Дело № 2-657/2024
23RS0008-01-2024-000353-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Белореченск. 12 февраля 2024 года
Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Кириенко А.С.,
с участием:
прокурора - старшего помощника Белореченского межрайонного прокурора Замараева Ю.П.,
при секретаре Шевелевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белореченского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Южненского сельского поселения Белореченского района о возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Белореченский межрайонный прокурор обратился в Белореченский районный суд с исковым заявлением и просит суд обязать администрацию Южненского сельского поселения муниципального образования Белореченский район принять меры к внесению в паспорт объекта культурного наследия «Мемориальный комплекс: памятник в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны; боевой грузовик «ЗиС-5»; боевое артиллерийское орудие 76 млм. пушка «ЗиС-З»; (Краснодарский край, Белореченский район, пос. Южный, северо-западная окраина (х. Ивановский), кадастровый номер земельного участка №, сведений об описании памятника военной техники - «танк «Т-62а», находящегося в границах территории мемориального комплекса; определить кадастровые границы, указанного выше объекта, входящего в состав мемориального комплекса (кадастровый номер земельного участка №), принять меры к их регистрации в едином государственном реестре недвижимости.
В исковом заявлении истец указал следующее. Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательств в сфере охраны объектов культурного наследия, о муниципальной собственности, по результатам которой установлено следующее. В рамках реализации федеральной целевой программы «Увековечивание памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 №1036, на территории Краснодарского края реализуется подпрограмма «Сохранение памяти, погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы» в рамках программы «Региональная политика и развитие гражданского общества», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2015 №975. Основной задачей подпрограммы является содержание и благоустройство воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на территориях муниципальных образований Краснодарского края. Установлено, что в реестре муниципальной собственности на территории Южненского сельского поселения имеется объект недвижимости (объекты культурного наследия) - «Мемориальный комплекс: памятник в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны; боевой грузовик «ЗиС-5»; боевое артиллерийское орудие 76 млм. пушка «ЗиС-З»; (Краснодарский край, Белореченский район, пос. Южный, северо-западная окраина (х. Ивановский), кадастровый номер земельного участка №, регистрационный номер в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации №. На территории указанного мемориального комплекса также находится памятник военной техники - «танк «Т-62а», сведения об описании которого отсутствуют в паспорте объекта культурного наследия, а также границы территории которого в установленном порядке не зарегистрированы (л.д. 4-7).
В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержал доводы искового заявления, и просил суд удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Южненского сельского поселения Белореченского района – Иванчихин К.А., будучи своевременно и надлежащим образом, уведомленным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, однако представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает (л.д. 33, 39).
Представитель третьего лица Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, будучи своевременно и надлежащим образом, уведомленным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, однако представил в суд отзыв, в котором просил рассмотреть исковое заявление с учетом правовой позиции управления, изложенной в настоящем отзыве, в отсутствие представителя управления (л.д. 34-35, 38). Объект недвижимости, состоящий в реестре муниципальной собственности как «Мемориальный комплекс: памятник в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны; боевой грузовик «ЗиС-5»; боевое артиллерийское орудие 76 млм. пушка «ЗиС-З»; (Краснодарский край, Белореченский район, пос. Южный, северо-западная окраина (х. Ивановский))», является объектом культурного наследия регионального значения «Памятник в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1973 г. (Краснодарский край, Белореченский район, пос. Южный, северо-западная окраина (х. Ивановский)), регистрационный номер в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации №. Основным специальным законодательным актом, регулирующим организацию и осуществление деятельности по увековечению памяти погибших при защите Отечества в Российской Федерации, является Закон Российской Федерации от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Статьей 11 Закона №4292-1 к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях. Границы территории и предмет охраны рассматриваемого объекта культурного наследия не утверждены. Особенности объекта культурного наследия, подлежащие обязательному сохранению, определяются при разработке проекта предмета охраны объекта культурного наследия, который утверждается в порядке, установленном приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.01.2016 №28. Разработка проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия может осуществляться физическими и юридическими лицами самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика, на основании историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных, археологических, натуральных и иных исследований. Согласно п. 2 ст. 10 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 №3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края», в случаях отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, включенного в реестр ОКН, или выявленного объекта культурного наследия территорией таких объектов признается часть земной поверхности, занятая соответствующими объектами. Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 №1745. Разработка проекта границ территорий объектов культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований. Установление границ территорий памятников способствует достижению целей по сохранению, использованию, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Действующий порядок оформления и выдачи паспорта объекта культурного наследия утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 07.06.2016 №1271. В соответствии с п. 9 вышеназванного Порядка, выдача паспорта объекта культурного наследия осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании запроса собственника или законного владельца объекта культурного наследия. В паспорт вносятся сведения, содержащиеся в реестре ОКН, в том числе об утвержденных предмете охраны и границах территории.
