ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-656/2021 от 30.09.2021 Баргузинского районного суда (Республика Бурятия)

Гражданское дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2021 года с. Баргузин

Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Ласкиной М.М.,

при помощнике судьи Лебедевой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Баргузинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Баргузинский район» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:


ПрокурорБаргузинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд сискомс учетом уточнения к администрации МО «Баргузинский район» обобязаниипроизвестикапитальный ремонт участков тепловых сетей, расположенных:- участок «Центральная» ТК 16-ТК17 ввод в эксплуатацию1968 год протяженностью 25,13 м.; - участок «Центральная» ТК 11-ТК12 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 17,14 м.; - участок «Центральная» ТК 18- жилой дом ввод в эксплуатацию1968 год протяженностью 6,3 м.; - участок «Центральная» ТК 21- водонапорная башня ввод в эксплуатацию1968 год протяженностью 63,9 м.; - участок «Центральная» ТК 21- ТК17 ввод в эксплуатацию1970 год протяженностью 41,05 м.; - участок «Центральная» ТК 21- ТК22 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 102,9 м.; - участок «Центральная» ТК 8- ТК9 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 8,45 м.; - участок «Центральная» ТК 9- ТК10 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 4,4 м.; - участок «Центральная» ТК 12- ТК13 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 109,09 м.; - участок «Центральная» ТК 13- ТК14 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 44,39 м.; - участок «Центральная» ТК 14- ТК15 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 53,4 м.; - участок «Центральная» ТК 37- ТК11 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 28,25м. в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Искмотивирован тем, что прокуратуройБаргузинского района Республики Бурятия проведена проверка соблюдения федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере, по результатам которой установлено, что муниципальной собственности МО «Баргузинский район» находится здание котельной площадью 480,40 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, а также тепловые сети котельной общей протяженностью 1963,62 м. В ходе обследования тепловых сетей центральной котельной установлено вышеуказанные участки тепловых сетей требующих капитального ремонта. Выявлены нарушения законодательства в жилищно коммунальной сфере могут повлечь за собой возникновение аварийных ситуации, вызванных износом тепловых сетей и нарушение прав неопределенного круга лиц на представление коммунальной услуги по теплоснабжению.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 на удовлетворении с учетом уточненныхтребованийнастаивал в полном объеме, дав показания аналогично содержаниюиска. Дополнил, что ответчику об износе данных участков было известно давно, полагаем затягивание сроков произошло по вине самого ответчика, работы нужно провести в срок.

Представитель ответчика администрации МО «Баргузинский район» ФИО2, действующей на основании доверенности сискомс учетом уточнения не согласилась, представив письменный отзыв и распоряжение главы МО «Баргузинский район» от ДД.ММ.ГГГГ-р о начале отопительного сезона 2021-2022гг. на территории муниципального образования «Баргузинский район» начато с ДД.ММ.ГГГГ. Также указав, что в рамках подготовки к отопительному 2021-2022гг. выделено администрации по соглашению 5 304 000 рублей на реализацию мероприятий по модернизации капитального ремонта. Данный перечень указан в соглашении и на 2022 год не запланирован. Дополнительных источников на данный ремонт не предусмотрено. Считаем, что указанные сроки они просто нереальные для исполнения. На данный момент в местном бюджете нет денег.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с требованиями части 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) теплоснабжающие организации обязаны организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей.

Пунктом 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 установлено, что сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. При этом, контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.

В соответствии с п. 2.7.3. этих Правил и норм система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер. На все виды тепловых энергоустановок необходимо составлять годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов. Годовые планы ремонтов утверждает руководитель организации.

Согласно п. 11.2 и п. 5.2.8 указанных Правил и норм графики подготовки к предстоящему отопительному периоду источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления разрабатываются до окончания текущего отопительного периода, но не позднее мая текущего года и должны быть утверждены органом местного самоуправления. В свою очередь, на основании части 5 статьи 20 Федерального закона № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами.

В силу п. 6.2.1 названных Правил и норм при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.

Пунктом 6.1.31 этих Правил предусмотрено, что для всех трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор труб независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки следует выполнять устройство тепловой изоляции в соответствии со строительными нормами и правилами, определяющими требования к тепловой изоляции оборудования и трубопроводов.

Статья 3 Федерального закона от 27.07.2010 №190 ФЗ- «О теплоснабжении» устанавливает, что основными принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, а также обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

В силу ч.1 1.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190 ФЗ- «О теплоснабжении» к полномочиям муниципального района по организации теплоснабжения относится организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях сельских поселений.

Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В силу ст.51 Закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии сКонституциейРоссийской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 210 ГК РФпредусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела следует, что в ходепрокурорскойпроверки по соблюдению федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере, установлено, что в муниципальной собственности МО «<адрес>» находится здание котельной площадью 480,40 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, а также тепловые сети котельной общей протяженностью 1963,62 м. В ходе обследования тепловых сетей центральной котельной установлено, что тепловые сети участок «Центральная» ТК 16-ТК17 ввод в эксплуатацию1968 год протяженностью 25,13 м.; - участок «Центральная» ТК 11-ТК12 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 17,14 м.; - участок «Центральная» ТК 18- жилой дом ввод в эксплуатацию1968 год протяженностью 6,3 м.; - участок «Центральная» ТК 21- водонапорная башня ввод в эксплуатацию1968 год протяженностью 63,9 м.; - участок «Центральная» ТК 21- ТК17 ввод в эксплуатацию1970 год протяженностью 41,05 м.; - участок «Центральная» ТК 21- ТК22 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 102,9 м.; - участок «Центральная» ТК 8- ТК9 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 8,45 м.; - участок «Центральная» ТК 9- ТК10 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 4,4 м.; - участок «Центральная» ТК 12- ТК13 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 109,09 м.; - участок «Центральная» ТК 13- ТК14 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 44,39 м.; - участок «Центральная» ТК 14- ТК15 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 53,4 м.; - участок «Центральная» ТК 37- ТК11 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 28,25м. требующие капитального ремонта.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Баргузинского района Республики Бурятия Башкуевым Т.Г. вынесено представление в адрес Главы администрации МО «Баргузинский» ФИО3 об устранении нарушений федерального законодательства по вышеперечисленным участкам требующего капитального ремонта. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление, незамедлительно принять конкретные и исчерпывающие меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

Как следует из письма первого заместителя руководителя администрации МО «Баргузинский район» ФИО4 адресованное прокурору Баргузинского района Республики Бурятия Башкуеву Т.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, что на основании отчета разработанного ООО «СибирьЭнергосбережение 2030» МКУ Баргузинский районный комитет имущественных отношении предоставляет информацию по тепловым сетям в <адрес> требующих капитального ремонта по причине физического износа тепловых сетей участок «Центральная» ТК 16-ТК17 ввод в эксплуатацию1968 год протяженностью 25,13 м.; - участок «Центральная» ТК 11-ТК12 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 17,14 м.; - участок «Центральная» ТК 18- жилой дом ввод в эксплуатацию1968 год протяженностью 6,3 м.; - участок «Центральная» ТК 21- водонапорная башня ввод в эксплуатацию1968 год протяженностью 63,9 м.; - участок «Центральная» ТК 21- ТК17 ввод в эксплуатацию1970 год протяженностью 41,05 м.; - участок «Центральная» ТК 21- ТК22 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 102,9 м.; - участок «Центральная» ТК 8- ТК9 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 8,45 м.; - участок «Центральная» ТК 9- ТК10 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 4,4 м.; - участок «Центральная» ТК 12- ТК13 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 109,09 м.; - участок «Центральная» ТК 13- ТК14 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 44,39 м.; - участок «Центральная» ТК 14- ТК15 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 53,4 м.; - участок «Центральная» ТК 37- ТК11 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 28,25м. В зависимости от объема финансирования в 2022 году, 2023 году, 2024 год из бюджета Республики Бурятия бюджету МО «Баргузинский район», в рамках подготовки к отопительному периоду 2022-2023гг., 2023-2024гг., 2024-2025г.г., планируется проведение работ капитального характера вышеперечисленных участков.

При таких обстоятельствах суд считает, что указанные обстоятельства подтверждают необходимостьпроведениякапитального ремонтапо предупреждению чрезвычайных ситуаций. Выявленые нарушения законодательства в жилищно коммунальной сфере могут повлечь за собой возникновение аварийных ситуации, вызванных износом тепловых сетей и нарушение прав неопределенного круга лиц на представление коммунальной услуги по теплоснабжению.

Согласно положениям действующей "Типовой инструкции по периодическому техническому освидетельствованию трубопроводовтепловыхсетейв процессе эксплуатации. утв. РАО "ЕЭС России" ДД.ММ.ГГГГ, следует, что нормативный срок службы трубопроводовтепловыхсетейпринимается по нормам амортизационных отчислений, установленным в действующем документе "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР" (Постановление Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ). Для стальных трубопроводовтепловыхсетей(шифр 30121) эта норма составляет 4% балансовой стоимости, что соответствует 25 годам эксплуатации.

