ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-657/2023470007-01-2023-000620-06 от 10.08.2023 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-657/2023 47RS0007-01-2023-000620-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2023 года г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Башковой О.В.,

при помощнике судьи Софроновой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием ответчика ФИО2,

гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «РКС-Энерго» к ФИО2 о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «РКС-энерго» (далее – РКС) обратилось в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с иском к ФИО2 о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за период с января 2019 года по декабрь 2020 года в размере 72 592 рублей, состоящей из: основной суммы задолженности в размере <данные изъяты>, и пеней, исчисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за просрочку оплаты основных платежей – в размере <данные изъяты> копеек, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>. В обоснование иска указал, что ООО «РКС-энерго» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Ленинградской области на основании приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 101-п от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ООО «РКС-энерго» заключен договор электроснабжения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Ответчик не полностью и несвоевременно оплачивал потребленную электроэнергию, что привело к образованию указанной задолженности. Ссылаясь на положения ст.ст. 210, 539, 540, 544 ГК РФ, ст.ст. 30, 153, 155 ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, просит защиты нарушенного права и удовлетворения исковых требований заявленным способом (л.д. 3-5).

В судебном заседании представитель ООО «РКС-энерго» не участвовал, о месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом (л.д. 60), ходатайствовал об отложении судебного заседания ввиду неявки представителя по технической причине (л.д. 68), ходатайство отклонено судом в связи с отсутствием уважительных причин неявки представителя истца в судебное заседание), ранее в ходе судебного разбирательства свои исковые требования поддерживал.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании с иском не согласился, в том числе по доводам письменных возражений на иск (л.д. 70-71), в которых указано, что акт от ДД.ММ.ГГГГ, на основе которого произведен расчет задолженности, не соответствует критериям относимости и допустимости доказательств, поскольку получен с нарушением закона, а именно: в акте не указаны адрес, где проведена проверка и составлен акт, полномочия на составление данного обследования истцом не представлены; фотографии, приложенные к данному акту, выполнены без привязки к времени и месту фотосъемки; сам акт не содержит сведений о лице, проводившем проверку, отсутствуют печати организации, проводившей проверку, отсутствуют сведения о лицах, внесенных в акт в качестве присутствующих лиц, нет телефонов для связи, что вызывает сомнения в действительном присутствии данных лиц при проведении проверки; проверка проводилась в его отсутствие, вызов на проведение проверки ему не направлялся, в материалах дела отсутствуют доказательства уведомления ответчика о проведении проверки; ссылается на нарушение п.п. 174,193 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии», согласно которым проверка приборов учета электроэнергии проводится с обязательным участием потребителя электроэнергии, ссылается на нарушение ст. 172 вышеуказанного постановления, согласно которому, сетевая организация (гарантирующий поставщик) в случаях, предусмотренных п. 170 настоящего документа, обязана не позднее 3 рабочих дней со дня наступления соответствующих обязательств провести внеплановую проверку приборов учета с приглашением ее инициатора и заинтересованных лиц, в случае если для проведения проверки приборов учета лицу, проводящему проверку прибора учета, требуется допуск к энергопринимающим устройствам, потребителя, (объекту по производству электрической энергии (мощности), проверка прибора учета должна быть проведена не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления о необходимости проведения внеплановой проверки, форма внеплановой проверки приоборов учета может быть указана в заявлении о необходимости проведения внеплановой проверки, в противном случае форму проверки выбирает сетевая организация (гарантирующий поставщик). В случае, если внеплановая проверка приборов учета проводится по заявлению потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), то сетевая организация обязана пригласить гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию), обслуживающего этого потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), для участия в такой проверке. Потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) вправе привлекать к участию в проверке со своей стороны аккредитованных в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), данный подход сформирован и в правоприменительной практике.

