Дело ***(16)
Мотивированное решение изготовлено 19.09.2016г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2016 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Кочневой В.В., при секретаре Чудовой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алапаевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны,
установил:
Алапаевский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о возложении обязанности обеспечить учет и надлежащее состояние защитных сооружений гражданской обороны. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения проверки в соответствии с заданием прокуратуры Свердловской области от 24.05.2016 №7/4-20-2016 во исполнение п.1.3 решения коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 23.03.2016г. В ходе проверки установлено, что на территории города *** по адресу: *** расположены защитные сооружения гражданской обороны- противорадиационные убежища, что подтверждается их паспортами. По сведения ТУ Росимущества в Свердловской области в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об указанных объектах гражданской обороны Согласно информации ГУ МЧС России по СО все шесть объектов состоят на учете в ГУ МЧС. Согласно заключению отдела надзорной деятельности МО Алапаевское, МО город Алапаевск, Махневского МО УНДиПР ГУ МЧС России по СО проведено обследование указанных защитных сооружений, по результатам обследования установлено, что фактически защитные сооружения не готовы к приему укрываемых, находятся в ненадлежащем состоянии. Просит обязать ответчика обеспечить учет и надлежащее состояние защитных сооружений гражданской обороны- убежищ, расположенных в Свердловской области в г.*** по адресам: ***.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено ГУ МЧС России по Свердловской области (л.д.125).
В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил обязать ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны- убежищ, расположенных в Свердловской области в г.Алапаевске по адресам: ***, как объектов федеральной собственности.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района г.Екатеринбурга Замуруева Н.В., действующая на основании поручения истца, поддержала исковые требования с учетом их уточнений, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1, действующий по доверенности от 05.04.2016г., против исковых требований возражал, суду пояснил, что объекты гражданской обороны не относятся исключительно к федеральной собственности, следовательно, нельзя признать запрет нахождения объектов гражданской обороны в иной, нежели федеральная, форме собственности, в том числе и частной, объекты гражданской обороны не изъяты из оборота. При этом, согласно п.п.4 п.8 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию. В тоже время п.п.9 постановления, возлагает на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязанность поддерживать объекты гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию. Обеспечение населения местами для эвакуации напрямую входит в сферу интересов МЧС РФ На основании постановления Правительства Свердловской области от 06.03.2012 №17П, на ТУ Росимущества в Свердловской области возложена обязанность только по контролю за объектами гражданской обороны. Обязанность по содержанию и эксплуатации объектов гражданской обороны возложена на администрации муниципальных образований.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц Администрации МО город Алапаевск, ООО «УК Энергосервис», ГУ МЧС России по Свердловской области, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок, причины неявки неизвестны.
При таких обстоятельствах, суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право прокурора обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц предусмотрено положениями ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса РФ.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (пункт 1 статьи 4 названного Закона).
Государственный стандарт Р 22.0.02-941 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, определяет защитное сооружение, как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10). Убежищем является защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечивается условие для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических, радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).
Обращение прокурора с вышеуказанным иском имеет целью защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий.
Успешная реализация задач в области гражданской обороны возможна при условии надлежащего ведения учета объектов гражданской обороны, как государственного имущества.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.
Основания и порядок осуществления учета федерального имущества установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета федерального имущества».
Следовательно, требования прокурора предъявлены к надлежащему ответчику ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), и требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий.
С учетом положения пунктов 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1309 от 29.11.1999 спорное убежище относится к объектам гражданской обороны. Федеральные органы исполнительной власти ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны, осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Судом установлено, что Алапаевской городской прокуратурой по поручению прокуратуры области была проведена проверка соблюдения законодательства о государственной собственности при учете, содержании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в ходе которой было установлено, что на территории города *** по адресу: ***, расположены защитные сооружения гражданской обороны- противорадиационные убежища, что подтверждается их паспортами.
Согласно паспорту убежища *** от 04.04.2014г., объект принят в эксплуатацию в 1983г., его общая площадь составляет 570,2 кв.м., вместимость 691 человек. Объект является встроенным в 5-ти этажный многоквартирный жилой дом (находится в подвале).
Согласно паспорту убежища (***) от 04.04.2014г., объект принят в эксплуатацию в 1987г., его общая площадь составляет 588,2 кв.м., его вместимость составляет 1176 человек. Объект является встроенным в 5-ти этажный многоквартирный дом (находится в его подвале).
Согласно паспорту убежища (***) от 04.04.2014г., объект принят в эксплуатацию в 1985г., его общая площадь составляет 1283 кв.м., его вместимость составляет 1852 человека. Объект является встроенным в 5-ти этажный многоквартирный жилой дом (находится в его подвале).
Согласно паспорту убежища *** от 04.04.2014г., объект принят в эксплуатацию в 1988г., его общая площадь составляет 941 кв.м., его вместимость составляет 915 человек. Объект является встроенным в 5-ти этажный многоквартирный жилой дом (находится в его подвале).
Согласно паспорту убежища (***) от 04.04.2014г., объект принят в эксплуатацию в 1984г., его общая площадь составляет 1270,6 кв.м., его вместимость составляет 1163 человек. Объект является встроенным в 5-ти этажный многоквартирный жилой дом (находится в его подвале).
Согласно паспорту убежища (***) от 04.04.2014г., объект принят в эксплуатацию в 1988г., его общая площадь составляет 588,2 кв.м., его вместимость составляет 1500 человек. Объект является встроенным в 5-ти этажный многоквартирный жилой дом (находится в его подвале).
Организацией, эксплуатирующей данные здания, является ООО «Управляющая компания Энергосервис».
По сведениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в реестре федерального имущества сведения в отношении указанных объектов гражданской обороны отсутствуют.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.
Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, а следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.
Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что убежища, расположенные на территории города Алапаевска по адресу: ***, относятся к защитным сооружениям гражданской обороны, и в силу закона являются федеральной собственностью, находятся в состоянии непригодном для их использования по прямому назначению, в связи с чем ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области обязано обеспечить учет указанных убежищ, как объектов федеральной собственности, а потому требование истца о возложении на ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Свердловской области обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны- убежищ, расположенных в Свердловской области в г.*** по адресам: ***, как объектов федеральной собственности, заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Алапаевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, удовлетворить.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны- убежищ, расположенных в Свердловской области в городе Алапаевске по адресам: ***, как объектов федеральной собственности.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья В.В. Кочнева