Выслушав в судебном заседании пояснения участвующего в деле прокурора, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
В судебном заседании установлено, что признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому суд приходит к выводу о необходимости принятия судом признание иска представителем ответчика Иванчихиным К.А.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06,2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ подразделяются, в том числе, на следующие виды:
- памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
- ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых, в том числе, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко- культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам ведения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Частью 5 ст. 51 Федерального закона № 131 -ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
В соответствии с ч. 4 ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ). Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Согласно п. 2 ст. 10 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 №3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края», в случаях отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, включенного в реестр ОКН, или выявленного объекта культурного наследия территорией таких объектов признается часть земной поверхности, занятая соответствующими объектами.
Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 №1745. Разработка проекта границ территорий объектов культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований.
Согласно абз. 2 ч. 7 ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Действующий порядок оформления и выдачи паспорта объекта культурного наследия утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 07.06.2016 №1271. В соответствии с п. 9 вышеназванного Порядка, выдача паспорта объекта культурного наследия осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании запроса собственника или законного владельца объекта культурного наследия. В паспорт вносятся сведения, содержащиеся в реестре ОКН, в том числе об утвержденных предмете охраны и границах территории.
В судебном заседании установлено следующее. В рамках реализации федеральной целевой программы «Увековечивание памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 №1036, на территории Краснодарского края реализуется подпрограмма «Сохранение памяти, погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы» в рамках программы «Региональная политика и развитие гражданского общества», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2015 № 975.
Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательств в сфере охраны объектов культурного наследия, о муниципальной собственности (л.д. 8-9, 25-27).
Согласно Выписке из реестра муниципальной собственности Южненского сельского поселения Белореченского района по состоянию на 10.11.2023 г., паспорту объекта культурного наследия, учетной карточки воинского захоронения, Выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 09.11.2023 г., Перечням памятников истории и культуры (л.д. 10-24, 28-30), на территории Южненского сельского поселения Белореченского района имеется объект недвижимости (объекты культурного наследия) - «Мемориальный комплекс: памятник в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны; боевой грузовик «ЗиС-5»; боевое артиллерийское орудие 76 млм. пушка «ЗиС-З»; (Краснодарский край, Белореченский район, пос. Южный, северо-западная окраина (х. Ивановский))», кадастровый номер земельного участка №, регистрационный номер в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации №.
Однако, в паспорте объекта культурного наследия вышеуказанного мемориального комплекса отсутствуют сведения об описании памятника военной техники - «танк «Т-62а», находящегося в границах территории мемориального комплекса, а также не определены кадастровые границы памятника военной техники - «танк «Т-62а», входящего в состав мемориального комплекса (кадастровый номер земельного участка №).
Неприятие органом местного самоуправления мер по регистрации границ территории, права собственности на памятные сооружения и земельные участки занятые ими свидетельствует о нарушении и невозможности реализации требований п. 4 ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, согласно которого государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В связи с чем, суд находит обоснованными, аргументированными, основанными на нормах законов, подлежащих применению, доводы прокурора, изложенные в судебном заседании. При этом, представитель ответчика против удовлетворения исковых требований не возражает. Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Белореченского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Южненского сельского поселения Белореченского района о возложении обязанностей, удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Южненского сельского поселения муниципального образования Белореченский район (ИНН 2303022670, КПП 230301001, ОГРН 1052301315461) принять меры к внесению в паспорт объекта культурного наследия «Мемориальный комплекс: памятник в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны; боевой грузовик «ЗиС-5»; боевое артиллерийское орудие 76 млм. пушка «ЗиС-З»; (Краснодарский край, Белореченский район, пос. Южный, северо-западная окраина (х. Ивановский), кадастровый номер земельного участка №, сведений об описании памятника военной техники - «танк «Т-62а», находящегося в границах территории мемориального комплекса.
Обязать администрацию Южненского сельского поселения муниципального образования Белореченский район (ИНН 2303022670, КПП 230301001, ОГРН 1052301315461) определить кадастровые границы, указанного выше объекта, входящего в состав мемориального комплекса (кадастровый номер земельного участка №), принять меры к их регистрации в едином государственном реестре недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 17.02.2024 года.
Судья А.С. Кириенко