Представитель третьего лица Кингисеппского районного отделения ООО «РКС-Энерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела мирового судьи судебного участка № 39 Кингисеппского района Ленинградской области № 2-626/2021 по заявлению ООО «РКС-энерго» о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности за потребление электроэнергии с ФИО2, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такая обязанность возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (подп. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Согласно пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

В соответствии с пунктом 61 Правил, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «РКС-энерго» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Ленинградской области на основании приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 101-п от 13 октября 2006 года «О присвоении статуса гарантирующего поставщика ООО «РКС-энерго», действующему на территории Ленинградской области».

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «РКС-энерго» и ФИО2 заключен договор энергоснабжения , согласно пункту 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять поставку электрической энергии, а также самостоятельно или через третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в отношении объекта, указанного в приложении - земельного участок с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес> потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

Согласно пункту 1.2 договора энергоснабжения , потребитель приобретает электрическую энергию для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением коммерческой (профессиональной) деятельностью.

В силу пункта 2.1.1 договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется подавать электрическую энергию потребителю в необходимом для него количестве, качество которой соответствует требованиям технических регламентов.

Согласно пункту 2.2.1 договора энергоснабжения , гарантирующий поставщик имеет право требовать платы за потребленную электрическую энергию, а также в случаях, установленных действующим законодательством и договором, уплату неустоек (штрафов, пеней).

Осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца, если иное сроки не установлены действующим законодательством, проверку правильности снятия потребителем показаний приборов учета электрической энергии, а также проверку состояния приборов учета электрической энергии (п. 2.2.6 договора энергоснабжения).

В соответствии с пунктом 3.1.2 договора энергоснабжения , потребитель обязуется своевременно и в полном объеме производить оплату потребленной электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии.

Ежемесячно снимать показания прибора учета и передавать полученные показания гарантирующему поставщику или уполномоченному им лицу не позднее 25-го числа текущего месяца одним из следующих способов: по телефону или электронной почте, через личный кабинет потребителя на официальном сайте гарантирующего поставщика в сети Интернет, а также иными способами, предусмотренными действующим законодательством (п. 3.1.5 договора энергоснабжения).

Согласно пункту 4.1 договора энергоснабжения , количество поданной гарантирующим поставщиком и потребленной потребителем электрической энергии определяется на основании данных полученных с использованием прибора учета электрической энергии, указанного в приложении с начальными показаниями по зоне суток «день» Т1- 0, по зоне суток «ночь» Т2 – 0.

Пунктом 4.2 договора энергоснабжения предусмотрено, что в случае непредоставления потребителем показаний приборов учета в сроки, установленные пунктом 3.1.5 договора, а также в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, объем потребленной электрической энергии потребителем определяется в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 6.1 договора энергоснабжения установлено, что в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты потребителем электрической энергии, потребитель обязано уплатить гарантирующим поставщику пени в размере, установленном действующим законодательством РФ.

ДД.ММ.ГГГГ стороны заключили дополнительное соглашение № 1 к договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, которым приложение № 1 изложено в редакции согласно приложению № 1 к настоящему дополнению, а именно конкретизированы данные прибора учета с начальными показаниями по зоне суток «день» Т1- 0, по зоне суток «ночь» Т2 – 0, дата опломбировки – ДД.ММ.ГГГГ, номер пломбы – , срок очередной поверки – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-19).

ДД.ММ.ГГГГ АО «ЛОЭСК» составлен акт об осуществлении технологического присоединения объектов энергопринимающих устройств потребителя ФИО1 по адресу: земельный участок с кадастровым номером 47:14:0718010:63, находящйся по адресу: <адрес>, Копорское сельское поселение, <адрес>, по договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-19).

Согласно пункту 8 акт об осуществлении технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики и эксплуатационной ответственности сторон отражен в однолинейной схеме присоединения электропринимающих устройств, из которой следует, что прибор учета электроэнергии находится на балансе потребителя ФИО2

На имя ответчика ФИО2 открыт лицевой счет учета потребления электрической энергии (л.д. 23).

Как следует из содержания иска и не оспаривалось ответчиком, в спорный период времени ФИО2 передавались показания приборов учета электрической энергии, на основании которых гарантирующим поставщиком производился расчет потребленной электрической энергии потребителем и выставлялись счета за потребленную электроэнергию, часть начисленных платежей ФИО2 уплатил (л.д. 3-4).

