Дело № 2-6585/2022
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 24 октября 2022 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.,
при секретаре судебного заседания Тонких А.Ю.,
с участием истцов Шмидт М.Г. и Агеева Д.Ю., представителя истца Цуканова Ю.И., представителя ответчика Казанцевой С.С., представителя третьего лица Крупновой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмидт Марины Геннадьевны, Агеева Дмитрия Юрьевича, Балашова Валерия Николаевича к Обществу с ограниченной ответственностью «ПИК-Комфорт» о защите прав потребителей, возмещении морального вреда и понуждении выполнить действия по исполнению предписания,
Установил:
Истцы Шмидт М.Г., Агеев Д.Ю., Балашов В.Н. предъявили к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «ПИК-Комфорт» иск, в котором просят суд взыскать с ответчика в пользу каждого компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей; обязать ответчика в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда выполнить работы по ремонту МКД, которые указаны в предписании от 07 декабря 2021 года, в полном объеме, с подписанием у них акта выполненных работ; обязать ответчика предоставить им смету на установку системы видеонаблюдения на стенах МКД в течении месяца; обязать ответчика предоставить им перечень (состав) общего имущества в МКД, которое передано в управление ответчику; обязать ответчика передать им копии актов выполненных работ по текущему ремонту формы 761/пр по работам, указанным в планах текущего ремонта и предписаниях ГУ ГЖИ МО за период с 2018 по 2022 годы; обязать ответчика выполнить: ремонт мусоросборной камеры в помещении на первом этаже МКД, выполнить ремонт всей кровли и устранить протечки, выполнить ремонт асфальтового покрытия на придомовой территории, восстановить скамейки на придомовой территории, произвести ремонт фасадов, установить светильники на переходных балконах, демонтировать незаконные вывески и восстановить повреждения, восстановить напольное покрытие керамогранитную плитку с 3 по 24 этаж МКД, произвести восстановление лакокрасочного покрытия в лифтовых кабинах, заменить напольное покрытие в лифтовых кабинах, заменить замки в дверях грузовых лифтов, восстановить речевое оповещение в лифтах, восстановить индикатор этажности в лифтах, обеспечить пожарное освещение в лифтах, произвести замену напольного покрытия в холле первого этажа, произвести ремонт входной группы; обеспечивать нормативное содержание территории МКД, а именно: полив газона и тротуаров, обеспечивать нормативное содержание подъезда.
В обоснование иска указано о том, что многоквартирный жилой 24-х этажный дом расположен по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Авиаторов, бульвар Нестерова, д. 9, построен по Государственному контракту Министерства обороны Российской Федерации в 2012 году, введен в эксплуатацию. В доме 115 квартир. Домом управляет с 01 июля 2018 года ООО «ПИК-Комфорт». В ходе проверочных мероприятий по обращению собственников жилых помещений МКД по обращению Совета дома, с 2018 года проводились проверки исполнения лицензионных требований и правил содержания МКД органами государственного жилищного надзора. В ходе проверок были выявлены нарушения Правил содержания, нарушения порядка начисления квартирной платы, нарушения порядка обслуживания общего совместного имущества собственников жилых помещений МКД, По факту нарушений ГУ ГЖИ МО неоднократно выдавало предписания в адрес ответчика. Последний раз, в ходе проверки от 07 декабря 2021 года выявлено 56 нарушений органом государственного жилищного надзора, составлен акт выявленных нарушений, выдано предписание об устранении выявленных нарушений. По состоянию на 01 августа 2022 года выявленные нарушения не устранены, нарушенные жилищные права не восстановлены, договор управления, который заключен между ними, нарушен. Ответчик нарушил нормы правового регулирования содержания МКД, нарушил условия договора управления (л.д. 3-7; 8; 9).
Определением суда от 04 октября 2022 года (протокольное) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» и ООО «УК ЭРИД» (л.д. 164-165).
В судебное заседание истец Балашов В.Н. не явился, о времени и месте надлежащим образом извещен по известному суду из материалов дела месту жительства (л.д. 175; 176), о причинах неявки суду не сообщил.
Истец Шмидт М.Г., ее представитель, допущенный к участию в деле по устному ходатайству истца, Цуканов Ю.И. и истец Агеев Д.Ю. иск поддержали, просили суд удовлетворить иск в соответствии с изложенными в заявлении доводами.
Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «ПИК-Комфорт» по доверенности (л.д. 157-158; 170) – Казанцева С.С. иск не признала, просила суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме в соответствии с изложенными в письменном отзыве на исковое заявление доводами (л.д. 152-155; 156; 160-161).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «УК ЭРИД» по доверенности (л.д. 171) – Крупнова Е.Е. пояснила, что ответственность за выявленные нарушения ООО «УК ЭРИД» не несет. Против удовлетворения иска не возражала.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте надлежащим образом извещено по известному суду из материалов дела адресу организации (л.д. 174), о причинах неявки представителя суду не сообщило.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав мнение истцов, мнение представителя истца, мнение представителя ответчика, мнение третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из решений собраний в случаях, предусмотренных законом; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.
Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; компенсации морального вреда; иными способами, предусмотренными законом, что установлено ст. 12 ГК РФ.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Как установлено ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в числе иных, содержания и ремонта жилых помещений; управления многоквартирными домами; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ следует, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из положений ст.ст. 161 ЖК РФ, 162 ЖК РФ следует, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в числе иного, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).
