ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6574/20 от 23.12.2020 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело №2-6574/2020

Заочное решение

Именем Российской Федерации

23 декабря 2020 года гор. Щёлково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Адамановой Э.В.,

при секретаре судебного заседания Сурковой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского поселения Щёлково Щёлковского муниципального района Московской области к ФИО1 ФИО6 о признании строения самовольной постройкой, о сносе самовольной постройки,

Установил:

Администрация городского поселения Щёлково Щёлковского муниципального района Московской области обратилась в Щёлковский городской суд Московской области с иском к ФИО1 ФИО7. о признании строения самовольной постройкой и о сносе самовольной постройки.

В обоснование иска указав, что ФИО1 ФИО8. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 9900 кв.м, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования –под размещение прирельсового склада нефтепродуктов, для иных видов жилой застройки по адресу: <адрес>.

Согласно сведениям ЕГРН ответчик является собственником объектов капитального строительства склада с кадастровым номером , площадью 62,3 кв.м, склада с кадастровым номером , площадью 62,3 кв.м, находящихся на вышеуказанном земельном участке.

В период с 14 по ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением государственного строительного надзора <адрес> проведена проверка земельного участка с кадастровым номером и нежилого здания с кадастровым номером .

Проведённой проверкой установлено, что на указанном участке в отсутствие разрешения на строительство ведутся работы по реконструкции объекта капитального строительства – одноэтажного здания, завершены работы по устройству двухскатной крыши из деревянного строительной системы и покрытия из металлочерепицы, о чем составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протоколов ГБУ МО «ФИО19» от 14 октября 2020 года №, этажность объекта капитального строительства составляет 739,9 кв.м.

На момент проведения проверки разрешения на строительство объектов капитального строительства по вышеуказанному земельному участку представлено не было.

Также в отношении ФИО1 ФИО9. 23.10.2020г. составлен протокол об административного правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ (строительство, реконструкции объектов капитального строительства без разрешения на строительство).

Учитывая, что ответчик с заявлением о выдаче разрешения на строительство/реконструкцию объекта недвижимого имущества с кадастровым номером , с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в уполномоченный орган не обращалась.

Представитель истца - Администрации городского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщил.

Ответчик ФИО1 ФИО11. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещены, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщили, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли, в связи, с чем суд на основании ст. 233 ГПК РФ определил рассматривать дело в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

ФИО1 ФИО12. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 9900 кв.м, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования –под размещение прирельсового склада нефтепродуктов, для иных видов жилой застройки по адресу: <адрес>.

Согласно сведениям ЕГРН ответчик является собственником объектов капитального строительства склада с кадастровым номером , площадью 62,3 кв.м, склада с кадастровым номером , площадью 62,3 кв.м, находящихся на вышеуказанном земельном участке.

Согласно материалам дела в отношении ответчика составлен акт проверки от 23 октября 2020 года, согласно акту проверки от 23.10.2020 установлено, что на указанном участке в отсутствие разрешения на строительство ведутся работы по реконструкции объекта капитального строительства – одноэтажного здания, завершены работы по устройству двухскатной крыши из деревянного строительной системы и покрытия из металлочерепицы.

В отношении ФИО1 ФИО14. составлен протокол о привлечении ответчика к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а также ст.3 ФЗ от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

К заявлению о выдаче разрешения на строительство и акта ввода объекта в эксплуатацию в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные ст. 51 документы.

В соответствии с п.7. ст.51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган.

В соответствии с п.20 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство является Администрация городского поселения Щелково.

В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил является самовольной постройкой.

Проведённой проверкой установлено, что на указанном участке в отсутствие разрешения на строительство ведутся работы по реконструкции объекта капитального строительства – одноэтажного здания, завершены работы по устройству двухскатной крыши из деревянного строительной системы и покрытия из металлочерепицы, о чем составлен соответствующий акт от 23.10.2020 .

Для строительства данного объекта требуется разработка проектной документации и её государственная экспертиза.

Данный объект по своему назначению и размещению на земельном участке, расположен на участке с категорией земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования –под размещение прирельсового склада нефтепродуктов, для иных видов жилой застройки по адресу: <адрес>.

На земельном участке ведутся работы по реконструкции объекта капитального строительства – одноэтажного здания, завершены работы по устройству двухскатной крыши из деревянного строительной системы и покрытия из металлочерепицы, о чем составлен соответствующий акт от 23.10.2020 .

Согласно протоколов ГБУ МО «ФИО20» от 14 октября 2020 года №, этажность объекта капитального строительства составляет 739,9 кв.м.

Таким образом, строительство вышеуказанного объекта обладает всеми признаками самовольной постройки, предусмотренным п. 1 ст.222 ГК РФ.

По общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

В силу пункта 3 статьи 25 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

л

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» Положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

Суд обязывает лицо к сносу самовольно недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.

В соответствии со ст. 12, 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения. Самостоятельность - один из ключевых понятий, раскрывающих сущность местного самоуправления.

Из смысла п. 22 совместного Пленума Верховного суда и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» с иском о сносе самовольной постройки, в том числе самовольно реконструированного объекта в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

Согласно п.20 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирование планировки и застройки территории поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.

Из ст. 11 Земельного кодекса РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территории городских и сельских поселений, территории других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

На основании пункта 1 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности, утверждение правил землепользования и застройки поселений и выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

П. 1.21 ст. 11 Устава городского поселения Щелково отнесено к вопросам местного значения утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселения, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Следовательно, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет орган местного самоуправления. Поэтому факт самовольного строительства влечет нарушение законных интересов администрации городского поселения Щелково как контролирующего органа за размещением объектов в границах муниципального образования.

Ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлены суду доказательства в обосновании законности действий по строительству самовольно возведённых строений.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ - издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенным требованиям. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей по исковому требованию неимущественного характера.

На основании изложенного, исковые требования законны, обоснованны, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд,

Решил:

Иск Администрации городского округа Щелково Московской области- удовлетворить.

Признать строение – нежилое здание (склад) с кадастровым номером , площадью 700,3 кв.м расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, самовольной постройкой.

Обязать ФИО1 ФИО15 в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда осуществить снос самовольной постройки – нежилого здания (склада) с кадастровым номером , площадью 700, 3кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>.

В случае неисполнения ФИО1 ФИО16 решения суда о сносе снос самовольной постройки – нежилого здания (склада) с кадастровым номером , площадью 700, 3кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, предоставить право Администрации городского поселения Щёлково Щёлковского муниципального района Московской области, право снести самовольно возведённые строения за счёт ФИО1 ФИО17.

Взыскать с ФИО1 ФИО18 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек (триста рублей 00 копеек).

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Э.В. Адаманова