Также, из материалов дела следует, что во исполнение положений пункта 2.2.6 договора энергоснабжения , а также возложенной на гарантирующего поставщика исполнителя обязанности, предусмотренной подпунктом «б» пункта 82 и пунктом 83 Правил предоставления коммунальных услуг , истцом проведена проверка состояния индивидуального прибора учета электроэнергии, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт , которым установлено, что пломбы госповерителя и оттиск на пломбе читаемы, прибор , разрядность дисплея счетчика до запятой: 6 цифр, после запятой: 2 цифры, 2018 года выпуска, пригоден к расчетам.

Актом проверки зафиксированы показания прибора учета по зоне суток «день» - <данные изъяты>, по зоне суток «ночь» - <данные изъяты>, что также зафиксировано фотофиксацией в рамках проверки (л.д. 20-22).

Поскольку в ходе проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях прибора учета электроэнергии истцом было установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то истец в соответствии с пунктом 61 Правил , произвел перерасчет размера платы за коммунальную услугу (л.д. 10-11).

Бремя опровержения презумпции, установленной абзацем третьим пункта 61 «Правил предоставления коммунальных услуг...», лежит на потребителе, который несет ответственность за достоверность предоставляемых сведений об объеме потребления и риск наступления неблагоприятных правовых последствий, связанных с ненадлежащим исполнением данной обязанности; исполнитель (истец) не обязан доказывать период, в течение которого потребитель фактически использовал потребленную энергию.

Как следует из расчета задолженности за спорный период времени, расчет произведен исходя из алгоритма расчета, установленного в подп. «г» пункта 59 Правил № 354, и снятых в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета показаний, а поскольку ответчиком не было доказано иное, стоимость объема потребленной электроэнергии в течение расчетного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, рассчитанная с применением действующих на тот период времени тарифов, составила <данные изъяты>, при этом, как следует из пояснений истца, ответчик оплатил часть платежей в размере <данные изъяты>, в связи с чем размер задолженности по платежам за указанный период времени составляет <данные изъяты>.

Расчет задолженности судом проверен, признается обоснованным и правильным, указанный расчет задолженности ответчиком не оспорен допустимыми и достаточными средствами доказывания.

При этом, не соглашаясь с иском, ответчик ссылается на незаконность акта , составленного ДД.ММ.ГГГГ, по результатам составления которого истцом был произведен перерасчет платежей.

Указанные ответчиком доводы основанием для отказа в иске являться не могут, ввиду следующего.

Согласно п. 155 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") лицами, ответственными за снятие показаний расчетного прибора учета, являются:

сетевые организации в отношении приборов учета, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности) соответствующей сетевой организации, а также иных расчетных приборов учета, расположенных в границах объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или в границах бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства;

гарантирующие поставщики в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности) соответствующего гарантирующего поставщика;потребители (покупатели), производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства в отношении расчетных приборов учета, установленных в границах объектов таких лиц и не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).

Согласно п. 159 указанного Постановления лицо, ответственное за снятие показаний прибора учета, обеспечивает представление показаний расчетного прибора учета другой стороне договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договора оказания услуг по передаче электрической энергии в сроки, предусмотренные настоящим документом и (или) таким договором.

Согласно п. 160 указанного Постановления потребитель (покупатель) в случаях, когда он является лицом, ответственным за снятие показаний прибора учета, имеющий договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и договор оказания услуг по передаче электрической энергии, если иное не определено в указанных договорах, передает информацию о показаниях расчетных приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в том числе контрольных приборов учета, используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных приборов учета, гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) и сетевой организации в сроки и в порядке, которые указаны в пункте 159 настоящего документа

Показания контрольного прибора учета используются при определении объема потребления электрической энергии (мощности) за расчетный период в отношении потребителя, осуществляющего расчеты за электрическую энергию (мощность) с применением цены (тарифа), дифференцированной по часам суток, в том случае, если контрольный прибор учета позволяет измерять объемы потребления электрической энергии по часам суток.

