Дело № 2-657/2018 18 сентября 2018 года
УИД 29RS0016-01-2018-000873-13
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Белоусова А.Л., при секретаре Коноваловой А.М.,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2,
представителей ответчика ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Новодвинску», Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Новодвинску» (далее ОСЗН по г. Новодвинску), Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», указав, 13.09.2017 обратился в ОСЗН по г. Новодвинску с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», представив все необходимые документы, в том числе и почетную грамоту Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее Минпромторг России), которой он награжден по приказу данного министерства от 21.07.2017 № 203п «О награждении работников предприятий промышленности». Письмом от 14.09.2017 ответчик ОСЗН по г. Новодвинску отказал в удовлетворении его заявления в связи с тем, что им не представлен нормативный правовой акт, учреждающий ведомственный знак отличия (Почетная грамота), дающий право на присвоение звания «Ветеран труда». С данным отказом не согласен, поэтому просил признать право на присвоение почетного звания «Ветеран труда» со дня обращения, с 13.09.2017 по основанию, предусмотренным пунктом 89 Приложения № 1 к Постановлению Администрации Архангельской области от 20.05.2008 N 115-па/13 "Об утверждении перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании требования к ответчикам уточнили, просят признать право истца на присвоение почетного звания «Ветеран труда» со дня обращения, с 13.09.2017. Ссылаясь на Приказ Минпромторга России от 27.06.2008 N 8 "О ведомственных знаках отличия в труде Министерства промышленности и торговли Российской Федерации" и Примечания к Приложениям № 1 и № 2 к Постановлению Администрации Архангельской области от 20.05.2008 N 115-па/13, считают, что ответчик ОСЗН по г. Новодвинску необоснованно указал в своем решении от 14.09.2017 о том, что истцом не представлен нормативный правовой акт, учреждающий ведомственный знак отличия (Почетная грамота), дающий право на присвоение звания «Ветеран труда».
Представители ответчика ОСЗН по г. Новодвинску ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования истца не признали. Не оспаривая наличие у истца необходимо трудового (страхового) стажа, учитываемого для присвоения звания «Ветеран труда», полагают отказ в присвоении истцу такого звания обоснованным.
Ответчик Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, извещенное судом о рассмотрении дела, своего представителя в судебное заседание не направило. В представленном отзыве на исковое заявление представитель министерства ФИО5 просит рассмотреть дело, в отсутствие представителя ответчика, и отказать в удовлетворении требований, в связи с необоснованностью.
В соответствии со статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области.
Заслушав стороны и их представителей, исследовав письменные материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом "О Ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона "О Ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В прежней редакции данной нормы закона, действовавшей до 01.07.2016 к ветеранами труда относились лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
С 01.07.2016 Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" статья 7 Федерального закона "О Ветеранах" дополнена пунктом 1.1. согласно которому Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
То есть с 01.07.2016 на федеральном уровне урегулирован вопрос о порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Во исполнение указанных норм закона Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 N 578 с 01.07.2016 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия.
В силу п. 3 указанного Положения Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия. Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения.
Приказом Минпромторга России от 28.10.2016 N 3838 утвержден ведомственный знак отличия Минпромторга России, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда" - медаль "Трудовая доблесть" и прилагаемое Положение о данной медали "Трудовая доблесть", которым определены условия и требования к кандидатам на награждение медалью.
Таким образом, отсутствие знака отличия в перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", является обстоятельством, исключающим возможность присвоения такого звания.
Как установлено по материалам дела, истец ФИО1 13.09.2017 обратился к ответчику ОСЗН по г. Новодвинску с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», требования мотивировал тем, что имеет 38 лет трудового стажа и ведомственный знак отличия в труде – почётную грамоту Минпромторг России, которой награжден по приказу данного министерства от 21.07.2017 № 203п «О награждении работников предприятий промышленности».
Письмом от 14.09.2017 № ответчик ОСЗН по г. Новодвинску указал о несоответствии представленных истцом документов, на присвоение звания "Ветеран труда", указав также в своем письме, что истцом не представлен нормативно-правовой акт федерального органа государственной власти, подтверждающего учреждение ведомственного знака отличия (почетная грамота), дающего после 30.06.2016 право на присвоение звания «Ветеран труда».
Истец с указанным решением ответчика не согласен, считает его незаконным, на что суд отмечает следующее.
В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона "О Ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законом Архангельской области от 19.03.2008 N 488-25-ОЗ определены порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда".
В силу подп. 1 п. 1 ст. 2 названного Закона Архангельской области, в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О Ветеранах" право на присвоение звания "Ветеран труда" в порядке, предусмотренном настоящим законом, имеют лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Пункт 1.1 статьи 2 Закона Архангельской области от 19.03.2008 N 488-25-ОЗ предусматривает аналогичные нормы по порядку учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", что и п. 1.1 ст. 7 Федерального закона "О Ветеранах".
