, чем месяц, предложенный прокурором.

В селе Петрокаменское по ул. Каменная Горка, д. 20, решение состоялось в декабре 2020 года. В январе 2021 года решение направили в службу приставов.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В силу абзаца второго п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что письмом от 24.01.2020 № 01-23-288 администрация Горноуральского городского округа проинформировала прокуратуру Пригородного района Свердловской области о том, что администрация округа производит снос домов поэтапно в соответствии с выделенными средствами на данное мероприятие. В 2018 году бюджетом муниципальному казенному учреждению «Управление городским хозяйством Горноуральского городского округа» было выделено 300 тыс.руб., в 2019 году – 300 тыс.руб., в 2020 году запланировано 200 тыс.руб.

Снос расселенных аварийных жилых домов запланирован п. Первомайский, ул. Ленина, 19 – в 2020 году; с. Новопаньшино, ул. К. Маркса, 17 – в 2020 году, с. Башкарка, ул. Первомайская, 52 – в 2020 году; с. Петрокаменское, ул. Каменная Горка, 20 на 2021 год; п. Лая, дом 1 на 2020 год; с. Лая, ул. Заречная, 36 на 2022 год.

27.01.2020 прокуратурой района было внесено представление, в котором было указано, что постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.2013 № 727-ПП утверждена Региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах», участником которой также является Горноуральский городской округ.

Согласно Программе до 10.09.2017 на территории Горноуральского городского округа подлежали расселению 14 аварийных многоквартирных домов и в срок до 31.12.2017 должен был быть осуществлен снос расселенного аварийного жилого фонда.

В ходе проверки установлено, что на 24.01.2020 не снесено 2 расселенных аварийных жилых дома (п. Первомайский, ул. Ленина, д. 19; с. Новопаньшино, ул. К.Маркса, д. 17), 4 аварийных жилых дома не расселено (с. Башкарка, ул. Первомайская, д. 52; с. Петрокаменское, ул. Каменная Горка, 20; п. Лая, д. 1; с. Лая, ул. Заречная, д. 36).

Прокурор потребовал принять меры к устранению данных нарушений федерального законодательства и недопущению их в дальнейшем.

В ответе на представление и.о. главы округа 12.02.2020 указал ту же информацию, что и в письме от 24.01.2020 № 01-23-288, указав, что низкие показатели сноса аварийных домов связаны с недостаточным финансированием. Также в части подлежащих сносу домов зарегистрированы граждане, на сегодняшний день отбывающие наказание в местах лишения свободы, что также затрудняет процедуру сноса. Администрацией округа будет активизирована работа по сносу аварийного жилья и выселению из него проживающих незарегистрированных лиц.

Судом установлено, что Постановлением Главы Горноуральского городского округа № 31 от 29.04.2013 была утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Горноуральского городского округа на 2013 – 2015 годы».

Указанным постановлением был определен Перечень аварийных многоквартирных домов, включенных в муниципальную адресную Программу (приложение № 1); Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения, включенных в муниципальную адресную Программу (приложение № 2); Планируемые показатели выполнения муниципальной адресной Программы (приложение № 3).

Согласно приложению № 1 в перечень были включены дома, признанные аварийными решением № 34 от 23.06.2009, расположенные по адресам:

пос. Новоасбест, ул. Новая, д. 11, ул. Новая, д. 13, д ул. Новая,. 17,

село Петрокаменское, ул. Ленина, д. 38, ул. Ленина, д. 43, ул. Каменная горка, д. 20,

село Новопаньшино, ул. Карла Маркса, д. 17,

пос. Лая, д. 1,

пос. Леневка, ул. Центральная, д. 21,

пос. Монзино, д. 1, д. 2,

пос. Первомайский, ул. Ленина, д. 19, ул. Новая, д. 7,

село Башкарка, ул. Первомайская, д. 52

село Б.Лая, ул. Заречная, д. 36, ул. Заречная, д. 50.

Приложением была предусмотрена планируемая дата окончания переселения – апрель 2015 года и планируемая дата сноса или реконструкции МКД – февраль 2016 года, а также стоимость переселения граждан.

Постановлением Главы Горноуральского городского округа № 3 от 15.01.2015 были внесены изменения, которыми было предусмотрено выделение средств местного бюджета на снос аварийных жилых домов в 2015 году в размере 1 060 644 руб., в 2016 году в размере 530 322 руб.

В качестве важнейших целевых индикаторов адресной Программы указано, что реализация мероприятий программы к 2017 году позволит обеспечить строительство жилых домов для переселения граждан из жилых помещений, признанных аварийными до 01.01.2012 в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и подлежащих сносу или реконструкции, переселение граждан из аварийного жилищного фонда и снос жилых помещений, признанных аварийными.

Срок реализации программы определен 2013-2017 годы.

Постановлением Главы Горноуральского городского округа № 764 от 23.12.2016 внесены изменения в указанную муниципальную адресную программу, согласно которым выделение средств местного бюджета на снос аварийных жилых домов в 2015 году в размере 1 060 644 руб., в 2016 году в размере 530 322 руб. из программы было исключено, и предусмотрено выделение средств местного бюджета на снос аварийных жилых домов в 2017 году в размере 500 000 руб.

