ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6575/16 от 06.09.2016 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-6575/16

Решение

Именем Российской Федерации

6 сентября 2016 года г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г. Хабаровска

в составе председательствующего судьи Целищева М.С.,

с участием истца ФИО1,

при секретаре судебного заседания Кузькиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании незаконным бездействия, обязании заключить договор безвозмездного пользования земельным участком,

Установил:

ФИО1 обратился в суд к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ /далее по тексту ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ/, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ с исковым заявлением о признании незаконными действий начальника ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ, выразившихся в не внесении в перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений, обязании начальника ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ внести в перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам, для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений.

В обоснование заявленных требований истец указал, что из содержания выписки из ЕГРП следует, на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> отсутствуют зарегистрированные права. Между тем, единый земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, состав которого входят земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, относится к землям Министерства обороны РФ. В удовлетворении заявления истца о передаче земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> в аренду отказано. Полагает отказ незаконным по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ земли Министерства обороны РФ, не используемые по назначению, обязаны быть внесены в перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений. Между тем, в средствах массовой информации и на официальном сайте ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ отсутствует информация о таких участках. Истцом в ходе самостоятельного поиска был найдет не используемый земельный участок, где ранее располагалась войсковая часть <данные изъяты>, личный состав которой был расформирован, техника передана другим войсковым частям.

Истец ФИО1 в судебном заседании отказался от требований к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, в остальной части требования поддержал, сославшись на обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель ответчика ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения, заявил ходатайство об отложении слушания дела в связи с необходимостью истребования новых доказательств. Суд полагает причину неявки представителя ответчика неуважительной, поскольку в ходатайстве не указано, какие именно доказательства истребовал и на момент рассмотрения дела не получил представитель ответчика, а также что препятствовало стороне ответчика истребовать их ранее. В этой связи, в силу п. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, и предоставлено в постоянное бессрочное пользование, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. Данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, предназначенных для специального строительства.

Из содержания ответа первого заместителя директора департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> входит в состав единого земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

Судом установлено, что ФИО1, на основании подп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ обратился в ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ с заявлением о согласовании земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

В ответе от <данные изъяты> ВрИО заместителя начальника ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ в удовлетворении заявления ФИО1 отказано. Заявителю разъяснено, что земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> входят в состав единого земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. На указанном едином земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся на праве собственности РФ и закрепленные на праве оперативного управления за ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, ограничиваются в обороте.

В силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ не предоставляются в частную собственность земельные участки, ограниченные в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 3 ст. 27 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Частью 5.1 ст. 93 ЗК РФ предусмотрено, что допускается включать земельные участки, включенные в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.

Такой порядок установлен Правилами утверждения перечня земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1-3 данных Правил, они устанавливают порядок утверждения перечня земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд (далее - перечень), в целях предоставления указанных земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений.

Перечни формируются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, владеющие земельными участками, предоставленными для нужд обороны и безопасности и временно не используемыми для указанных нужд (далее - федеральные органы исполнительной власти), в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил.

Включение земельного участка в перечень допускается в случае, если его использование в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, не будет препятствовать безопасному и бесперебойному функционированию объектов, предназначенных для выполнения задач в области обороны страны и безопасности государства, расположенных в границах такого земельного участка либо на прилегающих к нему земельных участках.

Буквальное толкование приведенных положений Правил позволяет прийти к выводу, что включение земельных участков, находящихся в ведении Министерства обороны, в Перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд (далее - перечень), в целях предоставления указанных земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений, допускается только в случае, если использование земельного участка не будет препятствовать безопасному и бесперебойному функционированию объектов, предназначенных для выполнения задач в области обороны страны и безопасности государства, расположенных в границах такого земельного участка либо на прилегающих к нему земельных участках. Следовательно, к исключительно прерогативе федерального органа исполнительной власти, в введении которого находится испрашиваемый земельный участок, отнесено определение возможности его включения в данный перечень, то есть, что передача земельного участка не нарушит безопасную и бесперебойную работу объектов, предназначенных для выполнения задач в области обороны страны и безопасности государства.

Из содержания приведенного выше ответа ВрИО заместителя начальника ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ следует, что на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимого имущества, находящиеся на праве собственности РФ и закрепленные на праве оперативного управления за ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ, в связи с чем передача земельного участка в постоянное бессрочное пользование истцу не возможно.

Проанализировав вышеизложенные правовые нормы в их системной взаимосвязи, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что правовые основания к удовлетворению требований ФИО1 отсутствуют, поскольку, как установлено судом, испрашиваемый истцом земельный участок находится в ведении Министерства обороны РФ, не включен соответствующим полномочным органом в перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений. Судом также не усматривается оснований для возложения на ответчика обязанности по включению земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> в данный перечень, поскольку полномочия по включению земельных участков в перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений отнесены к исключительной компетенции органа исполнительной власти, в введении которого находится земельный участок. Учитывая, что ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ было отказано во включении спорных земельных участков в данный перечень в связи с отсутствием к этому предусмотренных законом оснований, суд не может подменять правомочия собственника по определению правовой судьбы земельного участка.

В этой связи, суд полагает необходимым в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании незаконным бездействия, обязании заключить договор безвозмездного пользования земельным участком отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Индустриальный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья Целищев М.С.

Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна:

Судья Индустриального районного суда <адрес> М.С.Целищев