Во исполнение названных норм закона и п. 2 ст. 2 Закона Архангельской области от 19.03.2008 N 488-25-ОЗ, постановлением Администрации Архангельской области от 20.05.2008 N 115-па/13 утвержден перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" согласно Приложению N 1 и Приложению № 2.
Согласно п. 4 Примечания к указанному Приложению № 1, право на присвоение звания "Ветеран труда" с учетом настоящего перечня (Приложение № 1) сохраняется за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, предусмотренными настоящим перечнем, при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с п. 1 Примечания к указанному Приложению № 2, право на присвоение звания "Ветеран труда" с учетом настоящего перечня (Приложение № 2) имеют граждане, награжденные с 01.07.2016 ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно п. 2.4 указанного Приложения № 2, знаком отличия награждаемого Минпромторга России, является медаль "Трудовая доблесть".
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Архангельской области от 19.03.2008 N 488-25-ОЗ лица, указанные в подп. 1 п. 1 ст. 2 настоящего закона, представляют документы, подтверждающие: 1) награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики); 2) трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Требовать от лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", документы, не предусмотренные настоящей статьей, не допускается (п. 4 ст. 3 Закона Архангельской области от 19.03.2008 N 488-25-ОЗ).
В силу п. 2 ст. 4 Закона Архангельской области от 19.03.2008 N 488-25-ОЗ государственное учреждение социальной защиты населения в течение 30 календарных дней со дня регистрации документов на присвоение звания "Ветеран труда" принимает решение о: 1) соответствии документов, представленных лицами, претендующими на присвоение звания "Ветеран труда", требованиям настоящего закона; 2) несоответствии документов, представленных лицами, претендующими на присвоение звания "Ветеран труда", требованиям настоящего закона.
Основаниями для принятия решения о несоответствии документов, представленных лицами, претендующими на присвоение звания "Ветеран труда", требованиям настоящего закона являются: 1) отсутствие права на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии со статьей 2 настоящего закона; 2) представление документов, не отвечающих условиям, определенным статьей 3 настоящего закона (п. 7 ст. 4 Закона Архангельской области от 19.03.2008 N 488-25-ОЗ).
В рассматриваемом случае истец награжден почетной грамотой Минпромторга России после 01.07.2016.
Поэтому к данным отношениям применим перечень ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", согласно приложению N 2 Постановления Администрации Архангельской области от 20.05.2008 N 115-па/13, которым не предусмотрен такой знак отличия, как почетная грамота Минпромторга России, что исключает право истца на присвоение звания "Ветеран труда" по указанному им основанию и не противоречит требованиям Федерального закона "О Ветеранах".
Довод истца и его представителя об обратном, является необоснованным и отклоняется судом.
Ссылаясь на Приказ Минпромторга России от 27.06.2008 N 8 "О ведомственных знаках отличия в труде Министерства промышленности и торговли Российской Федерации", которым был учрежден ведомственный знак отличия в труде Минпромторга России - Почетная грамота Минпромторга России и Примечания к Приложениям № 1 и № 2 к Постановлению Администрации Архангельской области от 20.05.2008 N 115-па/13, истец и его представитель не учитывают, что в силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ, с 01.07.2016 право на присвоение звания "Ветеран труда", гражданам награждёнными указанным ведомственным знаком отличия в труде (Почетная грамота Минпромторга России) сохранено если они награждены данным ведомственным знаком отличия в труде по состоянию на 30.06.2016.
Таким образом, указанным Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде права на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии необходимого стажа.
Учитывая, что истец награжден данной почётной грамотой по приказу Минпромторга России от 21.07.2017, тогда, когда Приказом Минпромторга России от 28.10.2016 N 3838 уже был учрежден единственный ведомственный знак отличия Минпромторга России, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда" - медаль "Трудовая доблесть", правового значения получение истцом данной почетной грамоты для целей признание за ним право на присвоение звания "Ветеран труда", не имеет.
Ссылаясь на п. 2 Примечания к Приложению № 2 перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" постановления Администрации Архангельской области от 20.05.2008 N 115-па/13, истец и его представитель также не учитывают, что в соответствии с данным пунктом Примечания к Приложению № 2 ответчик ОСЗН по г. Новодвинску был обязан принять положительное решение по заявлению истца от 13.09.2017 только в случае предоставления истцом нормативно-правового акта федерального органа государственной власти, подтверждающего учреждение ведомственного знака отличия за заслуги в труде, изданного в установленном порядке после 01.07.2016.
Учитывая, что данный акт истцом при обращении в ОСЗН по г. Новодвинску предоставлен не был, суд считает вынесенное ОСЗН по г. Новодвинску решение, оформленное письмом от 14.09.2017 № 01-08/919 о несоответствии представленных истцом документов на присвоение звания "Ветеран труда", законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковые требования ФИО1 к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Новодвинску», Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» отказать.
На решение суда сторонами и лицами, участвующими в деле может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новодвинский городской суд Архангельской области.
Председательствующий А.Л. Белоусов
Мотивированное решение
изготовлено 23 сентября 2018 года.