Указанные выше Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно п. 2 указанных выше Правил, «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а «потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Московской области от 02 июля 2013 года № 485/27 утверждено Положение о Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее – Положение).
Согласно п. 1 указанного выше Положения Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее - Госжилинспекция Московской области) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Московской области (далее - региональный государственный жилищный надзор), лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области (далее - региональный государственный лицензионный контроль), государственного контроля (надзора) за соблюдением региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности (далее - государственный контроль (надзор) за региональными операторами) и государственного контроля (надзора) за соблюдением органами исполнительной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности (далее - государственный контроль (надзор) за органами исполнительной власти, органами местного самоуправления).
Как предусмотрено п.п. 14, 14.8 указанного выше Положения, Госжилинспекция Московской области (должностные лица Госжилинспекции Московской области) в целях реализации полномочий имеет право: выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов гражданского дела следует, что Шмидт М.Г., Агеев Д.Ю. и Балашов В.Н. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>
Управляющей организацией указанного многоквартирного дома в период с 01 июля 2018 года по 31 августа 2022 года являлось Общество с ограниченной ответственностью «ПИК-Комфорт». Ко дню судебного заседания данным многоквартирным домом управляет ООО «УК ЭРИД».
Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами (л.д. 11; 12-13; 18; 19-20; 21; 28; 149; 159; 168; 169), и не опровергнуты участвующими в деле лицами.
Общество с ограниченной ответственностью «ПИК-Комфорт» зарегистрировано в установленном законом порядке, является действующим с основным видом деятельности – управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (л.д. 38-64; 82-135).
При таких обстоятельствах, истцы, являясь потребителями предоставляемых им ответчиком за плату услуг по управлению многоквартирным домом в указанный выше период времени, вправе предъявить требования к ответчику в случае нарушения своих прав, как собственников помещений в многоквартирном доме, предоставлением управляющей организацией услуг и выполнением работ ненадлежащего качества.
На возникшие правоотношения сторон распространяется действие Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1.
Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» проводило внеплановую выездную проверку по вопросам содержания указанного выше многоквартирного дома, и по результатам такой проверки выдало ответчику предписание № 08ОГ/25-1581-1-25-2021 от 07 декабря 2021 года об устранении выявленных нарушений по указанному многоквартирному дому (л.д. 16-17; 22-27; 29-34).
Ко дню судебного заседания выявленные нарушения по указанному многоквартирному дому, указанные в предписании, ответчиком не устранены, что также не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
При указанных выше обстоятельствах в их совокупности, и также учитывая, что на возникшие правоотношения сторон распространяется действие Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1, суд считает обоснованным заявленные требования о взыскании компенсации морального вреда.
Исходя из фактических обстоятельств дела, степени вины ответчика в нарушении прав истцов, и последствий такого нарушения, известных из материалов гражданского дела, суд взыскивает с ответчика в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей. В оставшейся части заявленная компенсация морального вреда взысканию с ответчика не подлежит.
Вместе с тем, поскольку с 01 сентября 2022 года управляющей организацией указанного выше многоквартирного дома является ООО «УК ЭРИД», у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истцов об обязании ответчика в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда выполнить работы по ремонту МКД, которые указаны в предписании от 07 декабря 2021 года, в полном объеме, с подписанием у них акта выполненных работ; об обязании ответчика предоставить им смету на установку системы видеонаблюдения на стенах МКД в течении месяца; об обязании ответчика предоставить им перечень (состав) общего имущества в МКД, которое передано в управление ответчику; обязать ответчика передать им копии актов выполненных работ по текущему ремонту формы 761/пр по работам, указанным в планах текущего ремонта и предписаниях ГУ ГЖИ МО за период с 2018 по 2022 годы; об обязании ответчика выполнить: ремонт мусоросборной камеры в помещении на первом этаже МКД, выполнить ремонт всей кровли и устранить протечки, выполнить ремонт асфальтового покрытия на придомовой территории, восстановить скамейки на придомовой территории, произвести ремонт фасадов, установить светильники на переходных балконах, демонтировать незаконные вывески и восстановить повреждения, восстановить напольное покрытие керамогранитную плитку с 3 по 24 этаж МКД, произвести восстановление лакокрасочного покрытия в лифтовых кабинах, заменить напольное покрытие в лифтовых кабинах, заменить замки в дверях грузовых лифтов, восстановить речевое оповещение в лифтах, восстановить индикатор этажности в лифтах, обеспечить пожарное освещение в лифтах, произвести замену напольного покрытия в холле первого этажа, произвести ремонт входной группы; обеспечивать нормативное содержание территории МКД, а именно: полив газона и тротуаров, обеспечивать нормативное содержание подъезда.
Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле иск подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Шмидт Марины Геннадьевны, Агеева Дмитрия Юрьевича, Балашова Валерия Николаевича к Обществу с ограниченной ответственностью «ПИК-Комфорт» о защите прав потребителей, возмещении морального вреда и понуждении выполнить действия по исполнению предписания – удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ПИК-Комфорт» компенсацию морального вреда в пользу Шмидт Марины Геннадьевны в размере 10000 рублей, в пользу Агеева Дмитрия Юрьевича в размере 10000 рублей, в пользу Балашова Валерия Николаевича в размере 10000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Лебедев
Решение принято судом в окончательной форме 01 ноября 2022 г.
Судья Д.И. Лебедев