68RS0013-01-2020-000873-05
Дело 2-658/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мичуринск 18 мая 2020 года
Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Старилова С.Н.,
при секретаре Медниковой С.Е.,
с участием истца помощника прокурора *** ФИО1,
ответчика индивидуального предпринимателя ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ***, в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
У С Т А Н О В И Л:
06.04.2020 г. прокурор города ***, действующий в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в Мичуринский городской суд Тамбовской области с иском к ИП ФИО2 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В обоснование исковых требований прокурором *** указано, что прокуратурой *** проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в деятельности ИП ФИО2. Проверкой установлено, что ИП ФИО2 осуществляет деятельность по предоставлению риэлтерских услуг, включающую в себя сопровождение сделок с недвижимостью, оформление документов на недвижимость за вознаграждение. В нарушение требований федерального законодательства ИП ФИО2 в личном кабинете на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не зарегистрирована, в связи с чем, у нее фактически отсутствовала возможность осуществлять идентификацию клиентов и выявлять операции, подлежащие обязательному контролю. Правила внутреннего контроля не разработаны и не утверждены, специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, не назначено. В результате бездействия ИП ФИО2, выразившегося в непринятии мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, нарушены права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, а также интересы Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Просит суд обязать ИП ФИО2, ИНН ***, ОГРНИП ***, зарегистрироваться в личном кабинете на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», разработать и утвердить правила внутреннего контроля, назначить специальное должностное лицо ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, - в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор *** ФИО1 исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ИП ФИО2 исковые требования прокурора признала в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора *** обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" устанавливает, что в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 06.03.2020 г. прокуратурой *** на основании решения от 05.03.2020 г. *** в присутствии ИП ФИО2 проведена проверка исполнения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Проверкой установлено, что ИП ФИО2 по адресу: ***, осуществляет деятельность по предоставлению риэлтерских услуг при осуществлении сделок по аренде, купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение. В истекшем периоде *** ИП ФИО2 осуществлено сопровождение трех сделок по купле-продаже недвижимого имущества. Вопреки требованиям Федерального закона № 115-ФЗ, постановления правительства РФ от 18.01.2003 № 28 ИП ФИО2 не зарегистрирована в Федеральной службе по финансовому мониторингу, не разработаны правила внутреннего контроля, не осуществляется идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя (л.д.8).
ФИО2 поставлена на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ *** в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, с присвоением ИНН *** налоговым органом ИФНС России по *** (л.д.10).
Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя подтверждается регистрация ФИО2 в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя ***, дата *** (л.д.9).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от *** основным видом деятельности ИП ФИО2, ОГРНИП ***, ИНН ***, является операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.3). В качестве дополнительного вида деятельности предусмотрено предоставление посреднических услуг по аренде, а также консультационных услуг при аренде и купле-продаже недвижимости (ОКВЭД 68.31.1-68.31.4) (л.д.12-16).
В соответствии с п.п. 1, 1.1, 2, 3, 4, 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя; при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов, в том числе иностранных структур без образования юридического лица, получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов; принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта. Идентификация бенефициарных владельцев клиентов не проводится (за исключением случаев направления уполномоченным органом запроса в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта); обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений; документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по указанным в пунктах 1 - 1.4, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами; не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), операторов инвестиционных платформ, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 №804 утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей (далее по тексту - Правила), устанавливающие порядок формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности ли терроризму, и доведения перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, указанных в части второй статьи 5 Федерального закона.
Согласно п.20 Правил информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, размещается на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт).
Информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, размещается на официальном сайте (п.20(1) Правил).
Согласно п. 21 Правил доведение информации, предусмотренной пунктами 20 и 20.1 настоящих Правил, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты. Через личные кабинеты информация, предусмотренная пунктами 20 и 20.1 настоящих Правил, доводится также до адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
Согласно п. 24 Правил в соответствующем разделе официального сайта об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, размещается следующая информация:
а) наименование, идентификационный номер налогоплательщика - в отношении организаций;
б) фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), дата рождения, место рождения (если имеется указанная информация) - в отношении физических лиц.
В соответствии с п.п. 1-3, 6 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 №667, правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются документом, который оформлен на бумажном носителе и который: регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в организации; устанавливает обязанности и порядок действий руководителя организации, индивидуального предпринимателя и работников организации, индивидуального предпринимателя в целях осуществления внутреннего контроля; определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации индивидуальным предпринимателем.
В силу положений ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика индивидуального предпринимателя ФИО2 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора *** удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 ИНН ***, ОГРНИП ***, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрироваться в личном кабинете на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 ИНН ***, ОГРНИП ***, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить правила внутреннего контроля.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 ИНН ***, ОГРНИП ***, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу назначить специальное должностное лицо ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО3 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме *** рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд, через Мичуринский городской суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2020 года.
Председательствующий С.Н. Старилов