Проверка правильности снятия показаний расчетных приборов учета (далее - контрольное снятие показаний), не включенных в интеллектуальную систему учета гарантирующего поставщика или сетевой организации осуществляется не чаще одного раза в месяц.

В отношении расчетных приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), контрольное снятие показаний осуществляется сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей (объекты по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), в отношении которых установлены указанные расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Для проведения контрольного снятия показаний сетевая организация вправе привлекать третьих лиц, в этом случае ответственность за действия таких третьих лиц, в том числе перед гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), несет сетевая организация.

Сетевая организация проводит контрольное снятие показаний приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с разработанным ею планом-графиком проведения контрольного снятия показаний. Такой план-график сетевая организация составляет в отношении точек поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности) которых присоединены, в том числе опосредованно, к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации. План-график проведения контрольного снятия показаний сетевая организация доводит до сведения гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в отношении тех точек поставки потребителей, обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация).

В случае если в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены контрольные снятия показаний в соответствии с планом-графиком проведения контрольного снятия показаний, контрольные снятия показаний в отношении соответствующих точек поставки вправе осуществить гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), который в отношении таких точек поставки осуществляет продажу электрической энергии.

Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что контрольное снятие показаний осуществляет гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в отношении всех или части точек поставки.

В указанных случаях гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) осуществляет контрольное снятие показаний в порядке, аналогичном установленному в настоящем разделе порядку для его проведения сетевой организацией.

Согласно п. 166 указанного Постановления в случае если для проведения контрольного снятия показаний сетевой организацией (гарантирующим поставщиком - в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета) требуется допуск к энергопринимающим устройствам (объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства), в границах которых установлен расчетный прибор учета, то сетевая организация (гарантирующий поставщик) за 5 рабочих дней до планируемой даты его проведения направляет собственнику (владельцу) (лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - лицу, уполномоченному общим собранием собственников помещений) уведомление о необходимости обеспечения допуска, содержащее дату и время проведения контрольного снятия показаний, указанные в плане-графике проведения контрольного снятия показаний, а также информацию о последствиях недопуска.

В случае недопуска сетевой организации (гарантирующего поставщика - в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета) к приборам учета в указанные в уведомлении дату и время сетевая организация (гарантирующий поставщик) составляет акт о недопуске к приборам учета, в котором указывает дату и время, когда произошел факт недопуска, адрес энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, допуск к которому не был обеспечен, и обоснования необходимости такого допуска. Указанный акт составляется в количестве экземпляров по числу участвующих лиц и подписывается уполномоченными представителями сетевой организации и гарантирующего поставщика (энергоснабжающей, энергосбытовой организации).

После этого сетевая организация (гарантирующий поставщик - в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета) повторно направляет потребителю (производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) указанное уведомление. При повторном недопуске сетевой организации (гарантирующего поставщика) к проведению контрольного снятия показаний применяется порядок определения объемов потребления электрической энергии (мощности), предусмотренный пунктом 182 настоящего документа, а объем электрической энергии, поставленной в многоквартирный жилой дом, определяется в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами".

Для участия в проведении контрольного снятия показаний сетевая организация, к чьим объектам электросетевого хозяйства опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объектам по производству электрической энергии (мощности), приглашает лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объектам по производству электрической энергии (мощности).

Согласно п. 167 указанного Постановления результаты контрольного снятия показаний сетевая организация (гарантирующий поставщик - в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета) оформляет актом контрольного снятия показаний, который подписывается сетевой организацией (гарантирующим поставщиком - в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета) и иными лицами, приглашенными к участию в контрольном снятии показаний в установленном настоящим разделом порядке, в случае присутствия таких лиц. При отказе потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) от подписания акта в нем указывается причина такого отказа. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, участвовавших в проведении контрольного снятия показаний.

