Советский районный суд г. Брянска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд г. Брянска — Судебные акты
Дело № 2-6577 (10)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2010 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Сидоренковой Е.В.
при секретаре Никеенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 Е,В. к Администрации Брянской области, Департаменту по строительству Брянской области об оспаривании решения Департамента по строительству Брянской области об отказе в обеспечении жильем вдов участников ВОВ и выдаче субсидии на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с указанным иском к Администрации Брянской области, Департаменту по строительству Брянской области. В обоснование исковых требований ссылается на то, что она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. ФИО3 Г года рождения, была поставлена на жилищный учет для получения жилой площади по договору социального найма на состав семьи один человек на основании распоряжения "____" поселковой администрации Брянской области от Д.М.Г №... Комиссией по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов "____" Д.М.Г было принято решение об отказе в выдаче истцу субсидии на приобретение жилого помещения. ФИО2 просила признать недействительным решение Департамента по строительству Брянской области от Д.М.Г №... об отказе в выдаче ей субсидии на приобретение жилья, обязать Департамент по строительству Брянской области выдать ей субсидию на приобретение жилья.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, судом надлежаще извещена о времени рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщила, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО4 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить. При этом пояснила, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "____", является ФИО4 У ее матери - ФИО2 отсутствуют иные жилые помещения, принадлежащие ей на праве собственности. ФИО2 является инвалидом "иные данные" группы и нуждается в постороннем уходе, который за ней осуществляется ФИО4
Представитель ответчика - Департамента по строительству Брянской области ФИО5 возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что ФИО2 Комиссией по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов администрации Брянской области было правомерно отказано в выдаче субсидии, поскольку она является членом семьи собственника и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи выше учетной нормы. Кроме того, истцом умышленно были ухудшены жилищные условия.
Представитель ответчика - Администрации Брянской области по доверенности ФИО6 также возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав позицию представителя Департамента по строительству Брянской области.
Представитель Навлинской поселковой администрации Брянской области в судебное заседание не явился, судом надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Выслушав объяснения представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО3 Г года рождения, является "иные данные" участника Великой Отечественной войны.
Согласно Распоряжению "____" поселковой администрации Брянской области от Д.М.Г №... «О принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» ФИО2, проживающая в "____" по адресу: "____" принята на жилищный учет как жена погибшего военнослужащего составом семьи 1 человек, включена в списки очереди на получение жилой площади по договору социального найма.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Администрации Брянской области, от Д.М.Г ФИО2 в выдаче субсидии за счет средств федерального бюджета отказано (без указания причин отказа), администрации муниципального образования рекомендовано рассмотреть вопрос законности постановки ее на жилищный учет.
Согласно сообщению Департамента по строительству Брянской области от Д.М.Г №..., решением комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Д.М.Г ФИО2 было отказано в выдаче субсидии на приобретение жилья в связи с тем, что она является членом семьи собственника и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи выше учетной нормы.
Согласно сведениям о регистрации, содержащимся в паспорте, ФИО2 зарегистрирована по адресу: "____" - с Д.М.Г.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от Д.М.Г №..., собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "____", общей площадью 47 кв.м, является ФИО4 на основании Распоряжения администрации "____" от Д.М.Г №....
Согласно Справке Навлинского филиала ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от Д.М.Г за ФИО2 квартир и индивидуальных домовладений в "____" не значится. Согласно Выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от Д.М.Г №... в ЕГРП отсутствуют сведения о правах ФИО2., Д.М.Г г.р., на объекты недвижимого имущества.
Кроме того, между ФИО2 и ФИО4 заключен договор найма жилого помещения. Согласно п.1.1 указанного Договора, наймодатель (ФИО4) предоставила принадлежащую ей на праве собственности квартиру нанимателю (ФИО2) за плату во временное владение и пользование для проживания в ней. Данная квартира находится по адресу: "____".
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" истец имеет право на улучшение жилищных условий.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО7 на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (п.2).
Согласно ч.1 ст.424 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих намеренное ухудшение своих жилищных условий со стороны истца.
Как следует из Справки серии №..., выданной ФГУ ГБ МСЭ по Брянской области филиалом-бюро №... Д.М.Г, ФИО3 Г г.р., проживающая по адресу: "____", является инвалидом "иные данные" группы бессрочно.
Согласно Справке Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в "____" муниципальном районе Брянской области №... от Д.М.Г, ФИО4 действительно осуществляет уход за "иные данные" ФИО3 Г г.р., с Д.М.Г по настоящее время.
Таким образом, суд находит отказ Департамента по строительству Брянской области в выдаче субсидии на приобретение жилья ФИО2 по причине того, что ФИО2 является членом семьи собственника и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи выше учетной нормы необоснованным. В судебном заседании установлено и подтверждается добытыми по делу доказательствами тот факт, что ФИО2 не имеет иных жилых помещений, принадлежавших ей на праве собственности. Право пользования ФИО2 жилым помещением, расположенным по адресу: "____" возникло на основании договора найма жилого помещения, заключенного с собственником указанного жилого помещения. Истец не имела возможности ухудшить свои жилищные условия ввиду отсутствия у нее жилого помещения.
Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что в данном случае со стороны истца не имеет места фактического ухудшения своих жилищных условий по собственному волеизъявлению.
Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно п.3 Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области, утвержденного Постановлением Администрации Брянской области от 13.09.2006 года №559 меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, в форме единовременной денежной выплаты в виде субсидии (далее - субсидия) на приобретение или строительство жилых помещений.
Субсидия используется гражданами по их выбору на: приобретение готового жилого помещения на вторичном рынке жилья; строительство индивидуального жилого дома; приобретение квартиры при участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
Согласно п.4 данного Положения, главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых для финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, является департамент по строительству Брянской области.
Согласно п.7 данного Положения Департамент по строительству Брянской области на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований области и согласованных с управлением социальной защиты населения Брянской области, формирует сводный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Брянской области, отдельно по категориям граждан, перечисленных в подпунктах 2.1 и 2.2 пункта 2 настоящего Положения.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования ФИО1 Е,В. к Администрации Брянской области, Департаменту по строительству Брянской области об оспаривании решения Департамента по строительству Брянской области об отказе в обеспечении жильем вдов участников ВОВ и выдаче субсидии на приобретение жилья.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 Е,В. к Администрации Брянской области, Департаменту по строительству Брянской области об оспаривании решения Департамента по строительству Брянской области об отказе в обеспечении жильем вдов участников ВОВ и выдаче субсидии на приобретение жилья - удовлетворить.
Признать отказ Комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от Д.М.Г в выдаче субсидии на приобретение жилья ФИО1 Е,В. - недействующим.
Администрации Брянской области, Департаменту по строительству Брянской области предоставить ФИО1 Е,В. субсидию на приобретение жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение 10 дней.
Судья Е.В.Сидоренкова