ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-658/20 от 17.07.2020 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-658/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2020 года город Кинешма

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Мяновской Н.К.,

при секретаре Капраловой А.О.,

с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2,

представителя ответчика Департамента СЗН Ивановской области по доверенности ФИО3,

представителя ответчика ТУСЗН по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области 17 июля 2020 года гражданское дело №2-658/2020 по иску ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области, Территориальному управлению социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району о защите права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области (далее – Департамент), Территориальному управлению социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району (далее – Управление) о признании права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Требования мотивированы тем, что истец обратился в Департамент с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ (далее – удостоверение), распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче удостоверения отказано, отказ обоснован тем, что истцом не представлено документов, подтверждающих отнесение к категории граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и представлен документ на украинском языке, который требует перевода на русский язык. Истец считает отказ незаконным. В части 1 статьи 13 Закона №1244-1 определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации чернобыльской катастрофы, к которым относятся граждане, принимавшие в 1988-1990 года участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС. Перечисленным гражданам выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки, которые дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утвержден Приказом МЧС России №727, Минздравсоцразвития России №831, Минфина России №165н от 08.12.2006 года (далее – Порядок). Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 01 января 2017 года. Для оформления и получения удостоверения участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства с письменным заявлением, одновременно предоставляются паспорт гражданина РФ и удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данные документы были представлены истцом через Управление в Департамент. Ранее истцу было выдано удостоверение союзного образца, его обращение о выдаче удостоверения не является первичным, обязанность по предоставлению иных документов не предусмотрена. Истцом также представлены документы, подтверждающие его занятость на работах на Чернобыльской АЭС: трудовая книжка, справки Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения ГСП «Чернобыльская АЭС». Отсутствие перевода справки на русский язык не является основанием для отказа в выдаче удостоверения. Считает, что в совокупности вышеперечисленные документы однозначно свидетельствуют о его праве на получение удостоверения. Полагает, что Департаментом допущены нарушения Административного регламента. К полномочиям Департамента относится оформление бланков удостоверений, направление оформленных удостоверений в Управление для выдачи заявителю. К полномочиям Управления относится выдача гражданам удостоверений, поступивших из Департамента. Указанные действия должны быть совершены в установленные Административным регламентом сроки.

Истец просит:

- признать незаконным распоряжение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче ФИО1 удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ,

- признать за ним право на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,

- обязать Департамент оформить удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ в течение <данные изъяты> календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу,

- обязать Департамент передать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 в Управление в течение <данные изъяты> календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу,

- обязать Управление выдать ФИО1 удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ в течение <данные изъяты> календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В части требований о признании незаконным распоряжения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче ФИО1 удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу прекращено, поскольку имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска, о чем судом вынесено отдельное определение.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен правильно и своевременно, просил дело рассмотреть в его отсутствие, направил представителя.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец не был направлен на работы по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а был трудоустроен оператором спецводоочистки (СВО) химического цеха Чернобыльской АЭС. Истцу было выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС союзного образца, в связи с чем, он имеет право на упрощенный порядок оформления нового удостоверения. Настаивает на удовлетворении исковых требований к Управлению в части обязать выдать удостоверение, поскольку такая обязанность у Управления имеется в соответствии с Административным регламентом.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Ивановской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.60-64), считает, что распоряжение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче ФИО1 удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ, вынесено законно. Истцом не были представлены документы, подтверждающие отнесение к категории граждан, имеющих право на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Наличие удостоверения союзного образца является недостаточным, истец обязан подтвердить право на получение удостоверения. Представленные документы свидетельствуют об отсутствии у истца права на получение удостоверения. Выполняемые истцом работы не относятся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку не значатся в Списке от 13.08.1993 года №5625-1. Также необходимо применять норму, содержащуюся в примечании к Списку, которая возлагает на граждан обязанность предоставлять документы, подтверждающие, что работы в зоне отчуждения выполнялись ими по указанию государственных органов исполнительной власти. Требования об установлении сроков оформления удостоверения, его передачи и выдачи считает незаконными, поскольку сроки установлены Порядком и Административным регламентом. Управление считает ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика Территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.28-31), считает, что Управлением права и интересы истца не нарушены, пояснила, что оформление и выдачу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляет Департамент. Полномочия Управления определены в Административном регламенте, к ним относится прием документов от граждан, их проверка, направление в Департамент, выдача гражданам удостоверений, поступивших из Департамента. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление с заявлением на оформление и выдачу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ, представив необходимые документы, оснований к отказу в приеме документов у Управления не имелось. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом принято решение об отказе ФИО1 в выдаче удостоверения, при получении письма Департамента о принятом решении Управление ДД.ММ.ГГГГ почтовым отправлением направило уведомление истцу. Требование обязать Управление выдать удостоверение в течение <данные изъяты> календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу считают противоречащим законодательству.