Если для проведения контрольного снятия показаний не требуется допуск к энергопринимающим устройствам (объектам по производству электрической энергии (мощности) и такое контрольное снятие показаний проводилось в отсутствие потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), акт контрольного снятия показаний подписывается сетевой организацией (гарантирующим поставщиком - в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета) и иными лицами, приглашенными к участию в контрольном снятии показаний в установленном настоящим разделом порядке, в случае присутствия таких лиц.

Лицо, осуществлявшее контрольное снятие показаний, передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, сетевой организации), в случае если тот не участвовал в проведении контрольного снятия показаний, копии актов контрольного снятия показаний в течение 3 рабочих дней после их составления.

Показания расчетных приборов учета, полученные в ходе контрольного снятия показаний, могут быть использованы для определения объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) и для расчета стоимости электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии за расчетный период, в котором такое контрольное снятие показаний проводилось. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), который не участвовал в контрольном снятии показаний, с показаниями расчетного прибора учета, указанными в акте контрольного снятия показаний, такой потребитель вправе обратиться к гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) и (или) сетевой организации с требованием о проведении повторного контрольного снятия показаний в его присутствии и (или) присутствии гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

Указанным правовым нормам корреспондируют и нормативные положения п. 61. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), согласно которой если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

Таким образом, вопреки доводам ответчика, изложенные им в письменных возражениях обстоятельства основанием для признания акта недостоверным доказательством в рамках настоящего спора являться не могут, поскольку обязательного извещения и присутствия потребителя в случае, когда доступ к электросетям может быть обеспечен и без потребителя, не требуется, при этом, потребитель, который заявляет о неправомерности составленного акта, обязан представить доказательства, опровергающие сведения, вытекающие из таких актов, тогда как в материалы настоящего дела такие доказательства не представлены.

Оценив собранные доказательства в их совокупности, суд руководствуясь ст. ст. 210, 539, 544, 547 ГК РФ, ст. ст. 30, 153, 155, 157 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», суд приходит к выводу о том, что ответчиком ФИО2 ненадлежащим образом исполнялась обязанность по внесению платы за потребленную электрическую энергию, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в истребуемом истцом размере в сумме <данные изъяты>, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Разрешая требования истца о взыскании пени в размере <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд учитывает следующее.

В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ N 424 приостановлено до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.

Истцом представлен расчет пени (л.д. 12), согласно которому неустойка начислена с 01 января 2021 года, представленный истцом расчет соответствует положениям части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 12).

Установив просрочку исполнения обязательств по оплате оказываемых услуг, суд, руководствуясь положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, полагает, что требования о взыскании пени заявлены правомерно.

Вместе с тем, согласно пункту 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» пеня, установленная частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности пени последствиям нарушения обязательства (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Из указанных норм закона следует, что гражданское и жилищное законодательство предусматривают неустойку, пеню в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной несоразмерности размера неустойки, пени последствиям нарушенного права.

Ответчиком заявлено о снижении неустойки.

Разрешая спор, суд приходит к выводу о снижении пени до <данные изъяты>., полагая, что такое снижение позволит соблюсти баланс интересов истца и ответчика, что согласуется с положениями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика ФИО2 подлежит взысканию в пользу ООО «РКС-энерго» задолженность по оплате за электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пользу истца подлежат взысканию с ответчика расходы по уплате госпошлины, при этом уменьшение суммы пени в порядке ст. 333 ГК РФ не свидетельствует о необходимости уменьшения размера госпошлины согласно разъяснениям Постановления Пленума ВС РФ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (п. 21), в связи с чем судебные расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию в пользу истца с ответчика в полном объеме в размере <данные изъяты> (л.д. 6-7)..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «РКС-Энерго» к ФИО2 о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию, удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, задолженность за поставленную электроэнергию в размере 36 836 рублей 08 копеек, пени в размере 3 000 рублей, судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2 377 рублей 76 копеек, а всего взыскать 42 213 (сорок две тысячи двести тринадцать) рублей 84 копейки.

В удовлетворении остальной части иска Общества с ограниченной ответственностью «РКС-Энерго» к ФИО2 о взыскании пени в размере 32 755 рублей 92 копеек отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Судья

Решение в окончательной форме принято 17 августа 2023 года