Довод представителя ответчика о том, что отопительный сезон 2021-2022гг. на территории муниципального образования «Баргузинский район» начато с ДД.ММ.ГГГГ, что указанные сроки они просто нереальные для исполнения и что на данный момент в местном бюджете нет денег, судом не могут быть приняты во внимание, так как в силу ст.61 ГПК РФ, не подлежит доказыванию факт того, что невозможность эксплуатации теплотрассы в период отопительного сезона повлечет возникновение чрезвычайной ситуации. Кроме того, ветхая тепловая сеть представляет общественную опасность, поскольку проложена в местах общего пользования. Данные факты подтверждаются письмом первого заместителя руководителя администрации МО «Баргузинский район» ФИО4, что данные тепловые сети физический изношены и требуются капитального ремонта. А также ранее ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес администрации МО «Баргузинский район» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, данное нарушение носит длящиеся характер, доказательств того, что ответчик принимал какие-либо меры не представлено. А на счет сроков, вопрос могут быть разрешены, по исполнению судебного акта. Также отсутствие денежных средств у ответчика не является уважительной причиной для отказа в удовлетворении иска.

Согласно Приказу Госстроя РФ от 13.12.2000 № 285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатациитепловыхсетейсистем коммунального теплоснабжения», подкапитальным ремонтомпонимается ремонт, выполняемый для восстановления технических и экономических характеристик объекта до значений, близких к проектным, с заменой или восстановлением любых составных частей.
Таким образом, материалами дела подтверждена обоснованность доводов истца для возложения обязанности на ответчика попроведениюкапитального ремонта участков тепловых сетей: - участок «Центральная» ТК 16-ТК17 ввод в эксплуатацию1968 год протяженностью 25,13 м.; - участок «Центральная» ТК 11-ТК12 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 17,14 м.; - участок «Центральная» ТК 18- жилой дом ввод в эксплуатацию1968 год протяженностью 6,3 м.; - участок «Центральная» ТК 21- водонапорная башня ввод в эксплуатацию1968 год протяженностью 63,9 м.; - участок «Центральная» ТК 21- ТК17 ввод в эксплуатацию1970 год протяженностью 41,05 м.; - участок «Центральная» ТК 21- ТК22 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 102,9 м.; - участок «Центральная» ТК 8- ТК9 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 8,45 м.; - участок «Центральная» ТК 9- ТК10 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 4,4 м.; - участок «Центральная» ТК 12- ТК13 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 109,09 м.; - участок «Центральная» ТК 13- ТК14 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 44,39 м.; - участок «Центральная» ТК 14- ТК15 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 53,4 м.; - участок «Центральная» ТК 37- ТК11 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 28,25м.

Поскольку в силу ст.16 ФЗ №131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены не только владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, городского округа и организация в границах муниципального, городского округа электро-,тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, но и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций вграницах муниципального, городского округа.

Таким образом, в силутребованийвышеперечисленных нормативных актов обязанность покапитальному ремонтутеплосетей возложена на администрации МО «Баргузинский район», что необходимо в целях обеспечения надлежащего содержания находящихся в муниципальной собственности объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, чтоисковыетребованияпрокуроразаявлены обоснованно и подлежатудовлетворению. При этом суд полагает возможным определить срок исполнения решения суда в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Баргузинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Баргузинский район» о возложении обязанности, удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Баргузинский район» провести капитальный ремонт в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу следующих участков тепловых сетей: - участок «Центральная» ТК 16-ТК17 ввод в эксплуатацию1968 год протяженностью 25,13 м.; - участок «Центральная» ТК 11-ТК12 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 17,14 м.; - участок «Центральная» ТК 18- жилой дом ввод в эксплуатацию1968 год протяженностью 6,3 м.; - участок «Центральная» ТК 21- водонапорная башня ввод в эксплуатацию1968 год протяженностью 63,9 м.; - участок «Центральная» ТК 21- ТК17 ввод в эксплуатацию1970 год протяженностью 41,05 м.; - участок «Центральная» ТК 21- ТК22 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 102,9 м.; - участок «Центральная» ТК 8- ТК9 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 8,45 м.; - участок «Центральная» ТК 9- ТК10 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 4,4 м.; - участок «Центральная» ТК 12- ТК13 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 109,09 м.; - участок «Центральная» ТК 13- ТК14 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 44,39 м.; - участок «Центральная» ТК 14- ТК15 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 53,4 м.; - участок «Центральная» ТК 37- ТК11 ввод в эксплуатацию1972 год протяженностью 28,25м..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья: М.М. Ласкина