Суд, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным дело рассмотреть при данной явке лиц.

Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы данного гражданского дела, материалы гражданского дела , суд приходит к следующему выводу.

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами (статья 4 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее – Закон №1244-1)).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Закона №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 22.12.2014 N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее – Федеральный закон от 22.12.2014 №421-ФЗ), меры социальной защиты, установленные для граждан, указанных в пункте 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предоставляются гражданам:

1) работавшим в зоне отчуждения в 1988 - 1990 годах не менее тридцати календарных дней, на действующих пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве не менее четырнадцати календарных дней в 1986 году (категория 3);

2) занятым с момента аварии на Чернобыльской АЭС до 1 июля 1986 года не менее четырнадцати календарных дней или не менее трех месяцев в течение 1986 - 1987 годов за пределами зоны отчуждения на работах с особо вредными условиями труда (за радиационным фактором), связанными с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые выполнялись по правительственным заданиям.

Федеральный закон от 22.12.2014 № 421-ФЗ определяет особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя.

Закон №1244-1 направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Согласно статье 15 Закона №1244-1, гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08.12.2006 утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок), который устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона №1244-1.

В пункте 1 Порядка указано, что удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено судом, у истца имеется удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты>, выданное Министерством атомной энергетики и промышленности СССР ДД.ММ.ГГГГ, которое давало право на льготы и преимущества, установленные законодательством Союза ССР и союзных республик для лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Удостоверение бессрочно и действительно на всей территории Союза ССР (л.д.13). С ДД.ММ.ГГГГ удостоверение недействительно для предоставления мер социальной поддержки.

Согласно пункту 2 Порядка, удостоверение выдается гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

Согласно пункту 3 Порядка, оформление и выдача гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится уполномоченными органами, в том числе, органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, - пенсионерам, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, неработающим инвалидам, членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце.

Согласно пункту 4 Порядка, для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям № 1 или № 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В абзаце 4 пункта 4 Порядка указано, что в случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.

В пункте 6 Порядка перечислены документы, подтверждающие участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, в их числе, справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения, Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; трудовая книжка с записью о работе в зоне отчуждения.

Решением Верховного Суда РФ от 19.02.2004 года №ГКПИ 03-1519 и впоследствии Решением Верховного Суда РФ от 09.04.2019 N АКПИ19-97 признан не действующим абзац четвертый пункта 4 Порядка, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение вследствие своей правовой неопределенности допускает возложение на граждан, имеющих ранее оформленные и выданные в соответствии с требованиями Закона N 1244-1 удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязанности повторно представлять один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 названного порядка, при обращении за получением удостоверения по форме согласно приложениям № 1 или № 2 к данному порядку, и тем самым препятствует предоставлению таким гражданам права на меры социальной поддержки.

Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 27.06.2019 № АПЛ19-215 решение Верховного Суда РФ от 09.04.2019 № АКПИ19-97 оставлено без изменения.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.76), представил документы:

- удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты>, выданное Министерством атомной энергетики и промышленности СССР ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13,79);

- паспорт гражданина Российской Федерации (л.д.78);

- трудовую книжку от ДД.ММ.ГГГГ с записью о работе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Чернобыльской АЭС в должности оператора спецводоочистки, принят в порядке перевода с Ленинградской АЭС согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ Минатомэнерго СССР) (л.д.14-16,80-82);

- справку Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения, уточняющую особый характер работы и условий труда, необходимые для подтверждения статуса участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, от ДД.ММ.ГГГГ о работе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (химический цех, оператор спецводоочистки) (л.д.19, 83);

- справку Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения от ДД.ММ.ГГГГ о принятии ДД.ММ.ГГГГ оператором СВО (дежурным) 5 группы в химический цех Чернобыльской АЭС ПО «Комбинат» и увольнении ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию; о принятии с ДД.ММ.ГГГГ аппаратчиком АКС и КСН 5 группы в реакторный цех ПО «Чернобыльская АЭС» и увольнении ДД.ММ.ГГГГ в связи с досрочным снятием Чернобыльской АЭС с эксплуатации (л.д.17);

- справку Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющую особый характер работы и условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии, в которой указано, что истец постоянно в течение полного рабочего дня работал на Чернобыльской АЭС в особо вредных условиях труда в цехах и производствах, предусмотренных Списком №1 от ДД.ММ.ГГГГ. Работа в качестве рабочего, специалиста, руководителя, занятого на эксплуатации технологического оборудования, смонтированного внутри зданий (помещений) в условиях непосредственной радиационной вредности со стороны действовавших реакторов РБМК Чернобыльской АЭС, на работах по выводу Чернобыльской АЭС их эксплуатации соответствует Списку №1, утвержденному Кабинетом Министров СССР №10 от 26.01.1991 года, работа в зоне отчуждения (л.д.20).

Из справок следует, что Распоряжением КМ Украины от ДД.ММ.ГГГГ ГСП «Чернобыльская АЭС» передано в сферу управления Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения.

Комиссия Департамента социальной защиты населения Ивановской области по выдаче удостоверений гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия, приняла решение об отказе ФИО1 в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ, поскольку им не представлено документов, подтверждающих отнесение к указанным в Порядке, в Списке от 13.08.1993 №5625-1, Федеральном законе от 22.12.2014 №421-ФЗ категориям граждан (л.д.11-12,73-75).

Распоряжением Департамента социальной защиты населения Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с протоколом заседания комиссии ФИО1 отказано в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10,72).

Истец просит признать за ним право на получение удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13, статьей 15 Закона №1244-1.

Ответчики считают, что у истца указанное право отсутствует.

Из представленных в Департамент документов следует, что истец был занят в ДД.ММ.ГГГГ на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а именно работал оператором спецводоочистки химического цеха на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Департамента считает, что при определении права на получение удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, необходимо чтобы выполняемые истцом в тот период работы были указаны в Списке от 13.08.1993 года №5625-1, при этом следует учесть положения Примечания к указанному Списку, ссылается при этом на Постановление Конституционного Суда РФ от 01.04.2014 года №9-П.

Постановлением Верховного Совета РФ от 13.08.1993 N 5625-1 утвержден Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне отчуждения Российской Федерации (по тексту - Список от 13.08.1993 N 5625-1).

В пункте 2 указанного Постановления Верховного Совета РФ Совету Министров – Правительству Российской Федерации на основании указанного Списка поручено проверить правильность выдачи удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения Российской Федерации.

