Дело № 2-6575/16
Решение
Именем Российской Федерации
6 сентября 2016 года г. Хабаровск
Индустриальный районный суд г. Хабаровска
в составе председательствующего судьи Целищева М.С.,
с участием истца ФИО1,
при секретаре судебного заседания Кузькиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании незаконным бездействия, обязании заключить договор безвозмездного пользования земельным участком,
Установил:
ФИО1 обратился в суд к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ /далее по тексту ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ/, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ с исковым заявлением о признании незаконными действий начальника ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ, выразившихся в не внесении в перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений, обязании начальника ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ внести в перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам, для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений.
В обоснование заявленных требований истец указал, что из содержания выписки из ЕГРП следует, на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> отсутствуют зарегистрированные права. Между тем, единый земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, состав которого входят земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, относится к землям Министерства обороны РФ. В удовлетворении заявления истца о передаче земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> в аренду отказано. Полагает отказ незаконным по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ земли Министерства обороны РФ, не используемые по назначению, обязаны быть внесены в перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений. Между тем, в средствах массовой информации и на официальном сайте ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ отсутствует информация о таких участках. Истцом в ходе самостоятельного поиска был найдет не используемый земельный участок, где ранее располагалась войсковая часть <данные изъяты>, личный состав которой был расформирован, техника передана другим войсковым частям.
Истец ФИО1 в судебном заседании отказался от требований к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, в остальной части требования поддержал, сославшись на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ответчика ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения, заявил ходатайство об отложении слушания дела в связи с необходимостью истребования новых доказательств. Суд полагает причину неявки представителя ответчика неуважительной, поскольку в ходатайстве не указано, какие именно доказательства истребовал и на момент рассмотрения дела не получил представитель ответчика, а также что препятствовало стороне ответчика истребовать их ранее. В этой связи, в силу п. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, и предоставлено в постоянное бессрочное пользование, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ№. Данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, предназначенных для специального строительства.
Из содержания ответа первого заместителя директора департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> входит в состав единого земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Судом установлено, что ФИО1, на основании подп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ обратился в ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ с заявлением о согласовании земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
В ответе от <данные изъяты>№ ВрИО заместителя начальника ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ в удовлетворении заявления ФИО1 отказано. Заявителю разъяснено, что земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> входят в состав единого земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. На указанном едином земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся на праве собственности РФ и закрепленные на праве оперативного управления за ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, ограничиваются в обороте.
В силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ не предоставляются в частную собственность земельные участки, ограниченные в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 3 ст. 27 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 5.1 ст. 93 ЗК РФ предусмотрено, что допускается включать земельные участки, включенные в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.
Такой порядок установлен Правилами утверждения перечня земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п. 1-3 данных Правил, они устанавливают порядок утверждения перечня земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд (далее - перечень), в целях предоставления указанных земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений.
Перечни формируются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, владеющие земельными участками, предоставленными для нужд обороны и безопасности и временно не используемыми для указанных нужд (далее - федеральные органы исполнительной власти), в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил.
Включение земельного участка в перечень допускается в случае, если его использование в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, не будет препятствовать безопасному и бесперебойному функционированию объектов, предназначенных для выполнения задач в области обороны страны и безопасности государства, расположенных в границах такого земельного участка либо на прилегающих к нему земельных участках.
Буквальное толкование приведенных положений Правил позволяет прийти к выводу, что включение земельных участков, находящихся в ведении Министерства обороны, в Перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд (далее - перечень), в целях предоставления указанных земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений, допускается только в случае, если использование земельного участка не будет препятствовать безопасному и бесперебойному функционированию объектов, предназначенных для выполнения задач в области обороны страны и безопасности государства, расположенных в границах такого земельного участка либо на прилегающих к нему земельных участках. Следовательно, к исключительно прерогативе федерального органа исполнительной власти, в введении которого находится испрашиваемый земельный участок, отнесено определение возможности его включения в данный перечень, то есть, что передача земельного участка не нарушит безопасную и бесперебойную работу объектов, предназначенных для выполнения задач в области обороны страны и безопасности государства.
Из содержания приведенного выше ответа ВрИО заместителя начальника ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ следует, что на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимого имущества, находящиеся на праве собственности РФ и закрепленные на праве оперативного управления за ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ, в связи с чем передача земельного участка в постоянное бессрочное пользование истцу не возможно.
Проанализировав вышеизложенные правовые нормы в их системной взаимосвязи, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что правовые основания к удовлетворению требований ФИО1 отсутствуют, поскольку, как установлено судом, испрашиваемый истцом земельный участок находится в ведении Министерства обороны РФ, не включен соответствующим полномочным органом в перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений. Судом также не усматривается оснований для возложения на ответчика обязанности по включению земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> в данный перечень, поскольку полномочия по включению земельных участков в перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений отнесены к исключительной компетенции органа исполнительной власти, в введении которого находится земельный участок. Учитывая, что ФГКУ «ДВТУИМ» МО РФ было отказано во включении спорных земельных участков в данный перечень в связи с отсутствием к этому предусмотренных законом оснований, суд не может подменять правомочия собственника по определению правовой судьбы земельного участка.
В этой связи, суд полагает необходимым в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании незаконным бездействия, обязании заключить договор безвозмездного пользования земельным участком отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Индустриальный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Целищев М.С.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна:
Судья Индустриального районного суда <адрес> М.С.Целищев