Целевым показателем программы определен снос 16 домов в 2017 году.

В отношение домов по адресам: с. Новопаньшино ул. Карла Маркса д. 17, с. Петрокаменское ул. Горка Каменная д. 20, с. Петрокаменское ул. Ленина д. 38, с. Петрокаменское ул. Ленина д. 43, с. Башкарка ул. Первомайская д. 52, изменен срок сноса с февраль 2016 года на февраль 2017 года.

Постановлением Главы Горноуральского городского округа № 38 от 07.12.2017 признано утратившим силу постановление Главы Горноуральского городского округа от 29.04.2013 № 31 «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Горноуральского городского округа на 2013 – 2015 годы», с изменениями № 74 от 23.12.2016, № 3 от 15.01.2015, № 21 от 11.04.2014.

Судом установлено, что граждане из вышеуказанного аварийного жилья расселены, споров по вопросам изъятия о предоставления взамен иных жилых помещений на праве собственности или условиях социального найма отсутствуют.

Вместе с тем поскольку администрацией Горноуральского городского округа не выполнены цели утвержденной ею же программы, при этом финансирование программы было сокращено, а её сроки переносились, на ответчика следует возложить обязанность по обеспечению сноса оставшихся 6 аварийных жилых домов.

Заявление прокурором рассматриваемых требований о сносе домов не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку требования прокурора направлены на понуждение органа местного самоуправления в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, и не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в области муниципального управления.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Определяя срок, в течение которого ответчиком должен быть выполнен сноса домов, суд исходит из того, что предложенный прокурором срок в 1 месяц является явно недостаточным в связи с необходимостью отбора организации для проведения сноса домов и организации сноса.

Суд считает, что с учетом предстоящего весенне-летнего периода 2021 года производство сноса возможно в течение 2021 года и определяет срок сноса до 31.12.2021.

При этом изменение срока исполнения решения суда, в том числе с учетом финансовых возможностей ответчика, возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Разрешая требование об обязании ответчика обеспечить исключение доступа третьих лиц в аварийные дома, суд считает, что данное требование не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 37 ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в т.ч. меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Согласно ст. 56.11 Земельного кодекса РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке.

С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.

В силу п. 12 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если на земельном участке, изъятом для государственных или муниципальных нужд, расположены изъятые вместе с таким земельным участком и подлежащие сносу объекты недвижимости, их снос осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об их изъятии, либо лицом, которому предоставлен земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости.

В силу пункта 3 части 1 статьи 14, пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Поскольку частью 1 статьи 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" прямо предусмотрена обязанность правообладателя здания при прекращении эксплуатации здания по принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в такое здание для предотвращения доступа посторонних лиц данная зона в населенных пунктах и на территории предприятия, стройплощадки должна ограждаться инвентарными ограждениями, соответствующими ГОСТ 23407-78 "Ограждения инвентарные строительных площадок и участков строительно-монтажных работ", что согласуется с пунктом 6.2.2 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования", введенных постановлением Госстроя Российской Федерации от 23.07.2001 N 80, согласно которому производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.

В соответствии с пунктом 6.9.2 "СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004", утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 N 781, ликвидируемые здания и сооружения с момента вывода их из эксплуатации до момента их ликвидации (сноса) должны быть приведены в безопасное, исключающее случайное причинение вреда населению и окружающей среде, состояние (должны быть отключены коммуникации, опорожнены имеющиеся емкости, удалены опасные или ядовитые вещества, закреплены или обрушены неустойчивые конструкции и т.п.). Должны быть приняты меры, препятствующие несанкционированному доступу в эти здания (сооружения) людей и животных.

Согласно пункту 2.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 все конструкции, находящиеся в аварийном состоянии, должны быть обеспечены охранными устройствами, предупреждающими их обрушение.

Таким образом обязанность по обеспечению ограничения доступа должна осуществляться ответчиком и без судебного принуждения в силу существующих законодательных норм.

Согласно ч. 5 ст. 10 добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать оснеования своих требований и возражений.

Ни одна из сторон не представила суду достоверные данные о том в каком состоянии находятся подлежащие сносу строения с момента признания аварийными которых прошло более 11 лет.

Акты обследования домов, приложенных к заключениям межведомственной комиссии о признании жилого дома аварийным суду не представлены.

Утверждения прокурора о том, что объекты являются опасными, материалами дела не подтверждаются.

Каких-либо фотоснимков, которые бы позволили суду убедиться в отсутствии ограждений домов суду не представлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Возложить на Администрации Горноуральского городского округа обязанность в срок до 31.12.2021 снести аварийные дома, расположенные на территории Горноуральского городского округа Свердловской области по адресам: пос. Первомайский, ул. Ленина, 19; село Новопаньшино, ул. Карла Маркса, 17, село Башкарка, ул. Первомайская, 52; село Петрокаменское, ул. Каменная Горка, 20; пос. Лая, дом 1; село Лая, ул. Заречная, 36.

В удовлетворении требования о возложении обязанности по ограничению доступа третьих лиц в указанные дома отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.

Решение в окончательной форме принято 29 апреля 2021 года.

Судья Луценко В.В.