В Примечании к Списку от 13.08.1993 N 5625-1 указано, что работы, связанные с ликвидацией последствий аварии, признаются таковыми при условии, если они выполнялись в зоне отчуждения по указанию государственных органов исполнительной власти, по направлениям комсомольских органов, согласованным с исполнительными и распорядительными органами государственной власти и с партийными органами, которые обеспечивали формирование и функционирование единой системы органов и организаций, задействованных в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с Постановление Конституционного Суда РФ от 01.04.2014 N 9-П при установлении факта участия гражданина в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения уполномоченные органы наряду с Порядком и условиями оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС применяют норму, содержащуюся в примечании к Списку работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне отчуждения Российской Федерации, в силу которой связь произведенных в зоне отчуждения работ из числа предусмотренных данным Списком с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы признается лишь при условии их выполнения по указанию государственных органов исполнительной власти.

Согласно пункту 2 Порядка, удостоверение выдается как гражданам, принимавшим в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, так и занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

Истец в ДД.ММ.ГГГГ не являлся лицом, который принимал участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, а был занят в этот период на эксплуатации или других работах непосредственно на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, применение Списка от 13.08.1993 N 5625-1 и Примечания к нему суд считает необоснованным.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец имеет право на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС как гражданин, занятый в ДД.ММ.ГГГГ на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС. В подтверждение наличия у него такого права истцом в Управление были представлены предусмотренные пунктом 4 Порядка документы: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС союзного образца. Его обращение за удостоверением не являлось первичным. Закон №1244-1 не содержит норм, которые обязывают граждан повторно подтверждать ранее установленный статус. Кроме того, представленные истцом в Департамент и суду справки подтверждают наличие у него права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Представление в Департамент документа на украинском языке не являлось основанием к отказу в выдаче удостоверения и не является основанием к отказу в иске о признании права.

Истец просит возложить обязанность по выдаче удостоверения на Управление, данные требования истца являются необоснованными.

Согласно пунктам 7,8 Порядка, уполномоченные органы осуществляют прием от граждан документов, проводят их проверку. Бланки удостоверения выдаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представителям уполномоченных органов, указанных в пункте 3 Порядка, в данном случае Департаменту социальной защиты населения Ивановской области.

Приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 29.06.2018 № 37 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Оформление и выдача удостоверений гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия" (по тексту – Административный регламент), в пункте 3 которого определены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.

Согласно пункту 2.2.5. Административного регламента, к полномочиям Департамента относится: создание комиссии по выдаче удостоверений гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия, которая принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия; получение удостоверений, бланков удостоверений в МЧС России и Министерстве труда и социальной защиты РФ на основании заявки, решения комиссии Департамента и копии документов, представленных гражданами; оформление бланков удостоверений, поступивших из МЧС России и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации; оформление ведомости выдачи удостоверений; направление оформленных удостоверений в территориальные органы социальной защите населения для выдачи их заявителям.

Согласно пункту 2.2.7. Административного регламента, к полномочиям территориальных органов социальной защиты населения, относится: прием и регистрация заявлений; проверка документов, поступивших от граждан, пострадавших от радиационного воздействия; направление документов для рассмотрения в комиссию Департамента по выдаче удостоверений гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия; выдача гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия, удостоверений, поступивших из Департамента; оформление ведомостей выдачи удостоверений гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия, и направление их в Департамент.

Пунктом 2.4 Административного регламента установлены сроки предоставления государственной услуги. Установление иных сроков предоставления государственной услуги, в том числе судом, не предусмотрено.

Учитывая положения Административного регламента о распределении полномочий между Департаментом и Управлением при оформлении и выдаче удостоверений гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия, суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент социальной защиты населения Ивановской области, комиссия которого принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче удостоверения.

Территориальное управление социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району является ненадлежащим ответчиком, в иске к которому ФИО1 следует отказать.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 следует удовлетворить частично, признать за ним право на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязать Департамент выдать истцу удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с утвержденным Порядком. В остальной части исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 право на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Обязать Департамент социальной защиты населения Ивановской области выдать ФИО1 удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Приказом МЧС России №727, Минздравсоцразвития России №831, Минфина России №165н от 08.12.2006 года.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Территориальному управлению социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району об обязании выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Н.К.Мяновская